ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-153/2022 от 13.04.2022 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2-153/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13.04.2022 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Додеус О.С.,

при секретаре Разгуляевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по иску Мазур Е.А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Администрации Сергиево-Посадского городского округа об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, категории земель и вида разрешенного использования,

УСТАНОВИЛ:

Мазур Е.А. обратилась в суд с уточненным исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства, Администрации Сергиево-Посадского городского округа об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, категории земель и вида разрешенного использования.

В обоснование требований истец указала, что является собственником следующих объектов недвижимости: части здания: гараж на 6 боксов, общей площадью 164,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>); нежилого здания: магазин, общей площадью 144,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>); части здания: хозплощадка, общей площадью 210,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>); здания овощехранилище, 1-этажного, общей площадью 284,5 кв.м, инв. , лит. Б, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>).

Гараж на 6 боксов и магазин были приобретены истцом по договору купли-продажи на аукционе, ранее данные объекты принадлежали на праве хозяйственного ведения ДГУП «ЖКХ » ФГУП «УС при Спецстрое России»; хозплощадка и здание овощехранилище также приобретены по возмездным сделкам.

Постановлением Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Мо от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 544,73 кв.м для размещения части здания: гараж на 6 боксов, общей площадью 164,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес>.

Постановлением Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Мо от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 293,99 кв.м для размещения нежилого здания: магазин, общей площадью 144,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес>.

В дальнейшем органом местного самоуправления истцу было предложено оформить земельный участок под объектами недвижимости как под единым комплексом.

В 2010 году Архитектурно-планировочным управлением по Сергиево-<адрес> Мо была разработана проектная документация земельного участка под объектами недвижимости: магазин-кафе, административно-хозяйственное здание и гараж на 6 боксов. Схема расположения земельного участка площадью 2503 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для предпринимательства: магазин и обслуживание автотранспорта, была подготовлена в установленном законом порядке и согласована с Администрацией <адрес>, смежными землепользователями и Администрацией Сергиево-<адрес> Мо. Однако, по независящим от истца причинам, постановление об утверждении схемы издано не было.

ДД.ММ.ГГГГМазур Е.А. обратилась в орган местного самоуправления за предварительным согласованием предоставления земельного участка под объектами недвижимости площадью 2608 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предпринимательство, с целью осуществления деятельности собственником зданий/сооружений.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сергиево-Посадского городского округа Мо было отказано в предоставлении данной услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок пересекается с землями государственного лесного фонда (Сергиево-Посадское лесничество – 94,72%), а именно с учтенным в ЕГРН многоконтурным земельным участком с к.н. , категория земель: земли лесного фонда, площадь наложения 2470,47 м. Кроме того, испрашиваемый земельный участок согласно ПЗЗ расположен в нескольких территориальных зонах: в производственной зоне П (0,31 кв.м), в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1 (137,50 кв.м), территория лесного фонда (94,72%).

Полагает, что координаты поворотных точек границ и местоположение земельного участка с к.н. (земли лесного фонда) не соответствуют их фактическому местоположению, что является реестровой ошибкой. Исправление данной реестровой ошибки позволит истцу оформить свои права на земельный участок.

На основании изложенного, с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просит суд согласно варианта экспертного заключения , подготовленного экспертом Козловым А.В. исправить реестровую ошибку в координатах поворотных точек границ земельного участка с к.н. и установить границы земельного участка площадью 2608 кв.м, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предпринимательство.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ясинский А.М. уточненный иск поддержал по изложенным выше доводам. Настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в заседание не явился, извещен, представил письменные возражения на иск, в которых отразил, что поскольку испрашиваемый участок располагается частично с наложением на земли Гослесфонда, использование которых помимо ведения лесного хозяйства, для иных целей законом не допускается, то оснований для удовлетворения иска не имеется. Просил в иске отказать и рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Сергиево-Посадского городского округа <адрес> по доверенности Зюзюкина Е.М. иск не признала, против его удовлетворения возражала, поддержав позицию, изложенную органом местного самоуправления в ответе на заявление истца в досудебном порядке в орган местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Полагала, что оснований для установления границ земельного участка испрашиваемого истцом по варианту экспертного заключения не имеется, так как в этом случае земельный участок будет находиться в двух территориальных зонах, площадь участка превышает необходимый и ранее согласованный размер.

Третьи лица без самостоятельных требований Унанян О.В., Корнилов А.Н., Управление Росреестра по <адрес>, Комитет по архитектуре и градостроительству Мо, Минимущество Мо в заседание не явились, извещены, не просили суд об отложении судебного разбирательства.

Третье лицо ООО предприятие «Алгем+», будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Третье лицо Комитет лесного хозяйства <адрес> в лице представителя Ардатова В.В. в судебное заседание не явилось, извещено, об уважительности причин неявки суд не уведомило, ранее представило письменный отзыв на исковые требования, в котором указало на отсутствие законных оснований для удовлетворения исковых требований Мазур Е.А., так как строения, принадлежащие истцу на праве собственности, расположены на земельном участке с к.н. общей площадью 8727105 кв.м, с категорией земель: земли лесного фонда, с разрешенным использованием: для размещения объектов лесного фонда. В силу ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям лесного фонда, ограничиваются в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Мазур Е.А. является собственником следующих объектов недвижимости: части здания: гараж на 6 боксов, общей площадью 164,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>); нежилого здания: магазин, общей площадью 144,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>); части здания: хозплощадка, общей площадью 210,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>); здания овощехранилище, 1-этажного, общей площадью 284,5 кв.м, инв. , лит. Б, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>). Гараж на 6 боксов и магазин были приобретены истцом по договору купли-продажи на аукционе, ранее данные объекты принадлежали на праве хозяйственного ведения ДГУП «ЖКХ » ФГУП «УС при Спецстрое России»; хозплощадка и здание овощехранилище также приобретены по возмездным сделкам.

Постановлением Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Мо от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 544,73 кв.м для размещения части здания: гараж на 6 боксов, общей площадью 164,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес>.

Постановлением Главы Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Мо от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ была утверждена схема расположения земельного участка площадью 293,99 кв.м для размещения нежилого здания: магазин, общей площадью 144,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-<адрес>.

В 2010 году Архитектурно-планировочным управлением по Сергиево-<адрес> Мо была разработана проектная документация земельного участка под объектами недвижимости: магазин-кафе, административно-хозяйственное здание и гараж на 6 боксов. Схема расположения земельного участка площадью 2503 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для предпринимательства: магазин и обслуживание автотранспорта, согласована с Администрацией <адрес>, смежными землепользователями и Администрацией Сергиево-<адрес> Мо. Постановление об утверждении схемы в материалы дела не представлено.

ДД.ММ.ГГГГМазур Е.А. обратилась в орган местного самоуправления за предварительным согласованием предоставления земельного участка под объектами недвижимости площадью 2608 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский г.о., <адрес>,9б,19, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предпринимательство, с целью осуществления деятельности собственником зданий/сооружений.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сергиево-Посадского городского округа Мо истцу было отказано в предоставлении данной услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок пересекается с землями государственного лесного фонда (Сергиево-Посадское лесничество – 94,72%), а именно с учтенным в ЕГРН многоконтурным земельным участком с к.н. , категория земель: земли лесного фонда, площадь наложения 2470,47 м. Кроме того, испрашиваемый земельный участок согласно ПЗЗ расположен в нескольких территориальных зонах: в производственной зоне П (0,31 кв.м), в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1 (137,50 кв.м), территория лесного фонда (94,72%). В то же время, в соответствии с Генеральным планом Сергиево-Посадского городского округа Мо, участок в площади 2470,43 кв.м расположен за границами населенного пункта <адрес>.

Обращаясь в суд с данным иском, Мазур Е.А. полагает, что координаты поворотных точек границ и местоположение земельного участка с к.н. (земли лесного фонда) не соответствуют их фактическому местоположению, что является реестровой ошибкой.

Для правильного разрешения дела судом назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «ГЕОИД» Козлову А.В.; отводов эксперту не заявлено.

Согласно заключению , подготовленного экспертом ООО «ГЕОИД» Козловым А.В., при визуальном обследовании земельного участка по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский г. о., <адрес>, 9б, 19, <адрес>, экспертом установлено, что его фактическая граница на местности ничем не закреплена. На территории данного и смежных/близлежащих земельных участках расположены здания, между которыми пролегают проезды. В приложении отображено местоположение земельного участка по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский г. о., <адрес>, 9б, 19, <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории из материалов дела, выполненной кадастровым инженером Седовой Е.В. Обоснованность размера и конфигурации данного участка обусловлена расположенными на нём зданиями и прилегающей к ним территорией, необходимой для эксплуатации зданий в соответствии с их назначением, границами смежных земельных участков по сведениям ЕГРН. В материалах дела присутствует проектная документация данного земельного участка 2010 года, в которой его граница имеет некоторое отличие в северо-западной части по отношению к границе, отображенной на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером Седовой Е.В., и площадь этого участка на проектной документации меньше его площади на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером Седовой Е.В., на 105 кв.м (приложение ). Данные отличия заключаются в увеличении отступа границы земельного участка от зданий с северо-западной стороны. Увеличение отступа от зданий мойки и автосервиса с их северной стороны с двух до четырёх метров обосновано необходимостью въезда и выезда из указанных зданий автомобилей.

Участок с кадастровым номером представляет собой многоконтурный участок очень большой площади. Вопросы, поставленные перед экспертом, не предполагают обследования данного участка целиком, проводится исследование только части границы участка с кадастровым номером , проходящей вблизи участка по адресу: <адрес>, <адрес>. Таким образом, остальные части границы участка с кадастровым номером экспертом не обследовались и остаются без изменения.

Из приложения видно, что граница земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН накладывается на границу земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Площадь наложения составляет 2 470 кв. м, что составляет 95% от площади испрашиваемого земельного участка. Конфигурация наложения представлена в приложении .

Участок с кадастровым номером фактических ограждений не имеет, относится к землям лесного фонда. Представитель собственника, извещённый телеграммой, на обследование объекта не явился и не дал пояснений по прохождению границы участка. Кроме того, из приложения видно, что участок с кадастровым номером по сведениям ЕГРН перекрывает <адрес>, которая существовала до его постановки на кадастровый учёт в 2014 году. Таким образом, фактическое землепользование участка с кадастровым номером в районе участка по адресу: <адрес><адрес>, не соответствует сведениям ЕГРН.

Местоположение границы земельного участка с кадастровым номером определено картометрическим методом, геодезические измерения при проведении кадастровых работ по его постановке на кадастровый учёт не проводились. Согласно 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровой ошибкой является воспроизведённая в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Экспертом путём анализа произведённых измерений и сопоставления полученных данных с материалами дела и данными ЕГРН установлено, что пересечение земельного участка по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский г. о., <адрес>, <адрес>, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером является следствием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .

Исправление ошибки в сведениях ЕГРН об участке с кадастровым номером должно осуществляться в соответствии со статьей 60.2 Закона 218-ФЗ, путём исключения из участка с кадастровым номером площади пересечения с участком по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, 9б, 19, <адрес>.

По варианту граница земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, устанавливается в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером Седовой Е.В. (за исключении точки 12, которая удалена). По данному варианту участок будет иметь пересечение с многофункциональной общественно-деловой зоной "О-1" (площадь пересечения 137,5 кв. м). Ошибка в сведениях ЕГРН об участке с кадастровым номером исправляется путём исключения из него площади пересечения с участком по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

По варианту граница земельного участка по адресу: <адрес>, Сергиево-Посадский г. о., <адрес>, 9б, 19, <адрес>, устанавливается в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной кадастровым инженером Седовой Е.В., за исключением юго-восточной части земельного участка, которая сдвигается в противоположную от <адрес> сторону на расстояние от 4,7 до 8,6 м. По данному варианту пересечение с многофункциональной общественно-деловой зоной "О-1" отсутствует. Ошибка в сведениях ЕГРН об участке с кадастровым номером исправляется путём исключения из него площади пересечения с участком по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Выводы судебной экспертизы мотивированы, имеют обоснования, заключение содержит ссылки на методики, источники, составлено экспертом, предупрежденным об ответственности за дачу ложного заключения, обладающим необходимым образованием и специальностью, имеющим достаточный стаж работы по специальности.

Заключение эксперта соответствует требованиям, предъявленным к его содержанию ст. 86 ГПК РФ, сторонами не оспорено, оно принимается судом как допустимое доказательство и оценено судом в совокупности с иными доказательствами по делу в порядке ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры подлежат разрешению в судебном порядке. Способы и основания, при которых право на земельный участок подлежит защите, установлены статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 60, 61 ЗК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав в сфере землепользования осуществляется судом путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем признания недействительными не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно части 2 статьи 8 названного Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Частью 3 статьи 61 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В статье 22 Федерального закона ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).

Положения Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», содержащиеся в нормах вышеперечисленного ныне действующего законодательства, предусматривают, что при установлении границ земельных участков должны учитываться фактически сложившееся на местности границы смежных земельных участков и фактическое землепользование соседей.

При рассмотрении данного дела наличие территориального спора между правообладателями смежных участков судом не установлено. Наличие же реестровой ошибки подтверждено заключением судебного эксперта, не опровергнутого иными средствами доказывания.

В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу положений закрепленных в подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3, пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

Разрешая требования истца, суд полагает возможным установить границы земельного участка истца по варианту экспертного заключения, площадью 2240 кв.м, так как образование спорного земельного участка по выбранному варианту практически соответствует фактическому порядку пользования, который существует длительное время, определяется находящимися на нем постройками, при этом испрашиваемый земельный участок расположен в одной территориальной зоне, что позволит в последующем истцу реализовать свое право на оформление его в собственность.

Данный вариант не нарушает интересы смежных землепользователей, спора относительно границ не заявлено; указанный вариант обеспечивает возможный проезд к иным объектам, расположенным за его пределами.

Границы участка по выбранному варианту будут проходить также с учетом обеспечения технической зоны обслуживания строений, расположенных на участке и используемых истцом, подъезда к ним.

Учитывая наличие в собственности истца нескольких строений, расположенных в непосредственной близости друг от друга и отсутствие возражений со стороны администрации в этой части, суд полагает возможным образование единого земельного участка, с учетом площади необходимой для эксплуатации и обслуживания зданий.

Поскольку в целях защиты прав истца необходимо исключение наложений, то оснований для исключения сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером в целом не имеется. Ответчиком не представлено достаточных и допустимых доказательств того, что на спорном участке располагаются лесные насаждения и таковой расположен в лесной зоне.

Вариант экспертного заключения судом не принимается, так как испрашиваемый участок будет находиться в двух территориальных зонах, что повлечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в территориальное планирование. Стороной истца не представлено доказательств соответствия истребованного размера земельного участка (2608 кв.м), в то же время экспертом предложен технически возможный вариант определения границ земельного участка в меньшей площади. При этом суд учитывает, что существенных возражений по установлению границ участка по варианту экспертного заключения со стороны органа местного самоуправления не имеется.

Разрешая требования истца об установлении вида разрешенного использования спорного земельного участка, суд учитывает следующее.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По общему правилу основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор видов разрешенного использования).

Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Таким образом, вопрос установления соответствия разрешенного использования земельного участка виду разрешенного использования "предпринимательство" должен рассматриваться органами, наделенными публичными функциями, реализующими административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов.

В рамках данного дела предметом оспаривания не являлись ни решение уполномоченного органа, принятое по результатам рассмотрения заявления об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования, ни бездействие, выразившееся в не рассмотрении такого заявления.

Согласно положениям статьи 10 Конституции Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", у суда отсутствуют самостоятельные полномочия по установлению вида разрешенного использования земельного участка.

При этом, требование, касающееся признания вида разрешенного использования земельного участка соответствующим виду разрешенного использования "предпринимательство", не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку вопрос соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования разрешается в публично-правовом порядке.

Разрешая требования истца об отнесении спорного земельного участка к категории «земли населенных пунктов», суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (пункт 12 статьи 14).

Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи 14).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, и об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую (пункт 12).

Учитывая, что вопрос об отнесении земельного участка к определенной категории земель/о переводе земельного участка из одной категории в другую рассматривается органами государственной власти/органами местного самоуправления, до установления в судебном порядке местоположения земельного участка основания для присвоения категории отсутствовали, при этом суд не подменяет государственные органы власти, то сторона истца не лишена права обращения с данными требованиями с соответствующими требованиями в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мазур Е.А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Администрации Сергиево-Посадского городского округа об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка, категории земель и вида разрешенного использования, - удовлетворить частично.

Установить местоположение границ земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 2240 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, в соответствии вариантом экспертного заключения , подготовленного экспертом ООО «ГЕОИД» Козловым А.В., по следующим геоданным:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В целях исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, переопределить границы земельного участка с кадастровым в месте пересечения с границей земельного участка по адресу: <адрес><адрес>, (до точки с координатами Х= 546220.97, Y= 2225477.22 включительно и начиная с точки c координатами Х= 546251.69, Y= 2225403.04 координаты участка с кадастровым номером сохраняются без изменений)

Наименования точек

Координаты, МСК-50

Длины линий, м

Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м

Примечание

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований Мазур Е.А. к Администрации Сергиево-Посадского городского округа об установлении категории земель и вида разрешенного использования участка, - отказать.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственной реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано сторонами и иными участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.С. Додеус