ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1540/2022УИД520012-01-2022-000816-79 от 20.07.2022 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-1540/2022 УИД 52RS0012-01-2022-000816-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года г. Бор

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шабровой А.А., при секретаре судебного заседания Волковой Т.А., представителя ответчика ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции к ТСН «Красногорка-6» о возложении обязанности принять меры по исполнению предписания,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция обратилась в суд с иском к ТСН «Красногорка-6», в котором просят возложить на ТСН «Красногорка-6» обязанность принять меры по исполнению предписания Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а именно – произвести ежегодную корректировку размера платы за отопление за отопительные периоды 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 г.г., исходя из фактического объема потребления тепловой энергии, рассчитанного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии всем собственникам помещений в многоквартирном .

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции (далее - Госжилинспекция) поступило обращение З.C. по вопросу начисления платы за отопление по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекцией в отношении ТСН «Красногорка-6» на основании приказа проведена внеплановая документарная проверка. В ходе проверки установлено, что многоквартирный с 2015 года оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с сентября 2015 года по август 2018 года производился исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, рассчитанного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. По окончании отопительного периода 2015-2016 года жителям многоквартирного ТСН «Красногорка-6» произведена корректировка размера платы за отопление по фактическому объему потребления тепловой энергии, рассчитанному исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за 2015-2016 года. Согласно сведениям ТСН «Красногорка-6» сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2015-2016 года составила 235444,63 руб. в сторону уменьшения платы. То есть корректировка за отопление для жилого помещения. должна составить 235444,63 руб. /2811,00 кв.м. х 47,00 кв.м = 3936,64 рублей, где 2811,00 кв.м. общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме; 47,00 кв.м. площадь жилого помещения . Однако, корректировка размера платы за отопление для жилого помещения, отраженная на лицевом счете, составила 2503,22 руб. Сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2016- 2017 года составила 109 607,16 руб. в сторону уменьшения платы. Однако, сумма корректировки за отопление направлена на текущий ремонт многоквартирного дома на оплату работ по Договору на выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношение общего имущества многоквартирного дома, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о направлении денежных средств, полученных в результате корректировки размера платы за отопление за отопительный период 2016-2017 года на ремонт общего имущества, что подтверждается копией протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма корректировки по многоквартирному дому в делом за отопление за отопительный период 2017- 2018 г.г. составила 298618,80 руб. в сторону уменьшения платы.

Однако, сумма корректировки за отопление направлена на текущий ремонт многоквартирного дома на оплату работ по Договору на выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношение общего имущества многоквартирного дома, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о направлении денежных средств полученных в результате корректировки размера платы за отопление за отопительный период 2017-2018 года на ремонт общего имущества, что подтверждается копией протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2018-2019 г.г. года составила 176 866,02 руб. в сторону уменьшения платы

То есть корректировка за отопление для жилого помещения должна составить 176866,02 руб./ 2811,00 кв.м. х 47,00 кв.м. = 2957,20 рублей, где 2 811,00 кв.м. общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме; 47,00 кв.м. площадь жилого помещения . В силу п. 21,23 Порядка предоставлении коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действующее до ДД.ММ.ГГГГ, и п 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действующих с ДД.ММ.ГГГГ, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (при отсутствии индивидуальных приборов учета) расчет размера платы производится исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии, рассчитанных исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. При этом исполнитель производит корректировку за отопление в 1 квартале года, следующего за расчетным годом, исходя из показаний коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии. Таким образом, денежные средства, полученные в результате корректировки за отопление, должны быть возвращены собственникам (потребителям) жилых помещений, возможность о направлении денежных средств, полученных в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению на работы по ремонту общего имущества или иные работы, в том числе по решению общего собрания собственников законодательством не предусмотрена. Также Жилищным Кодексом Российской Федерации не установлено право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а именно по распределению экономии, полученной от ежегодной корректировки размера платы за отопление на ремонт общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, в нарушение вышеперечисленных нормативных актов, собственникам (потребителям) многоквартирного , ежегодная корректировка размера платы за отопление за отопительные периоды 2016-2017 г.г. и 2017-2018 г.г, не произведена, ежегодная корректировка размера платы за отопление за отопительные периоды 2015-2016 г.г. и 2018-2019 г.г., произведена не верно. В связи с вышеизложенным Госжилинспекцией в адрес ТСН «Красногорка-6» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки выполнения работ по предписанию установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, по результатам проверки выдано повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ с конечным сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени выявленные нарушения ТСН «Красногорка-6» не устранены. Учитывая то, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, обращаются с настоящим иском.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа .

В судебное заседание представители истца Государственной жилищной инспекции и третьего лица Администрации городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика председатель ТСН «Красногорка-6» ФИО1, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, или ими не представлены сведения о причинах неявки и суд признает причины их неявки неуважительными.

При указанных обстоятельствах, а также, учитывая, что информация о слушании дела размещена на официальном сайте Борского городского суда , суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно п. 40 указанных Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 21,23 Порядка предоставлении коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действующее до ДД.ММ.ГГГГ и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пункт 42(1) (далее - Правила ), оплата коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении многоквартирного (далее - МКД) или жилого дома, который оборудован общедомовым или индивидуальным прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, осуществляется равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год начисление осуществляется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

При этом начисленный размер платы в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем исходя из показаний ОДПУ, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год.

В судебном заседании установлено, что способ управления многоквартирным домом по ТСН «Красногорка-6».

Многоквартирный жилой с 2015 года оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ от жильца поступило обращение о необходимости проверки исполнения ТСН «Красногорка-6» обязательных требований, установленных к определению размера платы за отопление.

ДД.ММ.ГГГГ Государственная жилищная инспекция , как орган государственного контроля (надзора), вынесла приказ о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ТСН «Красногорка-6» с целью проверки фактов о нарушении прав потребителей, изложенных в обращении потребителя (вх. № ОГ-515-100822/21 от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Ф. на основании приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная внеплановая проверка в отношении ТСН «Красногорка-6».

В ходе проверки установлено следующее.

В ТСН «Красногорка-6» расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с сентября 2015 года по август 2018 года производился исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, рассчитанного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

По окончании отопительного периода 2015-2016 года жителям многоквартирного ТСН «Красногорка-6» произведена корректировка размера платы за отопление по фактическому объему потребления тепловой энергии, рассчитанному исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за 2015-2016 года.

Согласно сведениям ТСН «Красногорка-6» сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2015-2016 года составила 235444,63 руб. в сторону уменьшения платы. То есть корректировка за отопление для жилого помещения. должна составить 235444,63 руб. /2811,00 кв.м. х 47,00 кв.м = 3 936,64 рублей, где 2 811,00 кв.м. общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме; 47,00 кв.м. площадь жилого помещения .

Однако, корректировка размера платы за отопление для жилого помещения, отраженная на лицевом счете, составила 2503,22 руб.

Сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2016- 2017 года составила 109 607,16 руб. в сторону уменьшения платы.

Однако, сумма корректировки за отопление направлена на текущий ремонт многоквартирного дома на оплату работ по Договору на выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношение общего имущества многоквартирного дома, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о направлении денежных средств, полученных в результате корректировки размера платы за отопление за отопительный период 2016-2017 года на ремонт общего имущества, что подтверждается копией протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2017- 2018 г.г. составила 298 618,80 руб. в сторону уменьшения платы.

Однако, сумма корректировки за отопление направлена на текущий ремонт многоквартирного дома на оплату работ по Договору на выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношение общего имущества многоквартирного дома, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о направлении денежных средств полученных в результате корректировки размера платы за отопление за отопительный период 2017-2018 года на ремонт общего имущества, что подтверждается копией протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма корректировки по многоквартирному дому в целом за отопление за отопительный период 2018-2019 г.г. года составила 176 866,02 руб. в сторону уменьшения платы

То есть корректировка за отопление для жилого помещения должна составить 176866,02 руб./ 2811,00 кв.м. х 47,00 кв.м. = 2957,20 рублей, где 2 811,00 кв.м. общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме; 47,00 кв.м. площадь жилого помещения .

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в отношении ТСН «Красногорка-6», согласно которому ТСН «Красногорка-6» необходимо произвести ежегодную корректировку размера платы за отопление за отопительные периоды 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 г.г., исходя из фактического объема потребления тепловой энергии, рассчитанного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии всем собственникам помещений в многоквартирном .

ТСН «Красногорка-6» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного предписания Государственной жилищной инспекции .

Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А43-36520/2021 в удовлетворении заявления ТСН «Красногорка-6» о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, отказано.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки выполнения работ по предписанию установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, по результатам проверки выдано повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ с конечным сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Предписания до настоящего времени не исполнены, что не отрицалось представителем ТСН «Красногорка-6» ФИО1

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Предписание Государственной жилищной инспекции выдано в пределах компетенции данного органа, с учетом установленных при проверках нарушений прав граждан, для устранения которых истцом приняты все возможные меры воздействия по стимулированию ответчика ликвидировать данные нарушения.

Предписание Государственной жилищной инспекции незаконным признано не было, в связи с чем, оно является обязательным для исполнения ответчиком.

При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика ТСН «Красногорка-6» ФИО1 о том, что денежные средства, выявленные впоследствии корректировки размера платы за отопление по многоквартирному дому были по общему решению собрания собственников жилья направлены на текущий ремонт многоквартирного дома и оплаты работ по договора на оказание услуг, что освобождает ТСН от возвращения денежных сумм собственникам, суд отклоняет, поскольку Жилищным Кодексом Российской Федерации не установлено право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а именно по распределению экономии, полученной от ежегодной корректировки размера платы за отопление на ремонт общего имущества многоквартирного дома. Средства, полученные в результате корректировки платы за отопление, не могут быть направлены на иные цели, кроме как на начисление платы за коммунальную услугу отопления.

В связи с изложенным требования истца о возложении на ответчика обязанности принять меры по исполнению предписаний Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для совершения указанных действий – до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его разумным и достаточным для выполнения комплекса работ по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции удовлетворить.

Возложить на ТСН «Красногорка-6» обязанность принять меры по исполнению предписания Государственной жилищной инспекции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а именно – произвести ежегодную корректировку размера платы за отопление за отопительные периоды 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 г.г., исходя из фактического объема потребления тепловой энергии, расчитанного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии всем собственникам помещений в многоквартирном , в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ТСН «Красногорка-6» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Шаброва