Дело № 2-1541/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 ноября 2018 года г.Магнитогорск Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего Керопян Л.Д. при секретаре Бородаенко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузиной А.В. к администрации г.Магнитогорска, ООО «КУРС» о возложении обязанности по установке и оборудованию детской игровой площадки, У С Т А Н О В И Л: Кузина А.В., с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к Администрации г.Магнитогорска, в котором просит обязать ответчика в течение 4 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, установить и оборудовать детскую игровую площадку (малую архитектурную форму) квартале по адресу: "адрес" а именно:
Также просит обязать Администрацию г.Магнитогорска в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать детскую игровую площадку, в квартале по адресу: "адрес" ударопоглощающим покрытием; установить на детской площадке ограждение. Обязать ООО «КУРС» демонтировать и удалить с игровой площадки в течение 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу железную травмоопасную конструкцию - турник (л.д.207-213). В обосновании исковых требований истец указал, что ранее на указанной детской игровой площадке располагались горка детская, детская качель. Затем они были демонтированы, так как являлись травмоопасными. На сегодняшний день на площадке остались отдельные конструкции, являющиеся травмоопасными, в связи с чем, эксплуатация данной площадки не создает условий для здорового и безопасного образа жизни населения, а так же отдыха, оздоровления и занятости детей, соответствующим требованиям ГОСТ. Неоднократные обращения к ответчику Администрации г.Магнитогорска должного результата не дали. Истец Кузина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении. Представитель истца Ерофеева Т.К., действующая на основании устного заявления истца, занесенного в протокол судебного заседания, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика Администрации г.Магнитогорска Земнюхов Я.В., действующий на основании доверенности о 29.05.2018 года (л.д.156), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в настоящий момент мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов производятся в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 01.09.2017 года № 470-П «О государственной программе Челябинской области «Благоустройство населенных пунктов Челябинской области «на 2018 - 2022 годы» Данное постановление вступило в силу 01.01.2018 года. В соответствии с ним в г. Магнитогорске действует программа «Формирование комфортной городской среды в г. Магнитогорске». Спорная дворовая территория не участвует в указанной программе, так как граждане не обращались с заявкой на участие. Так же установка детской площадки не предусматривалась реестром мероприятий по наказам избирателей депутатам МГСД на 2017, 2018г. таким образом истцом требования об установке детской площадки не были доведены до сведения уполномоченных лиц, следовательно данные мероприятия не планировались и на их проведение не предусматривается выделение финансирования. Суду представлены письменные возражения (л.д.154-155). Представитель ответчика ООО «КУРС» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ООО «КУРС». Будучи ранее допрошенным, представитель ООО «КУРС» исковые требования не признал ввиду того, что земельный участок принадлежит Администрации г. Магнитогорска, к полномочиям муниципалитета относится установление детской площадки. Заслушав в судебном заседании истца, его представителя, представителя ответчика - администрации г.Магнитогорска, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено и отрицалось сторонами, что в квартале по адресу: "адрес" отсутствует детская игровая площадка, соответствующая требованиям национального стандарта 52301 - 2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования». В настоящее время там имеются отдельные конструкции (л.д.122-125), которые являются травмоопасными о осуществлять на них игровую деятельность невозможно. В соответствии с частью 1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно п.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В силу ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Причем под земельным участком в данном случае понимается не только участок земли, непосредственно занятый многоквартирным домом, но и придомовая территория. Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденному Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605). В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с обеспечением выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, установлено, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей (п. 5 раздела Б). В приложении 4 (рекомендуемом) в перечне работ по содержанию жилых домов, выполняемых при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период указан ремонт оборудования детских и спортивных площадок. В соответствии с подпунктом 3 пункта 71 Правил при осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории размер прилегающей территории определяется от границ отведенной территории, исходя из следующих параметров: - для нежилых зданий, многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, не сформированных или сформированных по отмостке здания: а) по длине - на длину здания плюс половина санитарного разрыва с соседними зданиями, в случае отсутствия соседних зданий - 25 метров; б) по ширине - от фасада здания до края проезжей части дороги, а в случаях: наличия местного проезда, сопровождающего основную проезжую часть улицы, - до ближайшего к зданию бордюра местного проезда; устройства на магистралях бульваров - до ближайшего бордюра ближнего к зданию тротуара; устройства вокруг здания противопожарного проезда с техническим тротуаром - до дальнего бордюра противопожарного проезда. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Согласно п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: благоустройство территории поселения, в частности, утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (ч.1.1). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.2). В силу ст.39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановление Правительства Челябинской области от 01.09.2017 N 470-П (ред. от 13.08.2018) "О государственной программе Челябинской области "Благоустройство населенных пунктов Челябинской области" на 2018 - 2022 годы" (вместе с "Государственной программой Челябинской области "Благоустройство населенных пунктов Челябинской области" на 2018 - 2022 годы") одним из главных приоритетов развития городской территории является создание благоприятной для проживания населения и ведения экономической деятельности городской среды. Уровень благоустройства определяет комфортность проживания граждан и является одной из проблем, требующих каждодневного внимания и эффективного решения, которое включает в себя комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению и устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. До настоящего времени благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ без взаимной увязки элементов благоустройства. Запущенное состояние многих территорий требует скорейшей модернизации. Неухоженность парков и скверов, отсутствие детских игровых площадок и зон отдыха во дворах, устаревшие малые архитектурные формы - все это негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения Челябинской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в рамках участия в реализации мероприятий настоящей государственной программы: осуществляют планирование и организацию работ по благоустройству территорий соответствующих муниципальных образований Челябинской области; обеспечивают проведение инвентаризации дворовых территорий многоквартирных домов, общественных территорий, индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в муниципальных образованиях Челябинской области, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, в соответствии с порядком, регламентирующим процедуру инвентаризации (приложение 4 к настоящей государственной программе); обеспечивают разработку и принятие муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы (далее именуются - муниципальные программы), корректировку действующих муниципальных программ, предусматривающих благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий и дворовых территорий и соответствующих требованиям пункта 14 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" (далее именуются - Правила), с учетом проведения общественных обсуждений (срок обсуждения - не менее 30 дней со дня опубликования проекта муниципальной программы, в том числе при внесении изменений в муниципальную программу) (для муниципальных образований Челябинской области, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1 тыс. человек); (пп. 3 в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 12.03.2018 N 94-П) обеспечивают включение в муниципальные программы в обязательном порядке мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий монопрофильных городских поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных образований Челябинской области; обеспечивают учет предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории, общественной территории в муниципальную программу и т.д. Таким образом, обязанность по установке детской площадки следует возложить на администрацию г. Магнитогорска, а по демонтажу и удалению игровой площадки на ООО «КУРС». При этом суд считает правильным определить ответчикам срок для исполнения решения суда в 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Доводы представителя ответчика - администрации г.Магнитогорска о занятии площади не менее 50%, основаны на неверном толковании норм материального права и опровергается показаниями в судебном заседании специалиста - эксперта ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» - Кондрух Ю.Н. Так, специалист показал суду, что фактическая площадь не препятствует установлению детской площадки; санитарно-защитная зона отсутствует, площадка предполагается в зоне Ж-1 (жилые дома); наличие подземных инженерных сетей из топосъемки не усматривается, но и их наличие не препятствует установке детской площадки, поскольку она не является объектом недвижимости и не будет препятствовать ремонту. Квалификация специалиста не вызывает у суда сомнений. Так, Кондрух Ю.Н. является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», НП «Палата судебных экспертов», членом некоммерческого партнерства «Объединение Судебных экспертов»; приказом директора ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» от 29.08.2014 года эксперт Кондрух ЮН. Компетентна проводить судебные экспертизы в областях: «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»; «Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требованиям специальных правил, определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или полной утраты ими своих свойств» и т.д. Доводы представителя истца об отсутствии вблизи дома истца иных детских площадок, не опорочены. Как пояснила суду истец, иная детская площадка находится далеко от их дома через проезжую часть. Что касается доводов ответчика о том, что п.2 иска будет неисполнимым, поскольку указанное изделие изготавливает конкретный исполнитель, а конкурс может выиграть иное лицо, то суд полагает, что у сторон имеется возможность ставить вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Кузиной А.В. удовлетворить. Обязать администрацию г.Магнитогорска в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить и оборудовать детскую игровую площадку (малую архитектурную форму) квартале по адресу: "адрес", а именно:
Обязать Администрацию г.Магнитогорска в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать детскую игровую площадку, в квартале по адресу: "адрес" ударопоглощающим покрытием и установить ограждение. Обязать ООО «КУРС» демонтировать и удалить с игровой площадки в квартале по адресу: "адрес" течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу железную травмоопасную конструкцию - турник. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска. Председательствующий: |