№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 октября 2013 года в гор. Кисловодске
Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М. при секретаре Карабутовой Д.В. с участием представителя истца - ОАО «Горэлектросеть» гор. Кисловодска – ФИО1 и ответчика ФИО2 рассмотрел дело
по иску ОАО «Горэлектросеть» гор. Кисловодска к ФИО2 об обеспечении доступа к месту установки коллективного (общедомового) прибора учёта потребления электроэнергии и о понуждении к заключению договора на его установку
у с т а н о в и л:
истец указывает, что снабжает электроэнергией многоквартирный жилой дом <адрес>; дом до настоящего времени в нарушение ст.13 ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не оборудован общедомовым прибором учёта из-за препятствования тому собственников квартир и их полномочного представителя ответчика ФИО2, которая и от подписания договора на установку коллективного (общедомового) прибора учёта электрической энергии отказывается.
Поддерживая исковые требования, представитель ОАО «Горэлектросеть» ФИО1 пояснила, что ввиду недопуска работников их организации к месту установки коллективного (общедомового) прибора учёта такой прибор, ВРУ 0,4кв., в нарушение закона до сих пор не установлен и не введён в эксплуатацию. Для установки прибора, кроме допуска к месту его установки, необходимо подписать договор по оплате прибора и работ по его установке, на что общим собранием собственников помещений дома уполномочена ответчик ФИО2 Ответчик от этой обязанности уклоняется. Просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФИО2 пояснила, что ещё в июле письменным заявлением на имя гендиректора ОАО «Горэлектросеть» уведомила его о допуске его работников к месту установки прибора учёта, заявляла об этом и устно не возражает этому и теперь. Принуждать её к предоставлению такого допуска необходимости нет. Договор на установку организацией истца прибора учёта она подписать не может, поскольку общее собрание собственников помещений дома решение о такой установке и её оплате не принимало. Этот договор истцу следует заключить с их управляющей компанией – ООО УК «Перспектива».
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Действительно, федеральным законом №261-ФЗ от 23.11.09г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено обязательное для собственников помещений многоквартирных домов оснащение таких домов коллективными приборами учёта потребляемой электроэнергии и ввод их в эксплуатацию в срок до 01.07.12г. (п.5 ст.12).
В случае неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома в установленный срок обязанности по оснащению дома коллективными (общедомовыми) приборами учета их установка производится в срок до 01 июля 2013 года ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов за счет средств собственников помещений этих домов. Указанные организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ФЗ-197 от 11.07.11г.).
Как подтверждают стороны, прибор учета используемой электрической энергии в многоквартирном доме по <адрес> в законные сроки собственниками его помещений и ресурсоснабжающей организацией (истцом) не установлен.
Его установка согласно ЖК производится за счёт собственников помещений дома и относится к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решение о производстве и финансировании которого находится в ведении общего собрания.
Так, в силу ст. 166 ч.1 п.6 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, включает в себя и установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – ч.1 ст. 189 ЖК РФ.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, установка коллективных и индивидуальных приборов учета относится к видам работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.06г. N491, коллективные приборы учета включаются в состав общего имущества многоквартирного жилого дома и принадлежат всем собственникам на праве общей долевой собственности. Установленный общедомовой прибор учета потребления электроэнергии должен быть внесен общим собранием собственников помещений в состав общего имущества дома для его дальнейшей эксплуатации сетевой организацией.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе и принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Сведения о созыве и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по пр. Дзержинского, 47 гор. Кисловодска по вопросу установки и оплаты коллективного (общедомового) прибора учета потребления электроэнергии суду не представлено. Потому суд исходит из того, что общее собрание решение по этим вопросам не принимало.
Исковые требования ОАО «Горэлектросеть» предъявлены к ФИО2 Последняя согласно протокола № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу пр. Дзержинского, 47 гор. Кисловодска, проведённого в форме заочногоголосования ДД.ММ.ГГГГ. наделена полномочиями представителя собственников помещений названного многоквартирного дома в органах государственной власти и местного самоуправления, контрольных, надзорных и иных органах, в судах, перед ресурсоснабжающими, обслуживающими и прочими организациями, правом осуществления контроля исполнения управляющей организацией договора управления, а также правом подписания договоров, актов выполненных работ, смет и иных документов, связанных с управлением, содержанием и ремонтом многоквартирного дома. Этим же общим собранием избран способ управления многоквартирным домом и управляющая организация – ООО УК «Перспектива» гор. Кисловодска.
ДД.ММ.ГГГГ. с ООО УК «Перспектива» заключён договор № об управлении, содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома сроком на один год с последующей пролонгацией на тот же срок при отсутствии заявлений сторон о его расторжении.
Исходя из дословно приведённой выше формулировки переданных ФИО2 полномочий: она, как уполномоченное общим собранием лицо, вправе подписывать договоры, в том числе и на установку общедомового прибора учёта, но самостоятельно принимать решение о его установке за счет средств фонда капитального ремонта она не вправе. Поэтому для надлежащего оформления договора недостаточно чтобы формально он был подписан уполномоченным лицом, о чём заявлен иск к ФИО2, но прежде всего чтобы полномочный орган – общее собрание – принял решение по существу отношений с ООО «Горэлектросеть» об установке и оплате коллективного (общедомового) прибора учета потребления электрической энергии. Последнее отсутствует.
Довод ответчика о том, что она извещала истца об обеспечении ему доступа к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета потребления электроэнергии подтверждается её письменным заявлением в адрес гендиректора ОАО «Горэлектросеть» и другие организации; из имеющихся на заявлении штампов видно, что в ОАО «Горэлектросеть» оно поступило ДД.ММ.ГГГГ., в администрацию гор. Кисловодска - ДД.ММ.ГГГГ., в ООО УК «Перспектива» - ДД.ММ.ГГГГ. и в ООО «Кисловодскэлектросбыт» - ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении указано, что настоящим полномочный представитель собственников помещений дома ФИО2 извещает о предоставлении доступа ОАО «Горэлектросеть» к электрощитовой дома №.
Представленные с исковым заявлением материалы не содержат данных о том, что работники истца не допускались к месту установки прибора в доме № после получения обществом ДД.ММ.ГГГГ. заявления уполномоченного лица о допуске.
При таких обстоятельствах в отсутствие фактов недопуска работников ресурсноснабжающей организации к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета потребления электроэнергии в удовлетворении требования об обязании (принуждении) ответчика к обеспечению такого допуска судебным порядком следует отказать.
Отказать в иске следует и потому, что установка индивидуальных (коллективных) приборов учета может быть выполнена согласно договору, обозначенному в ч.9 ст.13 ФЗ-261 от 23.11.09г. При обращении истца, ОАО «Горэлектросеть», в суд и на момент принятия данного решения такой договор не заключён.
В соответствии с Приказом Минэнерго России от 07.04.10г. N149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующие условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Пункт 3 раздела 1 устанавливает, что договор является публичным договором и заключается между исполнителем - организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое, юридическое, либо уполномоченное ими лицо – заказчик; п.3 Порядка) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Таким образом, требовать допуска к месту установки прибора и выполнять работы по его установке ресурсоснабжающая организация вправе только на основе договорных отношений. В данном случае ни собственники помещений дома, ни уполномоченное ими лицо, ни управляющая компания с заявкой о заключении договора об установлении коллективного прибора учёта к истцу не обращались. Поэтому требование о допуске к месту установки прибора заявлено преждевременно без правового основания – договора, порядок и существенные условия заключения которого нормированы Порядком, утверждённым приказом Минэнерго России от 07.04.10г. N149.
Истец требует понудить ответчика к заключению такого договора судебным решением. Оснований к этому нет.
Договор на установку прибора учета используемых энергетических ресурсов является публичным (п.3 Порядка, ст. 426 ГК РФ) и не относится к числу заключаемых в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ). Организация, предоставляющая услуги и товары на основании публичного договора не вправе отказаться от его заключения, но для лиц, могущих быть другой стороной такого договора (потребителей) его заключение не обязательно. Никто и в том числе ответчик ФИО2, как представитель собственников помещений многоквартирного дома, не может быть обязана к заключению публичного договора силой судебного принуждения.
Иное явилось бы грубым нарушением основополагающих принципов: понятия и свободы договора, его законности и обязательного согласования сторонами всех существенных условий договора – ст.ст.420-422,432 ГК РФ.
Представленный с иском проект договора на установку коллективного (общедомового) прибора учёта электрической энергии не отвечает требованиям действующего Порядка заключения и существенные условия договора, регулирующие условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов и, соответственно, положениям ч.4 ст. 426 ГК РФ. Кроме того, проект договора предусматривает приобретение заказчиком и самого прибора учёта у истца (п. 1.3), но не содержит сведений о его стоимости. Помимо прочего в условиях рыночной экономики понуждение лица к приобретению товара у конкретного продавца и на его условиях - недопустимо.
Так, цена возмездного договора на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов определяется соглашением сторон в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Действующим законодательством - пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Это существенное условие договора (п. 4.1 проекта) сторонами не согласовано и не может быть установлено для них на основании судебного усмотрения.
Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что Минэнерго России утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (Приказ от 16 апреля 2010г. N178). Истец, ОАО «Горэлектросеть», не представила суду данные о своём досудебном обращении к ответчику и собственникам помещений дома либо управляющей компании с предложением осуществления установки прибора по утверждённой для этого случая форме.
На основании установленных в состязательном процессе фактических обстоятельств дела и приведённых норм законодательства, суд нашёл исковые требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поэтому руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
р е ш и л:
открытому акционерному обществу «Горэлектросеть» гор. Кисловодска в иске к ФИО2 об обеспечении доступа к месту установки коллективного (общедомового) прибора учёта потребления электроэнергии и о понуждении к заключению договора на его установку – о т к а з а т ь.
Решение можно обжаловать в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й,
судья Кисловодского городского суда:
В.М. Супрунов