ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1541/2014 от 19.08.2014 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 Дело № 2-1541/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 19 августа 2014 года                                г.Новосибирск

 Октябрьский районный суд г. Новосибирска

 в составе:

 судьи                                         Пащенко Е.В.,

 при секретаре                                     Романовой Т.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ЮЛ1 об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с иском к ЮЛ1 об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, с учетом уточнений (л.д.37, 119), ссылался на следующие обстоятельства.

 15.05.2013г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.к. истец работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, имеет специальный трудовой стаж не менее 20 лет, страховой стаж – не менее 25 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке и иными документами, представленными ответчику.

 Однако, решением ответчика № 57 от 02.08.2013г. истцу было отказано в назначено досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отказом зачислить в трудовой стаж период работы с 11.03.1979г. по 11.08.1980г. и с 01.05.1981г. по 04.09.1981г., т.к. не было представлено доказательств того, что в указанные периоды истец выполнял обязанности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах на условиях полной занятости в течении полного рабочего дня.

 Однако, данный вывод ответчика не соответствует действительности – согласно трудовой книжке истца в период с 21.02.1979г. по 04.09.1981г. истец работал в ЮЛ2 в качестве водителя автобуса 2 класса, категории «Д». Согласно устава ЮЛ2, данная организация занималась регулярной перевозкой пассажиров.

 В связи с прекращением деятельности ЮЛ2 и его правопреемника ЮЛ3, истец лишен возможности получить уточняющую справку.

 Однако, согласно архивной справке от 21.01.2014г., с 11.03.1979г. истец был допущен к работе на автобусе ЛИАЗ-677 во второй автоколонне с повременно-премиальной оплатой труда. При этом данная модель автомобиля является городским автобусом, предназначенным для перевозки пассажиров.

 При этом, согласно Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах (приложение к письму Минтранс России от 02.07.1992г. № 3-пр), под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц. Кроме того, водителям при работе на городских автобусах регулярных линий устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями.

 На основании изложенного истец просил 1) признать незаконным решение ЮЛ1 № 57 от 02.08.2013г. в части отказа ФИО1, /дата/.р., в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и отменить решение в указанной части; 2) обязать ЮЛ1 включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 исключенный по решению № 57 от 02.08.2013г. период работы с 11.03.1979г. по 11.08.1980г., и период с 01.05.1981г. по 04.09.1981г., а всего 1 год 9 месяцев 2 дня в качестве водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в ЮЛ2; 3) обязать ЮЛ1 назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию с 17.05.2013г. в течение 10 дней с момента подачи вступившего в законную силу решения суда в ЮЛ1 4) обязать ЮЛ1 выплатить ФИО1 трудовую пенсию по старости за период начиная с 17.05.2013г.; 5) взыскать с ЮЛ1 в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

 В судебное заседание истец не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на заявленных исковых требованиях, в предыдущем судебном заседании пояснил, что работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских маршрутах.

 В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснила, что в ведомостях по начислению заработной платы ФИО1 за период с июля 1979г. по декабрь 1981г. имеются сведения о выплате т.н. «графиковых», что свидетельствует о выполнении истцом поездок по регулярным городским маршрутам.

 В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала в полном объеме, возражала против их удовлетворения по основаниям., изложенным в письменных отзывах (л.д.41, 42, 123).

 Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению по следующим обстоятельствам.

 Судом установлено, что 15.05.2013г. ФИО1 обратился в ЮЛ1 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. 02.08.2013г. было вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Истцу не были засчитаны следующие периоды, которые оспариваются ответчиком:

 - с 11.03.1979г. по 11.08.1980г. (1г. 5м. 1д.) и с 01.05.1981г. по 04.09.1981г. (4м. 4д.) – в должности водителя 2 класса категории «Д» а/м ЛИАЗ-677 второй автоколонны ЮЛ2 (трудовая книжка, архивная справка № 04-14/566 от 28.05.2013г., копия личной карточки, архивная справка № 04-14/566/3 от 28.05.2013г.), т.к. заявителем не представлены документы, подтверждающие постоянную занятость в течение полного рабочего дня на регулярных городских пассажирских маршрутах в качестве водителя автобуса (л.д.7-12).

 В соответствии с п.п. 10 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочную пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

 Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

 Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, определяемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (п. 4,5.6).

 Согласно Письма Минтранса России от 02.07.1992 г. № 13-пр «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах», согласованном с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 01.06.92г. № 1-2110-15), право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

 Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

 Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов. При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

 При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17.09.86г. № 1115 - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием); на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием); на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).

 В соответствии с Типовым положением «Об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного облуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта», утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 14 декабря 1972 г. № 322/34, для водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей, водителей мотоциклов и мотороллеров, а также кондукторов и проводников автобусов применяется, как правило, повременная или повременно-премиальная оплата труда. Оплата труда водителей – повременщиков, которым установлен нормированный рабочий день, производится по месячной тарифной ставке, исчисленной путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени 173,1 часа, а при неполном месяце работы – по дневным тарифным ставкам, исчисленным путем деления месячной тарифной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц. Разделом 4 Положения (п.32) установлено, что премирование может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям: - для водителей автобусов: выполнение и перевыполнение месячного, дневного, сменного плана (задания) по перевозкам, доходам, выручке, производительности труда, выполнение плана по количеству часов работы на линии; - для водителей автобусов регулярных линий пассажирского сообщения в качестве обязательного показателя премирования устанавливается соблюдение графика (расписания) движения. В соответствие с п. 33 Положения, премирование рабочих за повышение качества обслуживания (выполняемых работ) должно производиться, как правило, при условии выполнения количественных показателей работы (производственного плана, норм выработки, нормированных заданий по перевозкам, выручке, ремонту), а за выполнение и перевыполнение количественных показателей - при условии соблюдения установленных показателей по качеству обслуживания или выполняемых работ (гарантированного пробега, графиков движения, коэффициентов использования парка и пробега). При необходимости премирование можно производить одновременно за количественные и качественные показатели. Согласно п. 39 Положения, основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской отчетности, оперативного учета. В соответствие с п.п. 70, 71 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200, регулярность движения автобусов является одним из основных качественных показателей организации перевозок и уровня обслуживания пассажиров. Движение автобуса на маршруте считается регулярным, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений. Пунктом 72 Правил для городских автобусных маршрутов установлены допустимые отклонения от расписаний +/- 2 мин.

 Судебным разбирательством установлено, что в период с 25.01.1979г. по 04.09.1981г. ФИО1 был трудоустроен в автоколонну № 2 на ЮЛ2 что подтверждается архивной справкой от 21.01.2014г. за № 04-16/52, выданной МУ г.Новосибирска «Новосибирской городской архив» (л.д.16), личной карточкой водителя (л.д.14, 15), трудовой книжкой истца (л.д.17-20), расчетными ведомостями по заработной плате истца (л.д.59-118).

 Согласно ответа на судебный запрос ЮЛ4, маршруты автобусов №№ 10, 31, 39, 49 относились к маршрутам городского сообщения, путь следования которых проходил по территории города Новосибирска. Представленными паспортами автобусных маршрутов №№ 10, 31 подтверждено, что на данных маршрутах работало ЮЛ2 (л.д.50-54).

 Из анализа расчетных ведомостей по заработной плате судом усматривается, что истцом была выработана среднемесячная норма рабочего времени (173,1 часа) в следующие месяцы: сентябрь 1979г. – 208 часов (л.д.63, 64), октябрь 1979г. – 231 час (л.д.65, 66), ноябрь 1979г. – 207 часов (л.д.67, 68), декабрь 1979г. – 212 часов (л.д.69, 70), февраль 1980г. – 242 часа (л.д.73, 74), март 1980г. – 241 час (л.д.75, 76), апрель 1980г. – 236 часов (л.д.77, 78), май 1980г. – 210 часов (л.д.79, 80), а время выполнения данных работ превышало 80% рабочего времени за месяц.

 При этом, в указанные месяцы истцу производилось начисление и выплата премий за соблюдение графика движения, что по убеждению суда, свидетельствует о том, что истец в указанные периоды выполнял работу водителя на регулярных городских маршрутах. Данное обстоятельство подтверждается вышеуказанными ведомостями.

 Доводы ответчика о том, что исходя из данных ведомостей, значительная часть заработной платы начислялась истцу за проведение ремонта, что не позволяет отнести работу в указанные периоды к работе на регулярных городских маршрутах отвергается судом, т.к. время на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса входит в рабочее время водителя за месяц (письмо Минтранса России от 02.07.1992 г. № 13-пр).

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что документально подтверждено, что ФИО1, выполняя работу в должности шофера 2 класса категории «Д» на автомобиле ЛИАЗ 677 второй автоколонны ЮЛ2 в периоды с 01.09.1979г. по 31.12.1979г. (4 месяца), с 01.02.1980г. по 31.05.1980г. (4 месяца), работал на условиях полной занятости в течение полного рабочего дня на регулярных городских маршрутах в качестве водителя автобуса, что дает суду основания включить периоды с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.02.1980г. по 31.05.1980г. в специальный трудовой стаж ФИО1, предоставляющий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.10 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

 Таким образом, заявленные исковые требования истца в части отмены решения ЮЛ1 № 57 от 02.08.2013г. в части отказа ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии, а также обязании ответчика включить периоды работы ФИО1 с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.02.1980г. по 31.05.1980г., в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.п.10 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Учитывая, что общая продолжительность специального трудового стажа, с учетом данного вывода, составит 20 лет 0 мес. 13 дней и превысит требуемые 20 лет (л.д.10), суд обязывает ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента достижения истцом 55-летнего возраста, т.е. с 17.05.2013г., с учетом положения п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11.12.2012г. При этом, суд не считает возможным удовлетворить требования истца о том, что данное начисление ответчик должен будет произвести в течение 10 дней с момента подачи вступившего в законную силу решения суда в ЮЛ1, а также требования истца об обязании ответчика выплатить ФИО1 трудовую пенсию по старости за период, начиная с 17.05.2013г., поскольку данное решение суда будет являться обязательным, в т.ч. для ответчика после его вступления в силу, а образовавшаяся задолженность по выплате пенсии с 17.05.2013г. подлежит выплате в установленном порядке.

 Требования истца о включении в специальный трудовой стаж периодов с 11.03.1979г. по 31.08.1979г., с 01.01.1980г. по 31.01.1980г., с 01.06.1980г. по 11.08.1980г., с 01.05.1981г. по 04.09.1981г. удовлетворению не подлежат, т.к. истцом либо не представлено доказательств количества отработанного рабочего времени за данные месяцы, либо истцом не вырабатывалась среднемесячная норма рабочего времени.

 Требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. подлежат удовлетворению на основании ст.98 ГПК РФ.

 Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

 Признать незаконным и отменить решение ЮЛ1 № 57 от 02.08.2013г. в части отказа ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

 Обязать ЮЛ1 включить периоды работы ФИО1 с 01.09.1979г. по 31.12.1979г., с 01.02.1980г. по 31.05.1980г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

 Обязать ЮЛ1 назначить и выплатить ФИО1 досрочную трудовую пенсию с 17.05.2013г.

 Взыскать с ЮЛ1 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

 В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

 Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца.

 Судья        /подпись/            Пащенко Е.В.

 Копия верна, подлинное решение находится в гражданском деле № 2-1541/2014 Октябрьского районного суда г.Новосибирска

 Судья                Пащенко Е.В.

 Секретарь                Попова М.Ю.