Дело № 2-1542/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гречко Е.С.,
при секретаре судебного заседания Однороб В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1542/2021 по иску ФИО1 к Правительству Ростовской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии № 13 от 09 декабря 2020 г., признании конкурса несостоявшимся,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он участвовал в конкурсе на включение в кадровый резерв на должность начальника отдела по вопросам образования, культуры и спорта Правительства Ростовской области, по результатам которого занял второе место в рейтинге кандидатов и набрал 48,2 из 70 возможных баллов.
Не согласившись с результатами конкурса, истцом подана жалоба в комиссию по индивидуальным служебным спорам при Правительстве Ростовской области. Ответами от 29 октября 2020 г. № и от 25 января 2021 г. № истцу сообщили об отказе в рассмотрении жалобы на комиссии по индивидуальным служебным спорам при Правительстве Ростовской области, поскольку ФИО1 не является государственным гражданским служащим.
Истец указывает на то, что на конкурсную процедуру были представлены тестовые задания, не соответствующие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей и включению в кадровый резерв».
Так, в ходе индивидуального собеседования конкурсной комиссией проводится обсуждение с кандидатом результатов выполнения им других конкурсных заданий, задаются вопросы с целью определения его профессионального уровня.
Ввиду того, что тестовые задания не соответствуют требованиям вышеуказанной методики и не содержат обязательных групп вопросов, не соответствуют должностному регламенту, а при проведении второго этапа конкурса «индивидуальное собеседование» задавались вопросы, не относящиеся к должностному регламенту, истец считает результаты конкурса не объективными.
На основании изложенного, истец просит суд признать решение конкурсной комиссии № 13 от 09 декабря 2020 г. незаконным, а конкурс несостоявшимся.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание явились представители ответчика Правительства Ростовской области ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (часть 1).
Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа (пункт 1 части 6).
Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа (часть 8).
Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
Постановлением Правительства Ростовской области от 10 ноября 2011г. № 125 «Об организации проведения в Правительстве Ростовской области конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и на включение в кадровый резерв» создана конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области в Правительстве Ростовской области и конкурса на включение в кадровый резерв Правительства Ростовской области, утверждены Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области в Правительстве Ростовской области и конкурса на включение в кадровый резерв Правительства Ростовской области (далее – Методика), Порядок работы конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области в Правительстве Ростовской области и конкурса на включение в кадровый резерв Правительства Ростовской области (далее – Порядок), а также Состав конкурсной комиссии.
Пунктом 2 Методики предусмотрено, что решение о проведении в Правительстве Ростовской области конкурса принимается представителем нанимателя либо лицом, которому делегированы такие полномочия.
Конкурс проводится в два этапа (пункт 3 Методики).
В соответствии с пунктом 4 Методики на первом этапе отдел отбора и аттестации кадров управления по кадровой работе Правительства Ростовской области (далее – управление) осуществляет размещение объявления о приеме документов для участия в конкурсе и информации о конкурсе на официальных сайтах Правительства Ростовской области и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).
По результатам первого этапа конкурса протоколом конкурсной комиссии утверждается список кандидатов, допущенных к участию в конкурсе (пункт 7 Методики).
Согласно пункту 11 Методики второй этап конкурса состоит из двух частей.
В первой части кандидатами выполняются конкурсные задания, контроль за выполнением которых осуществляется рабочей группой, формируемой из числа членов конкурсной комиссии.
Вторая часть представляет собой заседание конкурсной комиссии, в ходе которого проводится индивидуальное собеседование с кандидатами. По окончании индивидуального собеседования каждый член конкурсной комиссии заносит в конкурсный бюллетень результат оценки кандидата (максимально 10 баллов).
По результатам проведения конкурсных процедур в соответствии с пунктом 28 единой методики определяются итоговые баллы кандидатов. Посредством сопоставления итоговых баллов секретарем конкурсной комиссии формируется рейтинг кандидатов.
Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии (пункт 12 Методики).
Пунктом 14 Методики установлено, что протокол заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв (далее – протокол) оформляется в соответствии с приложением № 5 к единой методике и направляется в сектор по работе с резервом кадров отдела отбора и аттестации кадров управления для подготовки проекта правового акта о включении кандидата (кандидатов) в кадровый резерв.
Отдел отбора и аттестации кадров управления осуществляет информирование кандидатов, участвовавших в конкурсе, о результатах конкурса в письменной форме, при этом кандидатов, представивших документы для участия в конкурсе в электронном виде, – в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы в 7-дневный срок со дня его завершения, а также размещение информации о результатах конкурса в этот же срок на официальных сайтах Правительства Ростовской области и указанной информационной системы в сети «Интернет» (пункт 16 Методики).
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что 09 декабря 2020 г. ФИО1 участвовал в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения должности начальника отдела по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики Правительства Ростовской области.
ФИО1 были пройдены два этапа конкурса, в том числе тестирование, в котором он набрал 44 балла из 60 возможных, и индивидуальное собеседование с получением 4,2 баллов из 10 возможных.
Согласно протоколу № 13 от 09 декабря 2020 г. рейтинговая оценка ФИО1 составила 48,2 балла, что соответствует второму месту в рейтинге кандидатов.
Из протокола № 13 от 09 декабря 2020 г. следует, что по результатам голосования конкурсная комиссия для включения в кадровый резерв Правительства Ростовской области определила кандидата, набравшего 67,8 баллов и занявшего первое место в рейтинге кандидатов.
Протокол заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа оформляется в соответствии с Приложением № 5к единой методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397.
Из материалов дела усматривается, что протокол конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области в Правительстве Ростовской области и конкурса на включение в кадровый резерв Правительства Ростовской области по результатам конкурса на включение в кадровый резерв Правительства Ростовской области № 13 от 09 декабря 2020г. оформлен в соответствии с вышеуказанными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения конкурсной комиссии № 13 от 09 декабря 2020 г. незаконным, а конкурса – несостоявшимся.
Доводы истца о несоответствии представленных на конкурс тестовых заданий требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов», а также о том, что при проведении индивидуального собеседования задавались вопросы, не относящиеся к должностному регламенту, являются несостоятельными.
Согласно пункту 19 Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Пунктом 20 единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» являются несостоятельными, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397, предусмотрено, что конкурсная комиссия оценивает профессиональный уровень кандидатов на основании представленных ими документов об образовании и о квалификации, прохождении гражданской или иного вида государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе результатов конкурсных процедур.
В соответствии с Приложением № 2 к единой методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов посредством тестирования осуществляется оценка уровня владения кандидатами на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и включение в кадровый резерв государственных органов (далее соответственно - кандидаты, кадровый резерв) государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также знаниями и умениями в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, установленными должностным регламентом.
При тестировании используется единый перечень вопросов.
Тест должен содержать не менее 40 и не более 60 вопросов.
Первая часть теста формируется по единым унифицированным заданиям, разработанным в том числе с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, а вторая часть - по тематике профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой планируется объявление конкурса (далее - вакантная должность гражданской службы) (группе должностей гражданской службы, по которой проводится конкурс на включение в кадровый резерв).
Уровень сложности тестовых заданий возрастает в прямой зависимости от категории и группы должностей гражданской службы. Чем выше категория и группа должностей гражданской службы, тем больший объем знаний и умений требуется для их прохождения.
Представленный в материалы дела список тестовых вопросов полностью соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397, позволяет осуществить оценку уровня владения кандидатами на включение в кадровый резерв государственных органов государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также знаниями и умениями в области профессиональной служебной деятельности.
Пунктом 25 единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов предусмотрено, что в ходе индивидуального собеседования конкурсной комиссией проводится обсуждение с кандидатом результатов выполнения им других конкурсных заданий, задаются вопросы с целью определения его профессионального уровня.
Правовой анализ положений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 112, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 125, позволяет прийти к выводу о том, что члены конкурсной комиссии вправе по своему усмотрению задавать вопросы, имеющие отношение как к государственной службе в целом, так и в соответствии с должностным регламентом по должности, на которую претендует кандидат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Правительству Ростовской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии № 13 от 09 декабря 2020 г., признании конкурса несостоявшимся – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.С. Гречко
Текст мотивированного решения суда изготовлен 18 мая 2021г.