ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15439/2016 от 15.11.2016 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного документа подшит в гражданском деле № 2-15439/2016, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.

Дело № 2-15439/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 ноября 2016 года г. Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Абдуллин И.Ш.,

при секретаре Канашкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 ФИО16, ФИО1 ФИО17, Ситниковой ФИО18, ФИО2 ФИО19, ФИО2 ФИО20, ФИО2 ФИО21, ФИО2 ФИО22 к Исполнительному комитету муниципального образования «Город Набережные Челны», обществу с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Паритет», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Электротехников» о признании решения о передаче третьим лицам функции оператора по обработке персональных данных незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «Город Набережные Челны», ООО «Городской расчетный центр», ООО Управляющая компания «Паритет», ООО Управляющая компания «Электротехников» о признании решения о передаче третьим лицам функции оператора по обработке персональных данных незаконными.

В обоснование иска истцы в заявлении указали, что опубликованной в общедоступной сети Интернет информации «Бизнес-Онлайн» РТ усматривается, что деятельность чиновников Исполкома и их семей была предметом проверки комиссии антикоррупционного Совета при Президенте РТ, выявившей многочисленные факты коррупции, в том числе в сфере ЖКХ. Учредителем ООО УК «Электротехников» являлся двоюродный брат ФИО3; сестра ФИО3 являлась замдиректора ответчика, а супруга градоначальника за деньги жильцов МКД сдавала ответчику в аренду - помещения под офис названной УК «Паритет» дочь, занимавшего пост зам. руководителя Исполкома ФИО4 являлась учредителем ответчика ООО УК «Паритет». Сын ФИО4 являлся учредителем компании, предоставляющей машины в аренду ООО УК «Паритет», а техническое и санитарное обслуживание МКД возглавляли дочери директора ООО УК «Паритет»; учредителем нескольких подрядных организаций являлась ФИО5 - супруга зам. руководителя Исполкома ФИО4; занимавший пост руководителя Исполкома ФИО3 выявленные комиссией по коррупции публично признал практической помощью со стороны аппарата Президента для устранения, установленных комиссией недостатков и недопущения их и впредь.

Прокуратура на их заявления о пресечении аффилированных, коррумпированных действий чиновников сообщила, что в адрес ответчиков, в т.ч. занимавшему на тот период пост руководителя Исполкома внесены представления об устранении нарушений ФЗ «О противодействии коррупции», «О защите прав потребителей».

Они полагают, из-за покровительства указанных в материалах комиссии, которым не безразличны ответчики платежный агент – посредник созданный ими же в противоречие ст. 12-14 ЖК РФ и в отсутствие полномочий на подобные действия у ответчиков учредителей ООО «ГРЦ» без установленных законом прав на создание частными лицами посредника для Потребителей и исполнителей КУ для самого же собственника Жилого фонда муниципального образования и нанимателей ЖМФ. Поскольку создание ответчиками платежного агента посредника для потребителей ЖКУ не является установленной ФЗ компетенцией частных лиц, выявленные названной выше комиссией и прокурором нарушения ответчиками не устранены.

Обещания Мэра города ФИО3 устранить и не допускать впредь нарушения подобных выявленным комиссией, оказались для них лишением жилищных и субъективных прав на ПД из-за принятого без установленных ст. 14 ЖК РФ полномочий в области жилищных прав. Решения ответчика Исполкома МО г. Набережные Челны о передаче, полученных им в силу закона полномочий оператора их персональных данных третьим лицам ответчикам ООО «УК Паритет» и ООО УК «Электротехников» впоследствии повлекшее передачу функций оператора по обработке их персональных данных в нарушение конституционных субъективных прав ответчику ООО «ГРЦ» агенту посреднику незаконно.

Самоуправное распоряжение ответчика Исполкома МО г. Набережные Челны хранившимися у него в силу законных полномочий их персональными данными, и самостоятельное в обход их прав принятое им решение о передаче в распоряжение ответчикам ООО «УК Паритет» и ООО УК «Электротехников», частным лицам в отсутствие соответствующих договоров с собственниками жилья, принятое без созыва населения МСО - субъектов персональных данных без кворума и обсуждения с потребителями ЖКУ, поставленного на повестку дня вопроса о передаче их персональных данных принятое без учета мнений субъектов права персональных данных собственников, нанимателей жилья в МКД. В связи с этим истцы просят признать незаконным, принятое без согласий субъектов права персональных данных решение местного самоуправления Муниципального образования Исполнительного комитета г. Набережные Челны о передаче третьим лицам: ООО УК «Паритет», ООО УК «Электротехников» функций оператора по обработке, хранившихся в Исполкоме в силу иных полномочий персональных данных, принадлежащих Каюмову ФИО23, ФИО1 ФИО24, Ситниковой ФИО25, ФИО2 ФИО26, ФИО2 ФИО27 ФИО2 ФИО28, ФИО2 ФИО29.

Истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8 представляющая свои интересы и по доверенности интересы ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебном заседании иск поддержали.

Истцы ФИО12, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в суд не явились, были извещены.

Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Город Набережные Челны» в судебном заседании иск не признала, указала, что решение Исполкома МО о передаче третьим лицам функции оператора по обработке персональных данных отсутствует, такое решение не принималось, в письменном отзыве указала, что деятельность управляющих компаний осуществляется на основании лицензий, выданных выданной Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Организация и осуществление расчетов при управлении многоквартирным домом является не правом, а законодательно установленной обязанностью управляющей организации (п. 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях осуществления расчетов с потребителями (собственниками и иными пользователями помещений) управляющая организация обязана оформлять документы, необходимые для осуществления своей деятельности и начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги, в частности открывать и вести лицевые счета. Лицевые счета оформляются в целом на жилое помещение, принадлежащее гражданам на правах собственности или по договору социального найма.

При этом, данными действиями, которые основаны на законе не нарушается право истцов, как субъектов персональных данных.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

В силу ч. 3 указанной статьи оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Частями 4 и 5 ст. 6 названного Федерального закона закреплено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Статьей 19 приведенного Федерального закона предусмотрено, что оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Согласно под п. 5 п. 1 статьи 6 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случаях, когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Применительно к отношениям, связанным с предоставлением потребителям жилищных и коммунальных услуг и их оплатой осуществление обработки персональных данных обусловлено обязанностью управляющей организации вести учет потребителей, начисления и сбора платы за жилищно-коммунальные услуги.

Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года вступил в силу 26 января 2007 года.

Закон о персональных данных не распространяет свое действие на те отношения по обработке персональных данных, которые возникли до его вступления в силу.

Согласно существовавшему пункту 5.1 части 2 статьи 6 названного Федерального закона (в ред. 2011 года) согласия субъекта персональных данных, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях: если обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным, потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирных домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги.

Данная норма существовала до принятия Федерального закона от 25 июля 2011 года №261-ФЗ, который нормы Федерального закона 152-ФЗ в его последней редакции (обязательность согласия субъекта персональных данных на их обработку) распространил на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 года.

Из вышеизложенного следует, что управляющие организации, использующие для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда лиц, привлеченных к этому на основе договоров, являлись операторами, осуществляющими обработку персональных данных, не требующую на это согласия субъектов персональных данных.

Сведения о персональных данных истцов не относятся к информации, касающейся частной жизни, личной и семейной ...

В счетах-квитанциях на оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг указаны лишь достоверные данные о фамилии, имени, отчестве истцов-лиц, на которых открыт лицевой счет, без упоминания данных иных членов семьи, адрес жилого помещения, и размере задолженности истцов. Данные сведения имеют ограниченный объем и не содержат сведений о событиях и фактах личной жизни истцов.

При этом сведения, содержащие персональные данные истцов используются исключительно в целях исполнения обязанности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и взиманию оплаты.

Законность обработки Управляющими организациями персональных данных собственников и пользователей подтверждается правовой позицией многих судов, в том числе Набережночелнинского городского суда по гражданским делам № 2-14663/16, № 2-7751/2016.

Представитель ответчика ООО «Городской расчетный центр» в суд не явился, был извещен, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, указал, что исходя из того, что истцы оспаривают ненормативный правовой акт - решение Исполнительного комитета г. Набережные Челны, - ООО «ГРЦ» по данному делу является ненадлежащим ответчиком. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных». Согласно п.п.5 части 1 статьи 6 указанного закона, обработка персональных данных допускается, если это необходимо для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Управляющие организации ООО УК «Электротехников», ООО УК «Паритет» обрабатывают персональные данные истцов в целях исполнения договоров управления многоквартирными домами.

Согласно ч.15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. При этом, ч.16 ст. 155 ЖК РФ установлено, что согласие субъектов персональных данных на их передачу платежному агенту не требуется. Частью 4 ст.6 федерального закона №152-ФЗ также установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии с подпункт е, п.32 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», управляющая организация имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию для начисления платы за коммунальные услуги.

Агентские договора, заключенные между ООО «ГРЦ» и управляющими организациями-ответчиками, соответствуют установленным требованиям о конфиденциальности персональных данных.

Законность обработки персональных данных истцов установлена Набережночелнинским городским судом при рассмотрении дела № 2-7751/2016г.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Паритет» в суд не явился, был извещен, в письменном отзыве иск не признал, указал, что собственниками помещений МКД 45/15/1 протоколом от 17 ноября 2009г. утвержден проект договора поручения по управлению МКД. 19 октября 2014г. собственниками помещений МКД 45/15/1 продлен срок действия договора сроком на 5 лет.

В данном договоре урегулирован вопрос оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Согласно п. 5.1 договора Управляющая организация выступает как исполнитель жилищно-коммунальных услуг, непосредственное оказание услуг выполняется подрядными и ресурсоснабжающими организациями, действующими на основании договоров с Управляющей организацией, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами по правам и обязанностям перед собственником.

Управляющая организация по настоящему договору не осуществляет операции по купле-продаже услуг, а выполняет функцию сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи) Схема прохождения платежей: Собственник/потребитель - ООО «ГРЦ» - Подрядчик/Поставщик услуг.

Также в соответствии с п.4.1.2 договора Управляющая компания обязуется представлять интересы собственника по предмету договора, а также по заключению договоров, направленных на достижение целей настоящего договора (в том числе агентских договоров, договоров аренды нежилых помещений, договоров передачи в пользование нежилых помещений), во всех организациях, предприятиях и учреждениях любых организационно- правовых форм и уровней.

01 января 2010 года между ООО УК «Паритет» и ООО «ГРЦ» заключен агентский договор №58/09. По настоящему договору ООО «ГРЦ» обязуется за вознаграждение производить от имени и за счет ООО УК «Паритет» первичный бухгалтерский учет в части начисления, обработки и контроля платежей потребителей за Услуги, организовать сбор платежей за услуги, осуществлять прием, обработку показаний приборов учета коммунальных ресурсов, также формировать необходимую для этого базу данных, изготавливать для передачи потребителям услуг единый платежный документ с использованием программы для электронно-вычислительных машин, разработанной ООО НТЦ «Лайн» по заказу МСА и ЖКХ. В целях исполнения настоящего договора ООО УК «Паритет» передает полномочия по обработке персональных данных потребителей в виде локальной информационной системы, ООО «ГРЦ».

ООО УК «Паритет» осуществляет управление многоквартирным домом 45/15/1 с 01 января 2010 г. Прежней управляющей организацией данного дома было ООО ЖУ «Паритет». До ООО ЖУ «Паритет» было ПЭЖУ. Соответственно лицевой счет на ФИО6 и ФИО1 был открыт до управления ООО УК «Паритет».

Согласно п.16 ст. 155 ЖК РФ при привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимание платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных донных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершает с персональными данными. Следовательно, Управляющая компания является оператором осуществляющим обработку персональных данных граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 настоящего закона оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора.

Таким образом, в силу договорных отношений, возникших между Управляющей компанией и ООО «ГРЦ» осуществляющей начисление платы за ЖКУ и выпуск квитанций, в силу исполнения требования жилищного законодательства, предоставление одной организацией персональных данных жильцов дома другой организации является допустимым.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Электротехников» в суд не явился, был извещен, в письменном отзыве иск не признал, указал, что помнению ответчиков, Исполнительным комитетом города Набережные Челны осуществлена незаконная (без их согласия) передача персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах Управляющим организациям.

Однако, Исполнительным комитетом города переданы Управляющим организациям персональные данные только нанимателей муниципального жилья (неприватизированного), а персональные данные собственников помещений в многоквартирных домах добыты как в процессе передачи собственниками домов на управление, так и в процессе управления многоквартирными домами. При этом существует два варианта приобретения таких данных: 1. передача их самими собственниками при заключении договора управления многоквартирным домом 2. путем обращения Управляющей организацией в Росреестр за предоставлением выписки из Государственного реестра зарегистрированных прав на недвижимость.

Законность обработки Управляющими организациями персональных данных собственников и пользователей подтверждается правовой позицией многих судов, в том числе Набережночелнинского городского суда по гражданским делам № 2-14663/16, № 2-7751/2016.

В соответствии с ч. ст. 155 ЖК РФ «Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации».

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 06.05.11 № 354 (Правила № 354) "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги».

Согласно абз. 2 п. 6 Правил № 354, «договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия)».

Таким образом, ФИО8, как на сегодняшний день, так и до приватизации своей квартиры является стороной заключенного с ответчиком ООО УК «Электротехников» путем совершения конклюдентных действий договора.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального законна от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если «обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем».

Таким образом, доводы истцов об обязательной необходимости получения Исполнительным комитетом города их согласия на передачу персональных данных Управляющей организации не соответствуют действительности, поскольку как указано в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», необходимость получения согласия субъекта персональных данных на их обработку является лишь одним из оснований для их обработки (например, при отсутствии необходимости исполнения договора). Как видно из изложенного в указанной статье перечня оснований обработки персональных данных, каждое из них является самостоятельным и независящим от других. Как разъяснило на своем официальном сайте Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в разделе «ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных»), в таком случае согласия субъекта персональных данных на их обработку не требуется.

В соответствии с п. 4 «б» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.13 № 416 (далее - Правила № 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартом (в числе прочего) по сбору, обновлению и хранению информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме. Согласно абз. 1 и 2 п. 4 «ж» Правил № 416, в такие стандарты также входит «организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме». При этом и утвержденная Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.14 № 924/пр форма платежного документа также содержит необходимость включения в нее персональных данных истцов ФИО8 и др.

Таким образом, удовлетворение судом исковых требований истцов о признании незаконным передачи Исполнительным комитетом г. Набережные Челны Управляющим организациям персональных данных в отсутствие письменных согласий таких истцов повлечет не только нарушение вышеуказанного законодательства, но и фактически приведет к невозможности выполнения Управляющими организациями стандартов, обеспечивающих управление МКД, и соответственно приведет не только к нарушению с их стороны установленных п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионных требований с последующим привлечением его к административной ответственности, но и к прекращению действия его лицензии.

Суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную ..., защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на ... переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ 1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; 3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; 6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) 1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: 1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; 5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 363-ФЗ).

Согласно статье 9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 17 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» 1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Судом установлено, что истец ФИО6 состоит на регистрационном учете и проживает по адресу: г. Набережные Челны, ... с 1982 года на условиях договора социального найма, на основании ордера на жилое помещение выданного Исполкомом г. Набережные Челны, а с 2004 года, как собственник жилого помещения на основании договора приватизации.

ФИО12, ФИО7 состоят на регистрационном учете и проживают по адресу: г. Набережные Челны, ... с 1982 года на условиях договора социального найма, на основании ордера на жилое помещение выданного Исполкомом г. Набережные Челны, а с 2005 года, как собственники жилого помещения на основании договора приватизации.

Решением Набережночелнинского городского суда РТ от 25.07.2016 года, вступившим в законную силу 08.09.2016 года установлено (л.д. 71-78), что управление указанным домом № ... на основании протокола общего собрания собственников помещений №6 по выбору способа управления многоквартирным домом ... г. Набережные Челны от 17 ноября 2009 года осуществляет ООО УК «Паритет». На данном общем собрании утвержден проект договора поручения по управления многоквартирным домом. 19 октября 2014 года собственниками помещений дома ... срок действия договора продлен на 5 лет.

Пунктом 5.1 договора управления многоквартирным домом стороны предусмотрели, что управляющая организация выступает как исполнитель жилищно-коммунальных услуг, непосредственное оказание услуг выполняется подрядными и ресурсоснабжающими организациями, действующими на основании договоров с Управляющей организацией, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами по правам и обязанностям перед собственником.

В соответствии с пунктом 4.1.2 договора управляющая организация обязуется представлять интересы собственника по предмету договора, а также по заключению договоров, направленных на достижение целей настоящего договора (в том числе агентских договоров, договоров аренды нежилых помещений, договоров передачи в пользование нежилых помещений), во всех организациях, предприятиях и учреждения города любых организационно-правовых форм и уровней.

01 января 2010 года между ООО УК «Паритет» и ООО «ГРЦ» заключен агентский договор №58/09, в соответствии с условиями которого ООО «ГРЦ» обязуется за вознаграждение производить от имени и за счет ООО УК «Паритет» первичный бухгалтерский учет в части начисления, обработки и контроля платежей потребителей за услуги, организовать сбор платежей за услуги, осуществлять прием, обработку показаний приборов учета коммунальных ресурсов, а также формировать необходимую для этого базу данных, изготавливать для передачи электронно-вычислительных машин, разработанной ООО НТЦ «Лайн». В целях исполнения настоящего договора ООО УК «Паритет» передает полномочия по обработке персональных данных потребителей в виде локальной информационной системы, ООО «ГРЦ». Из пояснений представителя ООО УК «Паритет» установлено, что К-вы и С-вы после приватизации квартиры, передали договор на передачу жилого помещения в собственность граждан в ООО «ГРЦ».

ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 состоят на регистрационном учете и проживают по адресу: <...> на условиях договора социального найма, на основании ордера на жилое помещение выданного Исполкомом г. Набережные Челны, а с марта 2016 года, как собственники жилого помещения на основании договора приватизации.

Решением Набережночелнинского городского суда РТ от 25.07.20167 года, вступившим в законную силу 08.09.2016 года установлено (л.д. 71-78), что указанный жилой дом ...) г. Набережные Челны официально внесен в размещенный на официальном сайте органа государственного жилищного надзора – Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, реестр лицензий субъекта РФ – Республики Татарстан, как находящийся на обслуживании ООО УК «Электротехников».

01 января 2009 года между ООО УК «Электротехников» и ООО «ГРЦ» заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого ООО «ГРЦ» обязуется за вознаграждение производить от имени и за счет ООО УК «Электротехников» первичный бухгалтерский учет в части начисления, обработки и контроля платежей потребителей за услуги, организовать сбор платежей за услуги, осуществить прием, обработку показаний приборов учета коммунальных ресурсов, а также формировать необходимую для этого базу данных, изготавливать для передачи потребителем услуг единый платежный документ. Сформированная в соответствии с настоящим пунктом база данных является собственностью агента (л.д.86).

27 августа 2012 года между ООО УК «Электротехников» и ООО «ГРЦ» заключено дополнительное соглашение № 8 к агентскому договору № ... от 01 января 2009 года, в соответствии с которым ООО УК «Электротехников» передает агенту ООО «ГРЦ» полномочия по обработке персональных данных потребителей, организовать прием платежей от потребителей через свои кассовые пункты с ежедневной инкассацией денежных средств на специальный расчетный счет. Для осуществления приема платежей ООО «ГРЦ» вправе привлекать других лиц – платежных субагентов. Принимать на свой расчетный счет денежные переводы физических лиц (потребителей услуг) посредством банков. В целях учета, контроля и обработки платежей организовать обмен информацией о переводах физических лиц в пользу ООО УК «Электротехников» через банки и о приеме платежей через платежных субагентов, с применением технических мер защиты персональных данных потребителей от неправомерного или случайного доступа к ним». Обеспечить конфиденциальность и безопасность персональных данных при их обработке, в частности, при сборе, записи, систематизации, накоплении, хранении, уточнении (обновлении, изменении), извлечении, использовании, передаче, обезличивании, блокировании, удалении, уничтожении персональных данных.

В обоснование заявленных требования истцами не предоставлены суду доказательства о том, что ответчиком Исполнительным комитетом муниципального образования «Город Набережные Челны» незаконно передал третьим лицам ООО Управляющая компания «Паритет», ООО Управляющая компания «Электротехников» функции оператора по обработке их персональных данных.

Согласно статье 25 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

5. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами, физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Днем вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» является 26 января 2007 года (днем официального опубликования является 29 июля 2006 г., а началом течения срока будет считаться 30 июля 2006 года).

В соответствии с одним из основополагающих принципов правовой системы РФ - "закон обратной силы не имеет" – Федеральный закон от 27.07.2006 года № 152-ФЗ О персональных данных» не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в законную силу (ст. 54 Конституции РФ).

Свои персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адреса проживания) были переданы самими истцами добровольно в исполнительный комитет г. Набережные Челны при предоставлении им указанных выше жилых помещении на основании ордера на жилое помещение и договора социального найма до вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

На основании этих персональных данных, наймодатель, а позже ООО «ГРЦ» на основании сведений (данных) ООО УК «Паритет», ООО УК «Электротехников» начислял истцам платежи по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, которые оплачивались ими, что истцами не отрицаются.

Управляющие организации, использующие в силу закона для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда лиц, привлеченных к этому на основе договоров, являлись операторами, осуществляющими обработку персональных данных, не требующую на это согласия субъектов персональных данных в силу ч. 3 ст. 6 в соответствии с которым оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора.

Таким образом, в силу договорных отношений, возникших между Управляющей компанией и ООО «ГРЦ» осуществляющей начисление платы за ЖКУ и выпуск квитанций, в силу исполнения требования жилищного законодательства, предоставление одной организацией персональных данных жильцов дома другой организации является допустимым.

Согласно п.п. 5 части 1 статьи 6 указанного закона, обработка персональных данных допускается, если это необходимо для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Управляющие организации ООО УК «Электротехников», ООО УК «Паритет» обрабатывают персональные данные истцов в целях исполнения договоров управления многоквартирными домами.

Доводы истцов о нарушении их прав в связи с отсутствием договорных отношений, незаконностью обработки персональных данных, открытием и ведением лицевых счетов на квартиру, начислением оплаты за жилищно-коммунальные услуги, являются несостоятельными.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального законна от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если «обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого, либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем».

Учитывая наличия у истцов обязательств по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги перед ответчиками управляющими компаниями, в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" согласия субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется, т.к. обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.

Действиями ответчиков не были нарушены права и интересы истцов, поскольку обработка персональных данных с целью обеспечения исполнения договора не противоречит нормам действующего законодательства.

Доводы истцов об обязательной необходимости получения Исполнительным комитетом города их согласия на передачу персональных данных Управляющей организации не основано на законе, поскольку как указано в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», необходимость получения согласия субъекта персональных данных на их обработку является лишь одним из оснований для их обработки (при отсутствии необходимости исполнения договора).

Сведения о персональных данных истцов не относятся к информации, касающейся частной жизни, личной и семейной ....

Сведения, содержащие персональные данные истцов используются исключительно в целях исполнения обязанности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и взиманию оплаты.

В счетах-квитанциях на оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг указаны лишь достоверные данные о фамилии, имени, отчестве истцов-лиц, на которых открыт лицевой счет, без упоминания данных иных членов семьи, адрес жилого помещения, и размере задолженности истцов. Данные сведения имеют ограниченный объем и не содержат сведений о событиях и фактах личной жизни истцов.

Доводы истцов о том, что ответчиками нарушены их конституционные права и свободы, не соответствуют действительности, является заблуждением, основанным на не правильной понимании и толковании закона.

Доводы истцов, изложенные в заявлении не могут служить основанием для удовлетворения иска в виду вышеизложенного.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО6 ФИО30, ФИО1 ФИО31, Ситниковой ФИО32, ФИО2 ФИО33, ФИО2 ФИО34, ФИО2 ФИО35, ФИО2 ФИО36 к Исполнительному комитету муниципального образования «Город Набережные Челны», обществу с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Паритет», обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Электротехников» о признании решения о передаче третьим лицам функции оператора по обработке персональных данных незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке через городской суд.

Решение вынесено в окончательной форме ____ __________2016 года

Судья подпись И.Ш. Абдуллин

Копия верна.

Судья И.Ш. Абдуллин

Секретарь суда

Решение вступило в законную силу _____ ______________201 года

Согласовано. Судья И.Ш. Абдуллин