Дело № 2- 1543/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Иваново 28 июня 2013 года
Фрунзенский районный суд г.Иваново
в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Чураченко Н.А.,
с участием представителя истцов Смирнова Ю.Ф. и ИООООР – Гришина А.С.,
представителей истца ИООООР – Буслаева С.В. и Воропаева Г.И.,
представителей ответчика ООО фирмы «Хурьян» - Галимова Н.И. и Игнатова В.М.,
представителя ответчиков ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», Службы по охране объектов животного мира Ивановской области и третьего лица Правительства Ивановской области – Шамина К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Ю.Ф. и Ивановской областной общественной организации охотников рыболовов к Обществу с ограниченной ответственностью «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», Обществу с ограниченной ответственностью фирме «Хурьян» и Службе по охране объектов животного мира Ивановской области о признании недействительным (ничтожным) аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения,
установил:
Смирнов Ю.Ф. и Ивановская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее по тексту – ИООООР) обратились в суд с иском к ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», ООО фирме «Хурьян» и Службе по охране животного мира Ивановской области, в котором просили признать недействительными результаты аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, оформленные протоколом о результатах аукциона от 23.12.2011 (Лот № 16); признать недействительным Охотхозяйственное соглашение № 16/52-2012 от 16.01.2012; применить последствия недействительности сделки, прекратив право пользования охотничьими ресурсами ООО фирма «Хурьян» по Охотхозяйственному соглашению № 16/52-2012 от 16.01.2012 и обязав Службу по охране животного мира Ивановской области исключить из государственного охотхозяйственнного реестра информацию об ООО фирме «Хурьян» как об охотпользователе по Охотхозяйственному соглашению № 16/52-2012 от 16.01.2012.
Исковые требования мотивированы тем, что 16.11.2011 издано Распоряжение Правительства Ивановской области № 314-рп «Об организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения», в соответствии с которым приказом Службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 16.11.2011 г. № 163, было назначено проведение аукционов в период до 31.12.2011 г.
18.11.2011 в «Ивановской газете» № 211(5058) опубликованы извещения о проведении 27 и 28 декабря 2011 года 42 аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, ранее закрепленных за ИООООР, в том числе извещение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения № 16. Функции организатора аукционов переданы ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов». Согласно извещения проведение аукциона было назначено на 27 декабря 2011 г., однако, аукцион без каких-либо дополнительных извещений был проведен 23 декабря 2011 г. Согласно Протоколу о результатах аукциона (ЛОТ № 16) от 23.12.2011 г., опубликованному на сайте ivanovoobl.ru в связи с участием в аукционе менее чем двух участников, аукцион по указанному лоту был признан несостоявшимся, победителем (единственным участником) стало соответственно ООО фирма «Хурьян», с которым заключено Охотхозяйственное соглашение. Аукцион проведен на основании незаконного Распоряжения Правительства Ивановской области, кроме того, при его проведении допущены нарушения, влекущие его недействительность, а как следствие недействительность договора с лицом, его выигравшим. Распоряжение Правительства Ивановской области об организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения противоречит положениям Федерального закона «О животном мире», Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об охоте»), вступившему в законную силу Решению Ивановского областного суда и нарушает права и законные интересы Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов, а также Смирнова Ю.Ф. как члена указанной организации. Единственным правовым основанием для издания Распоряжения Правительства Ивановской области и проведения аукциона явился Указ Губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года № 152-УГ «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области», который переводил охотугодья, закрепленные за ИООООР, в категорию общедоступных. Статус пользователя охотугодий, в отношении которых принято решение о проведении аукционов, был приобретен ИООООР на основании договора от 27.02.1997 между ИООООР и Администрацией Ивановской области на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром общей площадью 1860 тыс. га.
05.07.2011 года решением Ивановского областного суда удовлетворено заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложения к Указу Губернатора Ивановской области от 11 ноября 2010 года № 152-УГ «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области» (в редакции указа от 22 марта 2011 года № 66-уг), которым в административном порядке был изменен статус территорий закрепленных за ИООООР. Определением Верховного суда Российской Федерации по делу № 7-Г11-9 от 21 сентября 2011 года Решение Ивановского областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Губернатора Ивановской области без удовлетворения.
Считая, что принятое Правительством Ивановской области Распоряжение от 16 ноября 2011 года № 314-рп противоречит требованиям Федеральных законов № 52-ФЗ и № 209-ФЗ и нарушает права и законные интересы как ИООООР, так и ее членов, Пестов Ю.Ю. (один из членов организации) и ИООООР обратились в Ленинский районный суд г. Иваново с требованием о признании распоряжения незаконным. Определением от 16.01.2012 Ленинский районный суд г. Иваново оставил заявление Пестова Ю.Ю. и ИООООР без рассмотрения и разъяснил им право на обращение в суд в порядке искового производства, поскольку было установлено, что аукционы уже проведены, определены их победители и в рассматриваемых правоотношениях имеется спор о праве, возникший между заявителями и победителями аукционов на право заключения охотхозяйственного соглашения.
В состав ИООООР, на правах ее членов, входит 16 тысяч физических лиц. Смирнов Ю.Ф. является полноправным членом ИООООР, на законных основаниях получил ряд существенных прав, в том числе право заниматься охотой и рыбной ловлей, пользоваться услугами охотничьих и рыболовных хозяйств, при осуществлении охоты, рыбной ловли и отдыха (включая льготный порядок получения путевок на охоту в закрепленных за ИООООР охотугодьях), приняв при этом на себя в добровольном порядке соответствующие обязанности по уплате членских взносов, выполнению норматива по безвозмездному трудоучастию в проведении биотехнических, охотхозяйственных, организационно-массовых мероприятий. Охотничьи угодья Ивановской области представляют для истца Смирнова Ю.Ф. особый интерес, они стали одним из главных мотивов его членства в ИООООР, за которой данные угодья были закреплены на основании действующей долгосрочной лицензии. С заключением охотхозяйственных соглашений в отношении охотугодий, ранее закрепленных за ИООООР, Смирнов Ю.Ф. лишается практически всех прав, которые предоставлены ему как члену данной общественной организации, в том числе права на охоту в закрепленных за данной организацией охотугодьях, преимущественного права на получение путевок на производство охоты в закрепленных за организацией охотничьих угодьях, приобретения путевок на производство охоты в закрепленных за организацией охотничьих угодьях по льготной стоимости и др.
Кроме того, аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения № 16 проведен с нарушением правил, установленных законом, поскольку, несмотря на извещение о проведении 42 аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений в период с 27 по 28 декабря 2011 года, были неожиданно, без каких-либо дополнительных публичных объявлений, проведены организатором досрочно, а именно 23 декабря 2011 года, в том числе и аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения № 16, первоначально назначенный на 27 декабря 2011 г. Такие действия осуществлены организатором аукциона вопреки определению Ленинского районного суда г. Иваново от 23.12.2011, которым приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия распоряжения Правительства Ивановской области от 16.11.2011 № 314-рп и запрещения организатору аукционов проведения всех аукционов, назначенных на 27 и 28 декабря 2011 г. При этом на момент принятия обеспечительной меры еще не закончился срок приема дополнительных заявок на участие в аукционе (данный срок заканчивался 23.12.2011 г. в 17.00. часов). Кроме того, в нарушение ч. 5 ст. 28 ФЗ «Об охоте…» извещение о проведении аукциона было опубликовано менее чем за двадцать пять рабочих дней до дня его проведения. Ни в одном из извещений информации о сроках проведения аукционов 23.12.2011 г. не содержалось. Неверное указание даты проведения аукциона фактически лишает опубликованную информацию статуса извещения, поскольку основополагающее существенное условие извещения не является соблюденным. В указанных обстоятельствах можно утверждать, что информация о проведении 23 декабря 2011 г. аукциона опубликована не была.
Протоколы о результатах аукциона подлежали опубликованию в официальном печатном издании Ивановская область «Ивановская газета». ИООООР проверено 10 библиотек г. Иваново и Ивановской области, в результате чего установлено, что информация о проведении аукционов и о его результатах опубликованы не в «Ивановской газете», а в приложении к ней, которое прилагается не ко всему тиражу указанного печатного издания. Таким образом, нарушен принцип гласности предоставления в пользование охотничьих ресурсов.
Согласно извещения о проведении аукциона срок подачи заявок для участия в аукционе установлен с 22.11.2011 г. с 09 часов 30 мин. до 12.12.2011 г. в 09 час. 40 мин. Однако, согласно ч. 11 ст. 28 ФЗ «Об охоте...» прием заявок на участие в аукционе прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона. Аналогичное положение содержится в п. 11 Регламента по проведению многолотового аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, утвержденного директором ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов». Вместе с тем, уже 13.12.2011 г. (то есть, ранее чем за пять дней до проведения аукциона) состоялось заседание аукционной комиссии, на котором было принято решение о допуске к участию в аукционе единственного участника. При этом проведение аукциона было перенесено с 28 декабря 2011 г. на 23 декабря 2011 г. Признание 23 декабря 2011 г. аукциона несостоявшимся было произведено на основании п. 15.1. Регламента по проведению многолотового аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (далее - Регламент). Указанный Регламент утвержден Директором ООО «Ивановское агентство конкурсов и аукционов» К. С. Шаминым. Дата утверждения Регламента не указана, на титульном листе присутствует запись «Иваново 2011». Согласно п. 15.1. Регламента в случае, если в течение десяти дней со дня опубликования протокола приема заявок на участие в аукционе будет установлено одновременное наступление следующих условий: до даты проведения аукциона остается не более пяти дней, в отношении лота подана одна заявка (единственной поданной заявкой признается в том числе, заявка, ставшая единственной по результатам рассмотрения заявок), то по таким лотам следует провести процедуры признания аукционов не состоявшимися в соответствии с п. 30 Регламента. Аукционная комиссия в этом случае проводит заседание по подведению итогов аукциона не дожидаясь даты его проведения. Указанное положение п. 15.1. Регламента не соответствует ФЗ «Об охоте…», согласно которого (ч.30 ст. 28) аукцион признается не состоявшимся в случаях, если в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона. Данная норма предполагает наступление даты проведения аукциона, так как до даты проведения аукциона установить, что в нем «участвовали» менее чем два участника не представляется возможным. Протоколы приема заявок были опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области предположительно 13.12.2011 г. Указанная дата опубликования протокола приема заявок была сообщена Руководителем ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» К. С. Шаминым. Таким образом, самая поздняя дата для принятия решения о признании аукционов несостоявшимися (согласно п. 15.1. Регламента) наступала 23.12.2011 г. (десятый день с момента опубликования протоколов приема заявок). Одновременно с этим 23.12.2011 г. наступала и самая ранняя дата для принятия решения о признании аукционов несостоявшимися (до даты проведения аукционов остается не более пяти дней). Таким образом, согласно Регламента, признание аукционов несостоявшимися возможно было только 23.12.2011 г. (день, когда Ленинским районным судом г. Иваново было вынесено определение о приостановлении проведения аукционов). При этом перенос заседания аукционной комиссии с 27.12.2011 г. на 23.12.2011 г. не был мотивирован какими-либо обстоятельствами.
Для формирования предметов аукционов Службой по охране объектов животного мира Ивановской области 15.07.2011 г. были сделаны запросы в Департамент имущества Ивановской области и в Комитет по лесному хозяйству, ответы на которые направлены соответственно 28.07.2011 г. и 21.09.2011. На момент проведения аукционов полученная информация не актуализировалась.
В соответствии с ч. 6 ст.28 ФЗ «Об охоте...», извещение о проведении аукциона, в числе прочих, должно содержать сведения об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты. Организатор аукциона в «Ивановской газете» от 18.11.2011г. разместил извещение, в котором по указанным выше основаниям имеется отсылка: «в соответствии с законодательством и аукционной документацией». Ограничение использования лесов регулируется нормами ст.ст.102, 107 «Лесного кодекса РФ». Так, в каждом лесничестве должны выделяться особо защитные участки лесов (ОЗУ), которые имеют соответствующие категории: «берегозащитные участки лесов», «расположенные вдоль водных объектов», «почвозащитные участки» и т.д. Сведения об ОЗУ имеются в каждом лесничестве и обязательно занесены в материалы лесоустройства. В зависимости от категории ОЗУ, устанавливается правовой режим их использования, в том числе ограничения по использованию. Организатор аукциона должен располагать такой информацией и сообщить ее в извещении об аукционе, а не отсылать участников «к законодательству».
Параметры осуществления охоты в извещениях о проведениях аукционов в других субъектах РФ указаны со ссылкой на ФЗ «О животном мире», ФЗ «Об охоте...», «Правила добывания объектов охоты», «Правила охоты» и т.д. В соответствии со ст. ст. 23, 33 ФЗ «Об охоте...» определение параметров осуществления охоты является переданным федеральным полномочием и обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ на основе Правил охоты разрабатывать такие параметры в соответствующих охотничьих угодьях. ФЗ «Об охоте...» действует уже длительное время, однако, в Ивановской области не разработаны такие параметры, поэтому они и не были указаны в извещениях. При этом отсутствие параметров охоты не помешало Службе организовать проведение аукциона, предметом которого явились охотничьи угодья с неурегулированным правовым режимом параметров осуществления охоты. Отсутствие сведений об ограничении использования лесов и параметрах охоты, является существенным нарушением федерального законодательства.
Истец Смирнов Ю.Ф. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.
В судебном заседании представители истцов заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», Службы по охране объектов животного мира, а также третьего лица Правительства Ивановской области Шамин К.С. иск не признал, просил суд применить к исковым требованиям срок исковой давности и отказать в удовлетворении иска.
Представители ответчика ООО фирма «Хурьян» Галимов Н.И. и Игнатов В.М. с исковыми требованиями не согласились. Представитель ответчика Галимов Н.И. при этом пояснил, что о переносе даты аукциона он узнал по телефону. Считает, что истец Смирнов Ю.Ф. подачей иска преследует свои личные корыстные интересы. Представитель ответчика Игнатов В.М. полагал, что Смирнов Ю.Ф. является ненадлежащим истцом по делу, дело неподведомственно суду общей юрисдикции, доказательств нарушения процедуры аукциона не представлено, истцами пропущен срок исковой давности.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 27.02.1997 г. между ИООООР и Администрацией Ивановской области заключен договор на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром общей площадью 1860 га..
В Приложении к указанному договору указан перечень 26 охотничьих хозяйств, переданных ИООООР.
На данную территорию площадью 1860 га 18.12.2001 г. ИООООР выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 1854 сроком действия до 01.03.2022 г.
11.11.2010 г. губернатором Ивановской области издан Указ № 152-УГ, в соответствии с Приложением к которому все ранее закрепленные за ИООООР охотничьи угодья переведены в общедоступные.
В соответствии с решением Ивановского областного суда от 05.07.2011 г. Приложение к Указу Губернатора Ивановской области от 11.10.2010 г. № 152-УГ в редакции Указа от 22.03.2011 г. № 66-уг признано недействующим.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 21.09.2011 г. указанное выше решение Ивановского областного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Губернатора Ивановской области – без удовлетворения.
Вопреки вступившего в законную силу решения Ивановского областного суда от 05.07.2011 г., 16.11.2011 г. Правительством Ивановской области издано распоряжение № 314-рп об организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
В «Ивановской газете» от 18.11.2011 г. № 211(5058) опубликованы извещения о проведении 27 и 28 декабря 2011 г. аукционов на право заключения охотхозяйственного соглашения.
В соответствии с ч.2 ст. 7 Федерального закона об охоте охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее – закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее – общедоступные охотничьи угодья).
Распоряжением Губернатора Ивановской области № 205-р от 1 сентября 2011 года утверждена примерная схема размещения на территории Ивановской области охотничьих угодий, предназначенных для формирования охотничьих хозяйств. Согласно данному распоряжению Губернатора Ивановской области, закрепленные ранее за ИООООР охотугодья, примерно разделены на 40 охотничьих угодий, из которых в будущем предполагалось сформировать охотничьи хозяйства.
Указанная примерная схема не соответствует требованиям статьи 39 Федерального закона об охоте и Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу». Понятия примерной схемы размещения охотничьих угодий Федеральный закон об охоте не содержит.
Однако, именно на основе этой примерной схемы были перераспределены охотничьи угодья и выставлены на торги путем издания Распоряжения Правительства Ивановской области от 16.11.2011 № 314 «Об организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения».
Полагая, что принятое Правительством Ивановской области распоряжение об организации и проведении аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотугодий, ранее закрепленных за ИООООР, противоречит закону, Пестов Ю.Ю. и ИООООР обратились в Ленинский районный суд г. Иваново с требованием о признании распоряжения незаконным.
Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 23.12.23011 приняты обеспечительные меры по указанному выше заявлению, действие распоряжения Правительства Ивановской области от 16.11.2011 № 314-РП приостановлено, организатору аукционов запрещено проведение всех аукционов, назначенных на 27 и 28 декабря 2011 года.
Впоследствии, определением Ленинского районного суда г. Иваново от 16.01.2012 исковое заявление Пестова Ю.Ю. и ИООООР оставлено без рассмотрения, поскольку было установлено, что аукционы уже проведены и в рассматриваемых правоотношениях имеется спор о праве, возникший между заявителями и победителями аукционов на право заключения охотохозяйственных соглашений.
При этом суд пришел к выводу о том, что ИООООР и Пестов Ю.Ю. являются заинтересованными лицами в данном деле, поскольку нарушенное право организации ею оспаривается, а право Пестова Ю.Ю. вытекает из членства в организации.
13.01.2012 г. Губернатором Ивановской области в целях исполнения решения Ивановского областного суда от 05.07.2011 г. издан Указ № 3-уг о признании утратившими силу указов Губернатора Ивановской области от 11.11.2010 г. № 152 –уг «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области» и от 22.03.2011 г. № 66-уг «О внесении изменения в Указ Губернатора Ивановской области от 11.11.2010 г. № 152 –уг «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области».
Учитывая, что решение Ивановского областного суда от 05.07.2011, которым Приложение к Указу Губернатора Ивановской области от 11.11.2010 № 152-уг «Об общедоступных охотничьих угодьях Ивановской области (в ред. указа от 22 марта 2011 г. № 66-уг) признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 21.09.2011, суд приходит к выводу о том, что на момент издания распоряжения Правительства Ивановской области от 16.11.2011 № 314 «Об организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения» правовых оснований для проведения аукционов не имелось, т.к. иного решения о переводе ранее предоставленных ИООООР охотничьих угодий в категорию общедоступных Губернатором Ивановской области не принималось.
Более того, во исполнение решения Ивановского областного суда от 05.07.2011, 13.01.2012 издан Указ Губернатора Ивановской области об отмене указа № 152-уг от 11.11.2010.
Кроме того, действия по организации аукциона осуществлены вопреки указанному выше определению Ленинского районного суда г. Иваново от 23.12.2011, которым приняты обеспечительные меры путем приостановления действия распоряжения Правительства Ивановской области от 16.11.2011 № 314-рп и запрещения организатору проведение всех аукционов, назначенных на 27 и 28 декабря 2011.
При подготовке к проведению аукционов и публикации извещений о их проведении были допущены следующие нарушения.
Для формирования предметов аукционов Службой по охране объектов животного мира Ивановской области 15.07.2011 г. за № 1058 оформлен запрос в Комитет по лесному хозяйству Ивановской области о границах охотничьих угодий (земельных участках в границах охотничьих угодий), не предоставленных в аренду физическим и юридическим лицам.
21.09.2011 г. Комитет по лесному хозяйству Ивановской области направил в Службу ответ за № 08-16/2670, который был использован при подготовке аукционной документации, хотя и не отвечал признаку актуальности, поскольку к ноябрю 2011 г. информация о земельных участках, переданных в аренду, могла измениться.
В соответствии с ч. 6 ст.28 ФЗ «Об охоте...», извещение о проведении аукциона, в числе прочих, должно содержать сведения об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты.
Opганизатор аукциона разместил в «Ивановской газете» от 18.11.2011г. извещения, в которых предусмотренные законом сведения не содержатся, а имеется лишь отсылка общего характера: «в соответствии с законодательством и аукционной документацией» без какой-либо конкретизации требований закона.
Ограничение использования лесов регулируется нормами ст.ст.102, 107 Лесного кодекса РФ. Так, в каждом лесничестве должны выделяться особо защитные участки лесов (ОЗУ), которые имеют соответствующие категории: «берегозащитные участки лесов», «расположенные вдоль водных объектов», «почвозащитные» и т.д. Сведения об ОЗУ имеются в лесничествах и занесены в материалы лесоустройства. В зависимости от категории ОЗУ, устанавливается правовой режим их использования, в том числе ограничения по использованию. Организатор аукциона в данном случае должен был указать эти сведения в извещении об аукционе, чего сделано не было.
Параметры осуществления охоты в извещениях о проведениях аукционов в других субъектах РФ указаны со ссылкой на ФЗ «О животном мире», ФЗ «Об охоте…», Правила добывания объектов охоты, Правила охоты и т.д.
В соответствии со ст. ст. 23, 33 ФЗ «Об охоте…» определение параметров осуществления охоты является переданным федеральным полномочием и обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ на основе Правил охоты разрабатывать такие параметры в соответствующих охотничьих угодьях. В Ивановской области такие параметры до настоящего времени не разработаны. При этом предметом аукционов явились охотничьи угодья с неурегулированным правовым режимом параметров осуществления охоты. Отсутствие сведений об ограничении использования лесов и параметрах охоты, по мнению суда, является существенным нарушением ст.28 ФЗ «Об охоте…» при проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Таким образом, проанализировав указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Правительства Ивановской области от 16.11.2011 № 314-рп «Об организации и проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения» противоречит положениям ФЗ «О животном мире». ФЗ «Об охоте…», вступившему в силу решению Ивановского областного суда от 05.07.2011 о признании недействующим Приложения к Указу Губернатора Ивановской области от 11.11.2010 № 152-уг и определению Ленинского районного суда г. Иваново от 23.12.2011 о приостановлении действия указанного распоряжения.
Суд не соглашается с доводами ответчиков о том, что в данном случае применяется срок исковой давности, установленный для оспоримой сделки.
Статья 168 ГК РФ устанавливает общее правило о ничтожности сделки, противоречащей закону или иным правовым актам. Для недействительности сделок по этому основанию требуется несоответствие ее императивным нормам закона или других правовых актов.
Учитывая, что охотничьи угодья, в отношении которых принято решение о проведении аукционов, на момент 16.11.2011 не являлись общедоступными, выставление их на аукционы на право заключения охотхозяйственного соглашения противоречило закону.
Последствием нарушения требований законодательства при совершении сделок по общему правилу является ничтожность сделки.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении и последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года и на момент обращения с иском в суд истцами не пропущен.
Доводы представителей ответчиков о том, что Смирнов Ю.Ф. не может быть истцом по указанному делу, а также о том, что дело не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции судом отвергаются.
Судом установлено, что предметом спорных аукционов являлись охотничьи угодья, ранее предоставленные ИООООР.
Смирнов Ю.Ф. является членом ИООООР. При ныне существующей схеме распределения охотничьих угодий он вынужден обращаться за разрешением сразу к множеству охотпользователей, при этом каждый раз он вынужден нести материальные затраты для получения разрешений на охоту.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что оба истца являются заинтересованными лицами, которые вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Учитывая, что одной из сторон по делу является гражданин, в соответствии со ст. 22 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, а не Арбитражным судом.
Исследовав и проанализировав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцами требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать результаты аукциона на право заключения Охотхозяйственного соглашения, оформленные протоколом о результатах аукциона от 23.12.2011 (Лот № 16) недействительными.
Признать недействительным Охотхозяйственное соглашение № 16/52-2012 от 16 января 2012 года.
Прекратить право пользования охотничьими ресурсами Общества с ограниченной ответственностью фирмы «Хурьян» по Охотхозяйственному соглашению № 16/52-2012 от 16 января 2012 года.
Обязать Службу по охране животного мира Ивановской области исключить из государственного реестра информацию об Обществе с ограниченной ответственностью фирме «Хурьян» как об охотпользователе по Охотхозяйственному соглашению № 16/52-2012 от 16 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись