Дело № 2-1543/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Л.А.Аникиной
при секретаре Н.С. Битеновой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с данным иском к ответчику.
В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он достиг пенсионного возраста. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» ему установлена страховая пенсия по старости в размере 19 361,32 руб.. Размер пенсии состоит из фиксированной выплаты – 4 982,90 руб. и страховой пенсии 14 378,42 руб.. Согласно информации с официального сайта Пенсионного фонда, отраженной в его личном индивидуальном счете, индивидуальный пенсионный коэффициент за период его трудовой деятельности составил 184,705.
Полагает, что ответчиком расчет назначенной ему пенсии произведен неверно. Согласно ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст=ИПКxСПК, где СПст – размер страховой пенсии по старости, ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
С 01.01.2018 стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,037 и устанавливается в размере 81 рубль 49 копеек. Размер страховой пенсии корректируется с 01.01.2018 в связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента. Согласно расчету истца 14 378,42 руб. (размер страховой пенсии):184,705 (ИПК)=77,845 руб., либо 14 378,42 руб.:81,49=176,44 (ИПК). Следовательно, как полагает истец, пенсионным органом неправильно применен размер стоимости ИПК, либо при расчете не учтены сведения необходимые для расчета пенсии за третий и четвертый квартал 2017 года, то есть при подсчете размере страховой пенсии не учтены 8,265 «баллов». В связи с тем, что пенсию назначена в 2018 году, все отчисления в пенсионный фонд за 2017 год должны были быть учтены при назначении страховой пенсии. Из информации на сайте Пенсионного фонда следует, что они учтены, но не применены при расчете и назначении пенсии. Расчет пенсии должен быть следующим: СПст=184,705x81,49=15 051,61 руб., и 15 051,61 руб. + 4 982,90 руб=20 034,51 руб.
На основании изложенного истец просил обязать ответчика произвести перерасчет установленной истцу страховой пенсии в соответствии с правилами, установленными ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента назначения пенсии, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 20 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца по устному ходатайству ФИО2 пояснили, что в настоящее время требование о перерасчете пенсии удовлетворено пенсионным органом, перерасчет пенсии произведен. Истец настаивал на взыскании с ответчика судебных расходов, понесенные им в связи с рассмотрением дела.
Представитель ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении требования отказать, в возмещении судебных расходов также отказать, в обоснование ссылалась на их целевой характер.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами пенсионного дела, что истцу ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с достижением пенсионного возраста).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости, ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 18 ст. 15).
Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год (ч. 22 ст. 15).
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 23 ст. 15).
При оценке прав застрахованных лиц на 01.01.2002 устанавливается расчетный размер пенсии в порядке, предусмотренном п.3 ст. 30 Закона Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
умножением стажевого коэффициента на общий трудовой стаж на отношении среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за одинаковый период в размере не свыше 1,2 и на среднемесячную заработную плату в РФ за период с 01.07 по 30.09.2001 – 1671 руб. При этом общий трудовой стаж исчисляется в календарном порядке.
либо в порядке п. 4 ст. 30 указанного закона умножением среднемесячной заработной платы увеличенной на коэффициенты «осовременивания» на стажевый коэффициент за общий трудовой стаж с учетом компенсационной выплаты.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды до 01.01.2015 и за периоды после 01.01.2015 (ч. 11 ст. 15).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 определяется исходы из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Полученный размер делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного Правительством РФ на дату установления страховой пенсии.
Согласно информации ответчика страховой стаж истца до 01.01.2002 составил 27 лет 1 месяц 24 дня (при требуемом стаже для мужчин – 25 лет). Отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране составляет 5 398 (8 067,76 руб. – фактический заработок истца за период 2000-2001: 1494,50 руб.- среднемесячная заработная плата в стране за указанный период). При этом с учетом вышеприведенных положений законодательства отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ не может превышать 1,2.
Пропорционально имеющемуся стажу с учетом коэффициентов индексации в 2002-2014 гг., начисленных работодателем страховых взносов в сумме 1 238 495,07 руб. и увеличения за 16 лет стажа до 1991 года размер страховой части (без учета фиксированного базового размере) пенсии по старости на 31.12.2014 составил 10 334,46 руб.. Величина индивидуального пенсионного коэффициента на 01.0.12015 составила 161,224 (10334,46 руб.:64,10 руб. – стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015). С учетом отчислений, имеющихся на индивидуальном лицевом счете истца после 01.01.2015 ИПК составил 15,220, суммарный ИПК составил 176,444 баллов.
С 01.01.2018 стоимость одного пенсионного коэффициента увеличивается на коэффициент, равный 1,037 и устанавливается в размере 81 руб. 49 коп. (ст. 5 Федерального закона от 28.12.2017 N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии").
Размер пенсии истца, рассчитанный ответчиком, составил 14 378,42 руб. (176,444 x81,49 руб.). С учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 4 982,90 руб. общий размер пенсии истца составил 19 361,32 руб.
Обращаясь с данным иском, истец полагает, что при расчете пенсии ответчиком неверно применен размер индивидуального пенсионного коэффициента 176,444, так как с учетом сведений за третий и четвертый квартал 2017 года индивидуальный пенсионный коэффициент составлял 184,705, что подтверждается сведениями из индивидуального лицевого счета истца.
Согласно расчету истца при применении ИПК в размере 184,705 его пенсия составила бы сумму 15 051,61 руб. (184,705 x 81,49), с учетом фиксированной выплаты размер пенсии составил бы сумму 20 034,51 руб.
В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривал то обстоятельство, что при расчете страховой пенсии ФИО1 был применен ИПК 176,444.
В обоснование позиции ответчик ссылается на то, что в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам. В связи с чем, полагал, что пенсия ФИО1 правомерно назначена без учета сведений из индивидуального лицевого счета за 2017 год, так как данные сведения не были предоставлены налоговым органом. Перерасчет пенсии ФИО1 возможно произвести после получения сведений о величине ИПК за 2017 год с даты назначения пенсии. Также ответчик указывал, что информация о состоянии индивидуального лицевого счета, полученная в «личном кабинете застрахованного лица» на Интерне-сайте Пенсионного фонда РФ, не может быть использована при расчете пенсии.
С данными доводами ответчика суд не соглашается ввиду следующего.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ).
В силу требований ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с п. 2.3 (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:
1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;
3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;
4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Сведения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, в соответствии со ст. 14 Федерального закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованное лицо вправе получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения, предоставляемые посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица", в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства, доводы ответчика об отсутствии возможности учета сведений из индивидуального лицевого счета истца за 2017 год (о размере страховых взносов) ввиду их отсутствия, являются несостоятельными. Доказательства непредоставления сведений в отношении ФИО1 страхователем ответчиком не представлены. Напротив, исходя из информации, полученной истцом на официальном Интерне-сайте Пенсионного фонда РФ в «личном кабинете застрахованного лица» о размере ИПК, следует, что страхователем обязанность по начислению и уплате страховых исполнена. Проблема межведомственного взаимодействия между налоговыми и пенсионными органами при направлении сведений для индивидуального персонифицированного учета не должна препятствовать реализации пенсионных прав истца.
В нарушение требований ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» при расчете размера страховой пенсии истца применен ИПК 176,444 (без учета данных за 2017 год) вместо 184,705, в связи с чем, истцу пенсия начислена в меньшем размере.
В ходе рассмотрения дела данное нарушение ответчиком устранено, о чем свидетельствует представленное в материалы дела распоряжение УПФР в г.Барнауле Алтайского края о перерасчете размера пенсии ФИО1 от 04.04.2018.
Вместе с тем судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
Поскольку на данный момент ответчик устранил допущенное нарушение в добровольном порядке, истцу пенсия начислена в установленном размере, то основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 101 ГПК РФ в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.
В подтверждение несения судебных расходов истцом представлен договор об оказании юридических услуг от 22.01.2018, расписка от 22.01.2018 о получении ФИО2 суммы 20 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая предмет и сложность рассматриваемого спора, участие представителя в двух судебных заседаниях, одно из которых предварительное, их продолжительность, объем и качество оказанных представителем услуг, суд считает возможным заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворить частично, взыскав с ответчика по данным основаниям сумму в размере 5 000 руб. Данный размер расходов в указанном деле соответствует требованиям разумности. Также с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. Всего в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 5 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 5 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Аникина