ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1543/2022 от 11.10.2022 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1543/2022

УИД 59RS0035-01-2022-001798-07

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

11 октября 2022 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием истца Казакова А.В.,

представителя истца – адвоката Симакова О.И., действующего на основании ордера,

представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю – Токаревой Н.А., действующей на основании доверенностей,

при ведении протокола секретарем Долматовой М.В., помощником судьи Гариной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Казакова Алексея Владимировича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее – ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО5 обратился в суд с иском к ФИО2 по <...> о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указал, что с <дата> он проходил службу в органах УИС в должности оперуполномоченного отдела штурмового отделения Соликамского кустового отделения (дислокация в <...>) отдела специального назначения ФИО2 по <...>. ФИО2 начальника ФИО2 по <...> от <дата> он уволен со службы по п. «м» ч. 1 ст. 158 Положения о службе в ОВД РФ (в связи с прекращением уголовного преследования за примирением сторон). <дата> старшим следователем СО по <...> СУ СК РФ по <...> в отношении него возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. Постановлением СО по <...> СУ СК РФ по <...> от <дата> данное уголовное дело прекращено в соответствии со <данные изъяты> РФ. <дата> постановление от <дата> отменено заместителем руководителя СУ СК РФ по <...>, как незаконное и необоснованное. <дата> старшим следователем СО СУ СК РФ по <...> вынесено постановление о прекращении в отношении него уголовного дела и уголовного преследования по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> УК РФ по основаниям, предусмотренным <данные изъяты> РФ в связи с отсутствием в действиях состава преступления. Копию постановления и копию извещения о порядке возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием он получил <дата>. Постановлением Соликамского городского суда <...> от <дата> он был восстановлен в трудовых правах и выплате заработной платы. На основании данного постановления <дата> он был восстановлен на службе в ФИО2 по <...> и уволен с правом выхода на пенсию. Общая продолжительность службы на <дата> составила 20 лет 09 месяцев 03 дня в календарном исчислении, в льготном исчислении <данные изъяты>. <дата> он обратился в жилищную комиссию ФИО2 по <...> с заявлением по постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, поскольку в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ от <дата> «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено право сотрудника УИС, имеющего продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении на получение такой выплаты один раз за весь период службы. В жилищную комиссию им были представлены документы о составе семьи, документы, подтверждающие, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником жилого помещения. По месту прохождения службы ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения ему не предоставлялась. Жилищной комиссией ему было отказано в постановке на учёт для получения ЕСВ в связи с отсутствием условий, указанных в п. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ от <дата> «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В период непосредственной службы в ФИО2 по <...> с <дата> по <дата> он с заявлением о постановке на учёт на получение ЕСВ не обращался, но планировал это сделать после рождения дочери в 2013 году, однако был уволен по указанному выше основанию, вследствие чего был лишён такого права. Учитывая, что в соответствии со ст. 134 УПК РФ за ним признано право на реабилитацию, которая включает в себя и право в восстановлении в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, считает, что подлежит восстановлению и его право на постановку на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения как действующего сотрудника, а не как гражданина, уволенного со службы с правом на пенсию. Восстановление на работе и увольнение со службы производилось в один день – <дата>, поэтому предоставить полный пакет документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для постановки на учёт у него не имелось возможности. С учётом уточнений просил суд обязать ответчика ФИО2 по <...> поставить его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи, как действующего сотрудника, реабилитированного в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с <дата>.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО1.

В судебном заседании истец ФИО5 на иске настаивал по основаниям и доводам, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.

ФИО1 истца – адвокат ФИО12 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.

ФИО1, ФИО2 по <...>ФИО10, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему, где указано, что истец обосновывает свои требования тем, что с <дата> года проходил службу в органах УИС, ФИО2 по <...> от <дата> был <данные изъяты>. На основании постановления Соликамского городского суда <...> от <дата> по материалу ФИО5 был восстановлен в трудовых правах, ФИО2 об увольнении был отменён. ФИО2 по <...> от <дата>ФИО5 был восстановлен на службе в УИС и уволен с правом выхода на пенсию. Истец <дата> обращался в жилищно-бытовую комиссию ФИО2 с заявлением о постановке на учёт на получение ЕСВ, но на основании протокола от <дата> заседании комиссии ФИО13ФИО2 ему было отказано в постановке на учёт.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе и таможенных органов Российской Федерации, входит предмет регулирования закона № 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 названного закона.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ от <дата> сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 6 Федерального закона № 283-ФЗ определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от <дата> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 5 Правил установлено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления и документов, поименованных в п. 5, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определённых ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт. О принятом комиссии решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).

В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами РФ, принятыми на учёт для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учётом сохранения за ними права, указанного в п. 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.

Анализ документов, образованных в деятельности ФИО2 и имеющих отношение к рассматриваемому спору показывает следующее. Действительно, ФИО5ФИО14ФИО2 от <дата> при указанных истцом обстоятельствах. <дата>, после принятия <дата> Соликамским городским судом судебного акта по материалу ФИО5 был восстановлен на службе в УИС в соответствии с ФИО2 от <дата>-лс, истец был полностью восстановлен в трудовых правах, за ним было сохранено право проходить дальнейшую службу в органах УИС и реализовывать иные права, предусмотренные действующим законодательством. <дата> истец обратился с рапортом на имя начальника ФИО2 об увольнении его <дата> со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Несмотря на составляемые беседы с сотрудником, решение продолжить службу в УИС ФИО5 не принял, рапорт об увольнении не отозвал, дату увольнения не изменял. ФИО2 от <дата> с ФИО5 расторгнут контракт и он уволен со службы в УИС по п. 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ч. 2 ст. 84 Федерального закона от <дата> № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе ФИО6 кой Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». <дата>ФИО5 обратился в ФИО2 с рапортом о принятии на учёт на получение ЕСВ. По результатам рассмотрения пакета документов комиссией было постановлено отказать ФИО5 с составом семьи 3 человека в постановке на учёта для получения ЕСВ, в связи с отсутствием условий, указанных в п. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.

Право на постановку в очередь для получения ЕСВ принадлежит каждому сотруднику УИС. Вместе с тем, не каждый сотрудник УИС обращается за реализацией данного права. Право начинает действовать с момента постановки его в очередь в установленном порядке по результатам рассмотрения его заявления и соответствующего пакета документов. Это волеизъявление каждого, не зависящее от УИС. Десять лет службы у истца наступило в 2012 году. После этого он проходил службу до <дата>, а также являлся действующим сотрудником УИС в <дата> году, после восстановления на службе. В <дата> году истец сам отказался от социальных гарантий, предоставленных сотрудникам УИС, приняв решение об увольнении. Никто не препятствовал ему продолжить службу и воспользоваться соответствующими социальными гарантиями. Правовые нормы, регулирующие восстановление сотрудника на службе, не содержат положений, обязывающих ФИО2 по <...>, ФИО1 принять меры к постановке недействующего сотрудника УИС в очередь для получения ЕСВ. Это нарушит соответствующие права иных лиц, состоящих в очереди и обратившихся в установленном порядке с заявлением. Истец не обращался с заявлениями на постановку на учёт в <дата>, в очередь поставлен не был. Основания для постановки его в очередь в <дата> году по смыслу того, что он, возможно, обратился бы с заявлениями при прохождении службы – отсутствуют. Нельзя восстановить в том, чего не было. События постановки на учёт на ЕСВ не было. Восстановившись на службе в УИС, ФИО5 фактически был восстановлен в правах, в том числе в праве на обращение в соответствующую комиссию с заявлением о постановке в очередь на получение ЕСВ. В настоящее время он не наделён соответствующим правом, так как не является действующим сотрудником УИС. Решение комиссии ФИО2 по <...>, оформленное протоколом от <дата> в части отказа ФИО5 в постановке на учёт для получения ЕСВ является законным, обоснованным и не подлежит отмене.

Привлечённый судом к участию в деле в порядке ч. 3 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетний ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие несовершеннолетнего ФИО5 в порядке ч.3,4 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, изучив материалы дела, обозрев производство о возмещении вреда реабилитированному, документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на имя ФИО5, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социального обеспечения граждан Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. При этом согласно положению ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации федеральных законов по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется Российской Федерацией в виде субвенций бюджетам субъектов. Финансирование обязательств, связанных с реализацией законов субъектов РФ, не является расходным обязательством Российской Федерации в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, а отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении. Нуждаемость определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ, согласно которой, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации, что предусмотрено положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).

Положениями п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от <дата> №283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012-ФЗ (супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения)

В соответствии с п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, предусмотрено п. 5 Правил, в соответствии с подп. «з» которого указано на необходимость представления выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.

Согласно п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

В судебном заседании установлено, что с <дата>ФИО5 проходил службу в органах УИС в должности оперуполномоченного отдела штурмового отделения Соликамского кустового отделения (дислокация в <...>) отдела специального назначения ФИО2 по <...>.

<дата> старшим следователем СО по <...> СУ СК РФ по <...> в отношении ФИО5 возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты> РФ.

Постановлением СО по <...> СУ СК РФ по <...> от <дата> уголовное дело прекращено в отношении истца в соответствии со ст. <данные изъяты> РФ.

ФИО2 начальника ФИО2 по <...> от <дата>ФИО5 уволен со службы по п. «м» ч. 1 ст. 158 Положения о службе в ОВД РФ (в связи с прекращением уголовного преследования за примирением сторон).

На основании постановления Соликамского городского суда <...> от <дата> по материалу ФИО5 был восстановлен в трудовых правах, ФИО2 по <...> от <дата>ФИО2 об увольнении был отменён.

<дата>ФИО5 подал рапорт на имя начальника ФИО2 по <...> о расторжении контракта и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) части 2 статьи 84 Федерального закона от <дата>–ФЗ <дата>.

На основании ФИО2 по <...> от <дата> с ФИО5 расторгнут контракт, и он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) части 2 статьи 84 Федерального закона от <дата>–ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на <дата> составляет 20 лет 09 месяцев 03 дня, в льготном исчислении – 28 лет 09 месяцев 10 дней.

<дата>ФИО5 обратился с рапортом на имя начальника ФИО2 по <...> о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата>, составом семьи 3 человека, включая двоих несовершеннолетних детей: ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения.

По результатам рассмотрения пакета документов, представленных истцом, комиссией ФИО2 по <...> было отказано ФИО5 с составом семьи 3 человека в постановке на учёта для получения ЕСВ, в связи с отсутствием условий, указанных в п. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ от <дата>.

Из содержания выписки из протокола от <дата> заседания комиссии ФИО2 по <...> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении документов, предоставленных сотрудниками учреждений ФИО2 по <...>, гражданами, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, в комиссию ЕСВ, на наличие условий, необходимых для постановки на учёт и получения единовременной социальной выплаты, заявителем не представлены документы, что он состоит в списках сотрудников и граждан ФИО2 по <...>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на соответствующий учёт до <дата>.

Из представленных суду документов следует, что с <дата> по настоящее время ФИО5 и его несовершеннолетний сын ФИО3, <дата> года рождения, дочь ФИО4, <дата> года рождения, зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении – <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> м2, по адресу: <...> принадлежащим на праве собственности ФИО11 (матерью детей истца), состоящей на регистрационном учёте по данному адресу с <дата>.

Соответственно, на одного человека приходится 12,025 м2 общей площади вышеуказанного жилого помещения.

Согласно ответам Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> в собственности истца и несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 жилые помещения отсутствуют.

Нанимателем жилых помещений по договору социального найма либо членом семьи нанимателя по договору социального найма истец и его несовершеннолетние дети не являются.

Заявленные исковые требования истец обосновал тем, что он имеет право постановки на учёт для получения ЕСВ как действующий сотрудник, реабилитированный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона с <дата>.

В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал тот факт, что во время прохождения службы в УИС он знал о наличии у него право на подачу заявления на постановку в очередь для получения ЕСВ. Данное право он намеревался реализовать после рождения дочери.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что в период с момента рождения дочери ФИО4, <дата> года рождения, (<дата>) и до момента увольнения со службы (<дата>), а также в период после восстановления на службе, являясь действующим сотрудником УИС, ФИО5 в комиссию ФИО2 с соответствующим заявлением о постановки его на учёт для получения единовременной социальной выплаты не обращался при отсутствии к тому каких-либо препятствий.

Суд считает необходимым отметить, что обращение в комиссию с целью постановки на учёт на получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения носит заявительный характер. При отсутствии соответствующего заявления данный вопрос не может быть разрешён комиссией по своей инициативе.

Судом установлено, что ФИО5, достоверно зная о наличии у него права на подачу заявления о постановке его на учёт для получения ЕСВ, как в период службы до <дата>, так и после восстановления на службе в органах УИС, имел реальную возможность реализовать своё право на обращение в комиссию ФИО2 по <...> с соответствующим заявлением о постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты, однако своим правом не воспользовался по своему усмотрению, рапорт об увольнении не отозвал, не изменил дату увольнения, не обратился в комиссию ФИО2 по <...> с соответствующим заявлением о постановке его на учёт до момента увольнения, то есть отказался от социальных гарантий, предоставленных сотрудникам УИС.

Учитывая, что в период прохождения службы ФИО5 не был принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, на момент обращения в комиссию ФИО2 по <...> с заявлением о постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты (<дата>), истец уже не являлся действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы, соответственно комиссией ФИО2 по <...> ему было правомерно отказано в постановке его на учет в связи с отсутствием условий, предусмотренных п.3 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Кроме того, решение комиссии ФИО2 по <...> в части отказа ФИО5 в постановке на учёт для получения ЕСВ, оформленное протоколом от <дата>, на момент рассмотрения настоящего дела в установленном законом порядке истцом не оспорено и недействительным не признано.

Сам по себе факт восстановления ФИО5 в трудовых правах не свидетельствует о наличии у него безусловного права постановки его на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.

С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 о возложении на ФИО2 по <...> обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи, как действующего сотрудника, реабилитированного в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с <дата>, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

р е ш и л :

Исковые требования ФИО5, <дата> года рождения, уроженца <...> (паспорт гражданина Российской Федерации серии выдан <дата> УВД <...> и <...>, код подразделения ) о возложении на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <...> (ИНН ) обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для него и членов его семьи, как действующего сотрудника, реабилитированного в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с <дата>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (<дата>).

Судья И.В.Шатуленко