86RS0002-01-2021-016827-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2022 года г.Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Байдалиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Морозовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1543/2022 по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по старости. Решением ответчика ей отказано в перерасчете пенсии, поскольку за период трудовой деятельности с <дата> по <дата> отсутствуют сведения об уплате страховых взносов. При этом при назначении пенсии учтена заработная плата с 1988 года по 1991 год. Заработная плата за период с 1992 по 2014 год не учтена в связи с введением переходной денежной единицы с 1992 года и отсутствием в справке денежной единицы начисляемой заработной платы. С решением ответчика она не согласна, поскольку неуплата работодателем страховых взносов не является основанием для отказа во включении периодов работы в стаж, информация о введенных денежных единицах является общедоступной и не требует дополнительного разъяснения, при этом отсутствие на указание денежной единицы в справке не может повлечь за собой недопустимость доказательства. Просит признать решение ответчика № от <дата> об отказе в перерасчете пенсии незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца с учетом данных справок № от <дата>, № от <дата>, выданных Исполнительным комитетом Червонопрапорского сельского совета Перевальского района.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассматривать дело без её участия.
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по ХМАО – Югре по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело без участия сторон.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> истец ФИО1, <дата> года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии.
Решением № ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Нижневартовске (межрайонное) от <дата> в перерасчете пенсии истцу отказано, со ссылкой на то, что период работы с <дата> по <дата> не может быть учтен, так как отсутствует уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд. Заработная плата с 1988 года по 1991 года была учтена при назначении пенсии. Заработная плата с 1992 года по 2014 год не может быть учтена по справке № от <дата> в связи с введением переходной денежной единицы с 1992 года и отсутствием указания в справке на денежную единицу (л.д.13-15).
Согласно трудовой книжке, заполненной <дата>, истец <дата> принята на работу в Червонопрапорную птицефабрику треста «Ворошиловградптицепром» на должность электромонтера, <дата> назначена техником-электриком, <дата> переведена техником-электриком птицекомплекса, <дата> назначена и.о. инженера-сантехника, <дата> переведена техником – электриком, <дата> переведена и.о. инженера – сантехника, <дата> переведена бригадиром сантехнической службы, <дата> переведена и.о. инженера-сантехника, <дата> назначена инженером-сантехником, <дата> профессия переименована на «Инженер по эксплуатации сооружений и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства», <дата> уволена по соглашению сторон (л.д.16-39).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015.
Согласно п.11 указанных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 2 ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пункт 3 ст.2 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Украиной.
Согласно ст.ст.1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 года.
Поскольку, в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст.10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Как следует из Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р (в ред. от 28 января 2005 года) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001г. и с 1 января 2002г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В этой связи, трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 года с применением норм пенсионного законодательства РФ, а периоды работы с 14 марта 1992 года подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.
В соответствии с п.15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 1996 года, регистрационный № 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.
Как следует из материалов дела, подтверждается трудовой книжкой истца, архивной справкой № от <дата>, выданной исполнительным комитетом Червонопрапорского сельского совета Перевальского района, Червонопрапорная птицефабрика треста «Ворошиловградптицепром» (впоследствии переименован в Птицесовхоз «Червонопрапорный», ОАО «Птицехозяйство «Червоный Прапор», ПАО «Птицехозяйство «Червоный Прапор»), где в спорный период работала истец, находилось в Украине.
Поскольку до вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 года гражданам государств – участников Соглашения учитывался трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, и представление сведений от компетентного органа государства – участника Соглашения не требовалось, после подписания международного договора – Соглашения от 13 марта 1992 года Украина является независимым и самостоятельным государством, и возможность включения периодов работы в стаж после 13 марта 1992 года зависит от подтверждения данного факта компетентным органом Украины.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан осуществляется из заработной платы за любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
До вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 года правовые основания и условия назначения пенсий предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня вступления его в силу (то есть с 01 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было определено, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
24 августа 1991 года после распада СССР Украина провозгласила себя независимым государством.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 01 апреля 1992 года введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центральным банком Российской Федерации, это переходная денежная единица.
С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
Указом Президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе в Украине», вступившим в силу со дня его опубликования (официальное опубликование - газета «Голос Украины», 1996, 08, от 28 августа 1996 года № 159), введена в оборот определенная Конституцией и другим законодательством Украины национальная валюта Украины, которой является гривна и ее сотая часть копейка. Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет, подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10 января 1992 года и по настоящее время.
Таким образом, заработная плата по представленной истцом справке № от <дата>, выданной Исполнительным комитетом Червонопрапорского сельского совета Перевальского района (л.д.40-43), начислялась и выплачивалась истцу в следующих денежных единицах: в период с января 1992 года по март 1992 года включительно в денежной единице – советские рубли, в период с апреля 1992 года по ноябрь 1992 года включительно - в купонах многоразового использования, в период с декабря 1992 года по август 1996 года включительно в денежной единице - украинских карбованцах, за период с сентября 1996 года по 2014 год в денежной единице - гривне.
Указанные обстоятельства в части оборота национальной валюты на территории Украины, суд считает общеизвестными и не подлежащими доказыванию.
Указаниями Министерства социальной защиты населения РФ от 20 августа 1992 года № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии» утверждена форма справки о заработке для рекомендации всем предприятиям, учреждениям, организациям. Справки подписываются должностными лицами предприятий, организаций или архивов. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке и среднемесячном скорректированном заработке отражаются обязательно с указанием денежных единиц.
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст.6 Соглашения, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
В соответствии с п.11 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» в периоды, когда на территории государств - бывших республик Союза ССР действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсий по представленным сведениям о заработке. При этом Министерство разъясняет, что в этом случае принимается во внимание, что национальная валюта являлась единственным платежным средством на территории государства.
Предоставленная истцом справка о получении заработной платы в указанный период подтверждает факт ее работы, а также содержит размер получаемой ею заработной платы.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с чем, ответчик вправе сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Кроме того, ответчиком период работы истца с <дата> по <дата> учтен при назначении пенсии в соответствии со справкой № от <дата>, между тем, тот же период, исходя из справки № от <дата> (л.д.44-46) ответчиком не засчитан, как указано в решении об отказе в перерасчете пенсии.
Согласно ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Поскольку факт начисления истцу заработной платы в спорный период с 1992 года по 2014 года в национальной валюте Украины и переходных денежных единицах нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии истцу с учетом указанных периодов.
Поскольку спорный период с 1992 года по 2014 подлежит учету как период трудовой деятельности истца, выполняемой на территории Украины, с учетом сведений, имеющихся в справках № от <дата>, № от <дата>, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным.
Руководствуясь ст.ст.198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать решение государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по ХМАО-Югре № от <дата> об отказе ФИО1, <дата> года рождения, в перерасчете страховой пенсии по старости, незаконным.
Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1, <дата> года рождения, с учетом данных архивной справки № от <дата>, выданной Исполнительным комитетом Червонопрапорского сельского совета Перевальского района, архивной справки № от <дата>, выданной Исполнительным комитетом Червонопрапорского сельского совета Перевальского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий О.Н. Байдалина
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2022 года
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________ О.Н. Байдалина
Секретарь с/з ________ Е.С. Морозова
« ___ » _____________ 2022г.
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле № 2-1543/2022
Секретарь с/з ________ Е.С. Морозова