Дело № 2-2039/16
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего - федерального судьи Рожновой О.Е., при секретаре Полякове А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Сониной Н.А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решений,
иску Артамоновой О.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решения,
иску Перепеловой Л.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Сонина Н.А. обратилась в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решений от ДД.ММ.ГГГГ. № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилых помещений – офисов №№ в многокрартирном АДРЕС, офисов №№ в многоквартирном доме №АДРЕС, обязании поставить нежилые помещения по указанным адресам на кадастровый учет;
Артамонова О.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ. № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения – офиса №АДРЕС, обязании поставить нежилое помещение по указанному адресу на кадастровый учет;
Перепелова Л.В. обратилась в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ. № № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения – офиса №АДРЕС, обязании поставить нежилое помещение по указанному адресу на кадастровый учет.
Гражданские дела по искам указанных лиц объединены в одно производство.
Требования истцы мотивируют тем, что приобрели перечисленные выше нежилые помещения на основании договоров участия в долевом строительстве. Обратились к кадастровым инженерам для изготовления технических планов помещений и постановки их на кадастровый учет с получением кадастровых паспортов, необходимых для дальнейшей регистрации права собственности. Первоначально от ответчика (филиал по .....) были получены решения о приостановлении осуществления кадастрового учета объектов, а затем отказы в осуществлении кадастрового учета объектов. Основанием для отказа явилось указание на то, для постановки на кадастровый учет помещения заявителям необходимо поставить на кадастровый учет все здание (многоквартирный жилой дом, в котором расположены объекты истцов).
Данные решения об отказе в постановке на кадастровый учет помещений истцы считают незаконным, нарушающим права и законные интересы истцов, как собственников помещений. Истцы считают, что основания отказа (необходимость постановки на кадастровый учет всего здания) не соответствует закону. В связи с изложенным истцы обратились в суд.
В судебном заседании представитель истцов настаивала на заявленных требованиях в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, полагал их необоснованными, действия ответчика соответствующими требованиям закона.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
Истцы на основании договоров долевого участия приобрели нежилые помещения в многоквартирных домах:
Сонина Н.А. офисы №№АДРЕС, офисы №№АДРЕС,
Артамонова О.В. офис №АДРЕС,
Перепелова Л.В. офис №АДРЕС.
Истцы, как указывается в иске, обратились к кадастровым инженерам для изготовления технических планов помещений и постановки их на кадастровый учет с получением кадастровых паспортов, необходимых для дальнейшей регистрации права собственности.
Необходимые документы были представлены ответчику.
ДД.ММ.ГГГГ. решениями ответчика (отдел кадастрового учета №) №, №, №, №, №, №, №, № приостановлен кадастровый учет объектов Сониной, основаниями согласно тексту решений явились следующие обстоятельства:
- в соответствии с ч.4 ст. 25 Закона «О государственном кадастре недвижимости», если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы;
- чертеж составлен с нарушением требований п.32 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке»;
- в нарушение п. 41 требований раздел «План части этажа» составлен неверно.
Согласно тексту решений осуществление кадастрового учета приостановлено на 3 месяца на основании п.5 ч.2 ст. 26 Закона «О государственном кадастре недвижимости» до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Даны рекомендации по доработке представленных документов: предоставить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ. решением ответчика (отдел кадастрового учета №) № приостановлен кадастровый учет объекта Артамоновой, основаниями согласно тексту решения явились следующие обстоятельства:
- в соответствии с ч.4 ст. 25 Закона «О государственном кадастре недвижимости», если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы (данные правила не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме);
- в нарушение п. 32 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке» не представлены документы, на основании которых указываются сведения о помещении в техническом плане.
Согласно тексту решений осуществление кадастрового учета приостановлено на 3 месяца на основании п.5 ч.2 ст. 26 Закона «О государственном кадастре недвижимости» до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Даны рекомендации по доработке представленных документов: предоставить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ. решением ответчика (отдел кадастрового учета №) № приостановлен кадастровый учет объекта Перепеловой, основаниями согласно тексту решения явились следующие обстоятельства:
- в соответствии с ч.4 ст. 25 Закона «О государственном кадастре недвижимости», если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы;
- чертеж составлен с нарушением требований п.32 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке»;
- в нарушение п. 41 требований раздел «План части этажа» составлен неверно.
Согласно тексту решений осуществление кадастрового учета приостановлено на 3 месяца на основании п.5 ч.2 ст. 26 Закона «О государственном кадастре недвижимости» до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Даны рекомендации по доработке представленных документов: предоставить необходимые для кадастрового учета документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.
Как пояснил в судебном заседании представитель истцов, данные решения ответчика о приостановлении осуществления кадастрового учета не обжаловались.
Впоследствии, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, ответчиком приняты решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства в соответствии с п.6 ч.2 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
По объектам Сониной это решения ДД.ММ.ГГГГ. №;
Артамоновой - от ДД.ММ.ГГГГ. №;
Перепеловой - от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В обоснование своего иска истцы указывают, что обязанность собственника нежилого помещения в многоквартирном жилом доме в постановке на кадастровый учет всего дома законом не предусмотрена. Положения Закона N 221-ФЗ не содержат запрета на осуществление государственного кадастрового учета отдельно многоквартирного дома и отдельно каждого помещения в таком многоквартирном доме. Совпадение сведений о многоквартирном доме и помещений в нем невозможно, поскольку технический план на помещение в многоквартирном доме конкретизирует информацию, содержащуюся в техническом плане многоквартирного дома. Требования ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... о постановке на кадастровый учет многоквартирного АДРЕС противоречит пункту 3 части 1 ст. 22, части 1 ст. 20, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является незаконным и препятствует собственнику в исполнении обязанности по регистрации объекта недвижимости и дальнейшему распоряжению этим объектом.
В соответствие с положениями пункта 4 статьи 25 Закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила данной части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу действия пункта 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Состав документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статье 22 Закона N 221-ФЗ.
Необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
При этом правило пункта 3 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ в части возможности представления копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию вместо технического плана данного объекта применяется при условии, если такое разрешение выдано после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Многоквартирный дом № по АДРЕС введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в силу Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Таким образом, в случае если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, технический план должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», вступившим в силу с 12.03.2013, установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Закона о кадастре.
Вместе с тем, порядок осуществления кадастрового учета объектов недвижимости регламентирован Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
При этом согласно части 2 названной статьи постановка на учет объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества» в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» утверждена форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости согласно приложению N 1.
В ходе разбирательства не оспаривалось, что с заявлением об осуществлении кадастрового учета многоквартирного жилого дома, в котором расположены нежилые помещения истцов, застройщик не обращался.
Основания отказа в осуществлении кадастрового учета указаны в ст. 27 Закона N 221-ФЗ, согласно которой, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случаях, если истек срок приостановления.
При этом, в силу п. 4 ст. 21 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно положениям п. 4 ст. 26 Закона N 221-ФЗ решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения ч. 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, оспариваемые истцами решения, приняты в соответствие с требованиями действующего законодательства, оснований для признания их незаконными нет. Решения о приостановлении осуществления кадастрового учета истцами не обжаловались, рекомендации по доработке представленных документов выполнены не были, недостатки, послужившие основаниями для приостановления осуществления кадастрового учета, устранены не были (доказательств обратного суду не представлено).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сониной Н.А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решений от ДД.ММ.ГГГГ. № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилых помещений – офисов №№ в многокрартирном АДРЕС, офисов №№ в АДРЕС, обязании поставить нежилые помещения по указанным адресам на кадастровый учет;
исковое заявление Артамоновой О.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ. № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения – офиса № в АДРЕС, обязании поставить нежилое помещение по указанному адресу на кадастровый учет;
исковое заявление Перепеловой Л.В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по ..... об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ. № филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ..... об отказе в осуществлении кадастрового учета нежилого помещения – офиса № в АДРЕС, обязании поставить нежилое помещение по указанному адресу на кадастровый учет,
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья