ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1544/19 от 05.09.2019 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2-1544/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2019 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,

при секретаре Парфененко Е.В.,

помощник Матюхин А.А.

с участием представителя истца по доверенности Комоловой Л.В., представителя ответчика по доверенности Амельченковой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Дмитриевой ФИО16 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения,

установил:

Дмитриева К.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку решениями судов ее родители были лишены в отношении нее родительских прав.

С 2006 г. по 2007 г. истец находилась на воспитании <данные изъяты> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затем – обучалась в профессиональном лицее и работала.

Указывает, что зарегистрирована в <...> общей площадью <данные изъяты> кроме истицы в квартире также зарегистрированы по месту жительства ее <данные изъяты>.

Данное жилое помещение было закреплено за истицей при принятии на учет, как ребенка оставшегося без попечения родителей.

Ссылается на то, что неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения, однако ответчик отказал ей в этом ввиду отсутствия необходимых документов, при последним обращении отказ мотивировав тем, что истец пропустила установленный срок на обращение с таким заявлением.

Полагая, что ответчик необоснованно нарушил ее права, истец просила суд принять истицу на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих права на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; включить в книгу учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и предоставить благоустроенное жилое помещение на территории г. Орла общей площадью не менее <данные изъяты>.м. по договору найма специализированного жилого фонда.

В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнила заявленные исковые требования. В окончательном виде просит суд обязать ответчика поставить ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения, включить в книгу учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, вне очереди.

Истец Дмитриева К.Г., а также ее представитель по доверенности Комолова Л.В. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточнениях к исковому заявлению. Просили учесть, что установленный законом срок на обращение истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет был пропущен ею по уважительной причине – она неоднократно предпринимала попытки стать на этот учет, но ей отказывали в этом по надуманным основаниям. При этом истица, являлась матерью одиночкой и ввиду ее материального положения не могла получить справку об отсутствии в ее собственности объектов недвижимого имущества, наличие которой обязательно для принятия решения о постановке на учет в качестве лица нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Указали, что постоянным местом жительства истицы является <...>, переезд в <...> носит временный и вынужденный характер, в связи с тем, что в закрепленном за истицей жилом помещении проживает <данные изъяты> Дмитриевой К.Г., с которой у нее сложились конфликтные отношения. Вынуждена проживать в <...> в жилом помещении, которое предоставлено <данные изъяты> истицы в связи в работой.

Представитель ответчика по доверенности Амельченкова Ю.Г. в судебном заседании иск не признала, указав, что истец обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о постановке на учет после 23 лет, то есть при отсутствии установленных законом оснований. Просила учесть, что представленными стороной истца доказательствами не подтверждается уважительность причины пропуска этого срока. Указала, что территория <...> не является постоянным местом жительства истицы Дмитриевой К.Г., поэтому данный факт не порождает обязанности муниципального образования «город Орел» по предоставлению жилого помещения.

Третьи лица Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. Представители Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Департамента финансов Орловской области предоставили в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения содержит статья 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанным Законом Орловской области в частности установлено, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.

Из материалов дела следует, что Дмитриева (ФИО18) К.Г. родилась ДД.ММ.ГГ Ее родителями являлись ФИО6 и ФИО7, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным ДД.ММ.ГГ

Решением Советского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГ мать истца – ФИО7 лишена родительских прав в отношении истца.

Решением Мценского районного суда <...> от ДД.ММ.ГГ отец истца – ФИО6 лишен родительских прав в отношении истца.

Распоряжением главы администрации <...>ФИО8 от ДД.ММ.ГГ истец признана нуждающейся в государственной защите, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <...>.

Общая площадь указанного жилого помещения составляет <данные изъяты>., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГ.

В настоящее время в <...> зарегистрированы по месту жительства истица Дмитриева К.Г., <данные изъяты>ФИО7<данные изъяты> истца ФИО9

С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец являлась воспитанницей казенного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>», что подтверждается справкой этого учреждения от ДД.ММ.ГГ

Также из материалов дела усматривается, что истец состояла в зарегистрированном браке с ФИО10, в связи с чем сменила фамилию с «ФИО19» на «ФИО20», брак расторгнут ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ находится в браке с ФИО12, в связи с чем сменила фамилию с «ФИО21» на «Дмитриеву», что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1-ТД №*** от ДД.ММ.ГГ

Из пояснений истца, подтвержденных показаниями свидетелей ФИО11 и ФИО13 следует, что после нахождения в <данные изъяты> истец проживала на территории г. Орла на съемных квартирах. Не проживает в квартире, закрепленной за ней органом местного самоуправления ввиду конфликтных отношений с <данные изъяты>, которая создала свою семью.

Согласно сведениям, представленным из Управления Росреестра по Орловской области и бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», ни у истца, ни у ее супруга ФИО12 и несовершеннолетних детей в собственности жилых помещений нет.

ДД.ММ.ГГ истец обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГ в адрес Дмитриевой К.Г. направлен письменный ответ, что для рассмотрения вопроса о принятии на учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда необходимо представить документы, перечень которых приведен в письменном уведомлении.

При этом представитель ответчика в судебном заседании ссылалась на то, что на момент обращения Дмитриева К.Г. уже достигла возраста 23 лет, в связи с чем не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Действительно, из приведенных выше норм федерального и регионального законодательства следует, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Орловской области на основании Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, жилые помещения могут быть предоставлены данной категории граждан лишь в случае, если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом из действующего законодательства следует, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Указанная правовая позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.

Вместе с тем Президиум Верховного Суда Российской Федерации в указанном Обзоре разъяснил, что в случае установления уважительности причин пропуска срока постановки указанных лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях требования об обеспечении их жилыми помещениями могут быть удовлетворены.

Из материалов дела следует, что истец ДД.ММ.ГГ действительно обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о принятии ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда после достижения ею 23-летнего возраста. В период обращения истица достигла возраста <данные изъяты>

Вместе с тем суд учитывает, что из пояснений истца в ходе судебного разбирательства по делу следует, что она неоднократно обращалась в администрацию г. Орла с просьбой поставить ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, но ей устно было сообщено об отсутствии правовых оснований для этого.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО13, приходящаяся <данные изъяты> истицы подтвердила данные объяснения и указала, что она вместе с истцом ездила в администрацию г. Орла для решения вопроса о предоставлении истцу жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, но ей отказали в этом, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований. При приеме Дмитриевой К.Г. был выдан список документов, которые необходимо предоставить в целях постановки на учет, в число которых входит выписка о правах Дмитриевой К.Г. на объекты недвижимого имущества, стоимость которой составляет 2800 руб., которые для истицы как одинокой матери являлись непомерными.

Судом установлено, что истица Дмитриева К.Г. относилась к категории лиц, особо нуждающихся в помощи как <данные изъяты>, в связи с чем ей выплачивалось пособие с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой отдела социальной защиты населения администрации Советского района г. Орла.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ отбывала наказание в местах лишения свободы.

Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что пропуск истцом срока на обращение в администрацию г. Орла с заявлением о принятии ее на учет лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением, обусловлен уважительной причиной. Суд при этом учитывает также период пропуска истцом установленного законом срока.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истица до лишения матери ФИО7 родительских прав проживала на территории <...>. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец являлась воспитанницей казенного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>, затем до ДД.ММ.ГГ обучалась в профессиональном лицее №***<...>, по окончании лицея осуществляла трудовую дельность на территории <...>. <данные изъяты> истицы ФИО9 до настоящего времени прикреплена к поликлинике №***, где получает медицинскую помощь. В связи с конфликтными отношениями с <данные изъяты>ФИО7, а также исходя из малой площади квартиры, которая является однокомнатной истец со своей семьей не может вселиться и проживать в <...> по <...>.

Также в силу абзаца 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, принимая во внимание соблюдение истцом иных предусмотренных законом условий для постановки ее на учет, а также то обстоятельство, что недопустимо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из числа лиц указанной категории по месту проживания, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика принять истца на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения, а также предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в городе Орле по договору найма муниципального специализированного жилищного помещения по норме предоставления в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе указание на распределение судебных расходов.

В силу статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 08 июля 2019 г.

Поскольку заявленные Дмитриевой К.Г. исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дмитриевой ФИО22 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию г. Орла поставить Дмитриеву ФИО23 на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения.

Обязать администрацию города Орла предоставить Дмитриевой Карине Габиловне благоустроенное жилое помещение в городе Орле по договору найма муниципального специализированного жилищного помещения по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Взыскать с администрации г. Орла в пользу Дмитриевой ФИО24 расходы на уплату государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья Е.Е. Бардина

Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2019 г.