(марка обезличена)
Дело № 2 - 1544/2014
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород (дата)
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Телковой Е.И.,
при секретаре Нагаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 об обжаловании действий государственного органа
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с указанным заявлением, руководствуясь, ст.ст. 7, 30, 85 ЗК РФ, ст.ст. 1, 30, 37 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 254-255 ГПК РФ заявитель просил суд признать незаконным решение Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области №... от (дата) об отказе внести изменения в Градостроительный план №... земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу: ...; обязать Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области внести изменения в п.3.1 Градостроительного плана №... земель участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., исключив в графе «назначение объекта капитального строительства» слова «Ярусная подземная автостоянка с автомойкой», исключив в графе «Предельное количество этажей здания или предельная высота» слова «2 эт.».
В судебное заседание ФИО7 не явился, сообщив о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие и направив в суд своего представителя по доверенности ФИО1 который в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив суду, что процедуру принятия оспариваемого решения не оспаривает, считая, что указанным решением нарушаются права заявителя ФИО7 на использование собственного земельного участка в соответствии с текущим видом разрешенного использования.
Должностное лицо, директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица департамента градостроительного развития территории Нижегородской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявление не поддержала по мотивам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
Представитель заинтересованного лица министерства государственного имущества и земельных ресурсов по Нижегородской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявление не поддержала, доводы отзыва и дополнений к нему поддерживает.
Представитель заинтересованного лица администрации города Нижнего Новгорода по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные ФИО7 требования не поддержала, представив в материалы дела письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица ФКП ФСГРКиК по НО в судебное заседание не явился, сообщив о возможности рассмотрения дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, при этом неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При указанных обстоятельствах суд с учетом мнения представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ФИО7 в Советский районный суд города Нижнего Новгорода подано заявление о признании незаконным решения Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области №... от (дата) об отказе внести изменения в Градостроительный план №... земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., одновременно с этим ФИО7, считая, что оспариваемым решением нарушаются его права как собственника земельного участка на его использование в соответствии с текущим видом разрешенного использования, просит суд обязать Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области внести изменения в п.3.1 Градостроительного плана №... земель участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., около ..., исключив в графе «назначение объекта капитального строительства» слова «Ярусная подземная автостоянка с автомойкой», исключив в графе «Предельное количество этажей здания или предельная высота» слова «2 эт.». считая, что тем самым будет устранено нарушение его права.
Правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
В заявлении об оспаривании бездействия должностных лиц, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Заявителем подано заявление в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
При этом в соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решения, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 826 кв.м., к.н. №..., расположенный по адресу: ... (далее - земельный участок).
Земельный участок принадлежит ФИО7 на основании договора купли-продажи от (дата) №..., заключенного с Министерством государственного имущества и земельных ресурсов по Нижегородской области. На момент приобретения вид разрешенного использования участка установлен как «Для строительства ярусной подземной автостоянки с автомойкой.».
Заявлением от (дата) ФИО7 обратился в администрацию г.Н.Новгорода с просьбой предоставить информацию о видах разрешенного использования земельного участка. Исходящим письмом №... от (дата) администрация города в лице и.о. директора Департамента градостроительного развития и архитектуры ФИО6 сообщает, что земельный участок расположен в функциональной зоне ОИ (зона многофункциональной общественной деловой застройки центрального исторического района, зон охраны ОКН и зон Достопримечательных мест), которая соответствует территориальным зонам ЦКр, Ц-1 Правил землепользования и застройки г.Н.Новгорода, виды разрешенного использования указаны в Приложении №1. Среди основных видов разрешенного использования указаны, в том числе «офисные здания и помещения».
На основании письма администрации и руководствуясь п.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ, согласно которой любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, ФИО7 обратился в филиал ФГБУ (марка обезличена) по Нижегородской области с заявлением об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с «для строительства ярусной подземной автостоянки с автомойкой» на «офисные здания и помещения». Впоследствии указанные изменения были внесены в сведения ЕГРП и (дата) ФИО7 получено новое свидетельство (№...) на земельный участок.
Заявлением от (дата) ФИО7 обратился в администрацию г.Н.Новгорода с просьбой подготовить градостроительный план на земельный участок.
Письмом №... от (дата) Департамент градостроительного развития и архитектуры сообщает заявителю, что Градостроительный план на земельный участок был подготовлен Департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области.
Градостроительный план №... на земельный участок подготовлен на основании обращения Министерства инвестиционной политики Нижегородской облает от (дата) №..., утвержден Приказом Департамента градостроительного развития территории ... №... от (дата) по решению Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от (дата) №...
В соответствии с п.2.1 Градостроительного плана земельный участок расположен территориальной зоне Ц-1 (Зона обслуживания и деловой активности городского центра).
К основным видам разрешенного использования участка в соответствии с п.2.2, в тс числе, относятся «офисные здания и помещения».
При этом, согласно п. 3.1 назначение объекта капитального строительства «Ярусная подземная автостоянка с автомойкой».
Заявлением от (дата) №... ФИО7 обратился в Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области с требованием внесения изменений в градостроительный план земельного участка в части назначения объекта капитального строительства и выдать градостроительный план с учетом текущего вида разрешенного использования участка - «офисные здания и помещения».
В соответствии с ответом №... от (дата) Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области сообщил заявителю о том, что градостроительный план вышеуказанного земельного участка (№...) был подготовлен и направлен в адрес министерства государственного имущества земельных ресурсов Нижегородской области для проведения торгов под строительство ярусной подземной автостоянки с автомойкой.
При этом изменений цели использования под строительство «офисных зданий и сооружений» взамен «ярусной подземной автостоянки с автомойкой» департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области, а также министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не согласовывалось, в аукционную документацию изменения не вносились.
В связи с этим, согласно ответу на обращение заявителя, правовые основания для внесения изменений в градостроительный план в части целевого использования земельного участка под строительство офисных зданий и сооружений отсутствуют, при этом участок может быть использовании только под цели строительства ярусной подземной автостоянки с автомойкой в условиях сложившейся градостроительной ситуации.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на следующие положения.
На основании п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
При этом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно п.9 ст. 3 Правил землепользования и застройки Г.Н.Новгорода утвержденных Постановлением Городской Думы Г.Н.Новгорода от 15.11.2005 г. № 89 собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии обязательного соблюдения требований законодательства в отношении обеспечения безопасности.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.07.2007 № 248 (ред. от 25.10.2013) утверждено Положение о департаменте градостроительного развития территории Нижегородской области (далее Положение), в соответствии с которым:
Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - департамент) является органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным в области градостроительной и архитектурной деятельности, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, выполняет в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительные, координационные и иные функции государственного управления и регулирования в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории Нижегородской области.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, на котором отражается имущество Департамента, состоящее из закрепленных за ним на праве оперативного управления имущества (включая объекты интеллектуальной собственности), финансовых ресурсов.
Департамент имеет право представлять в арбитражных судах, судах общей юрисдикции и правоохранительных органах, созданных в соответствии с федеральным законодательством, свои интересы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
В соответствии с п. 3.13 Положения департамент осуществляет в режиме "одного окна" сбор технических условий и подготовку градостроительного плана земельного участка, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п. 4.6, 4.7 Положения департамент имеет право принимать в установленном Правительством Нижегородской области порядке участие в формировании земельного участка, в том числе осуществлять подготовку градостроительных планов земельных участков; утверждать и регистрировать градостроительные планы, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон).
Согласно ст.ст. 1, 2, 10, 12, 15 указанного Федерального закона установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены (п. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка №... (далее ГПЗУ) осуществлялась департаментом на основании обращения министерства инвестиционной политики Нижегородской области от (дата) №..., по решению Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от (дата) с изм. от (дата) и от (дата) (торги), в рамках компетенции, предоставленной ему в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления городского округа города Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции существующих объектов недвижимости и размещения временных объектов, установлен Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 № 46 «О мерах по реализации закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-3 «О строительстве, реконструкции объектов недвижимости размещения временных объектов» (далее порядок).
Пунктом 2.2.4 данного порядка предусмотрено, что после получения кадастрового паспорта земельного участка министерство инвестиционной политики Нижегородской области передает копию паспорта в Департамент для подготовки градостроительного плана земельного участка.
Отсюда следует, что подготовка спорного градостроительного плана выполнена исключительно в рамках вышеуказанного Порядка взаимодействия между собой органов государственной власти.
В полномочия департамента не входит подготовка ГПЗУ на основании заявления гражданина или иных лиц, так как отсутствуют нормативные правовые акты, которыми был бы установлен порядок принятия решений, совершения действий департаментом по рассмотрению таких заявлений (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
Следовательно, оснований для внесения соответствующих изменений, как того просит заявитель у заинтересованного лица не имеется.
Кроме того, вышеуказанный земельный участок приобретался ФИО7 на аукционе под цели строительства ярусной подземной автостоянки с автомойкой.
Предоставление земельного участка для строительства производилось без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с порядком, установленным ст. 30 (пункт 4) Земельного кодекса РФ, а именно с проведением работ по формированию земельного участка, с обязательным осуществлением государственного кадастрового учета, определением разрешенного использования земельного участка, определением технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Информация о технических условиях содержится в пункте 5 градостроительного плана и подготовлена на объект «ярусная подземная автостоянка с автомойкой» и является в составе конкурсной документации условием аукциона.
Заявление от ФИО7 о внесении изменений в технические условия на новый вид объекта или об исключении технических условий из состава градплана не поступало.
По результатам аукциона согласно ст. 38.1. (пункт 24), ЗК РФ оформлен протокол, в котором указаны сведения о предмете аукциона: сведения о местоположении, площади, границах, обременениях земельного участка, ограничениях его использования, а также о разрешенном использовании земельного участка, параметрах разрешенного использования объекта и технических условиях.
Протокол подписан организатором аукциона и победителем ФИО7, который тем самым согласился с условиями аукциона, целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка, назначением объекта.
В связи с этим неправомерно требование об исключении пункта 3.1. в части установленного назначения объекта - ярусная подземная автостоянка (комплект технических условий прилагается).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование ФИО7 об исключении пункта 3.1. в части установленного назначения объекта - ярусная подземная автостоянка, требования изменения условия о целевом назначении земельного участка направлено на обход порядка предоставления земельного участка для строительства, предусмотренного ст. 30 ЗКРФ.
Согласно статье 2 ГрК РФ, устанавливающей принципы законодательства о градостроительной деятельности, строительство надлежит осуществлять на основе, в частности, документации по планировке территории.
Документация по планировке территории подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 26 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» градостроительный план земельного участка является документом, утверждаемым в составе либо вне состава документации по планировке территории.
Территория земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: ..., вошла в границы «Проекта планировки и межевания территории Октябрьского бульвара в Г.Н.Новгороде», утвержденного распоряжением администрации Г.Н.Новгорода от (дата) №..., которым на данном участке предусмотрено строительство подземной автостоянки.
Следовательно, в силу п. 6 ст. 43 ГрК РФ градостроительный план может быть изменен только после внесения изменения в утвержденную градостроительную документацию (проект планировки и межевания территории) в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ.
Кроме того, как установлено судом, ФИО7 в настоящее время не лишен права пользования земельным участком, он вправе начать строительство на спорном земельном участке ярусной подземной автостоянки с автомойкой.
Нарушений установленного порядка принятия оспариваемого решения судом не установлено, оспариваемое ФИО7 решение принято руководителем органа исполнительной власти Нижегородской области, в пределах своей компетенции с соблюдением установленного порядка оформления решений по обращениям граждан.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО7 об обжаловании действий государственного органа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Советский районный суд города Нижнего Новгорода в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Телкова
(марка обезличена)
решение принято в окончательной форме (дата).