Дело №г.
заочное
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«18» марта 2020 года г. Балашиха
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при пом.судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Городского округа Балашиха к ФИО2 о признании объекта капительного строительства самовольной постройкой, обязании привести самовольную постройку в соответствие с установленными законом требованиями,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Городского округа Балашиха установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для производственных построек», по адресу: <адрес>, расположен объект капитального строительства, а именно: 3-х этажное нежилое здание, предположительно административного назначения. Какие-либо строительные, отделочные работы со стороны фасадной части здания не ведутся. Признаков эксплуатации здания не выявлено.Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО2. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Актом проверки Госстройнадзора Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что на вышеуказанном земельном участке возведен объект капитального строительства, этажностью более 2 этажей по своим параметрам на основании ст. 49, ст. 54 Градостроительного кодекса РФ подлежит государственному строительному надзору. На момент проверки ведутся работы по утеплению фасада, работы по устройству внутренних инженерных систем, штукатурные работы внутренних перегородок. По мнению истца, ФИО2 допустил строительство вышеуказанного объекта без разрешения на строительство, полученного в установленном порядке (нарушены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).За вышеуказанное нарушение постановлением Главстройнадзора МО № от ДД.ММ.ГГГГ собственник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, собственник допустил строительство объекта по проектной документации, не утвержденной в установленном порядке, без оценки соответствия объекта в форме экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, с нарушением требований ч. 1 ст. 39 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 15 ст. 48, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). Помимо того, собственник не представил в Минстрой Московской области на проверку исполнительную и проектную документацию (журнал работ, акты освидетельствования скрытых работ, паспорта на применяемые материалы, исполнительные схемы, лабораторные заключения прочностных характеристик несущих и ограждающих конструкций), что является нарушением требований ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. За вышеуказанные нарушения постановлением Главстройнадзора МО № от ДД.ММ.ГГГГ собственник был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ и к наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Также было выявлено, что собственник нарушил сроки подачи извещения о начале строительства, на момент окончания проверки извещения о начале строительства, проверяемого объекта капитального строительства, в органы государственного надзора не направил (должно направляться не позднее, чем за <данные изъяты> дней до начала строительства), что неисполнением требований п. 4.4 СП 48.13330.2011, ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. За вышеуказанное нарушение постановлением Главстройнадзора МО № от ДД.ММ.ГГГГ собственник привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ с наказанием в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Разрешений на строительство Администрация Городского округа Балашиха по указанному адресу не выдавала, разрешительная документация в Минстрое Московской области ответчиком также не оформлялась, из чего следует, что объект капитального строительства возведен на земельном участке с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Истец просит суд признать объект капительного строительства – 3-х этажное нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; обязать ответчика ФИО2 привести самовольную постройку – 3-х этажное нежилое здание, предположительно административного назначения, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> в соответствие с установленными законом требованиями, путем получения в установленном законом порядке: градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в разумный срок, установленный судом.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен.
Ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещался.
Суд определил рассматривать дело в отсутствие истца и ответчика в порядке заочного производства.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае, в том числе, строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), а также строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Исходя из ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Права собственника земельного участка на его застройку установленыст.263 Гражданского кодекса РФ, которая допускает осуществление этих прав лишь при соблюдении корреспондирующих им обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).
В соответствии с положениями ст.ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 52 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований проектной документации, требований градостроительного плана земельного участка, требований технических регламентов безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке полученного разрешения на строительство объекта недвижимости, подтверждающего осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности. В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 и п. 4 настоящей статьи.
Исходя из названной нормы, самовольность постройки определяется при наличии одного из трех названных в ст. 222 ГК РФ признаков: земельный участок, на котором создана постройка, не был предоставлен для этих целей в установленном порядке или разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения необходимых разрешений; имеются нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007г. № 595-О-П, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определенияее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи Кодекса последствия, то есть в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Также, как указывал Конституционный Суд РФ в определениях от 03.07.2007г. № 595-О-П, от 17.01.2012г. № 147-О-О и от 29.05.2012г. № 900-О, возведение самовольной постройки является правонарушением, которое может состоять в нарушении как норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, так и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Кроме того, согласно пп. 8 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что результате осмотра ДД.ММ.ГГГГ Администрации Городского округа Балашиха, оформленного актом, выявлено: на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для производственных построек», по адресу: <адрес>, расположен объект капитального строительства, а именно: 3-х этажное нежилое здание, предположительно административного назначения. Какие-либо строительные, отделочные работы со стороны фасадной части здания не ведутся. Признаков эксплуатации здания не выявлено.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО2. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
Актом проверки <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что на вышеуказанном земельном участке возведен объект капитального строительства, этажностью более 2 этажей по своим параметрам на основании ст. 49, ст. 54 Градостроительного кодекса РФ подлежит государственному строительному надзору. На момент проверки ведутся работы по утеплению фасада, работы по устройству внутренних инженерных систем, штукатурные работы внутренних перегородок (л.д.13-17).
Как указывает истец, ФИО2 допустил строительство вышеуказанного объекта без разрешения на строительство, полученного в установленном порядке (нарушены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
За вышеуказанное нарушение постановлением Главстройнадзора МО № от ДД.ММ.ГГГГ собственник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.14-15).
Кроме того, собственник допустил строительство объекта по проектной документации, не утвержденной в установленном порядке, без оценки соответствия объекта в форме экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, с нарушением требований ч. 1 ст. 39 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 15 ст. 48, ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
Помимо того, собственник не представил в Минстрой Московской области на проверку исполнительную и проектную документацию (журнал работ, акты освидетельствования скрытых работ, паспорта на применяемые материалы, исполнительные схемы, лабораторные заключения прочностных характеристик несущих и ограждающих конструкций), что является нарушением требований ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
За вышеуказанные нарушения постановлением Главстройнадзора МО № от ДД.ММ.ГГГГ собственник был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ и к наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.22-23).
Также было выявлено, что собственник нарушил сроки подачи извещения о начале строительства, на момент окончания проверки извещения о начале строительства, проверяемого объекта капитального строительства, в органы государственного надзора не направил (должно направляться не позднее чем за <данные изъяты> дней до начала строительства), что неисполнением требований п. 4.4 СП 48.13330.2011, ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. За вышеуказанное нарушение постановлением Главстройнадзора МО № от ДД.ММ.ГГГГ собственник привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ с наказанием в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Разрешений на строительство Администрация Городского округа Балашиха по указанному адресу не выдавала, разрешительная документация в Минстрое Московской области ответчиком также не оформлялась, из чего следует, что объект капитального строительства возведен на земельном участке с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
ФИО2 при возведении данного объекта капитального строительства были нарушены требования ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.
Несмотря на то, что Администрация Городского округа Балашиха, извещала ответчика о необходимости принять меры по приведению в соответствие разрешительной документации по строящемуся капитальному строению, до настоящего времени никаких заявлений со стороны ответчика в адрес Администрации так и не поступило.
На основании изложенного, сохранение спорного 3-х этажного нежилого строения – объекта капитального строительства нарушает права и законные интересы Администрации Городского округа Балашиха в публично-правовой сфере.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными в ГК РФ и иных законах, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с установление разумного срока для получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Администрации Городского округа Балашиха удовлетворить.
Признать объект капительного строительства – 3-х этажное нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать ответчика ФИО2 привести самовольную постройку – 3-х этажное нежилое здание, административного назначения, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными законом требованиями, путем получения в установленном законом порядке: градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья: Е.А. Беседина
Мотивированное решение составлено 25.03.2020г.
______________