ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1545/2021 от 19.10.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 октября 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания: Гасымовой В.А.к.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1545/2021 по исковому заявлению прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», Департаменту образования Администрации МО г. Салехарда, Администрации г. Салехарда о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности,

установил

Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», Департаменту образования Администрации МО г. Салехарда о возложении обязанности недостатки антитеррористической защищенности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что органом прокуратуры проведена проверка по факту соблюдения требований законодательства антитеррористической безопасности на объекте МБОУ "СОШ № 1", в ходе которой выявлены нарушения требований норм антитерроритсической защищенности объекта: объект не оборудован охранной сигнализаций, системой контроля и управления доступом, основной въезд на территорию объекта не оборудован КПП, въезды на территорию объекта не оборудованы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. По выявленным нарушениям руководителю образовательного учреждения внесено представление, его доводы признаны обоснованными, однако нарушения не устранены. На данном основании заявлены требования о возложении обязанности на МБОУ "СОШ " устранить нарушения федерального законодательства на объекте, - установить охранную сигнализацию, установить систему контроля и управления доступом, обеспечить основной въезд на территорию объекта КПП, установить на въездах на территорию объекта средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, а также о возложении на Департамент образования администрации г. Салехарда обязанности по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений.

И.о. прокурора г. Салехарда Панкратьев В.А. в адресованном суду письме уточнил исковые требования в части срока исполнения ответчиками обязанностей, указав, что устранение выявленных недостатков антитеррористической защищенности должно быть незамедлительным.

Участвующий при рассмотрении дела представитель истца помощник прокурора г. Салехарда Фролова Т.Ю. уточнила исковые требования, просила возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» обязанность устранить нарушения федерального законодательства на объекте, - установить охранную сигнализацию, установить систему контроля и управления доступом, обеспечить основной въезд на территорию объекта КПП, установить на въездах на территорию объекта средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, на Администрацию МО г. Салехарда возложить обязанность по выделению на проведение данных мероприятий соответствующих средств, на удовлетворении уточненных требований иска настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО г. Салехарда.

Представитель ответчика Администрации МО г. Салехард Долженко М.С. действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что со стороны администрации все необходимые меры предприняты, контракты заключены, требует срок как минимум год для проведения всех необходимых работ.

Представитель Департамента образования Администрации МО г. Салехарда Казыева О.В. представила письменный отзыв на иск, в котором иск не признала и указала, что согласно паспорту безопасности МАОУ «СОШ № 1» от 27 марта 2020 года образовательная организация является объектом опасности 1 категории. Распоряжением Администрации города Салехарда от 235 июля 2020 года -р утвержден План работы по реализации мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных образовательных организаций и муниципальных казенных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Салехарда на 2020-2022 годы (далее - распоряжение Администрации города Салехарда -р). В соответствии с распоряжением Администрации города Салехарда -р запланирована последовательная и постепенная реализация мероприятий: в 2020 году - разработка проектно-сметной документации системы охранной сигнализации, дооборудование камерами видеонаблюдения; в 2021 году - монтаж СКУД и системы охранной сигнализации, оборудование системой жесткой фиксации въездных ворот; в 2022 году - оборудование КПП, оборудование средствами снижения скорости (противотаранных устройств). На настоящий момент МАОУ «СОШ » приняты следующие меры по обеспечению антитеррористической защищенности МАОУ «СОШ »: в 2020 году разработан паспорт безопасности МАОУ СОШ от 27 марта 2020 года (объект 1 категории опасности); разработана проектно-сметная документация на систему охранной сигнализации (расчет стоимости строительства и пуско-наладочных работ) - 257 613,00 рублей; поставлена и смонтирована СКУД - 320 000,00 рублей; поставлена система видеонаблюдения -111 110,00 рублей. Всего профинансировано в 2020 году мероприятий из муниципального бюджета в сумме 688 723,00 рублей; в 2021 году профинансировано приобретение системы электронного прохода с использованием бесконтактных карт в сумме 210 864,00 рублей. Система СКУД и охранная сигнализация требуют дополнительного финансирования по доукомплектованию и пуско-наладке. Запланировать дополнительное финансирование в 2021 году на доукомплектование оборудования не представилось возможным, так как сведения о стоимости доукомплектования и пуско-наладки оборудования были получены в конце 2020 года, а планирование на очередной финансовый год осуществляется до 01 июля текущего года. Средств, выделенных из муниципального бюджета на выполнение всех мероприятий по антитеррористической защищенности, не достаточно. Также просила принять во внимание, что бюджет муниципального образования город Салехард является высокодотационным и исполняется с предельным уровнем дефицита, обеспечить реализацию данных мероприятий за счет средств муниципального бюджета не представляется возможным, в адрес департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа были направлены запросы на софинансирование в 2022 году из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. Запросы департамента образования до настоящего времени находится на рассмотрении. Также полагала Департамент ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку принятие решение по финансированию учебного заведения осуществляет его учредитель – Администрация МО г. Салехарда, Департамент такими полномочиями не наделен. В судебном заседании представитель ответчика, будучи извещенным надлежащим образом, участия не принимал, заявлений и ходатайств не представил.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Юркова И.А. в судебном заседании исковые требований не признала, не отрицая установленных фактов нарушений антитеррористической защищенности объекта МБОУ СОШ №1, указал, что учебным заведением предпринимаются все необходимые меры по обеспечению антитеррористической безопасности в соответствии с объемами и сроками, установленными распоряжением Администрации города Салехарда № 611-р. На данный момент выявленные прокурорской проверкой нарушения частично устранены, для завершения работ и наладки систем контроля необходимы денежные средства, которые у учреждения отсутствуют, финансирование осуществляется из средств бюджета.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Судом установлено, как следует из материалов дела, прокуратурой г. Салехарда проведена проверка по факту соблюдения требований законодательства антитеррористической безопасности на объекте МБОУ "СОШ № 1", в ходе которой выявлены нарушения требований норм антитерроритсической защищенности объекта: объект не оборудован охранной сигнализаций, системой контроля и управления доступом, основной въезд на территорию объекта не оборудован КПП, въезды на территорию объекта не оборудованы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 7, п. "д" ст. 11, ст. 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из положений ст. 28 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из п.8 ч.1 ст. 41 упомянутого Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Устава (Основного закона) ЯНАО г. Салехард является административным центром автономного округа.

Образовательная организация МБОУ "СОШ № 1" является объектом опасности 1 категории и осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование г. Салехард.

В силу п. 7.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Образовательное учреждение является местом с массовым пребыванием граждан и отсутствие физической охраны, направленной на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого является массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Как следует, из представленных прокуратурой г. Салехарда материалов проверки и письменных ответов Администрации Мо г. Салехарда, факт нарушений на объекте МБОУ СОШ№1 требований федерального законодательства о противодействии терроризму наше свое подтверждение и стороной ответчиков не оспаривается. Объект не оборудован охранной сигнализаций, системой контроля и управления доступом, основной въезд на территорию объекта не оборудован КПП, въезды на территорию объекта не оборудованы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

По результатам проверки руководителю образовательного учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представления его доводы признаны обоснованными.

Вместе с тем, образовательным учреждением и администрацией муниципального образования не предпринимаются в полном объеме меры по обеспечению антитеррористической защищенности, что нарушает права учащихся, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию образовательных организаций, состав которых не является неизменным на гарантирующую охрану от проявлений терроризма и экстремистской деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исполнение образовательным учреждением требований законодательства о противодействии терроризму является обязательным.

Выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Исполнение указанных требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления – муниципального образования.

Таким образом, исковые требования о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Частичное устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку доказательств надлежащего функционирования в образовательном учреждении какой-либо (или всех) из перечисленных в исковых требованиях систем (сигнализации, системы контроля и управления доступом, КПП, оборудования въезда средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами) – суду не представлено.

Распоряжением администрации г. Салехарда от 23.07.2020 г. № 611-р утверждён План работы по реализации мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных образовательных организаций и муниципальных казенных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации г. Салехард на 2020 - 2022 г.г. Указанное распоряжение предусматривает переоснащение образовательных учреждений города для соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности в срок до 2022 г. данное распоряжение не признано в установленном порядке не соответствующим закону.

Вместе с тем, осуществление мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и являются мерами по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования МБОУ СОШ N 1 не является основанием для освобождения ответчика от исполнения гражданско-правового обязательства по выполнению возложенных на нее судебным постановлением мероприятий. Отсутствие у лица, финансируемого из бюджета, находящихся в его распоряжении денежных средств, не свидетельствует о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком надлежащих и достаточных мер к устранению выявленных нарушений в осуществлении им образовательной деятельности.

Определяя срок, в течение которого указанная обязанность должна быть выполнена, суд принимает во внимание степень потенциальной опасности последствий выявленных нарушений для жизни и здоровья несовершеннолетних и иных граждан, ввиду чего предоставление делительного срока исполнения обязанности по надлежащему обеспечению антитеррористической безопасности детского образовательного учреждения, как того требуют ответчики, приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, создаст прямую угрозу безопасности детей и населения муниципального образования. Однако, суд принимает во внимание также и установленный порядок финансирования муниципального бюджетного учреждения и порядок расходования ответчиком выделяемых средств, ввиду чего полагает, что срок исполнения возложенных судебным решением обязанностей в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда года будет соответствовать критерию разумности и существенным образом не нарушит прав и законных интересов как самого ответчика, так и иных лиц. При этом ответчик в дальнейшем не лишен права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления.

Поскольку полномочиями по финансированию МБОУ "СОШ № 1" обладает Администрация МО г. Салехарда, суд считает необходимым возложить на нее обязанность по финансированию необходимых мероприятий, оснований для возложения указанной обязанности на Департамент образования Администрации МО г. Салехарда – у суде не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Возложить на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» обязанность устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта по адресу: <адрес>, путем установки охранной сигнализации, системы контроля и управления доступа въезда на территорию КПП, установки средств снижения скорости и (или противотаранных устройств на въезде на территорию объекта в срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а на Администрацию МО г. Салехарда – обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления, через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 26 октября 2021 года.

Председательствующий Архипова Е.В.