Сортавальский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сортавальский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1546/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2011 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Муковкиной Т.И.,
при секретаре Денисенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трубаевой Н.Ю. об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Карелия № 475р-П от 23 августа 2011 года,
установил:
Трубаева Н.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 23.08.2011 г. №475р-П по тем основаниям, что указанным Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером 10:10:081502:295 площадью 1500 кв.м., местоположение: Республика Карелия, г.Сортавала, о.Риеккалансари, южная часть кадастрового квартала 10:10:081502, из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Заявитель не согласна с указанным распоряжением, считает, что оно нарушает ее права. Ссылается на то, что Актом о выборе и обследовании земельного участка от 17.08.2009 на основании ее заявления признан пригодным под дачное строительство земельный участок ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенный по указанному выше адресу. Письмом от 16.03.2010 № 850/07 Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласовало дачное строительство Трубаевой Н.Ю. на указанном земельном участке при соблюдении ряда указанных в письме ограничений, в числе которых она должна: исключить использование сточных вод для удобрения почв, распашку земель и т.д., заявительницей были представлены в данный орган природоохранные мероприятия при размещении объектов строительства (письмо Трубаевой Н.Ю. от 10.01.10). Территориальным отделом Роспотребнадзора по РК в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах документация по выбору земельного участка под дачное строительство была признана соответствующей государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (санитарно-эпидемиологическое заключение №Ю.СР.01.000.Т.000174.07.11 от 08.07.11). Также заявитель ссылается на то, что ею была заказана и оплачена рыбохозяйственная характеристика участка Ладожского озера и оценка воздействия на водные биоресурсы водоема от предполагаемой хозяйственной деятельности (письмо ФГУ «Карелрыбвод» от 29.12.2009 №02-13-1720). Также ею заказано и оплачено археологическое обследование земельного участка, по результатам которого Министерством культуры РК выдано согласование решения о предоставлении земельного участка №3.2-05/1140 от 22.11.2010.
Заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, перевод в другую категорию земель относится к компетенции Правительства РК. Администрацией Сортавальского района было подано соответствующее ходатайство с приложением необходимых документов. Указанное ходатайство было принято, претензий с точки зрения ст.ст.2, 3 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ уполномоченным органом высказано не было. В качестве основания для отказа в переводе указано на ограничения по заявленному в ходатайстве использованию прибрежной защитной полосы Ладожского озера, установленными статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Предоставление участка ей для дачного строительства само по себе ограничений установленных законом не нарушает. Исходя из положений ст.1 ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", производство сельскохозяйственной продукции на дачном участке является вторичной целью и не обязательной, кроме того, производство данной продукции возможно и при соблюдении установленных законом ограничений (без распашки и орошения сточных вод, в частности высадка садовых деревьев, организация пасеки и т.д.) Кроме того, как видно из Акта выбора земельного участка, спорный земельный участок размещен на скалистой местности. Распашка данного участка, в связи с этим не представляется возможной. Считает, что допущение о том, что она, в случае предоставления ей данного земельного участка для целей дачного строительства, будет нарушать установленные Водным кодексом РФ ограничения, не основано на законе, поскольку презюмирует ее противоправное поведение в будущем. Однако ею разработаны природоохранные мероприятия при размещении объектов строительства, представленные Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и она намерена соблюдать указанные мероприятия. Все государственные органы, уполномоченные надзирать за соблюдением, в т.ч. природоохранного законодательства, согласовали использование земельного участка для целей дачного строительства. Оспариваемое распоряжение не содержит ссылки на ст.4 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ни одно из установленных оснований для отказа не применимо к данной ситуации. Считают, что установленный законом перечень оснований для отказа, является исчерпывающим. Считает отказ в переводе земельного участка незаконным и просит признать не соответствующим закону и недействительным Распоряжение Правительства Республики Карелия от 23.08.2011 г. №475р-П, обязать Правительство РК устранить в полном объеме допущенное нарушение прав - издать акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представители заявителя Трубаева С.В. и Федичев А.С., действующие на основании доверенностей, заявление поддержали по вышеизложенным основаниям. Дополнили, что использование спорного земельного участка предполагается исключительно для отдыха, что не предполагает распашку земель механизированным способом, в том числе и в связи с тем, что участок расположен на скальном выступе. Считают, что права заявителя нарушены данным Распоряжением, поскольку вся процедура обращения с заявлением в Администрацию, опубликования сведений о предоставляемом земельном участке ими пройдена, поэтому они имели право на предоставление данного земельного участка. Просят заявление удовлетворить.
Представитель Правительства Республики Карелия в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представили возражения по заявлению. Указали, что оспариваемое Распоряжение принято Правительством РК в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, расположен в 60 метрах от уреза воды Ладожского озера в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Ладожского озера. Из материалов, представленных Администрацией Сортавальского муниципального района, к ходатайству о переводе, в случае перевода земельного участка из земель запаса в категорию сельскохозяйственного назначения Администрация намерена предоставить данный земельный участок на праве аренды Трубаевой Н.Ю. для индивидуального дачного строительства. В силу п. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ладожское озеро на основании ГОСТ 17.1.2.04-77 «Показатели состояния и правила таксикации рыбохозяйственных водных объектов» относится к водоемам высшей категории рыбохозяйственного значения, что подтверждается рыбохозяйственной характеристикой Ладожского озера Отдела водных ресурсов по РК от 17.11.2011 № Р10-1514. В силу п. 13 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Пунктом 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. В связи с чем, индивидуальное дачное строительство в прибрежной защитной полосе Ладожского озера, предполагающее использование земли, в том числе в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает осуществление гражданами вышеуказанных запрещенных действий. Соответственно перевод спорного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения влечет нарушение установленных Водным кодексом РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта. В силу п. 1 ст. 4 Закона о переводе перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Кроме того, заявителем не представлены доказательства, что оспариваемое Распоряжение нарушает права заявителя, т.к. данное лицо в уполномоченный орган с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую не обращалось, распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка и акт выбора само по себе никаких прав в отношении земельного участка у заявителя не порождает, в связи с чем, просят отказать заявителю в удовлетворении заявления.
Представитель Администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение по делу оставляют на усмотрение суда.
Выслушав пояснения представителей заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
Судом установлено из материалов дела, пояснений сторон, что Трубаева Н.Ю. обратилась с заявлением в Администрацию Сортавальского муниципального района о предоставлении ей земельного участка под дачное строительство по адресу: Республика Карелия г. Сортавала, о. Риеккалансари, площадью 1500 кв.м., южная часть кадастрового квартала 10:10:081502:199. Актом о выборе и обследования земельного участка от 17.08.2009 признан пригодным под дачное строительство земельный участок ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенный по указанному выше адресу. Согласно указанному акту испрашиваемый земельный участок расположен на землях запаса, участок расположен в водоохраной зоне и прибрежной полосе озера Ладога, за пределами береговой полосы. Минимальное расстояние до водного объекта составляет около 60 метров. При формировании земельного участка ему присвоен кадастровый номер 10:10:08 15 02:295. Согласно заключению комиссии по акту участок может быть предоставлен для испрашиваемых целей после перевода земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 16.03.2010 № 850/07 Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласовало дачное строительство Трубаевой Н.Ю. на указанном земельном участке при соблюдении ряда указанных в письме ограничений, в числе которых она должна: исключить использование сточных вод для удобрения почв, распашку земель и т.д., заявительницей были представлены в данный орган природоохранные мероприятия при размещении объектов строительства (письмо Трубаевой Н.Ю. от 10.01.2010). Территориальным отделом Роспотребнадзора по РК в г.Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах документация по выбору земельного участка под дачное строительство была признана соответствующей государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (санитарно-эпидемиологическое заключение №Ю.СР.01.000.Т.000174.07.11 от 08.07.11). Также заявителем была заказана и оплачена рыбохозяйственная характеристика участка Ладожского озера и оценка воздействия на водные биоресурсы водоема от предполагаемой хозяйственной деятельности (письмо ФГУ «Карелрыбвод» от 29.12.2009 №02-13-1720). Также ею заказано и оплачено археологическое обследование земельного участка, по результатам которого Министерством культуры РК выдано согласование решения о предоставлении земельного участка №3.2-05/1140 от 22.11.2010.
Из материалов дела следует, что 21.07.2011 года в Правительство Республики Карелия поступило ходатайство Администрации Сортавальского муниципального района с приложенными документами о переводе земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.08.2011 № 475р-П в удовлетворении данного ходатайства отказано в связи с ограничениями по заявленному в ходатайстве использованию прибрежной защитной полосы Ладожского озера, установленными ст.65 Водного Кодекса РФ.
Полномочия по переводу земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в другую категорию в силу положений статьи 8, 10 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 15 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статье 54 Конституции Республики Карелия высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия является Правительство Республики Карелия. В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Карелия в состав полномочий Правительства Республики Карелия входит осуществление полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 58 Конституции Республики Карелия Правительство Республики Карелия издает обязательные для исполнения постановления и распоряжения. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Карелия, которые являются обязательными для исполнения на всей территории Республики Карелия и вступают в силу со дня их подписания. Постановления и распоряжения подписываются Главой Республики Карелия. Таким образом, оспариваемое распоряжение принято Правительством РК в пределах своих полномочий.
Статьей 13 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе из одной категории земель в другую категорию земель.
В соответствии со ст. 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Статья 4 Закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривает, что перевод земель или земельных участков из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода или запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Согласно ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Из письма от 16.03.2010 № 850/07 Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, а также сведений Отдела водных ресурсов по Республике Карелия от 17.11.2011 года № р10-1514 Ладожское озеро по совокупности рыбохозяйственных показателей относится к водоемам высшей категории рыбохозяйственного значения, при этом, согласно документам, на участке акватории озера, прилегающей к испрашиваемому земельному участку, имеются нерестилища ряпушки, щуки, окуня, леща, плотвы, проходят нерестовые и нагульные миграции озерного лосося, озерной форели, ряпушки, корюшки, налима, щуки, леща и плотвы.
Согласно ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
В силу ст.ст.77, 78 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, среди прочего, гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При этом, в соответствии со ст. 1 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно п. 13 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Как уже было указано выше, спорный земельный участок, в переводе которого из земель запаса в земли сельхозназначения было отказано, находится в прибрежной защитной полосе озера, поскольку минимальное расстояние до водного объекта составляет около 60 метров.
Поскольку речь идет о предоставлении дачного участка, предоставляемого гражданину с правом возведения жилого строения, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, предполагающее использование земли в сельскохозяйственных целях. Поэтому суд не может согласиться с доводами заявителя в части того, что презюмируется нарушение заявителем действующего законодательства, т.к. в данном случае речь идет о возможности использования земли по ее прямому назначению. А использование земли по своему назначению не исключает возможности осуществление гражданином, которому будет предоставлен земельный участок, вышеуказанных запрещенных действий, что может повлечь нарушение установленных Водным кодексом РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит ст. 7 Земельного кодекса РФ.
С учетом указанных обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Трубаевой Н.Ю. об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Карелия № 475р-П от 23 августа 2011 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Сортавальский городской суд РК в течение 10 дней.
Судья Т.И. Муковкина