Дело № 2-1546/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Петроченко Ю.А.
при секретаре Проскурновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области, к Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области об обязании принять на учет как бесхозяйное недвижимое имущество линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, в д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области и организации её обслуживания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленского района Смоленской области обратился в суд с иском к Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области требований законодательства о местном самоуправлении в части организации электроснабжения д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района, в ходе, которой было установлено, что электроснабжение д.Нижняя Гедеоновка (в том числе электроснабжение объектов ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», располагающихся в д.Нижняя Гедеоновка) осуществляется посредством линии электропередач ВЛ 0,4 кВ, отходящей от ТП-747. Указанная линия имеет признаки бесхозяйной, т.к. собственник указанной линии отсутствует, линия сетевой организацией не обслуживается.
В соответствии с п. 4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 N 141-3 "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения относится организация электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законом.
Законодательством также определены полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Так, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким полномочиям относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пп.4; 5 ч.6 ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя, в числе прочих, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Таким образом, вопрос выявления бесхозяйных сетей электроснабжения, организация постановки указанных сетей на учет в качестве бесхозяйных, организация управления бесхозяйными объектами электроснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Администрацией Корохоткинского сельского поселения вопрос организации электроснабжения д.Нижняя Гедеоновка не решается, заявление о постановке на учет бесхозяйной сети электроснабжения администрацией в уполномоченный орган не подано, обслуживание бесхозяйной сети не организовано.
Бездействие администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, не решающей вопрос по организации электроснабжения д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, влечет перебои в электроснабжении деревни, может привести к возникновению аварий, несчастных случаев по причине неисправности линии электропередач, что существенно нарушает права неопределенного круга лиц.
Уточнив заявленные требования, прокурор просил:
обязать Администрацию МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, отходящей от ТП-747, протяженностью примерно 1 км, выполненной неизолированным проводом, включающей 19 железобетонных и 14 деревянных опор без диспетчерских знаков, посредством которой осуществляется электроснабжение домов №№ 1; 1А; 2; 3; 4А; 5; 8; 9; 10; 12; 14; 15; 17; 18; 19; 20 д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области;
- организовать обслуживание линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, отходящей от ТП-747, протяженностью примерно 1 км, выполненной неизолированным проводом, включающей 19 железобетонных и 14 деревянных опор без диспетчерских знаков, посредством которой осуществляется электроснабжение домов №№ 1; 1А; 2; 3; 4А; 5; 8; 9; 10; 12; 14; 15; 17; 18; 19; 20 д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, в соответствии с требованиями норм и правил, предъявляемым к электросетям напряжением 0,4 кВ.
В судебном заседании помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Ратобыльская Т.И. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Также пояснила, что по электронной почте в прокуратуру Смоленского района поступило письмо от гражданина Лобанова С.Ю., который сообщал, что с 21.06.2016 г. по 23.06.2016 г. в д.Н.Гедеоновка нет света – линия электропередач разрушена упавшим после урагана деревом. Ремонт линии затягивается, так как ЛЭП ни у кого не стоит не балансе, хотя жители деревни исправно оплачивают счета за электроэнергию в филиал «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт». После обращения Лобанова С.Ю. прокуратура Смоленского района Смоленской области провела проверку и выяснила, что линия электропередач ВЛ-0,4 кВ №1 является бесхозяйной. В ходе проверки не установлено, что какая-либо организация является собственником этой линии.
Прокуратура не располагает сведениями о том, кто и когда построил спорную ЛЭП, а также кто и когда устанавливал старые деревянные опоры ЛЭП и новые железобетонные.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области Бобков С.О. возражал против заявленных требований, пояснив, что согласно распоряжению Смоленского областного Совета народных депутатов от 20.10.1987 г. и постановлению Администрации Смоленской области от 24.10.2008 г., линии электропередач остаются в ведении прежних собственников. Данная линия электропередач - старая. В ней была произведена замена части деревянных опор на железобетонные. Данная замена не может быть произведена без согласования с ПАО «МРСК Центра» - филиала «Смоленскэнерго». Потери в спорной электрической сети выставляют МРСК как собственнику от Смоленского участка филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт».
Каких-либо внеплановых отключений электроэнергии для замены опор на железобетонные не было. Администрация Корохоткинского сельского поселения считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. В Администрации сельского поселения отсутствует персонал для обслуживания ЛЭП. Усматривается, что собственником данной линии электропередач являются городские электрические сети. ПАО «МРСК Центра» обслуживает спорную линию электропередач, производит замену деревянных опоры на бетонные.
До 1987 года ЛЭП, указанная в иске, принадлежала СОКПБ. В 1987 году Исполнительным комитетом Смоленского областного Совета народных депутатов издано распоряжение принять на баланс и техническое обслуживание Исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов жилой фонд, котельную, электрические сети и иное имущество областной психиатрической больницы, произведя их приемку в существующем виде. Таким образом, спорная ЛЭП была передана городу, т.е. в городские электрические сети. Сведений о передаче этой ЛЭП из города в Корохоткинское сельское поселение или еще кому-нибудь не имеется.
Учитывая, что МРСК производило замену старых деревянных столбов на новые железобетонные, то указанная в иске ЛЭП действительно была передана городу. На схеме, представленной МРСК, отмечено, что часть опор линии – деревянные, а часть – железобетонные. При этом, к основной ЛЭП (ВЛ-0,4 кВ №1) подключено много потребителей, которые не могут быть включены в протяженность данной ЛЭП.
Представитель третьего лица - ПАО «МРСК Центра» филиал «Смоленскэнерго» Сабуров А.В. пояснил, что спорная линия электропередач ВЛ 0,4кВ №1 не принадлежит данной организации. Указанная линия принадлежит СПК «Пискарихинский».
Трансформатор ТП-747 принадлежит ПАО «МРСК Центра». От трансформатора через выключатель В1 идет питание потребителей (одна линия). Потребитель - СПК «Пискарихинский». Данная линия числится на балансе СПК «Пискарихинский», руководство которого считает, что она СПК не принадлежит и СПК ее не обслуживает.
На вопрос суда - когда и кто построил указанную в иске линию электропередач, представитель ПАО «МРСК Центра» пояснил, что, по его мнению, ЛЭП построена СПК «Пискарихинский».
ПАО «МРСК Центра» передает электрическую энергию по своим сетям, т.е. эксплуатирует сети. АО «АтомЭнергоСбыт» закупает электричество у производителя и собирает деньги у конечного потребителя. Деньги в «МРСК Центра» поступают от АО «АтомЭнергоСбыт». АО «Атомэнергосбыт» - гарантирующий поставщик. В случае если имущество будет признано бесхозяйным, то территориально-сетевая организация (ТСО 3, Горэлектро) может взять это имущество в аренду или купить его.
Также представитель ПАО «МРСК Центра» - Сабуров А.В. пояснил, что МРСК подсоединяет новых потребителей к существующей электрической сети. В данном случае – к спорной ЛЭП 0,4 Кв №1 в д. Н.Гедеоновка. Новые железобетонные столбы установлены МРСК для подачи электроэнергии новым потребителям.
Сабуров А.В. также пояснил, что акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электротехнических устройств и сооружений между филиалом «Западные сети» ОАО «Смоленскэнерго» и потребителем составлен 11.02.2003 г., приобщил к материалам дела акт по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электротехнических устройств и сооружений между филиалом «Западные сети» ОАО «Смоленскэнерго» и потребителем.
Представитель третьего лица - СПК «Пискарихинский» Качанова Н.Г. пояснила, что спорная ЛЭП на балансе СПК «Пискарихинский» не стоит.
Сведениями о том, кто и когда устанавливал старые деревянные опоры ЛЭП и новые железобетонные СПК «Пискарихинский» не располагает.
Приобщила к материалам дела решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.03.2014 г. и решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.04.2014 г., согласно которым не установлена принадлежность ЛЭП 0,4 КВ СПК «Пискарихинский».
В судебном заседании свидетель Демьянов С.В. - руководитель Смоленского участка АО «АтомЭнергоСбыт» показал, что «Смоленскэнергосбыт» - гарантирующий поставщик электроэнергии, был признан банкротом в ноябре 2013 года, на период выбора другого гарантирующего поставщика электроэнергии данные обязательства выполняло ПАО «МРСК Центра» филиал «Смоленскэнерго». С 01.06.2014 г. АО «АтомЭнергоСбыт» стал гарантирующим поставщиком электроэнергии по всей Смоленской области.
Раньше оплату за потребление электроэнергии жильцами домов производил СПК «Пискарихинский». Затем СПК обратился в АО «АтомЭнергоСбыт» с заявлением о расторжении договора электроснабжения, после чего договор с СПК был расторгнут, в связи с чем на подстанции ТП-747 был установлен прибор учета расхода электроэнергии.
С 2013 года «Смоленскэнергосбыт» открыл лицевые счета жителям д.Н.Гедеоновка и взимал денежные средства за потребленную электроэнергию. Кто обслуживал ЛЭП в д.Нижняя Гедеоновка свидетель не знает.
АО «АтомЭнергоСбыт» закупает электроэнергию и транспортирует её до потребителя по существующим сетям, принадлежащих сетевым компаниям и иным владельцам электрических сетей. Затем на основании показаний приборов учёта собирает денежные средства за потреблённую электроэнергию. Граждане, потребляющие электроэнергию, передают сведения о ее расходе по приборам учета. Согласно действующему законодательству договор с физическими лицами считается заключенным в момент оплаты поставленной электроэнергии.
Линии электропередач обслуживают сетевые компании и владельцы электросетей, владельцем может быть организация либо гражданин.
Строительство линий электропередач осуществляется ПАО «МРСК Центра» филиал «Смоленскэнерго» либо иными лицами по техническим условиям выдаваемыми ПАО «МРСК Центра», так как любая линия будет иметь точку присоединения к сетям ПАО «МРСК Центра».
Каких-либо отношений с владельцами линии электропередач, расположенной в д.Н.Гедеоновка, у АО «АтомЭнергоСбыт» нет, на балансе АО «АтомЭнергоСбыт» нет линий электропередач и электрических подстанций. По мнению свидетеля, данная линия должна обслуживаться Администрацией Корохоткинского сельского поселения.
На вопрос представителя Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области свидетель пояснил, что потери электроэнергии при её транспортировке оплачивает собственник линии электропередач. В настоящее время потери электроэнергии между ТП-747 и потребителями имеются, их оплачивает ПАО «МРСК Центра» в виде технических потерь.
Ранее обслуживанием спорной линии электропередач в д.Нижняя Гедеоновка занимался СПК «Пискарихинский».
Каждый владелец электрических сетей должен заключить договор с организацией, имеющей право на обслуживание электрических сетей или иметь в своём штате соответствующих специалистов.
ОГБУЗ «СОКПБ» производит оплату за потребление электроэнергии в городское отделение АО «АтомЭнергоСбыт» по заключенному договору электроснабжения.
В д.Н.Гедеоновка не у всех граждан имеется документация о технологическом присоединении к существующей ЛЭП.
На вопрос председательствующего свидетель пояснил, что опору линии электропередач невозможно заменить без отключения электроэнергии. Если ПАО «МРСК Центра» производит ремонт линии электропередач, то сообщает об этих работах в Смоленский участок АО «АтомЭнергоСбыт». Подстанция ТП-747 в д.Н.Гедеоновка закрыта на замок.
На запросы АО «АтомЭнергоСбыт» в Администрацию Корохоткинского сельского поселения и Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области о принадлежности ЛЭП в д.Н.Гедеоновка были получены ответы, что линия бесхозяйная. Представить вышеуказанные запросы и ответы свидетель не может.
Также свидетелем не было приведено фактов и доказательств самовольного отключения по каким-либо причинам ТП-747 в д.Нижняя Гедеоновка, в том числе для замены опор ЛЭП..
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с п.п.1 и 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п.4 ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в том числе, разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п.п.4 и 5 ч.6 ст.14 данного Закона перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по:
выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В исковом заявлении прокурором отмечено, что электроснабжение д.Нижняя Гедеоновка (в том числе электроснабжение объектов ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», располагающихся в д.Нижняя Гедеоновка) осуществляется посредством отходящей от трансформаторной подстанции ТП-747 линии электропередач ВЛ 0,4кВ, имеющей признаки бесхозяйной, так как собственник указанной линии отсутствует, линия сетевой организацией не обслуживается.
Из представленных сторонами документальных материалов, исследованных в судебном заседании, следует, что согласно распоряжению Смоленского областного Совета народных депутатов от 20.10.1987 г. №676-р Исполкому Смоленского городского Совета народных депутатов предписано в срок до 15.11.1987 г. принять на баланс и техническое обслуживание соответствующими организациями жилой фонд, котельную, электрические сети и другое недвижимое имущество Областной психиатрической больницы, произведя их приёмку в существующем виде (л.д.44).
По данным архивного отдела Администрации г.Смоленска документов за 1987-1988 гг. о приёме на баланс и техническое обслуживание жилого фонда, котельной, электрических сетей и иного имущества Областной психиатрической больницы не обнаружено (л.д.124).
Согласно постановлению Администрации Смоленской области от 24.10.2008 г. «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием «Смоленский район» Смоленской области» линии электропередач не передавались из муниципальной собственности Смоленского района в муниципальную собственность Корохоткинского сельского поселения, но при этом в муниципальную собственность Корохоткинского сельского поселения были переданы водопроводные, канализационные, тепловые сети (л.д.45-51).
По данным Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» сведений о собственнике линии электропередач ВЛ-0,4 КВ, отходящей от трансформаторной подстанции ТП-747 в д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, не имеется (л.д.122).
По данным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Смоленской области в ЕГРП сведений о собственнике линии электропередач ВЛ-0,4 КВ, отходящей от трансформаторной подстанции ТП-747 в д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, не имеется (л.д.68).
По данным архивного отдела Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области сведений о балансовой принадлежности вышеуказанной линии электропередач, обеспечивающей электроэнергией отделение областной психиатрической больницы и п.Нижняя Гедеоновка, в архиве не обнаружено (л.д.80).
По данным МИФНС России №6 по Смоленской области и ИФНС по г.Смоленску при реорганизации совхоза «Пискарихинский» в ЗАО «Пискарихинский» копии актов приёма-передачи имущества не передавались (л.д.69; 88).
Согласно акту от 11.02.2003 г. по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений между филиалом «Западные электрические сети ОАО «Смоленскэнерго» и потребителем – СПК «Пискарихинский» питание электроэнергией абонента осуществляется от ТП-747 п.Н.Гедеоновка. На балансе «Западных электросетей» находится ВЛ-602, силовой трансформатор ИП-747 и высоковольтная сторона ТП-747. На балансе СПК «Пискарихинский» находятся низковольтный щит ТП-747 и отходящая воздушная линия ВЛ-0,38 кВ. Операции на оборудовании, находящимся на балансе потребителя, производятся абонентом самостоятельно и при нормальном их проведении не требуют уведомления дежурного Смоленского РЭС (л.д.42).
В то же время из представленного СПК «Пискарихинский» акта от 26.02.2003 г. приёма-передачи основанных и оборотных средств ЗАО «Пискарихинский» в СПК «Пискарихинский» в результате реорганизации ЗАО следует, что вышеуказанная воздушная линия электропередач, отходящая от ТП-747, не передавалась в СПК «Пискарихинский» (л.д.72-76).
В судебном заседании свидетель Демьянов С.В. - руководитель Смоленского участка АО «АтомЭнергоСбыт» показал, что линии электропередач обслуживают сетевые компании и владельцы электросетей, владельцем может быть организация либо гражданин. Строительство линий электропередач осуществляется ПАО «МРСК Центра» филиал «Смоленскэнерго» либо иными лицами по техническим условиям выдаваемыми ПАО «МРСК Центра», так как любая линия будет иметь точку присоединения к сетям ПАО «МРСК Центра».
Потери электроэнергии при её транспортировке оплачивает собственник линии электропередач. В настоящее время потери электроэнергии между ТП-747 и потребителями имеются, их оплачивает ПАО «МРСК Центра» в виде технических потерь. Ранее обслуживанием спорной линии электропередач в д.Нижняя Гедеоновка занимался СПК «Пискарихинский» (л.д.194-195).
Из решения Арбитражного суда Смоленской области от 26.03.2014 г. по делу №А62-6579/2013 по иску ОАО «МРСК Центра» к ОАО «Смолнскэнергосбыт» и СПК «Пискарихинский» о взыскании солидарно задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии в объёме, необходимом для компенсации потерь электрической энергии в сетях электросетевого хозяйства, являющегося собственностью СПК «Пискарихинский», усматривается, что, как было установлено Арбитражным судом при рассмотрении дела, ОАО «МРСК Центра», обладая статусом сетевой организации, оказывает услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю.
ОАО «Смоленскэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, осуществляющий поставку электроэнергии потребителям (л.д.90).
В силу п.4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждены постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N442, сетевые организации приобретают электрическую энергию на розничных рынк4ах для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители (л.д.91).
Поскольку доказательств принадлежности электролинии 0,4 кВ СПК «Пискарихинский» истец (ОАО «МРСК Центра») не представил, стоимость оказанных услуг по передаче электроэнергии владельцу электросетевого хозяйства для компенсации потерь энергии Арбитражным судом была взыскана с ОАО «Смоленскэнергосбыт» (л.д.92).
Из ответа ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» на имя и.о. прокурора Смоленского района Смоленской области от 28.10.2016 г. следует, что больница с 01.10.2016 г. прекратила эксплуатацию здания лечебного отделения №15. При этом были заключены дополнительные соглашения к действующим государственным контрактам с ресурсоснабжающими организациями АО «АтомЭнергоСбыт» и СМУП «Горводоканал» об исключении из числа потребителей лечебного отделения №15 ОГБУЗ СОКПБ. Произведено отключение здания от сетей и опломбирование приборов учёта. Решение о дальнейшем использовании здания находится в компетенции собственника – Администрации Смоленской области (л.д.102-103).
Из представленных суду ПАО «МРСК Центра» - филиал «Смоленскэнерго» схем электрических соединений спорной воздушной линии электропередач ВЛ-0,4 кВ №1, усматривается, что на 19.09.2016 г. протяженность спорной ЛЭП составляла 1,24 км, линия имела 17 железобетонных опор и 25 деревянных (л.д.96), а на 01.12.2016 г. протяженность линии ВЛ-0,4 кВ №1 составляла 1 км при наличии в ней 19 железобетонных опор и 14 деревянных (л.д.135).
Представитель ПАО «МРСК Центра» - Сабуров А.В. в судебном заседании пояснил, что МРСК подсоединяет новых потребителей к существующей электрической сети. В данном случае – к спорной ЛЭП 0,4 Кв №1 в д. Н.Гедеоновка. Новые железобетонные столбы установлены МРСК для подачи электроэнергии новым потребителям (л.д.98).
В материалах дела имеется договор энергоснабжения, заключенный жителем д.Нижняя Гедеоновка Фёдоровым И.А. с ОАО «АтомЭнергоСбыт» (гарантирующий поставщик) в лице руководителя Смоленского участка Западного отделения филиала «СмоленскАтомЭнергоСбыт» Демьяновым С.В., о поставке электроэнергии для бытового потребления (л.д.10-14).
Также в материалах дела имеется акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 18.11.2014 г., подписанный Фёдоровым И.А. и начальником Смоленского РЭС - филиала ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» (сетевая организация), согласно которому электроустановки сторон, в отношении которых настоящим актом устанавливаются границы эксплуатационной ответственности, находятся по адресу: Смоленский район, п.Нижняя Гедеоновка, д.11. Точкой присоединения является опора №5, ВЛ-0,4 кВ №1, ТП-747. У сетевой организации находятся в эксплуатации: ПС 35/6 п.Колодня; ВЛ-6 кВ №602; ТП-747; ВЛ-0,4 кВ №1; опора №5 (л.д.15-17).
Согласно представленным схемам опора №5 линии ВЛ-0,4 кВ №1- железобетонная (л.д.96; 135).
Как показал в судебном заседании свидетель Демьянов С.В. - руководитель Смоленского участка АО «АтомЭнергоСбыт» опору линии электропередач невозможно заменить без отключения электроэнергии. Если ПАО «МРСК Центра» производит ремонт линии электропередач, то сообщает об этих работах в Смоленский участок АО «АтомЭнергоСбыт». ТП-747 в д.Н.Гедеоновка закрыта на замок, что подтверждается находящимся в материалах дела фотоснимком (л.д.140).
Фактов и доказательств самовольного отключения иными лицами по каким-либо причинам ТП-747 в д.Нижняя Гедеоновка, в том числе для замены опор линии ВЛ-0,4 кВ №1, суду не представлено.
Таким образом, на основании исследованных по делу доказательств суд полагает, что указанная в иске линия электропередач ВЛ-0,4 кВ №1 в д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района находится в фактическом владении вышеуказанных энергоснабжающих организаций, осуществляющих в отношении данного объекта правомочия собственника.
Поэтому отсутствие государственной регистрации права собственности на спорную линию электропередач само по себе не может являться основанием для признания данного имущества бесхозяйным.
В исковом заявлении прокурор указывает, что бездействие администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, не решающей вопрос по организации электроснабжения д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области, влечет перебои в электроснабжении деревни, может привести к возникновению аварий, несчастных случаев по причине неисправности линии электропередач, что существенно нарушает права неопределенного круга лиц.
Однако заявителем не приведено в качестве доказательств каких-либо документально подтвержденных фактов отсутствия по вине Администрации Корохоткинского сельского поселения электроснабжения д.Н.Гедеоновка, а также наличия ситуаций, грозящих возникновением аварий, несчастных случаев по причине неисправности линии электропередач, поскольку, как было установлено в судебном заседании, спорная линия электропередач находится в обслуживании сетевой организации, производящей замену опор ЛЭП и обслуживание трансформаторной подстанции ТП-747.
С учётом обстоятельств дела, доказательств, исследованных в судебном заседании, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для признания спорного имущества бесхозяйным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смоленского района Смоленской области к Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области об обязании принятия на учет как бесхозяйного недвижимого имущества линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, в д.Нижняя Гедеоновка Смоленского района Смоленской области и организации её обслуживания, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий Ю.А.Петроченко
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,