ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1546/18 от 18.07.2018 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-1546/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 18 июля 2018 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

с участием представителя истцаСамургановой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТУ Росимуществапо Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской областиоб освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ТУ Росимущества по Оренбургской области обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.В обоснование заявленных исковых требований указывает, что Управление является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Советским районным судом г.Орска, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Предмет исполнения: обязать Территориальное управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище инв.№,расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с ТУ Росимущества по Оренбургской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое было получено Управлением ДД.ММ.ГГГГ года.

Истец считает, что вина Управления в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были приняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда в целях устранения нарушение законодательства о гражданской обороне.В соответствии с разд.4 «оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны» Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №, оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется с привлечением организаций, имеющих лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдать заключения, а при обнаружении неисправностей и дефектов –составлять ведомости дефектов. С учетом указанных правовых норм, во исполнении решения Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ. ТУ Росимущества по Оренбургской области в адрес лицензируемых организаций (ГУП РБ «Спецпредприятие ЧС», ООО «Технологии охраны здоровья», ООО Ремонтно-сервисное управление «Полигон») были направлены запросы коммерческих предложений о стоимости выполнения предусмотренных решением суда работ по приведению в надлежащее техническое состояние объекта гражданской обороны, составляющего государственную казну РФ: - убежище №237, с реестровым номером федерального имущества , общей площадью 105,0 кв.м., вместимостью 100 чел., расположенное по адресу: <адрес>. С учетом коммерческих предложений в адрес Росимущества были направлены запросы по выделению дополнительных бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается письмами, исх.№НБ- от ДД.ММ.ГГГГ, №СП- от ДД.ММ.ГГГГ., №СП- от ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно информации, предоставленной Федеральным агентством по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ., выделение денежных средств во исполнение указанного судебного акта в объеме бюджетных ассигнований на 2017-2019гг. не предусмотрено.

В связи с этим ТУ Росимущества по Оренбургской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ. ТУ Росимущества по Оренбургской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ТУ Росимущества по Оренбургской области выполнены целенаправленные и последовательные действия для выполнения решения суда в рамках требований закона. Кроме того, Территориальным управлением ДД.ММ.ГГГГ. в Советский районных суд г.Орска направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда.

Истец считает, что имеются объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также, что виновное противоправное бездействие должника отсутствует. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Представитель истцаСамурганова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по основаниям и доводам, которые указаны в иске. Пояснила, что территориальным Управлением Росимущества предпринимаются все меры для надлежащего исполнения обязательств, умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда нет. Кроме того, Территориальное управление является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Третье лицо - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А., надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Неявка ответчика, третьего лица является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

Согласно частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя овозбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ года удовлетворены заявленные прокурором Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации, к ОАО «Орский элеватор», ТУ Росимущества в Оренбургской областиисковые требования, которым на ответчика возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище инв.№,расположенном по адресу: <адрес>.

Указанное судебное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.

На основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Советским районным судом г.Орска, ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП возбуждено исполнительное производство№-ИП, в постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор.

Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства им не оспаривался.

Определением Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ. ТУ Росимущества по Оренбургской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п.3 ст. 174.2 БК РФ установлено, что планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года). Федеральным законом РФ от 19.12.2016 №415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019г.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.

Как следует из материалов дела на момент вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года Управление Росимущества по Оренбургской области не располагало свободными денежными средствами необходимых для исполнения указанного решения суда на содержание и восстановление убежища инв.№,расположенном по адресу: <адрес>

ТУ Росимущества по Оренбургской области повторно обратилось в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросу предоставления денежных средств в размере 678108,54 рублей для исполнения решения суда, однако до настоящего времени денежные средства не выделены. Доказательств обратному суду не представлено.

Согласно письмаРосимущества от ДД.ММ.ГГГГ. выделение денежных средств на содержание и восстановление ЗГ ГО целесообразно исключительно после окончания работ по разграничению права собственности на объекты гражданской обороны в рамках исполнений поручений Президента РФ от 27.11.2014 №ПР-2751 и Правительства РФ от 05.12.2014 № РД-П4-9006.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище инв.№237-57, расположенном по адресу: Оренбургская область, <адрес> эти меры при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты должником в полном объеме.

Так, ТУ Росимущества по Оренбургской области в адрес лицензируемых организаций (ГУП РБ «Спецпредприятие ЧС», ООО «Технологии охраны здоровья», ООО Ремонтно-сервисное управление «Полигон») были направлены запросы коммерческих предложений о стоимости выполнения предусмотренных решением суда работ по приведению в надлежащее техническое состояние объекта гражданской обороны, составляющего государственную казну РФ: - убежище №, с реестровым номером федерального имущества , общей площадью 105,0 кв.м., вместимостью 100 чел., расположенное по адресу: <адрес>.

С учетом коммерческих предложений в адрес Росимущества были направлены запросы по выделению дополнительных бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается письмами, исх.№НБ- от ДД.ММ.ГГГГ., №СП- от ДД.ММ.ГГГГ., №СП- от ДД.ММ.ГГГГ..

ТУ Росимущества по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ. повторно обратилось в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросу предоставления денежных средств в размере 678108,54 рублей для исполнения решения суда, однако до настоящего времени денежные средства не выделены. ДД.ММ.ГГГГ

Главное управление МЧС России по оренбургской области письмом № проинформировало территориальное управление об отсутствии у ОАО «Орский элеватор» потребности в убежище для укрытия населения в рамках постановления Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Главное управление МЧС России по Оренбургской области письмом, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. направило в адрес ТУ Росимущества по Оренбургской области перечень защитных сооружений гражданской обороны Оренбургской области, потребность для укрытия населения в которых отсутствует. Убежище, инв.№ содержится в указанном перечне. Территориальным управлением было принято решение о проведении заседания комиссии по вопросу снятия убежища с учета в качестве объекта гражданской обороны. Решение комиссии оформлено актом о снятии сучете защитного сооружения гражданской обороны, составляющего казну РФ от ДД.ММ.ГГГГ. для дальнейшего направления на согласование в МЧС России. Территориальным управлением ДД.ММ.ГГГГ. в Советский районных суд г.Орска направлено заявление об отсрочке исполнения решения суда.

Согласно определения Советского районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении повторной отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ТУ Росимущества по Оренбургской области было отказано.

Суд принимает во внимание то, что решением от ДД.ММ.ГГГГ года не установлен конкретный срок его исполнения. Также надлежит учитывать, что Федеральным агентством по управлению государственным имуществом выделение денежных средств во исполнение указанного судебного акта в объеме бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ. не предусмотрено.

ТУ Росимуществапо Оренбургской области проведена должная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью устранения нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище инв.№, расположенном по адресу: Оренбургская область, <адрес> и исполнению решения суда.

Таким образом, принимая во внимание, что планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года). Федеральным законом РФ от 19.12.2016 №415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019г. Исполнение требований исполнительных документов возможнос привлечением организаций, имеющих лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдать заключения об оценки технического состояния ЗС ГО, которое требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ года в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года №13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении решения Советского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ года, приходит к выводу, что истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка устранения нарушений законодательства о гражданской обороне, исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.

В связи с изложенным, исковые требования ТУ Росимущества по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного с Управления на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Бахтиярова Т.С.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 24 июля 2018 года