ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1546/2013 от 29.10.2013 Железногорского городского суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2013 года                                                                                          г.Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего судьи                                                                        -Солодухиной Н.Н.,

с участием ст.помощника Железногорского межрайонного прокурора     -Суворовой В.Н.,

заявителя                                                                                                             -ФИО1,

представителей заинтересованного лица:                             -ФИО2, Есманской И.А.,

при секретаре                                                                                                      -Вороненко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, об оспаривании действий (бездействий) и решений избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области,

                                                                           установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) и решений избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области, указывая, что **.**.** ИКМР приняла решение № *** «об установлении председателю избирательной комиссии ФИО2 полного рабочего дня в ИКМР на освобожденной основе с **.**.** по **.**.** включительно, так как она находиться в очередном отпуске по основному месту работы».Комиссия при этом руководствовалась статьями 24 и 25 вышеназванного Избирательного Закона и статьями 24 и 25 Закона Курской области «Кодекс Курской области о выборах и референдумах». В избирательном праве нет понятия полный или неполный рабочий день, такое понятие содержится в статье 284 ТК РФ. Так, работодатель издает приказ об установлении полного рабочего дня работнику занятому неполный рабочий день, если в штатное расписание не вносятся изменения, т.е. предусмотрена полная ставка и работник остается на занимаемой должности. Основанием к приказу служит заявление работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Однако, члены избирательной комиссии не состоят в трудовых отношениях с ИКМР. В свою очередь ИКМР не является работодателем в отношениях с её членами. Следовательно, установление «полного рабочего дня в ИКМР»председателю ИКМР ФИО2 противоречит Избирательному закону и ТК РФ. Определение понятий гарантии и компенсации содержаться в ст.164 ТК РФ. Конституцией РФ (статья 37 часть 5) и ТК РФ предусмотрены трудовые гарантии и компенсации. Так оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (статья 122). Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе (статья 286). Запрещается не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (статья 122). Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, в случаях исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (статья 124). Таким образом, из вышеназванных норм следует, что Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ не предоставляют работнику возможность работать в период ежегодного оплачиваемого отпуска. Следовательно, установление «полного рабочего дня в ИКМР»председателю ИКМР ФИО2 по основаниям того, что «она находится в очередном отпуске по основному месту работы», противоречит законам, а именно трудовым гарантиям и компенсациям установленным ТК и Конституцией РФ. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 8 статьи 20 Избирательного Закона). Принимая решение об установлении председателю ФИО2 полного рабочего дня избирательная комиссия вышла за пределы своей компетенции, предусмотренной частью 8 статьей 20 Избирательного Закона, поскольку законодатель перечисленными законами не наделил ИКМР полномочиями принимать такое решение. Более того, как аргументировал Заявитель выше, правом принимать такие решения Трудовой кодекс наделяет исключительно работодателя. Гарантии и компенсации, связанные с реализацией избирательных прав граждан и предоставляемые членам избирательных комиссий, предусмотрены пунктом 17 статьи 29 избирательного Закона. Так, члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, весь период нахождения в очередном отпуске по месту основной работы. Отличие названных выплат (компенсации от вознаграждения), прежде всего, в их целевом назначении. Если компенсация выплачивается члену ИКМР в связи с утратой им заработка по основному месту работы из-за исполнения своих обязанностей, то дополнительная оплата (вознаграждение) выплачивается ему непосредственно за работу в комиссии. Основанием выплаты компенсации является справка от работодателя о средней заработной платы, исчисленной за 12 месяцев, предшествующих освобождению. Дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии производится на основании сведений о фактически отработанном в комиссии времени. Вместе с этим, Конституционный принцип равенства прав независимо от каких-либо обстоятельств, гарантирован Заявителю государством и статьей 19 Конституции РФ. Общеизвестна правовая позиция Конституционного Суда о том, что государство обязано обеспечивать также равные условия реализации приобретенных прав с соблюдением принципа равенства, закрепленного статье 19 Конституции, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции права и свободы, включая социальные, но и на связанные с ним другие права, приобретенные на основе закона (Постановление от 24.05.2001 N 8-П). Оспариваемое решение ИКМР нарушает Конституционное право Заявителя на равенство всех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в части реализации права работать (дежурить) в избирательной комиссии и на получение дополнительной оплаты (вознаграждения) за работу (дежурство) в комиссии, в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, и создает явные преимущества председателю комиссии ФИО2 в части дежурства (работы) в избирательной комиссии и получение за эту работу (дежурство) вознаграждения. Так, решение ИКМР об установлении председателю ФИО2 «полного рабочего в ИКМР»обязывает включать последнею в график работы избирательной комиссии с указанным полным восьмичасовым рабочим днём. Более того, ФИО2, имея такое решение избирательной комиссии, может работать вне планируемого графика либо за рамками графика, полный рабочий день, при восьмичасовой рабочей недели, суббота воскресенье выходные, то есть фактически нормированный рабочий день и получать гарантированную дополнительную оплату (вознаграждение) за работу в комиссии, в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов в течение, всего периода нахождения в очередном отпуске по месту основной работы. Фактически имеет место реализация председателем ФИО2 своего преимущественного положения дежурства в избирательной комиссии, что подтверждается фактически отработанным временем и оплатой труда последней. Помимо этого, как видно из текста решения ИКМР, установление председателю избирательной комиссии ФИО2 «полного рабочего дня в ИКМР»не связано с исполнением каких-либо обязанностей в избирательной комиссии либо с привлечением для целей проведения выборов в период подготовке и проведения выборов, а связано исключительно с наличием у председателя ФИО2 отпуска по основному месту работы, который и был приложен к решению комиссии и послужил основанием установления председателю ФИО2 дословно: «полного рабочего дня в ИКМР на освобожденной основе с **.**.** по **.**.** включительно, так как она находиться в очередном отпуске по основному месту работы (документы прилагаются)». Ссылка же в решении ИКМР на то, что решение принято в соответствии со статьями 24 и 25 Избирательного Закона и статьей 24 Кодекс Курской области несостоятельна, поскольку в названных нормах закона такие полномочия ИКМР не предусмотрены. Более того, как очевидно, изначально по предложению председателя ФИО2, предположительно с учетом её отпуска, график работы (дежурств) избирательной комиссии был установлен: «с 9:00 до 18:00 перерыв с 13:00 до 14:»,затем был изменён «с 14:00 до 18:00» по окончании отпуска ФИО2, предположительно за невозможностью работать полный рабочий день последней. Следует вывод, что график работы избирательной комиссии подстраивается под возможность работать полный рабочий день или 4 часа в день председателю ФИО2 и возможность получать дополнительную оплату (вознаграждение) за работу (дежурство) в комиссии, в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, в течение отпуска по основному месту работы и после отпуска. Как Заявитель указывал выше, Конституционный принцип равенства прав независимо от каких-либо обстоятельств, гарантирован Заявителю государством и статьей 19 Конституции РФ. Из анализа вышеизложенного также следует вывод о дискриминационном характере решения избирательной комиссии. Поскольку предоставление председателю избирательной комиссии ФИО2 полного рабочего дня в ИКМР поставлено в зависимость от её личных обстоятельств, а именно нахождение в очередном отпуске по основному месту работы. Вместе с этим решение ИКМР об установлении председателю ФИО2 (дословно «полного рабочего дня в ИКМР на освобожденной основе с 1 июля 2013 года по 18 августе 2013 года включительно, так как она находиться в очередном отпуске по основному месту работы (документы прилагаются)»принято в пределах своей компетенции в части работы председателя ФИО2 на освобождённой от основного места работы на период подготовки и проведения выборов с выплатой компенсации за период, в течение которого она освобождена от основной работы. При этом оплата ей должна производиться на основании предоставленной справки о средней заработной плате по основному месту работы, что соответствует примененной ИКМР статьи 59 Закона Курской области. Поскольку часть 2 статьи 59 Кодекс Курской области, которой руководствовалась комиссия при принятии решения, предусматривает«компенсационные выплаты среднего заработка членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума». А отпуск ФИО2, как Заявитель указывал выше в силу статьи 124 ТК РФ, должен быть перенесен на другой срок. Суммируя вышеизложенное, Заявитель приходит к выводу о незаконности решения ИКМР от **.**.** № *** в части установления председателю ФИО2 полного рабочего дня и дополнительную оплату (вознаграждение) выплачиваемое ФИО2 за работу (дежурство) в комиссии, поскольку на основании оспариваемого решения ИКМР, ФИО2 вправе получать компенсационные выплаты в связи с утратой ей заработка по основному месту работы из-за исполнения своих обязанностей в ИКМР. **.**.** ИКМР приняла решение №3/20, которое дословно гласит: «Установить секретарю избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области Есманской И.А. на период с **.**.**г. по **.**.**г. полный рабочий день в ИКМР, так как она находиться в очередном отпуске по основному месту работы, (документы прилагаются)».Иного текст решения не содержит. Оспариваемое решение Заявитель считает незаконным по аналогичным мотивам, изложенным в пунктах 1.1, 1.2, 1.3 настоящего заявления. Помимо этого, как видно само решение не основано на каких-либо нормах закона и связано исключительно с наличием очередного отпуска по основному месту работы секретаря Есманской И.А.. **.**.** решением Избирательной комиссии Курской области оспариваемое решение отменено. Однако ИКМИР **.**.** большинством голосов приняла аналогичное решение. Решением ИКМР от **.**.**г. № *** утвержден график дежурств (работы) членов избирательной комиссии с правом; решающего голоса с **.**.**г. по **.**.**г. В график были внесены председатель и секретарь ИКМР; которые работают все будние дни по 8 часов. Выходные дни не были распределены и, как понял Заявитель, заполнялись по усмотрению председателя ФИО2 из личных соображений. Решением ИКМР от **.**.**г. № *** утвержден график работы (дежурств) членов ИКМР на август месяц 2013г. В график были внесены председатель и секретарь ИКМР, которые работают все будние дни. Устное предложение Заявителя, желающего работать: 1, 7, 12, 13, 15, 16, 24, 25 августа, и для наглядности изложенное письменно, было отклонено. Кроме этого, председатель ФИО2 вопреки волеизъявлению ФИО1 велела секретарю Есманской И.А. зарегистрировать данное предложение и включила его в повестку дня следующего заседания комиссии. Пункт 2 решения ИКМР от **.**.**г. № *** дословно гласит: «Отклонить предложенный ФИО1 график дежурства ФИО1 на август месяц 2013 года».Пункт 2 решения голосованием не принимался, что также очевидно из протокола № *** ИКМР. **.**.**г. утвержден график работы (дежурств) на сентябрь месяц 2013г. Как понял заявитель, в график были внесены председатель и секретарь ИКМР, которые работают все будние дни. Предложение Заявителя перенести рассмотрение этого вопроса на следующие заседание комиссии, поскольку Заявитель **.**.** при извещении о заседании комиссии не был извещён о рассмотрении данного вопроса, согласно повестки дня, большинством голосов было отклонено. Явное неравномерное распределение часов работы либо дежурств между членами избирательной комиссии нарушает гарантированный Конституцией РФ и Избирательным Законом принцип равенства всех членов ИКМР в реализации права работать либо дежурить в избирательной комиссии и получать дополнительную оплаты (вознаграждения) за работу либо дежурство в комиссии, в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, и создает явные преимущества председателю комиссии ФИО2 и секретарю Есманской И.А. в части работы либо дежурства в избирательной комиссии и получение за это дополнительной оплаты (вознаграждения). Протоколы заседаний ИКМР не отражают реальный процесс заседаний комиссии. Так в протоколах отсутствует раздел «Выступили». Не фиксируются ход обсуждения вопросов, высказанные мнения, прозвучавшие вопросы, реплики, замечания, позиции. Отсутствуют обсуждения повестки дня. Почти каждое заседание председатель ФИО2 начинает голосованием по принятию повестки дня. Заявитель неоднократно вносил предложения по повестки дня, включению либо исключению отдельных вопросов повестки дня, по которых проходило голосование. Например, продолжительно почти всеми членами комиссии обсуждался вопрос запрета видения аудио и видеозаписи члену комиссии ФИО1. Однако, в протоколах это не отражено. Не указываются и присутствующие на заседаниях члены других избирательных комиссий. Заявитель, считает, что при таких обстоятельствах нарушается гласность и открытость работы ИКМР, а в случаях спора нарушается право Заявителя ссылаться на протокол заседания ИКМР. П.2 протокола № *** от **.**.** «О рассмотрении запрета ведения видеосъёмки и других не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии»ИКМР большинством голосов принято решение № *** «О рассмотрении запрета ведения видеосъёмки и других не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии»,которое дословно гласит: «Запретить ведения видеосъёмки и других не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии». Из указанных документов (протокола и решения) следует, что ИКМР считает, что вправе запрещать ФИО1, всё, что не предусмотрено законом. Само решение не основано на каких-либо нормах законодательства, создаёт правовую неопределённость, запрещая гражданину ФИО1 любую видеосъёмку и везде без разрешения снимаемых. Понятие «мероприятия фиксации»в законодательстве Российской Федерации отсутствует, как исполнять принятое решение не сказано. Более; того, оспариваемое решение вынесено конкретно об отношении гражданина ФИО1 и, следовательно, носит дискриминационный характер. Заявитель также не согласен с текстом документов в части слов: «и другим членам комиссии»,поскольку не слышал, чтобы в этой части вопрос выносился на голосование. Заявитель полагает, приписка в этой части сделана после голосования, в момент составления протокола и решения, так как Заявитель указал на личностный характер принятого решения. Оспариваемое решения ИКМР было принято после следующего. Как заметил Заявитель, член комиссии с правом решающего голоса ФИО5, без какого-либо предупреждения, в ходе заседаний комиссии производила, как понял Заявитель, аудиозапись выступлений ФИО1, выражавшего несогласие по некоторым вопросам. Такое поведение ФИО6 никого не возмущало, принималось допустимым. После этого, Заявитель стал открыто ставить на стол сотовый телефон и включать видео и аудиозапись заседаний комиссии, чтобы записать свои выступления и других лиц, поскольку Заявитель считает, протоколы не отвечают принципу гласности и открытости и не отражают реальный процесс заседания комиссии. Ведению видеозаписи и аудиозаписи стала препятствовать председатель комиссии ФИО2 требованиями прекратить якобы незаконные записи, и склонять к этому секретаря и других членов комиссии, утверждая, что ФИО1 нарушает закон. Затем ФИО2 внесла в повестку дня и поставила на голосование вопрос о запрете ФИО1 видеосъёмки других членов комиссии без их разрешения. Требования председателя ФИО2 не основаны на законе, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», а Избирательный Закон, определяющий полномочия ИКМР, не дает ей права ограничивать фото- и видеосъемку в помещении ИКМР, выступлений членов комиссии и иных лиц. Таким образом, ИКМР и ее должностные лица выходят за пределы своих полномочий, неосновательно ограничивая законные права Заявителя. **.**.** секретарь ИКМР Есманская И.А. приняла от ФИО1 заявление вх.№ *** об ознакомлении с аудиозаписями заседаний ИКМР, производимыми членом комиссии ФИО5 и выдачи их копий, которые, как пояснила сама ФИО5, она сдала в ИКМР. Пунктом 1 решением ИКМР от **.**.** № *** ФИО1 отказано в выдачи копий аудиозаписи, по основаниям того, что «29.072013 сам вел видеосъёмку заседания»комиссии. Пунктом 2 выдано напоминание ФИО1 о ранее принятом решении №9/93, и о запрете видеосъёмки и других, не предусмотренных законом мероприятий фиксации. Однако, разрешение вопросов об ознакомлении с документами избирательной комиссии и выдачи их копий не входит в компетенцию ИКМР, а в компетенции председателя избирательной комиссии. Выдача напоминаний члену избирательной не входит в компетенцию ИКМР, более того не относится к существу поставленных Заявителем вопросов, и противоречит части 3 статьи 5 и пунктам 1 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Заявление и требования в нём председатель ИКМР ФИО2 оставила без ответа. Бездействием председателя ФИО2 нарушено конституционное право Заявителя на обращение и получение ответа по существу поставленных вопросов. Заявитель неоднократно обращался в ИКМР к её должностным лицам устно, а также с письменными заявлениями от **.**.**г. вх.№ *** и **.**.**г. зарегистрированное **.**.** вх.№ *** по следующим вопросам: заблаговременно извещать о заседаниях комиссии: указывать дату, место и время заседания, кто созывает, повестку дня; для подготовки к заседанию комиссии заблаговременно предоставлять проекты постановлений, решений и другие необходимые материалы любым способом; выдавать надлежащим образом заверенные копии протоколов заседаний комиссии, решений по мере их изготовления в установленные законом сроки. Со слов председателя и секретаря ИКМР инструкция по делопроизводству в комиссии отсутствует. Регламент ИКМР отсутствует. Заявитель считает, что при таких обстоятельствах следует принимать во внимание также постановление Центральной избирательной комиссии РФ от **.**.**г. N 48/406-6 «О Примерной инструкции по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования», регламент вышестоящей Избирательной комиссии Курской области, а также аналогию законов и нормы делового оборота. Практика ИКМР, извещения Заявителя о заседаниях комиссии, менее чем за три дня, без предоставления проектов решений и других материалов, нарушает права Заявителя, гарантированные пунктом 23 статьи 29 Избирательного Закона, заблаговременно быть извещённым о заседании комиссии; знакомиться с документами и материалами; подготовиться к заседанию комиссии; выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу. То есть участвовать в работе избирательной комиссии и осознанно голосовать по вопросам повестки дня. Кроме этого систематически нарушается конституционное право Заявителя на равенство всех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в части реализации вышеназванных прав, поскольку председатель, заместитель председателя, секретарь ИКМР, осуществляя подготовку заседания комиссии, формируя повестку дня и созывая комиссию, получают явные преимущества в реализации этих прав и явно ущемляются вышеназванные права Заявителя. Нарушение прав Заявителя приводит к воздержанию при голосовании, а также в последствие Заявитель приходит к мнению, что он неправильно голосовал по некоторым вопросам. **.**.**г. секретарь ИКМР Есманская И.А. приняла обращение Заявителя о систематическом игнорировании устных и письменных обращений Заявителя сообщать повестку дня заседания комиссии и выдавать проекты решений и иных материалов для подготовки к заседаниям комиссии. Заявитель просил выдать письменный отказ. Решение ИКМР № *** от **.**.** дословно гласит: «Письменный отказ ФИО1 не давать». Однако, разрешение вопросов давать или не давать письменный ответ не входит в компетенцию избирательной комиссии, и нарушает конституционное право Заявителя на получения ответа по существу поставленных вопросов. Наряду с этим ИКМР оставлены без ответа вышеназванные обращения Заявителя от **.**.** вх.№ *** и от 17.07.13, зарегистрированное **.**.** вх. № 29. **.**.** председатель ФИО2 предоставила Заявителю для ознакомления протокол четвёртого заседания ИКМР от 27.06.2013г. Поскольку со слов председателя и секретаря ИКМР срок изготовления копий протоколов составляет до 30 дней, Заявитель применил технические средства при ознакомлении с протоколом, а именно фотографирование камерой сотового телефона необходимых листов протокола. Председатель ФИО2, препятствуя фотографированию, отобрала у Заявителя протокол, объясняя это тем, что Заявитель не является фотокорреспондентом и невозможностью выносить что-либо за пределы ИКМР. Законодательство не содержит никаких норм, дающих председателю избирательной комиссии полномочия ограничивать применение технических средств, в том числе фотографирование, при ознакомлении с протоколами избирательных комиссий. Действия председателя ФИО2 не основаны на законе. В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», а Избирательный Закон, определяющий полномочия ИКМР, не дает ей права ограничивать фотосъёмку протоколов заседаний избирательной комиссии. Таким образом, председатель ИКМР выходит за пределы своих полномочий, неосновательно ограничивая законные права Заявителя. Заявитель не согласен с действиями председателя и секретаря ИКМР по изготовлению ФИО1 копий протоколов и решений ИКМР до 30 дней в период проведения выборов. Учитывая скоротечность выборов и принцип гласности и открытости в работе избирательных комиссий Заявитель полагает, что в силу части 4 статьи 20 Избирательного Закона, срок изготовления копий протоколов и решений избирательной комиссии не может превышать пятидневный срок. Иное будет нарушать право Заявителя на своевременное получение копий документов и материалов, связанных с выборами. На основании изложенного, заявитель просит 1)признать незаконным решение ИКМР от **.**.** № *** в части и по мотивам, изложенным в заявлении; 2)признать незаконными действия ИКМР, выразившиеся в выплате председателю ФИО2 дополнительной оплаты (вознаграждения) за работу в комиссии, по мотивам изложенным в заявлении; 3)признать незаконным полностью решение ИКМР от **.**.** по мотивам, изложенным в заявлении; 4)признать незаконным действия и решения ИКМР от **.**.** №4/23, от **.**.** №8/88, от **.**.** в части неравномерного распределения часов работы либо дежурств членов избирательной комиссии, по мотивам изложенным в заявлении; 5)признать незаконными протоколы заседаний ИКМР в части не отражения в них реального хода заседания избирательной комиссии; 6)признать незаконным решение ИКМР № *** от **.**.** «О рассмотрении запрета ведения видеосъёмки и других не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии»,по мотивам, указанным в заявлении; 7)признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в чинение председателем ФИО2 препятствий члену комиссии с правом решающего голоса ФИО1 осуществлять аудиозаписи либо видеозаписи своих выступлений и иных лиц на заседаниях комиссии; 8)признать незаконным решением ИКМР от **.**.** №10/98, по мотивам изложенным в заявлении; 9)признать незаконным бездействие ИКМР, выразившиеся в не рассмотрении по существу заявления члена комиссии ФИО1 от **.**.** вх.№42; 10)признать незаконными бездействие ИКМР, выразившиеся в не рассмотрении председателем ФИО2, заявления члена комиссии с правом решающего голоса ФИО1 вх.№ *** от **.**.** и требований в нем; 11)признать незаконными бездействие ИКМР, выразившиеся в беспричинном отказе члену избирательной комиссии ФИО1 в ознакомлении с аудиозаписями заседаний ИКМР и беспричинной выдачи их копий; 12)признать незаконным бездействие ИКМР выразившиеся в оставлении без ответа обращения Заявителя от **.**.** вх.№ *** и от **.**.** года, зарегистрированное **.**.** вх. №29; 13)признать незаконным бездействие ИКМР выразившиеся в отказе предоставлять проекты постановлений, решений и других необходимых материалов для подготовки к заседаниям комиссии; 14)признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в извещении члена избирательной комиссии ФИО1 о заседаниях комиссии менее чем за три дня; 15)признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в препятствии председателем ФИО2 фотографированию членом избирательной комиссии ФИО1 протокола заседания избирательной комиссии; 16)признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в изготовлении копий протоколов и решений члену избирательной комиссии ФИО1 более пяти дней.

В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям и уточнил, просил признать незаконной форму и содержание протоколов с № *** по № *** заседаний избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области, по мотивам, изложенным в п.4 заявленных требований и признать незаконным решения № *** от **.**.** об утверждении графика дежурства членов избирательной комиссии муниципального района «***» с правом решающего голоса, по мотивам, изложенным в заявлении.

Определением Железногорского городского суда от **.**.** прекращено производство по делу по заявлению ФИО1 в части признания незаконным решения ИКМР от **.**.** №4/26; признании незаконными действия ИКМР, выразившиеся в выплате председателю ФИО2 дополнительной оплаты (вознаграждения) за работу в комиссии; признании незаконным полностью решение ИКМР от **.**.** №№ *** об установлении полного рабочего дня в ИКМР секретарю комиссии, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты и действия, которые не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя, как члена избирательной комиссии, предусмотренные п.23 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ.

Ст.помощник Железногорского межрайонного прокурора Суворова В.Н. полагала требования заявителя о признании незаконным действия и решения ИКМР от **.**.** №4/23, от **.**.** №8/88, от **.**.** в части неравномерного распределения часов работы либо дежурств членов избирательной комиссии отказать, поскольку вопросы, касающиеся распределения часов дежурств рассматривались коллегиально. На заседаниях комиссии, учитывалось мнение всех членов комиссии, решения принимались большинством голосов. Требование о признании незаконными протоколов заседаний ИКМР в части не отражения в них реального хода заседания избирательной комиссии, ст.помощник прокурора Суворова В.Н. также считала не подлежащим удовлетворению, так как протоколы отражали реальных ход заседания комиссии, форма данных протоколов рекомендована избирательной комиссией Курской области. При этом помощник прокурора считала подлежащим удовлетворению требование заявителя о -признании незаконным решение ИКМР № *** от **.**.** «О рассмотрении запрета ведения видеосъёмки и других не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии», -признании незаконными действий ИКМР, выразившиеся в чинение председателем ФИО2 препятствий члену комиссии с правом решающего голоса ФИО1 осуществлять аудиозаписи либо видеозаписи своих выступлений и иных лиц на заседаниях комиссии, - признании незаконным бездействия ИКМР, выразившегося в беспричинном отказе члену избирательной комиссии ФИО1 в ознакомлении с аудиозаписями заседаний ИКМР и беспричинной выдачи их копий, -признании незаконными действия ИКМР, выразившиеся в препятствии председателем ФИО2 фотографированию членом избирательной комиссии ФИО1 протокола заседания избирательной комиссии, поскольку заседания избирательной комиссии проводятся открыто, гласно, члены комиссии вправе знакомиться со всеми документами, имеющимися в комиссии, со всеми решениями и протоколами. Также помощник прокурора полагала подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным решение ИКМР от **.**.** №10/98. Комиссией принято решение не выдавать копию аудиозаписи в связи с тем, что ФИО1 сам вел видеосъемку заседания избирательной комиссии от **.**.** года, а не потому основанию, что аудиозапись ФИО3 не велась, и ее нет в избирательной комиссии. Требование о признании незаконным бездействие ИКМР, выразившиеся в не рассмотрении по существу заявления члена комиссии ФИО1 от **.**.** вх.№ *** удовлетворению не подлежит, так как было рассмотрено по существу. В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ИКМР, выразившегося в не рассмотрении председателем ФИО2, заявления члена комиссии с правом решающего голоса ФИО1 вх.№ *** от **.**.** и требований в нем, отказать, поскольку заявление было адресовано избирательной комиссии и рассмотрено избирательной комиссией. При этом помощник прокурора полагала подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным бездействия ИКМР выразившегося в оставлении без ответа обращения заявителя от **.**.** вх.№ *** и от **.**.** года, зарегистрированное **.**.** вх. № 29, поскольку избирательная комиссия обязана была дать заявителю ответы на его обращения. В удовлетворении требования о признании незаконным бездействие ИКМР выразившиеся в отказе предоставлять проекты постановлений, решений и других необходимых материалов для подготовки к заседаниям комиссии, отказать, так как подготовка проектов решений не предусмотрена законом. Решения принимались комиссией непосредственно при рассмотрении тех или иных вопросов. Поскольку заявитель заблаговременно извещался о времени проведения заседания комиссии, он имел возможность знакомиться с необходимыми документами. Требование о признании незаконным действия ИКМР, выразившиеся в извещении члена избирательной комиссии ФИО1 о заседаниях комиссии менее чем за три дня удовлетворению не подлежит, поскольку законом какой - либо срок не установлен, а указано, что член избирательной комиссии извещается заблаговременно. Также не подлежит удовлетворению требование заявителя о признании незаконным действия ИКМР, выразившееся в изготовлении копий протоколов и решений члену избирательной комиссии ФИО1 более пяти дней. Законом конкретный срок не указан. Все протоколы заседания комиссии и решения ФИО1 вручены, таким образом, его права не нарушены.

Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2 полагала заявление ФИО1, не подлежащим удовлетворению, пояснив, что оспариваемые решения обсуждались членами избирательной комиссии, принимались большинством голосов ее членов. Оснований для признания их незаконными не имеется. Протоколы заседаний комиссии составляются по сокращенному варианту, и их форма утверждена Комиссией Курской области. В протоколах отражается суть вопросов, повестка дня, выступления членов комиссии. Ответы на заявления ФИО1 от **.**.** и от **.**.** не дали, поскольку копии документов выдавали, а выдачу копий посчитали самим ответом. Так как комиссия не работает на постоянной основе, в ее функции не входит подготовка проектов решений. Сами проекты рождаются непосредственно на заседании комиссии. ФИО1 заблаговременно извещался о заседании комиссии. Копии всех протоколов комиссии и всех решений ему вручены. Также заявитель всегда имел возможность знакомиться до заседаний комиссии со всеми документами.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением от **.**.** «О формировании избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области и назначении членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, сформирована и утверждена избирательная комиссия с численным составом 10 человек. ФИО1, согласно вышеназванного решения, является членом избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области с правом решающего голоса от политической партии «Справедливая Россия».

Требование № *** (4 в заявлении) - признание незаконными действия и решения ИКМР от **.**.** №4/23, от **.**.** №8/88, от **.**.** № *** в части неравномерного распределения часов работы либо дежурств членов избирательной комиссии.

Как пояснил в судебном заседании заявитель, поскольку он имеет право быть заблаговременно извещенным о заседаниях соответствующей комиссии; выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; знакомиться с документами и материалами, удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума, то есть фактически работать в избирательной комиссии, то и имеет право обжаловать указанные решения и действия комиссии по данным вопросам, так как затрагиваются его права, свободы или законные интересы, как члена избирательной комиссии.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня (п.12 ст.28)

Согласно п.14 ст.28 указанного Закона решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

В силу п.17 ст.28 вышеназванного закона члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено.

В судебном заседании установлено, что **.**.** избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области принято решение №4/23, согласно которого утвержден график дежурства членов избирательной комиссии муниципального района «***» с правом решающего голоса на период с **.**.** по **.**.** и с **.**.** по **.**.**.

Также установлено, что **.**.** избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области принято решение №8/88, согласно которого утвержден график дежурства членов избирательной комиссии муниципального района «***» с правом решающего голоса на август 2013 года.

**.**.** избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области принято решение №13/109, согласно которого утвержден график работы членов избирательной комиссии муниципального района «***» с правом решающего голоса на сентябрь 2013 года.

Как следует из протоколов заседаний избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области № *** от **.**.** года, № *** от **.**.** года, № *** от **.**.** вопрос распределения часов работы либо дежурств членов избирательной комиссии рассматривался на заседаниях, решение принималось коллегиально.

Согласно протокола заседания избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области № *** от **.**.** никто из присутствующих членов комиссии не возражал против утверждения графика, согласно протоколов заседания избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области № *** от **.**.** и № *** от **.**.** возражал один человек.

Особое мнение ФИО1 в письменной форме не излагалось.

Таким образом, решение принималось большинством голосов.

Как следует из графиков, часы работы у ФИО1 имелись, что он также не отрицал в судебном заседании.

Как пояснила председатель избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2 при утверждении графика и дежурств, учитывалось мнение всех членов комиссии. А также учитывалось, что однажды ФИО1 не согласился дежурить **.**.** года, о чем был составлен акт.

Учитывая изложенное, а также то, что решения о графиках принималось, на заседаниях комиссии, большинством голосов членов комиссии, коллегиально, с учетом мнениях всех членов комиссии, суд полагает, что требование заявителя о признание незаконными действия и решения избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области от **.**.** №4/23, от **.**.** №8/88, от **.**.** № *** в части неравномерного распределения часов работы либо дежурств членов избирательной комиссии, удовлетворению не подлежит.

Требование № *** (5 в заявлении) -признать незаконными протоколы заседаний ИКМР в части не отражения в них реального хода заседания избирательной комиссии; признать незаконной форму и содержание протоколов с № *** по № *** заседаний избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области.

Как пояснил в судебном заседании заявитель, поскольку он имеет право выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу, сокращенной формой и содержанием протоколов нарушаются его права, и он имеет право их обжаловать.

В соответствии с п.7.4.2 Примерной инструкцией по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, утвержденной Постановлением от **.**.** № *** Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О применении инструкции по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации» протокол заседания может оформляться в полной или краткой форме.

Текст протокола заседания избирательной комиссии состоит из двух частей: вводной и основной (п.7.4.3.).

Согласно п.7.4.4 Примерной инструкции в вводной части протокола указываются фамилия и инициалы председателя избирательной комиссии (председательствующего), а также присутствующих заместителя председателя избирательной комиссии, секретаря избирательной комиссии и членов избирательной комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, работников аппарата избирательной комиссии и лиц, приглашенных на заседание.

В силу п.7.4.5 Примерной инструкции повестка дня включается в вводную часть протокола. Она состоит из перечисления вопросов, которые обсуждаются на заседании, и закрепляет последовательность их обсуждения и фамилии докладчиков (выступающих).

Согласно п.7.4.6 названной инструкции основная часть протокола содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. В соответствии с ней разделы нумеруются. Каждый раздел состоит из трех частей: "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "ПОСТАНОВИЛИ" ("РЕШИЛИ"), которые печатаются от границы левого поля прописными буквами. В части "СЛУШАЛИ" кратко излагается текст выступления докладчика. Инициалы и фамилия докладчика печатаются с красной строки в именительном падеже. Запись доклада излагается от третьего лица единственного числа и отделяется от фамилии тире. Если текст доклада прилагается к протоколу, то используется ссылка "Текст доклада прилагается". В части "ВЫСТУПИЛИ" перечисляются выступающие и авторы вопросов. Инициалы и фамилия выступающего печатаются с красной строки в именительном падеже. Краткая запись выступления по существу рассматриваемого вопроса излагается от третьего лица единственного числа. В части "ПОСТАНОВИЛИ" ("РЕШИЛИ") отражается принятое решение по обсуждаемому вопросу. Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола или оформляется на отдельном листе и помещается после соответствующего постановления (решения).

В соответствии с п.7.4.7 Примерной инструкции протокол заседания подписывается председательствовавшим на заседании и секретарем избирательной комиссии (или членом избирательной комиссии, исполнявшим обязанности секретаря избирательной комиссии).

В судебном заседании установлено, что избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ведутся протоколы заседания комиссии.

Их форма и содержание соответствуют Примерной инструкции по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и не противоречат действующему законодательству.

Протоколы с № *** по № *** были обозрены в судебном заседании.

Из данных протоколов следует, что в них отражается следующее: присутствующие члены комиссии с правом решающего голоса и отсутствующие члены комиссии с правом решающего голоса; повестка дня; по каждому вопросу отражается кого заслушали и какое приняли решение, результат голосования по вопросу. Протоколы подписаны председателем комиссии и секретарем, имеется печать.

Как пояснила в судебном заседании председатель избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2 данная форма протокола была согласована с избирательной комиссией Курской области. Протоколы никто из членов комиссии не оспаривал и претензий к протоколам не было.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявителю в удовлетворении требований о признании незаконными протоколов заседаний ИКМР в части не отражения в них реального хода заседания избирательной комиссии; признании незаконной формы и содержания протоколов с № *** по № *** заседаний избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области, следует отказать.

Требование № *** (6,7,11,15 в заявлении) признать незаконным решение ИКМР № *** от **.**.** «О рассмотрении запрета ведения видеосъёмки и других не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии»,-признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в чинение председателем ФИО2 препятствий члену комиссии с правом решающего голоса ФИО1 осуществлять аудиозаписи либо видеозаписи своих выступлений и иных лиц на заседаниях комиссии, - признать незаконным бездействия ИКМР, выразившегося в беспричинном отказе члену избирательной комиссии ФИО1 в ознакомлении с аудиозаписями заседаний ИКМР и беспричинной выдачи их копий, -признать незаконными действия ИКМР, выразившиеся в препятствии председателем ФИО2 фотографированию членом избирательной комиссии ФИО1 протокола заседания избирательной комиссии.

В силу ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ч.5 ст.3 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

В соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.

Таким образом, избирательные комиссии обеспечивают всем гражданам, обладающим избирательными правами, возможность беспрепятственного ознакомления с решениями, принятыми комиссиями.

В силу ст.23 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а)заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящей комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума.

В соответствии с ч.5 ст.3 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Анализируя указанные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что вышеназванные требования заявителя подлежат удовлетворению.

При этом суд не может согласиться с доводом председателя избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2 о том, что ФИО4 не может фотографировать протокол, так как это не предусмотрено законом.

Поскольку Федеральным законом №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члену избирательной комиссии предоставлено право получать копии документов, по мнению суда, ФИО1 имел право получить копию протокола заседания комиссии путем его фотографирования.

Требование № *** (8 в заявлении) - признать незаконным решением ИКМР от **.**.** №10/98.

В судебном заседании установлено, что **.**.**избирательной комиссией муниципального района «***» Курской области принято решение №10/98, согласно которого комиссия решила копию аудиозаписи не выдавать в связи с тем, что ФИО1 **.**.** вел видеосъемку заседания избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области от **.**.** года.

Как пояснила в судебном заседании председатель избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2, аудиозапись не была предоставлена ФИО1, так как член комиссии ФИО3 не вела аудиозапись и не сдавала ее в комиссию.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 было отказано не потому, что член комиссии ФИО3 не вела аудиозапись и не сдавала ее в комиссию, а потому, что ФИО1 вел видеосъемку. То есть основание отказа в решении указано другое.

Учитывая изложенное, суд считает правильным данное требование заявителя удовлетворить и признать решением ИКМР от **.**.** № *** незаконным.

Требование № *** (9 в заявлении) - признать незаконным бездействие ИКМР, выразившиеся в не рассмотрении по существу заявления члена комиссии ФИО1 от **.**.** вх.№42.

В судебном заседании установлено, что **.**.** ФИО1 обратился в избирательную комиссию муниципального района «***» Курской области с заявлением, в котором просил выдать ему письменный отказ в систематическом игнорировании его устной и письменной просьбы сообщать повестку дня заседания комиссии и выдавать проекты решения и иных материалов для подготовки к заседанию комиссии.

Установлено, что данное заявление было рассмотрено избирательной комиссией, что подтверждается решением от **.**.** №10/99. Комиссия решила письменный отказ ФИО1 не выдавать.

При таких обстоятельствах, данное требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Требование № *** (10 в заявлении) - признать незаконными бездействие ИКМР, выразившиеся в не рассмотрении председателем ФИО2, заявления члена комиссии с правом решающего голоса ФИО1 вх.№ *** от **.**.** и требований в нем.

В судебном заседании установлено, что **.**.** ФИО1 обратился в избирательную комиссию муниципального района «***» Курской области с заявлением, в котором просил ознакомить его с аудиозаписями заседания избирательной комиссии и выдать их копии.

Установлено, что данное заявление было рассмотрено избирательной комиссией, что подтверждается решением от **.**.** №10/98. Комиссия решила копию аудиозаписи не выдавать в связи с тем, что ФИО1 **.**.** вел видеосъемку заседания избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области от **.**.** года.

Из заявления **.**.** следует, что с данным заявлением ФИО1 обращается в избирательную комиссию, которая его рассматривает и принимает решение, а не к председателю комиссии ФИО2.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении данного требования заявителю также следует отказать.

Требование № *** (12 в заявлении) - признать незаконным бездействие ИКМР выразившиеся в оставлении без ответа обращения Заявителя от **.**.** вх.№ *** и от **.**.** года, зарегистрированное **.**.** вх. №29.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» №59-ФЗ от **.**.** граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ст.5 названного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 **.**.** и **.**.** обратился в избирательную комиссию муниципального района «***» Курской области с заявлениями, однако, ответы на них не получил.

При таких обстоятельствах, данное требование заявителя подлежит удовлетворению.

Требование № *** (13 в заявлении) - признать незаконным бездействие ИКМР выразившиеся в отказе предоставлять проекты постановлений, решений и других необходимых материалов для подготовки к заседаниям комиссии.

По делу установлено, что на избирательную комиссию действующим законодательством не возложена обязанность обязательной подготовки проектов постановлений, решений.

Как установлено в судебном заседании решения принимались комиссией непосредственно при рассмотрении тех или иных вопросов на заседании комиссии.

Кроме того, поскольку ФИО1 заблаговременно извещался о заседаниях комиссии, он имел возможность также знакомиться с необходимыми ему материалами для подготовки к заседаниям комиссии.

Как пояснила в судебном заседании председатель избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2 все документы и материалы, которые просил предоставить ФИО1, ему предоставлялись. А именно, ему были предоставлены: сметы, уточненные расходы, рекомендательные письма избирательной комиссии Курской области и др.

Данный факт ФИО7 не отрицал в судебном заседании.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленного требования ФИО1 следует отказать.

Требование № *** (14 в заявлении) - признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в извещении члена избирательной комиссии ФИО1 о заседаниях комиссии менее чем за три дня.

В силу ст.23 Федерального закона №67-ФЗ от **.**.** (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а)заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии.

Таким образом, закон не содержит указания ограничения извещения члена избирательной комиссии по времени.

Как пояснила в судебном заседании председатель избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО2 имеют случаи, когда необходимо рассмотреть, например, заявление кандидата в депутаты в течение 2-х суток. И тогда комиссия собирается на заседание на следующий день, и соответственно сразу же извещаются члены избирательной комиссии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что данное требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Требование № *** (16 в заявлении) - признать незаконным действия ИКМР, выразившиеся в изготовлении копий протоколов и решений члену избирательной комиссии ФИО1 более пяти дней.

Поскольку действующее законодательство не содержит указания на ограничение по времени изготовления копии протоколов и решений члену избирательной комиссии, данное требование заявителя удовлетворению не подлежит.

При этом суд учитывает, что все копии решений и протоколов заседания избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области ФИО1 вручены, что он не отрицал в судебном заседании.

Руководствуясь ст.194, ст.198 ГПК РФ, суд

                                                                    решил:

Завяленные требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области № *** от **.**.** «О рассмотрении запрета ведения видеосъёмки и других, не предусмотренных законом мероприятий фиксации без разрешения на то снимаемых ФИО1 и другим членам комиссии».

Признать незаконными действия Избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области, выразившиеся в чинение председателем ФИО2 препятствий члену комиссии с правом решающего голоса ФИО1 осуществлять аудиозаписи либо видеозаписи своих выступлений и иных лиц на заседаниях комиссии.

Признать незаконным решением Избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области от **.**.** №10/98.

Признать незаконным бездействие Избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области, выразившееся в беспричинном отказе члену избирательной комиссии ФИО1 в ознакомлении с аудиозаписями заседаний ИКМР и беспричинной выдачи их копий.

Признать незаконными действия Избирательной комиссии муниципального района «***» Курской области, выразившиеся в препятствии председателем ФИО2 фотографированию членом избирательной комиссии ФИО1 протокола заседания избирательной комиссии.

В остальной части заявленных требований ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                   Солодухина Н.Н.