ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1546/2022 от 30.05.2022 Анапского городского суда (Краснодарский край)

2-1546/2022

УИД 23RS0003-01-2022-002493-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Михина Б.А.

при ведении протокола помощником судьи Кейян К.Л.

с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Жук А.Е., представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО1, представителя управления по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах ФАР к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о взыскании компенсации за питание,

у с т а н о в и л:

Анапский межрайонный прокурор действуя в интересах ФАР обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о взыскании компенсации за питание.

В обоснование требований указано, что несовершеннолетний ребенок - ФАРДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании справки № 1361575 / серия МСЭ-2012 является ребенком-инвалидом с 01.10.2011г.По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ФАР установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В период времени с 01.09.2018г. по настоящее время по медицинским показаниям ФАР находиться на домашнем обучении в МБОУ СОШ № 16.

Исходя из п. 7 ст. 79 Закона № 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дано разъяснение, согласно которому дети- инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Таким образом, если ребенок - инвалид не посещает образовательное учреждение, за ним сохраняется право на получение бесплатного двухразового питания, однако обеспечение им осуществляется в иной форме - путем компенсации в натуральном виде (в виде продуктовых наборов), либо в денежном эквиваленте.

Однако администрацией муниципального образования вопрос обеспечения ФАР компенсацией за двухразовое бесплатное питание в период времени с 01.09.2018г. по 01.10.2020г. не решался, соответствующие выплаты законный представитель несовершеннолетней не получала.

Согласно письму управления образования администрации муниципального образования города-курорта, Анапа за № 24-12-1061/22 от 10.03.2022г. установлено, что сумма, подлежащая компенсации за период с 2018 год по 2020 год составляет 34 000 руб.

Ссылаясь на приведенное прокурор просил взыскать с администрации муниципального образования города-курорта Анапа в пользу ФАРДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, компенсацию за питание в размере 34 000 руб. за период с 2018-2020 года.

Помощник Анапского межрайонного прокурора требования поддержал, дал пояснения аналогичные иску.

Представителиадминистрации муниципального образования город-курорт Анапа и управления по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебном заседании возражали против заявленных требований, просили в иске отказать по основаниям изложенным в представленном отзыве.

Проверив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации совместно с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентирует, что государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

Статьями 5, 6, 7, 9, 28, 37 и 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. К компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся. Обеспечение питанием обучающихся осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дано разъяснение, согласно которому дети- инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Как следует из материалов дела, несовершеннолетний ФАРДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком-инвалидом с 01.10.2011г, что подтверждается справкой серия МСЭ-2012 № 1361575.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования ФАР установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С 01.09.2018г. по настоящее время по медицинским показаниям ФАР находиться на домашнем обучении в МБОУ СОШ № 16.

В муниципальном образовании города-курорта Анапа действует порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (обучающиеся с ОВЗ), осваивающих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город- курорт Анапа (за исключением вечерних (сменных) школ) утвержденный постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 16 октября 2020 г. № 2020 «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город-курорт Анапа».

Согласно указанному Порядку право на обеспечение бесплатным двухразовым питанием имеют все обучающиеся с ОВЗ, зачисленные в муниципальную общеобразовательную организацию и осваивающие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по очной форме обучения и на дому.

Обучающиеся с ОВЗ по очной форме обучения, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием в дни учебных занятий. Обучающиеся с ОВЗ, осваивающие образовательные программы на дому, реализуют право на обеспечение бесплатным питанием в виде денежной компенсации из расчета 100 рублей в день на одного человека в течение учебного года. Сухие пайки обучающимся на дому, не предоставляются.

Финансовое обеспечение предоставления бесплатного двухразового питания (денежной компенсации) обучающимся с ОВЗ осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования город-курорт Анапа в виде субсидий муниципальной общеобразовательной организации на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания.

Указанные денежные средства доводятся на отдельные лицевые счета муниципальных общеобразовательных организаций, которые осуществляют приобретение продуктов питания, оплату услуг по организации питания или выплату денежной компенсации.

Из пояснений представителей ответчика следует и не оспаривается истцом, ФАР, в лице своего законного представителя ФИО3 получил компенсацию за питание за период с 01.09.2020г. по 31.01.2021г. в размере 22 700 руб.

Настоящие исковые требования заявлены о взыскании компенсации за питание за период с 2018 года по 2020 год, поскольку администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в выплате данной компенсации было отказано в виду отсутствия краевых и муниципальных нормативно-правовых актов за данный период.

Давая правовую оценку данным доводам администрации муниципального образования город-курорт Анапа, суд приходит к следующему.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4).

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Как уже установлено судом, специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона об образовании, из содержания которой следует, что полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения.

Следовательно,вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.

В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Частью 5 ст. 20 данного Федерального закона определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению детей, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, должны обеспечиваться сухими пайками или получать денежную компенсацию за питание в денежном эквиваленте. А поскольку органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования город-курорт Анапа было принято постановление «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город-курорт Анапа» только 16 октября 2020 г., что свидетельствует о не своевременных и не надлежащих мерах, направленных на соблюдение предусмотренных и гарантированных законодательством прав несовершеннолетнего на двухразовое питание, в том числе предоставления сухого пайка или денежной компенсации, то данные обстоятельства не должны нарушать права и законные интересы ребенка-инвалида.

Данные доводы согласуются с позицией Краснодарского краевого суда в апелляционном определении от 29.11.2021г. №2-1447/21.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с администрации муниципального образования города- курорта Анапа в пользу ФАР компенсацию за питание за период с 2019-2020 года.

Согласно письму управления образования администрации муниципального образования города-курорта, Анапа за № 24-12-1061/22 от 10.03.2022 установлено, что сумма, подлежащая компенсации за период с 2018 по 2020 год, составляет 34 000 рублей, из расчета:

2018-2019 учебный год: количество учебных дней - 170, размер компенсации одного дня 100 руб., сумма - 17000 руб.;

2019-2020 учебный год: количество учебных дней - 170, размер компенсации одного дня 100 руб., сумма - 17000 руб.

Суд отказывает ответчику в удовлетворении ходатайства о применении срока исковой давности по заявленным требованиям.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ч.1 ст.196 ГК РФ).

В силу п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» в случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных с п.1 ст.200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.

Как следует из ответа управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.03.2022г., было рассмотрено обращение ФИО3 и отказано в выплате денежной компенсации за питание ребенку-инвалиду.

ФИО3 обратилась с соответствующим заявлением в Анапскую межрайонную прокуратуру только 25.03.2022г. Исковое заявление поступило в адрес Анапского городского суда 12.04.2022г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Анапского межрайонного прокурора в интересах ФАР к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о взыскании компенсации за питание, удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования города- курорта Анапа в пользу ФАРДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, компенсацию за питание в размере 34 000 руб. за период с 2018-2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 июня 2022 года.

Председательствующий: