Дело № 2-1546/2023
УИД 33RS0014-01-2023-001492-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи | Петрухина М.В. |
при секретаре | ФИО1, |
с участием представителя ответчика ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Федеральной налоговой службы по Владимирской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания за период нахождения в очередных ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за несвоевременную выплату денежного содержания, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Владимирской области о взыскании денежных средств в связи с увольнением, и просит взыскать с ответчика:
-недоплаченную сумму денежного содержания за период нахождения в очередных ежегодных оплачиваемых от пуска: за сентябрь 2020 года (13 календарных дней) - 8501,69 руб.; за апрель 2021 года (6 календарных дней) - 3812,36 руб.; за июнь 2021 года (23 календарных дня) - 13 222,47 руб.; за сентябрь 2021 года (14 календарных дней) - 10 912,86 руб.;
-компенсацию за несвоевременную выплату денежного содержания за период нахождения в очередных ежегодных оплачиваемых отпусках в общей сумме 16 158,54 руб.;
-проценты на дату вынесения решения суда;
-компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец с 13.06.2006 года проходила государственную гражданскую службу в МИ ФНС России № 4 по Владимирской области. Приказом № 00-11/65 от 13.06.2006 года МИ ФНС России № 4 по Владимирской области назначена на должность государственной гражданской службы (данные изъяты)
В соответствии с приказом ФНС России от 07.12.2022 года № ЕД-7-4/1165 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области» 27.03.2023 года МИ ФНС России № 4 по Владимирской области реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Владимирской области. Таким образом, Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области является правопреемником МИ ФНС России № 4 по Владимирской области.
Приказом от 10.03.2023 года № 01-11/022 МИ ФНС России № 4 по Владимирской области служебный контракт расторгнут, истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Дата увольнения - 24.03.2023 года.
В период прохождения истцом гражданской службы соответствующими приказами МИ ФНС России № 4 по Владимирской области истцу, как федеральному гражданскому служащему территориального органа ФНС России, Инспекцией выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и систематические премии государственным гражданским из бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Владимирской области сверх установленного фонда оплаты труда, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2021-2023 гг.
Согласно справкам 2-НДФЛ за 2021-2022 истцу начислены и выплачены по приказам средства материального стимулирования, премии, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, суммы материальной помощи, оплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, которые не учтены при расчете среднего заработка при оплате ежегодного от пуска за сентября 2020 года, апрель, июнь и сентябрь 2021 года.
Факт того, что спорные суммы денежных средств входят в единый фонд оплаты труда (в состав единого денежного содержания) подтверждается справками о доходах по форме 2-НДФЛ за 2019-2021 года, где налоговый агент, квалифицирует данные выплаты в соответствии с приказом ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/38@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» как суммы премий, выплачиваемых за производственные результаты и иные подобные показатели, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и коллективными договорами, код2002.
Истец ФИО3 присутствующая в судебном заседании до объявления перерыва, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления Федеральной налоговой службы России по Владимирской области - ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований. В письменных возражениях указала и в судебном заседании пояснила, что ФИО3 с 13.06.2006 проходила государственную гражданскую службу в МИ ФНС России №м 4 по Владимирской области. (данные изъяты) Приказом начальника МИ ФНС России № 4 по Владимирской области от 10.03.2023 № 01-11/022 истец освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности. В связи с увольнением по данному основанию ФИО3 выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в размере четырехмесячного содержания в сумме 181 323,16 руб. из расчета месячного денежного содержания 45 330,79 руб.
Начальником МИ ФНС России № 12 по Владимирской области изданы приказы «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов Владимирской области» за 1 квартал 2021 № 01-10/059 от 27.07.2021; за 2 квартал 2021 № 01-10/071 от 23.09.2021; за 3 квартал 2021 № 01-10/099 от 21.12.2021; за 4 квартал 2021 № 01-10/035 от 22.04.2022; за 1 квартал 2022 № 01-10/058дсп от 11.07.2022; за 2 квартал 2022 № 01-10/085дсп от 18.10.2022; за 3 квартал 2022 № 01-10/085дсп от 18.10.2022.
На основании указанных приказов ФИО3 производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования. Полагает, что указанные выплаты не подлежат учету при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске, а также при расчете сумм компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Указанные выплаты не подлежат учету при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске, а также при расчете сумм компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой ИМС должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Материальное стимулирование в данный перечень не входит.
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС (пункт 1 Порядка).
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства РФ приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов налоговой службы, в соответствии с которым материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего (пункт 2).
Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных налоговых органов за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных ФНС в 2021 году на материальное стимулирование.
Таким образом, средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не носят системный характер, не являются гарантированными выплатами и производятся за счет лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели дополнительно сверх утвержденного фонда оплаты труда.
Кроме того, ФИО3 не подтвердила факт причинения ей нравственных или физических страданий.
В соответствии с ч. 10 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Основания заявленных ФИО3 исковых требований свидетельствуют о том, что индивидуальный трудовой спор возник по факту не начисленного и не выплаченного в сроки, установленные законом, денежного содержания за период каждого из ежегодных оплачиваемых отпусков в 2020 - 2021 годы. В связи с чем срок обращения в суд для истца по спору о доплате денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого от пуска составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, то есть один год со дня не позднее, чем за 10 календарных дней до начала каждого из отпусков в 2020 - 2021 годах. ФИО3 обратилась в суд с иском только 06.06.2023 года.
Срок давности по выплате денежного содержания последнего отпуска, предоставляемого сотруднику в период службы, который был пропущен, предоставлен истцу с 06.09.2021 года по 19.09.2021 года, так как выплата денежного содержания за период ежегодного отпуска была произведена 23.08.2021 года, следовательно, последним днем обращения в суд с иском о доплате денежного содержания является 23.08.2022 года.
Иные отпуска предоставлялись ФИО3 еще раньше, соответственно, раньше выплачивалось и денежное содержание за период ежегодного отпуска и раньше истек срок для обращения в суд с требованиями о его доплате.
Для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Спорные суммы ФИО3 начислены не были, соответственно, не были выплачены. В таком случае не было оснований исчислять годичный срок для обращения в суд с требованиями о доплате денежного содержания за период каждого из отпусков в 2020 - 2021 годах со дня окончательного расчета инспекции с ФИО3, то есть с 24.03.2023 года.
По указанным основаниям не подлежит взысканию и денежная компенсация за периоды нахождения в отпусках ввиду пропуска срока исковой давности. В связи с чем, просила применить к заявленным требованиям срок исковой давности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 5 статьи 36 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе, выдать другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. В пункте 4 части 1 статьи 14 того же Федерального закона установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
В силу статьи 50 названного Федерального закона, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В пункте 2 названных Правил сообщается, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В пункте 6 Правил указано, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ, порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством РФ.
В силу пункта 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа Президента РФ установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов, формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 года N 562 (Правила N 562), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 года N 238-7.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Пунктом 5.5 названного Положения предусмотрено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Поэтому разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 года N 14-04-05/34482, при рассмотрении требований истца подлежат применению. Письмом ФНС России от 06.08.2014 года N НД-4-5/15285@ "О направлении письма Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482", это письмо было направлено для сведения и использования в работе в налоговые инспекции.
В соответствии со статьей 39 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
По делу установлено, что ФИО3 с 13.06.2006 проходила государственную гражданскую службу в МИ ФНС России № 4 по Владимирской области. Последняя занимаемая должность (данные изъяты)
В соответствии с приказом ФНС России от 07.12.2022 года № ЕД-7-4/1165 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области» 27.03.2023 года МИ ФНС России № 4 по Владимирской области реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Владимирской области. Таким образом, Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области является правопреемником МИ ФНС России № 4 по Владимирской области.
Приказом от 10.03.2023 года № 01-11/022 МИ ФНС России № 4 по Владимирской области служебный контракт расторгнут, истец освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Дата увольнения - 24.03.2023 года.
В связи с увольнением ответчиком истцу произведена выплата:
-в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 181 323,16 руб.;
-денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с 13.06.2022 по 24.03.2023 в количестве 31.31 дней в сумме 48 440,64 руб.
По условиям служебного контракта истцу было установлено денежное содержание, которое состояло из следующих составляющих: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ; ежемесячного денежного поощрения в размере должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций МИФНС № 4 по Владимирской области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Также условиями служебного контракта было предусмотрено, что государственному служащему производятся другие выплаты, предусмотренные действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Начальником МИ ФНС России № 12 по Владимирской области изданы приказы «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов Владимирской области» за 1 квартал 2021 № 01-10/059 от 27.07.2021; за 2 квартал 2021 № 01-10/071 от 23.09.2021; за 3 квартал 2021 № 01-10/099 от 21.12.2021; за 4 квартал 2021 № 01-10/035 от 22.04.2022; за 1 квартал 2022 № 01-10/058дсп от 11.07.2022; за 2 квартал 2022 № 01-10/085дсп от 18.10.2022; за 3 квартал 2022 № 01-10/085дсп от 18.10.2022.
На основании указанных приказов ФИО3 производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.
Истец полагает, что соответствии со справками 2-НДФЛ за 2021-2022 ей начислены и выплачены по приказам средства материального стимулирования, премии, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, суммы материальной помощи, оплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, которые не учтены при расчете среднего заработка при оплате ежегодного от пуска за сентября 2020 года, апрель, июнь и сентябрь 2021 года.
При этом размер невыплаченного денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске по расчетам истца составляет за сентябрь 2020 года (13 календарных дней) - 8501,69 руб.; за апрель 2021 года (6 календарных дней) - 3812,36 руб.; за июнь 2021 года (23 календарных дня) - 13 222,47 руб.; за сентябрь 2021 года (14 календарных дней) - 10 912,86 руб.
В судебном заседании ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока обращения за разрешением индивидуального трудового спора.
В соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Основания заявленных ФИО3 исковых требований свидетельствуют о том, что индивидуальный трудовой спор возник по факту не начисленного и не выплаченного в сроки, установленные законом, денежного содержания за период каждого из ежегодных оплачиваемых отпусков (частей) в 2020 - 2021 годах.
В таком случае срок обращения в суд для ФИО3 по спору о доплате денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска (его части) составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, то есть один год со дня не позднее чем за 10 календарных дней до начала каждого из отпусков в 2020 - 2021 годов.
Последний в период службы отпуск был предоставлен ФИО3 с 06.09.2021 года по 19.09.2021 года, выплата денежного содержания за период ежегодного отпуска должна была произведена 23.08.2021 года, следовательно, последним днем для обращения в суд с иском о доплате денежного содержания (для данного последнего отпуска) является 23.08.2021 года.
Иные отпуска предоставлялись ФИО3 еще раньше, соответственно, раньше выплачивалось и денежное содержание за период ежегодного отпуска и раньше истекал срок обращения в суд с требованиями о его доплате.
ФИО3 обратилась в суд с иском о взыскании недоплаченного денежного содержания за период каждого из ежегодных оплачиваемых отпусков (частей) в 2020 - 2021 годов 06.06.2023 года, то есть за пределами срока обращения в суд.
В качестве уважительных причин пропуска каждого из сроков обращения в суд по спору о взыскании денежного содержания за период каждого из ежегодных отпусков (частей) в 2020-2021 годах ФИО3 указала, то нарушения ответчика по невыплате денежного содержания являют длящимися. О факте обязательного включения выплаченных ей в 2019 - 2021 году сумм премий и средств материального стимулирования в расчет денежного содержания она узнала только после вынесения решения суда 06.06.2023 года. Суммы премий и средства материального стимулирования в 2019 - 2021 годах ей начислялись и выплачивались, но при этом не включались ответчиком в расчет среднего содержания при расчете отпускных.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Аналогичная правовая позиция по применению срока обращения в суд изложена в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017, в котором приведена ссылка на п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 и указано, что согласно этим разъяснениям для признания длящимися нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата должны быть начислена, но не выплачена.
Спорные суммы ФИО3 начислены не были, соответственно, не были выплачены. В таком случае нет оснований исчислять годичный срок для обращения в суд истца с требованиями о доплате денежного содержания за период каждого из отпусков в 2020 - 2021 годах со дня окончательного расчета инспекции с ФИО3, то есть с 24.03.2024 года.
При этом принимая во внимание, что истица работала в должности главного специалиста-эксперта правового отдела, то есть в силу своего образования и занимаемой должности должна была понимать последствия пропуска обращения в суд, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска такого срока.
Статьей 236 ТК РФ установлено, что при нарушении работодателем установленного срока выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, спорная денежная компенсация за периоды нахождения в отпусках не подлежит взысканию также ввиду пропуска давности обращения в суд.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основных требований, то не подлежит удовлетворению и требование о возмещении компенсации морального вреда, поскольку является производным требованием.
Аналогичная правовая позиция приведена в определениях Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2023 по делу № 88-2803/2023,
от 25.04.2023 № 88-6051/2023, от 04.04.2023 № 88-8292/2023.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 (ИНН (номер) к Управлению Федеральной налоговой службы по Владимирской области (ИНН <***>) о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания за период нахождения в очередных ежегодных оплачиваемых отпусках, компенсации за несвоевременную выплату денежного содержания, компенсации морального вреда - отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.В. Петрухин
Мотивированное решение составлено 26 июля 2023 года