Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2013 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Ширяева А.С.
при секретаре Радченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Назаренко И.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Назаренко И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации им ***года главе администрации г. Ставрополя подано заявление через МКУ «***» было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта с приложением документов предусмотренных пунктом 2.7 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ***.
Согласно заявления Назаренко И.В. управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя подготовлено градостроительное заключение № ***, о возможности предоставления земельного участка площадью 2124 кв.м по ул. ***, в районе жилого дома № ***для размещения объекта спортивного назначения. Данное градостроительное заключение ***утверждено руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя – главным архитектором города Ставрополя и ***согласовано заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя.
Распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя от ***№ ***, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Акт выбора земельного участка для строительства в городе Ставрополе от ***согласован со всеми заинтересованными службами.
Согласно заключению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ***размещение объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 2124 кв.м по ул. ******в районе жилого дома *** не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при условии соблюдения в процессе строительства и эксплуатации требований природоохранного законодательства.
Администрацией города Ставрополя в газете «***» от ***№ ***опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду данного земельного участка.
В соответствии с подпунктом «а» пункт 5 статьи 31 Федерального закона от 19 июля 2011 года ***48-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утратил силу, в связи с чем, заключение управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю о соответствии санитарным нормам и правилам земельного участка не подготавливалось.
Письмом от ***, администрацией города Ставрополя было отказано в предоставлении данного земельного участка в связи с тем, что размещение объекта спортивного назначения не предусмотрено проектом застройки 547 квартала города Ставрополя. Полагает, что данное решение является незаконным и не обоснованным по следующим основаниям. Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе, генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. В соответствии с нормами градостроительного законодательства (статьями 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка. Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок осуществления выбора земельных участков для строительства. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Принятие решений о предоставлении земельного участка для строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 2.9 административного регламента администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от ***основаниями для отказа в выборе земельного участка для строительства при оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта являются:
- представление заявителем неправильно оформленных (по форме или содержанию), не соответствующих действующему законодательству или утративших силу документов, а также документов, содержащих неоговоренные исправления (подчистки, приписки);
- отрицательное заключение инженерно-технических служб при согласовании акта выбора земельного участка;
- отрицательное заключение комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и (или) комитета градостроительства администрации города Ставрополя при согласовании акта выбора земельного участка.
Ни одно из вышеуказанных оснований не легло в основу уведомления об отказе от *** № ***. Кроме того, статья 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, в числе которых отсутствуют основания указанные в уведомлении об отказе от ***№ ***Таким образом, на момент подготовки отказа в утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в распоряжении органа местного самоуправления имелся полный комплект документов, необходимых для принятия данного решения и оснований для отказа не имелось. Так же заявитель указывает, что в уведомлении об отказе ***№ ***не указана дата утверждения проекта планировки 547 квартала г. Ставрополя, разработанного и утвержденного в соответствии с положениями и требованиями главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поскольку предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, а не Градостроительным кодексом Российской Федерации, наличие или отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки территории квартала не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ, статьями 255, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, просил суд признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя, выраженный письмом ***№ ***в утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 2124 кв.м по ул. ***, в районе жилого дома № *** и обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и свобод Назаренко И.В. путем принятия решения утверждающего акт выбора земельного участка для строительства в городе Ставрополе от ***№ *** и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 2124 кв.м по ул. ***, в районе жилого дома № ***.
Представитель заявителя Назаренко И.В. по доверенности Головченко В.Е. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в заявлении заявление и просил его удовлетворить по изложенным выше основаниям. Считает отказ незаконным.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, предоставив суду отзыв в котором указывается на законность обжалуемого отказа и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации города Ставрополя.
Представитель заинтересованного лица – комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности Куницына И.Б. в судебном заседании заявление не признала и просила отказать в его удовлетворении, пояснив, что в соответствии со ст. ст. 41, 42 Градостроительного кодекса РФ в целях детальной проработки градостроительных решений, развития конкретных кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры, строительство на их территории должно осуществляться только в соответствии с проектом планировки территории. В настоящее время проект планировки территории квартала, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, разработан и согласован в установленном законном порядке. Указанным проектом застройки 547 квартала не предусмотрено размещение объекта спортивного назначения на испрашиваемом земельном участке. Учитывая вышеизложенное, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ***№ ***является законным, и, соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что ***года Назаренко И.В. обратилась в МФЦ с заявлением о предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно в городе Ставрополе» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Ранее по заявлению Назаренко И.В. управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г. Ставрополя подготовлено градостроительное заключение № ***о возможности предоставления земельного участка площадью 2124 кв.м по ул. ***, в районе жилого дома *** для размещения объекта спортивного назначения. Данное градостроительное заключение ***утверждено руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации города Ставрополя – главным архитектором города Ставрополя и ***согласовано заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации города Ставрополя. Распоряжением заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя от *********, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Акт выбора земельного участка для строительства в городе Ставрополе от ***согласован со всеми заинтересованными службами. Согласно заключению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ***-зу размещение объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 2124 кв.м по ул. ***, в районе жилого дома *** не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при условии соблюдения в процессе строительства и эксплуатации требований природоохранного законодательства. Администрацией города Ставрополя в газете «Вечерний Ставрополь» от ***№ *** опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду данного земельного участка.
Письмом от ******, администрацией города Ставрополя было отказано в предоставлении данного земельного участка в связи с тем, что размещение объекта спортивного назначения не предусмотрено проектом застройки 547 квартала города Ставрополя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и подзаконными нормативными актами.
На основании ст. 2 Земельного кодекса РФ данные отношения также регулируются законами и актами исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Предоставление земельных участков в соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяет в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность), способы предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные в ст. 30 Земельного кодекса РФ: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрен порядок осуществления выбора земельных участков для строительства. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Принятие решений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 ЗК РФ.
Из смысла норм Градостроительного кодекса РФ, следует, что проект застройки это градостроительная документация, определяющая архитектурно-пространственное решение застройки, использование земельных участков, параметры объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, решения по благоустройству и озеленению территории, линии регулирования застройки. Застройка города должна проводится в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки г. Ставрополя.
Решением Ставропольской городской Думы от ***года N *** утверждены Правила землепользования и застройки г. Ставрополя. Согласно генерального плана г. Ставрополя испрашиваемый земельный участок находится в зоне жилой застройки, что является зоной блокированной и усадебной застройки.
Согласно ст. 42 Правил землепользования и застройки г. Ставрополя, зона жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения.
Основными видами разрешенного использования данной зоны являются: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе, со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения.
Следовательно, земельный участок, расположенный по ул. ***, г. Ставрополя, в районе жилого дома ***, испрашиваемый под строительство объекта спортивного значения, соответствует основному виду разрешенного использования данной территории, что так же подтверждается положительным градостроительным заключением № ***.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации г. Ставрополя, основанный на том, что размещение объекта спортивного назначения на земельном участке, в районе дома ***, по ул. *** г. Ставрополя, не предусмотрено проектом застройки, является несостоятельным.
Администрацией г. Ставрополя, комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя не представлены доказательства того что проект застройки утвержден в установленном законном порядке. Как следует из пояснений представителя комитета градостроительства в судебном заседании он был согласован в 2001 году руководителем департамента архитектуры администрации города Ставрополя, в соответствии с действующим в тот момент Градостроительным кодексом РФ от ***и утратившего силу ***.
В то же время согласно ст. 28 вышеуказанного Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и градостроительную документацию о застройке территорий городских и сельских поселений.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований включает в себя:
территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);
генеральные планы городских и сельских поселений;
проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.
Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (далее - проект планировки);
проекты межевания территорий;
проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (далее - проект застройки).
Каждому объекту градостроительной деятельности соответствует определенный вид градостроительной документации, разрабатываемый в соответствии с градостроительными, экологическими и иными нормативами. Градостроительная документация любого вида включает в себя текстовые и графические материалы, содержит обязательные положения, установленные заданием на разработку градостроительной документации соответствующего вида. Порядок ее согласования и утверждения устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Градостроительная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно - эпидемиологического надзора, а также наличие положительного заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.
Заинтересованными лицами не была предоставлена информация и документы свидетельствующие о том, что проект застройки является составной частью проекта застройки 547 квартала города Ставрополя который должен быть утвержден в установленном законом порядке.
Кроме того согласно пункта 11 ст. 28 вышеуказанного Градостроительного кодекса РФ, решение органов государственной власти и органов местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в нее изменений, а также основные положения градостроительной документации любого вида подлежат опубликованию и подлежит обсуждению.
Информация о том, что органом местного самоуправления принималось решение о разработке проекта застройки 547 квартала города Ставрополя и основные положения данного проекта планировки были опубликованы в установленном законом порядке заинтересованными лицами суду представлена не была.
Согласно статьи 29 Градостроительного кодекса РФ в редакции от 07.05.1998 года градостроительная документация до ее утверждения подлежала государственной экспертизе в порядке, определенном данным Кодексом и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Информация о проведении данной экспертизы заинтересованными лицами так же суду представлена не была.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том что проект застройки 547 квартала города Ставрополя не был утвержден в установленном законом порядке и в соответствии со ст.67 ГПК РФ не может быть принят судом в качестве доказательства подтверждающего законность отказа выраженного письмом от ***№ ***.
Как следует из отказа администрации г. Ставрополя от 27.05.2012 № ***, из показаний представителей в судебном заседании не усматривается, оснований, предусмотренных вышеуказанным Регламентом, которые являлись бы основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
По заявлению заинтересованного лица было подготовлено положительное градостроительное заключение. Градостроительное заключение это информационный документ органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, содержащий сведения о документации территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, резервировании земельных участков для муниципальных нужд, устанавливающий перечень обязательных согласований, необходимых для принятия решения о возможности функционального использования объектов недвижимости (земельных участков, объектов капитального строительства), предоставлении в собственность земельных участков, разрабатываемый в случае размещения объектов вне зон, предусмотренных регламентами или на этапе проектирования объектов в соответствии с требованиями правовых актов государственных органов исполнительной власти.
Следовательно, именно на этой стадии решается вопрос о возможности предоставления земельного участка в соответствии с действующим законодательством и технической документацией, в частности с проектом застройки квартала.
Доводы представителя администрации города Ставрополя и комитета градостроительства администрации города Ставрополя о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении земельных участков для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта, является законным и обоснованным, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по делу, в связи с чем, оспариваемое уведомление является незаконным.
Кроме того, судом при принятии решения учитывается постановление президиума Ставропольского краевого суда от ***по делу № ***рассмотревшему аналогичное дело и признав подобный отказ незаконным.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав Назаренко И.В. органом местного самоуправления.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд приходит к изложенным выше выводам исходя из материалов данного гражданского дела, а также пояснениями в судебном заседании сторон по делу о том, что ими исчерпана возможность предоставления в суд доказательств по данному гражданскому делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Назаренко И.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Ставрополя, выраженный письмом от отказа выраженного письмом от ***№ ***в утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке, площадью 2124 кв.м., расположенном по ул. ***, г. Ставрополя, в районе жилого дома ***.
Обязать администрацию города Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и свобод Назаренко И.В. путем принятия решения утверждающего акт выбора земельного участка для строительства в городе Ставрополе от ***и предварительном согласовании места размещения объекта спортивного назначения на земельном участке площадью 2124 кв.м по ул. ***, в районе жилого дома ***.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца, с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 июля 2013 года.
Судья А.С.Ширяев