Дело № 2-75/2022
18RS0023-01-2021-001882-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Кужбаевой А.Р.,
при секретаре Горбуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> к АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными актов, признании произведенного дополнительного начисления незаконным, обязании исключить из счета сведения об объеме дополнительного начисления, обязании произвести перерасчет пеней,
третьи лица Администрация города Сарапула, ООО «Электрические сети», ФИО5 <данные изъяты>,
установил:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к АО "ЭнергосбыТ Плюс" о признании незаконным акта на приостановление подачи электрической энергии потребителям – физическим лицам от 12.04.2018; о признании незаконным акта о выявлении несанкционированного подключения оборудования/вмешательства в работу прибора учета от 22.09.2020; признании произведенного дополнительного начисления коммунального ресурса (электрической энергии) при несанкционированном подключении оборудования к электрической сети в количестве 5 706 кВт и включению данного объема стоимостью 22 652 рубля в счет номер 0950572000 на оплату незаконным; обязании исключить из счета номер 0950572000, потребитель ФИО1 <данные изъяты>, сведения об объеме дополнительного начисления коммунального ресурса (электрической энергии) при несанкционироавнном подключении оборудования к электрической сети в количестве 5 706 кВт и подлежащей оплате в сумме 22 652,00 руб., обязании произвести перерасчет пеней.
Заявленные требования мотивируют тем, что на основании договора № 12293 социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 18.03.2004 истца занимают квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Ответчик является поставщиком электроэнергии для нужд квартиры. Для оплаты поставленной электроэнергии открыт лицевой счет № <***> на имя ФИО3 В настоящее время номер лицевого счета изменен на № 0950572000, переоформлен на имя ФИО2 Из счета за сентябрь 2020 года истцы узнали о том, что ответчик произвел им дополнительное начисление по штрафному акту на сумму 22 652,00 руб. Истцы обратились в адрес ответчика с просьбой предоставить сведения об основаниях начисления, а также надлежаще заверенные копии документов, составленных с соблюдением порядка, предусмотренного законом. Письмом от 20.11.2020 ответчик сообщил, что в связи с имеющейся задолженностью АО «ЭнергосбыТ Плюс» составил предупреждение (уведомление) о приостановлении подачи электроэнергии за неоплату. 12.04.2018 подача электроэнергии приостановлена. В сентября 2020 года специалистами ответчика выявлено несанкционированное подключение и составлен акт о выявлении несанкционированного подключения оборудования, вмешательства в работу прибора учета от 22.09.2020. Документов, подтверждающих направление в адрес истцов предупреждения о приостановлении подачи электроэнергии, к письму приложено не было. Отключение могло иметь место только путем доступа в квартиру истцов, поскольку вводной автомат расположен внутри квартиры. При этом, кроме отключения, представитель ответчика обязан был вводной автомат опломбировать, но информации об этом акт не содержит. Поскольку отсутствуют доказательства отключения подачи электроэнергии в квартиру, незаконным является и акт о выявлении несанкционированного подключения оборудования от 22.09.2020. В связи с включением в расчеты за потребленную электроэнергию суммы штрафных санкций – 22 652,00 руб., предъявляемые счета стали недостоверными, запутанными.
От ответчика поступило возражение, в котором указывается на то, что жилое помещение № 1, расположенное по адресу: <адрес>, до 17.11.2020 не было оборудовано индивидуальным прибором учета энергии. Расчет размера платы за коммунальную услугу «электроснабжение» осуществляется по нормативу. 17.11.2020 проведена установка индивидуального прибора учета энергии, соответственно, расчет размера платы за коммунальную услугу с указанной даты осуществляется по показаниям прибора учета. По состоянию на 20.02.2018 по вышеуказанному адресу образовалась задолженность за потребленную электроэнергию в размере 72 483,06 руб., превышающем суму 2-месячных размеров платы за электрическую энергию. По вышеуказанному адресу направлено предупреждение (уведомление), которым было предложено погасить образовавшуюся задолженность в течение 20 дней с момента получения предупреждения, а также предлагалось заключить соглашение о реструктуризации задолженности. В предупреждении было указано, что в случае неуплаты образовавшейся задолженности в полном объеме в течение вышеуказанного периода времени, будет введено ограничение подачи электроэнергии по указанному адресу. Оплата в срок не была произведена, соглашение о реструктуризации задолженности заключено не было, поэтому в апреле 2018 года поставщиком произведено ограничение подачи электроэнергии. В сентябре 2020 года специалистами АО «Энергосбыт Плюс» выявлено самовольное подключение квартиры истца к электросети, в связи с чем составлен акт о несанкционированном подключении от 22.09.2020 и произведено доначисление электроэнергии. Конкретных нарушений своих прав истцы не доказали. Просит в удовлетворении исковых требования истцов отказать.
Поскольку представителем ответчика ранее устно было заявлено о применении срока исковой давности, судом сторонам в судебном заседании распределено бремя доказывания, представитель истца ФИО2 ФИО4 представил возражение, согласно которому полагает, что истцы узнали о нарушении своего права незаконными актами только 20.11.2020, получив ответ ответчика на письмо истца.
Истцы ФИО2, ФИО3, третье лицо ФИО5, представитель третьего лица ООО «Электрические сети Удмуртии», Администрация города Сарапула в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела также была размещена на сайте Сарапульского городского суда Удмуртской Республики.
Суд определил рассмотреть дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 ФИО4 доводы искового заявления поддержал, суду пояснил, что отключение электрической энергии не было доказано ни фактически, ни по документам. Он полагает, что отключение электроэнергии должно быть произведено фактически и в установленном законом порядке, также самовольное подключение должно быть выявлено в установленном законом порядке, эти обстоятельства полагает несоблюденными в отношении истцов. О том, что было отключение и составлен акт истец не знал. Также полагает, что в отсутствие самого потребителя акт должен был быть составлен с использованием видеозаписи. Свидетели, допрошенные в судебном заседании, по мнению представителя, также не подтвердили то, что было отключение электрической энергии либо самовольное подключение.
Представитель ответчика АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО6 просила исковое заявление оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в возражении. Она полагает, что показания свидетелей со стороны ответчика в совокупности с представленными в материалы дела письменным доказательствами подтверждают как факт отключения электроэнергии в апреле 2018 года, так и факт ее самовольного подключения истцом в сентябре 2020 года. Показания свидетелей со стороны истца о том, что в квартире истца они включали свет, не опровергают эти факты, потому что самовольное подключение истцом электроэнергии могло произойти в любое время, а обнаружили это после того, как сосед в данном доме начал писать жалобы на начисление ОДН в больших объемах, поскольку истцы неучтенно пользуются электричеством. Представитель указывает, что составлять акт об отключении лишь формально нецелесообразно, экономически невыгодно, поставщик мог бы начислять плату по нормативу, чем не начислять вообще, сделав формальный акт. Нормы закона при осуществлении спорных действий, по мнению ответчика, также соблюдены. Если бы они не проживали по указанному адресу, могли бы написать соответствующее заявление, но истцы такого заявления не писали, что свидетельствует о том, что проживание планировалось и/или осуществлялось. Ответчик полагает, что в действиях истца прослеживается недобросовестное поведение.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что с 2003 года по 2021 год проживала <адрес>. В этом доме 6 квартир, 2 пустуют, у нее печное отопление, но ей начали начисляться большие платежи за ОДН, она полагала, что это из-за квартиры Т-вых, потому что они фактически потребляли, но им не начислялась плата, поэтому свидетель писала жалобы, чтобы их квартиру проверили. В 2018-2019 годы в квартире истца проживали арендаторы, их скорее всего находил сын ФИО1 <данные изъяты> Антон, свидетель видела, как Антон выходил из квартиры, пересчитывая деньги. В квартире жила молодая семья с ребенком, соседи из дома напротив вызвали полицию, когда они ругались. Платежные документы Т-вы не забирали, они по всему двору валялись, скапливались. При оформлении акта о несанкционированном подключении электрической энергии от сентября 2020 года свидетель присутствовала, работник проверил провода. Она знает, что и у Т-вых в квартире № 1 и в квартире № 6 на втором этаже отключена электроэнергия. Между тем провод к квартире 6 не был протянут, а к ФИО1 проведен провод. По ее мнению, для того, что это обозревать нет необходимости иметь специальное образование. Также у свидетеля сын общается с ФИО1 <данные изъяты>, неоднократно бывал у них в квартире, она также была в квартире, там очень жарко, свидетель полагает, что у Т-вых «теплые полы».
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, выслушав свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (подп. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Судом установлено, что согласно договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № 12293 ФИО2 предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 43,1 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>
В соответствии с предоставленным списком постоянно проживающих вместе с нанимателем в указанной квартире также проживают: ФИО3 (сын) и ФИО5 (сын).
В материалы дела представлено предупреждение (уведомление), адресованное абоненту по лицевому счету № <***> по адресу: <адрес>, в котором указано, что по состоянию на 20.02.2018 числится задолженность в размере 72 483,06 руб. за потребленную электроэнергию, превышающую двухмесячный размер платы за электрическую энергию исходя из нормативов потребления. Истцу предложено оплатить образовавшуюся задолженность, а в случае отсутствия возможности оплатить задолженность единым платежом ответчик готов рассмотреть возможность предоставления рассрочки платежа. Также в указанном уведомлении содержалось предупреждение о том, что в случае неоплаты задолженности до 12.04.2018 истцу будет приостановлена подача электрической энергии. Указанное уведомление получено 22.02.2018 ФИО8.
Истец ФИО2 в предыдущих судебных заседаниях пояснила, что не проживала в квартире с 2013 года по сентябрь 2019 года, свет всегда был, заявление о том, что временно не проживают поставщику электроэнергии не писали. Оплату начала производить с сентября 2020 года по начислениям, не по задолженности, представила соответствующие квитанции.
Исходя из представленной ответчиком справки о расчетах жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2018 по 31.07.2021 по адресу истцов, исходя из объяснений истца ФИО9, из квитанций, представленных ФИО2, обстоятельство того, что на момент выставления данного предупреждения сумма долга истцов превышала двухмесячную норму установлено и сторонами не оспаривается.
Также стороной ответчика в опровержение довода истца о том, что нет доказательств направления ей платежных документов представлен счет за февраль 2018 года по лицевому счету ФИО3 по указанному адресу, а также доказательство направления данного счета.
В соответствии с п. 117 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (здесь и далее нормы постановления приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, далее – Постановление № 354), исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, также в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (п. 118 Постановления № 354).
В силу п. 119 Постановления № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Согласно акту от 12.04.2018 на приостановление электрической энергии усматривается, что по адресу: <...>, 12.04.2018 приостановлена подача электрической энергии путем отключения вводного автомата. Акт составлен после истечения 20 дней после вынесения предупреждения, установленных законодательством Российской Федерации. При этом также представлен ответ сетевой организации о невозможности временного уменьшения объема подачи электрической энергии.
Оценивая заявление ответчика о применении срока исковой давности к требованию истца о признании незаконным акта от 12.04.2018, применяя ст. ст. 196 - 200 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ, прихожу к выводу, что истцы узнали о нарушении своего права лишь в ноябре 2020 года, поэтому заявление ответчика не подлежит применению к данному требованию.
Вместе с тем, исходя из показаний свидетеля ФИО7 о том, что в квартире проживали другие лица и о том, что квитанции об оплате ФИО1 направлялись, но они их не забирали из почтового ящика; из объяснений истца ФИО2, данных в предыдущих судебных заседаниях, о том, что она знала, что долгое время (с конца 2013 по сентябрь 2020 года) не оплачивала плату за электроэнергию; из представленного ответчиком счета за февраль, направленного в адрес истца, суд полагает, что предупреждение доведено до сведения потребителя. Поступая добросовестно и разумно, как презюмируется от любого участника гражданско-правовых отношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ), долгое время не осуществляя плату за коммунальную услугу за квартиру, которой пользовалась по договору социального найма, потребитель должна была понимать последствия своего поведения. При этом учитывая, что у поставщика не было возможности вручить уведомление непосредственно истцам, потому что они, как подтвердила ФИО9, не проживали в данной квартире в спорный период, счета на оплату не забирали, данный способ вручения признается судом правомерным, подтверждающим факт и дату его получения потребителем.
Для оценки доводов истца о том, что отключение фактически не производилось, кроме объяснений сторон, судом в предыдущих судебных заседаниях допрошены свидетели.
Так, свидетель со стороны истцов ФИО10 суду пояснила, что проживает в указанном доме в квартире № 6 с 2019 года, была в гостях у ФИО2, свет был, но она там не жила, приходила, включала автомат и появлялся свет, также считает, что в указанном доме электричество без попадания в квартиру нельзя отключить, если отключать с улицы отключается весь дом. Счета за электрическую энергию приходят в почтовый ящик. В 2018 году точно не помнит, была или нет в гостях у истца.
Свидетель со стороны истцов ФИО11 пояснила, что с 2013 года по 2019 год истец жила у матери, затем переехала в эту квартиру. В этом доме два отдельных входа с разных сторон, в одну дверь заходишь, там две квартиры – ФИО1 и еще одна слева, там никто не проживает. В квартире истца свидетель когда приходила, всегда был свет. Ее супруг делал ремонт в этой квартире. Автомат по отключению электрической энергии находится в квартире.
Свидетель со стороны истцов ФИО12 пояснил, что делал ремонт в квартире истцов, автомат по отключению стоит в квартире, а не на улице, полагает, что возможности отключить только одну квартиру с улицы не имеется. Если отключать распределительную коробку на улице, то отключатся, по крайней мере, две квартиры (ФИО1 и соседняя № 5).
Свидетель ФИО13 пояснил, что работает в системе Энергосбыта 10 лет, с этим домом знаком, устанавливал новый счетчик истцам в ноябре 2020 года. По распределительной коробке на фасаде дома видно, что имеются следы непрофессионального вмешательства (изолента сорвана, оголенные провода), это опасно, дом деревянный, могло произойти возгорание. От распределительной коробки провода тянутся отдельно в квартиру наверх и в сторону квартиры истца. Скрытая электропроводка означает, что провода не видно. Свидетель считает, что техническая возможность отключения электрической энергии в квартиру истца (№ 1) с распределительной коробки на фасаде дома имеется, от нее до квартиры истца идет скрытая проводка. Электромонтер обычно при отключении электроэнергии производит отключение счетчика, при невозможности попасть к счетчику - с распределительной коробки. Откуда идут разветвления проводов в квартиры.
Ответчиком также представлены копии фотографий спорного дома от 18.01.2022, содержание которых истцом ФИО2 и ее представителем не оспаривалось. При исследовании данных фотографий в совокупности с показаниями свидетелей и объяснением сторон установлено, что спорный дом представляет собой двухэтажное деревянное здание с отдельными входами. Распределительная коробка расположена на фасаде дома с левой стороны со двора, от нее отходят провода вверх, вниз и в сторону, вниз – это ко входу, где расположена квартира истца и квартира № 5. Входная дверь в квартиру № 5 закрыта, вставлена стопка почтовой корреспонденции.
Оценив показания свидетелей, объяснения сторон, указанные фотографии и другие письменные материалы дела, суд приходит к выводу о доказанности приостановления ответчиком подачи электрической энергии потребителю (истцу), при этом со стороны ответчика предприняты законные, разумные и добросовестные меры для извещения потребителя о предстоящем отключении и о необходимости произвести оплату задолженности. Кроме того, судом принимается во внимание отсутствие целесообразности (экономической либо юридической выгоды) у коммерческой организации составлять фиктивный акт о приостановлении, при этом перестав начислять плату за коммунальный ресурс. Из справки о расчетах жилищно-коммунальных услуг следует, что с момента отключения электроэнергии до сентября 2020 года истцу начислялись только ОДН по нормативу, который до июля 2020 года составлял 24,22 руб. максимум, в июле 398,31 руб., в августе – 535,91 руб. Таким образом, это не отвечает интересам ответчика, не нарушает права потребителя и соответствует норме закона. Исходя из того, что провода из распределительной коробки разветвляются на разные квартиры; на квартиру истца и квартиру № 5, расположенных за одной входной дверью, проходит отдельный провод, суд принимает показания свидетеля ФИО13 о возможности отключения электроэнергии квартиры истца через указанную распределительную коробку достоверными. При этом утверждение истца и его представителя о том, что отключение квартиры истца через распределительную коробку могло привести к отключению и соседней квартиры не опровергает вывод о том, что квартира истца фактически была отключена. Исходя из объяснений ФИО2, показаний свидетелей, в соседней с истцом квартире долгие годы никто не проживает, кроме того, настоящий спор не затрагивает интересы собственника/нанимателя указанной квартиры.
В адрес ответчика 18.09.2020 поступило заявление ФИО7, проживавшей в указанное время в квартире № 7 этого дома, о том, что только у нее имеется электросчетчик, при этом из 6-ти квартир проживают только в 4х, три квартиры (ФИО1 – кв. № 1, ФИО10 – кв. 6, ФИО14 – кв. 8) не оборудованы счетчиками, кв. № 1 была отключена от электросети, но сами присоединились.
По данному заявлению осуществлён выезд, составлен акт выявлении несанкционированного подключения оборудования/вмешательства в работу прибора учета от 22.09.2020, в котором указано, что доступа к счетчику нет, при проверке выявлено самовольное подключение после введенного ограничения за неуплату потребленной электрической энергии 12.04.2018., приостановлено предоставление коммунальной услуги электроснабжение. Указанный акт подписан ФИО7 и ФИО14
Согласно п. 62 Постановления № 354, на основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Указанный акт составляется исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок (п. 85.1).
Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Согласно п. 178 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2020 № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии; дата введения полного ограничения режима потребления; номера, место установки и показания приборов учета на дату и время введения полного ограничения режима потребления или дату и время предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии (если снятие таких показаний осуществлялось); номера, место установки и показания приборов учета на дату и время составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (если снятие таких показаний осуществляется); дата предыдущей проверки введенного ограничения режима потребления электрической энергии; данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии; замечания к составленному акту (при их наличии).
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом лицо, составляющее акт о неучтенном потреблении электрической энергии, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, - любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом. В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
По настоящему делу не представлено уведомления потребителя о дате и времени составления акта о несанкционированном подключении электрической энергии и видеозаписи.
Между тем, исходя из смысла и содержания п. 170, 174, 177, 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), отсутствие заблаговременного уведомления потребителя о дате и времени проведения проверки прибора учета само по себе не может являться основанием для признания акта о безучетном потреблении электрической энергии ненадлежащим доказательством, поскольку направление потребителю такого уведомления производится исключительно с целью согласования сторонами даты и времени проведения проверки в ситуации, когда для ее проведения требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.
В данном случае проверка осуществлялась по заявлению соседа и проверялась распределительная коробка, через которую и было осуществлено отключение электроэнергии, то есть препятствий в доступе к этому прибору не имелось, а потому, заблаговременного уведомления потребителя о предстоящей проверке не требовалось.
Поскольку акт составлен в присутствии двух незаинтресованных лиц, суд полагает отсутствие видеозаписи также не влечет признания его незаконным.
Согласно расчету объема дополнительного начисления коммунального ресурса (электрической энергии) при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета к акту от 22.09.2020, данный объем составил 5 706 кВт.ч.
Данный расчет соответствует вышеуказанным положениям закона.
Таким образом, исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами в совокупности установлено, что действия ответчика по вынесению оспариваемых актов носили законный характер, нарушений прав потребителя не установлено, соответственно, оснований как для признания указанных актов незаконными, так и для признания дополнительного начисления незаконным, для обязания исключить данное начисление из счета истца, произвести перерасчёт пеней не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> к АО "ЭнергосбыТ Плюс" о признании незаконным акта на приостановление подачи электрической энергии потребителям – физическим лицам от 12.04.2018; о признании незаконным акта о выявлении несанкционированного подключения оборудования/вмешательства в работу прибора учета от 22.09.2020; признании произведенного дополнительного начисления коммунального ресурса (электрической энергии) при несанкционированном подключении оборудования к электрической сети в количестве 5 706 кВт и включению данного объема стоимостью 22 652 рубля в счет номер 0950572000 на оплату незаконным; обязании исключить из счета номер 0950572000, потребитель ФИО1 <данные изъяты>, сведения об объеме дополнительного начисления коммунального ресурса (электрической энергии) при несанкционироавнном подключении оборудования к электрической сети в количестве 5 706 кВт и подлежащей оплате в сумме 22 652,00 руб., обязании произвести перерасчет пеней отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Председательствующий А.Р.Кужбаева
Мотивированное решение составлено 5 марта 2022 года