ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1549/19 от 18.06.2019 Домодедовского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2019 года г. Домодедово

Домодедовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи

Жуковой С.С.

при секретаре

ФИО1

с участием в судебном заседании:истца; представителя ответчика ФИО2, доверенность от 04.04.2019 г. № 81/19

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1549/2019 по иску ФИО3 к ООО «Каширский региональный оператор» об обязании: заключить договор с включением в его условия расчетную единицу « 1 человек» вместо « 1 квадратного метра помещения», расчета ежемесячной стоимости оплаты по формуле предусматривающей расчетную единицу « 1 человек», оформления отдельного платежного документа для оплаты коммунальной услуги «твердые коммунальные отходы»; взыскании компенсации морального вреда за не исполнение обязательств по раздельному и своевременному вывозу мусора в период времени январь-март месяцы 2019 года ;

3-е лицо Администрация городского округа Домодедово, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец, являясь собственником жилого дома общей площадью 221,1 кв.м., расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в котором зарегистрирован по месту жительству и фактически проживает обратился в суд к ООО «Каширский региональный оператор» с иском о понуждении заключения с ним договора на вывоз твердых коммунальных отходов ( далее ТКО) с включением в его условия расчетную единицу « 1 человек» вместо «1 квадратного метра площади» жилого помещения по установленному тарифу, предусмотренной типовой формой. Указал, что в 2018 году ежемесячный платеж по вывозу мусора составлял , а с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячный платеж значительно увеличился из-за изменения расчетной единицы чем нарушены его права. Указал в иске на требование о расчете размера ежемесячного платежа за вывод ТКО по формуле : норма накопления : 12 х тариф х 1 человек по отдельному платежному документу ; взысканию компенсации морального вреда за неисполнение обязательств по раздельному и своевременному вывозу мусора с площадки на <адрес> в период с января по март месяцы 2019 года в размере .

В судебном заседании истец исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в изложенной им редакции, дополнительные пояснения с учетом отзыва ответчика, представил письменно, суд их принял к материалам дела.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.

3-е лицо Администрация городского округа Домодедово, наделенная направлением деятельности в области строительства, инженерного обеспечения, благоустройства территории и жилищного хозяйства в силу ст.39 Устава городского округа Домодедово, в том числе оборудованных мест сбора твердых коммунальных отходов ( площадок ) в судебное заседание представителя не направила, отзыв не представила. Дело рассмотрено без участия 3-го лица по материалам дела с согласия сторон спора.

Согласно приложению к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ ( далее Соглашение) в зону действия ООО «Каширский региональный оператор» входит <адрес> Домодедово, следовательно истцом верно определен ответчик управомочный на заключение договора

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что между Министерством экологии и природопользования <адрес> и ООО «Каширский региональный оператор» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ ( далее - Соглашение) в Каширской зоне, в соответствии с которым ФИО4 наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на 10 лет. Данным соглашением определено, что Региональный оператор, в данном случае ООО «Каширский региональный оператор» приступил к выполнению своих обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, после введения в действие единого тарифа на услуги Регионального оператора, утвержденного Комитетом по ценам и тарифам <адрес>.

Гражданский кодекс Российской Федерации допускает установление обязанности заключения договора на оказание услуг, как исключение из принципа свободы вступления в договорные правоотношения, если это предусмотрено законом.

Обязанность заключения договора с региональным оператором установлена Федеральным законом от 24 июня 19978 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищным кодексом Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность собственника жилища обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, что приводит к выводу об обязанности собственника отходов, в данном случае истца, заключить договор по вывозу накопленных им твердых коммунальных отходов в результате жизнедеятельности. Следовательно, данная обязанность для собственника ТКО вытекает из закона.

В соответствии с пунктом 148 (16) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» для заключения договора в письменной форме потребитель подает региональному оператору заявление о заключении договора в 2-х экземплярах, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов для данной категории объекта и копии документа удостоверяющего личность физического лица – собственника жилого помещения.

Договор на оказание услуги по транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов с региональным оператором носит характер публичной оферты, его типовая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», которым определено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердых коммунальные отходы и находятся места ( площадки) их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликован в средствах массовой информации – газете «Подмосковье сегодня» и на сайте Каширского регионального оператора ( http:kashirskyro.ru) ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено и не отрицалось истцом, что он не обращался к региональному оператору в лице ООО «Каширское региональное отделение» с предложением заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов и с приложением документов, предусмотренных нормативными актами.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на шестнадцатый рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора. Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен быть заключен по типовой форме, что предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При этом собственник твердых коммунальных отходов оплачивает услуги по цене, которую стороны договора, обязательного для заключения в силу закона, устанавливают в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора согласно пункта 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Постановлением Правительства Московской области «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» от 02 октября 2018 года № 690/34 утвержден единый тариф на 2019 год 729 рублей 94 копейки ( без НДС) и 875 рублей 93 копейки ( с НДС).

Норматив накопления установлен распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 607-РМ от 09 октября 2018 года и составляет для ИЖС и многоквартирных домов 0,087 куб. метра с 1 квадратного метра площади жилого помещения, КГО – 0,027 куб. метра с 1 квадратного метра площади помещения.

Учитывая пояснения истца о том, что им производится частичная оплата коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и представлении суду платежного документа в подтверждении тому с ДД.ММ.ГГГГ оснований для понуждения ответчика к заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов, принадлежащих истцу не имеется, поскольку он, исходя из вышеуказанных правовых норм фактически заключил договор, совершив конклюдентные действия с момента получения услуги и приравнивается к письменному договору согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие между сторонами фактических договорных отношений усматривается из конклюдентных действий: поставки коммунального ресурса, а также его приятия и оплаты со стороны потребителя ( истца), поскольку фактическое пользование потребителем коммунальными услугами обязанной стороны в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации оценивается как как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.

Согласно п.5.1.4. Соглашения … ООО «Каширский региональный оператор» обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых бытовых отходов, которые образуются и места ( площадки) накопления которых находятся в зоне деятельности Регионального оператора и согласно п.4.2. Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, захоронение ТКО с ДД.ММ.ГГГГ.

Из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Договор на оказание услуг по обращению твердых коммунальных отходов с истцом заключен и вступил в действие с 01 января 2019 года бессрочно на условиях, указанных в типовой форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 года. Оснований для удовлетворения исковых требований истца в части исковых требований об обязании заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов с правовых оснований не имеется ( п.1 иска).

Оценивая исковые требования истца о расчете ежемесячной стоимости платы за вывоз твердых коммунальных отходов по формуле предусматривающей расчетную единицу « 1 человек» вместо « 1 квадратный метр на помещение», оформления отдельного платежного документа для оплаты коммунальной услуги «твердые коммунальные отходы» суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Московской области «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 02 октября 2018 года № 690/34 утвержден единый тариф на 2019 год – 729 рублей 94 копейки ( без НДС) за 1 куб. метра и 875 рублей 83 копейки ( с НДС) за 1 куб.метра.

Норматив накопления установлен распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 607-РМ от 09 октября 2018 года и составляет для многоквартирных домов 0,087 куб. метра с 1 квадратного метра помещения ( жилого), КГО – 0,027 куб.метра с 1 метра площади помещения ( жилого). Из вышеизложенного следует, что оплата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами производится на основании площади жилого помещения собственника, потребителя коммунальной услуги по тарифу, установленному постановлением Правительства Московской области о чем судом подробно изложено выше в решении.

Оформление отдельного платежного документа для оплаты коммунальной услуги с указанием иной, не по тарифу, суммы ежемесячного платежа не является обоснованным и законным требованием истца в связи с чем не подлежит удовлетворению.

Оценивая исковые требования истца о взыскании в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере за неисполнение обязательств по раздельному и своевременному вывозу твердых коммунальных отходов с мусорной площадки вблизи <адрес><адрес><адрес> за период с января по март 2019 года включительно суд приходит к следующему выводу

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении правил благоустройства мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» определен порядок создания мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В частности, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов по определению схем их размещения и ведению реестра таких мест, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах согласно пункту 3 вышеуказанного постановления Правительства РФ № 1039.

В соответствии с пунктами 2-4 распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 24 апреля 2019 года № 229-РВ, региональный оператор обязан размещать контейнеры с момента принятия жителями деревни решения об обустройстве контейнерной площадки. Решение принимается жителями населенного пункта на собрании, организованном органом местного самоуправления.

Вместе с тем определено, что согласно пункту 11 распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 24 апреля 2019 года № 229-РВ если обустройство площадки невозможно, то орган местного самоуправления обязан определить ближайшее место накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно разделу 5 Права и обязанности Регионального оператора Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне Регионального оператора, заключенного между Министерством экологии и природопользования <адрес> и ООО «Каширский региональный оператор» ДД.ММ.ГГГГ ответчик не наделен обязанностью и правом организации мест накопления твердых коммунальных отходов ( площадок согласно ), данная обязанность законом возложена на орган местного самоуправления о чем судом подробно описано выше в связи с чем ООО «Каширский региональный оператор» не причинил истцу нравственных и моральных страданий, связанных с ненадлежащей организацией Администрацией городского округа Домодедово ( 3-е лицо ) мест хранения отходов вблизи участка по <адрес>, <адрес>, <адрес>. Требований к органу местного самоуправления истец не заявил, Администрация городского округа Домодедово привлекалась судом по основанию ст. 43 ГПК РФ, поскольку разрешение спора могло повлиять на права и обязанности юридического лица.

Исковые требования о взыскании в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда регулируются ч.2 ст. 1101 Гражданского кодекса России, которая определяет, что размер компенсации морального вреда устанавливается судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Абзацем 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусмотрено, что суду следует устанавливать чем подтверждается факт причинения потерпевшему страданий и при каких обстоятельствах.

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» и пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина» установлено, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Истцом в обоснование исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей указывается, что моральный вред ответчиком причинен в результате не исполнения им обязательств по раздельному вывозу мусора, то есть твердых коммунальных отходов в трехмесячный период с января по март месяцы 2019 года с неорганизованной органом местного самоуправления ( 3-е лицо по делу) площадки по складированию отходов возле участка по <адрес> вблизи жилого индивидуального дома истца, расположенного по <адрес>, при этом не представлено никаких допустимых и относимых доказательств в обоснование заявленных требований в связи с чем в их удовлетворении надлежит отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ООО «Каширский региональный оператор» об обязании: заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов ( мусора) с включением в его условия ( пункт 3.5. типового договора) расчетную единицу « 1 человек» ( вместо «Р- стоимость 1 кубометра или 1 квадратного метра площади жилого помещения», расчета ежемесячной стоимости оплаты по формуле предусматривающей расчетную единицу « 1 человек» вместо « 1 квадратный метр площади», оформления отдельного платежного документа для оплаты коммунальной услуги «твердые коммунальные отходы»; взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей за неисполнение обязательств по раздельному и своевременному вывозу твердых коммунальных отходов в период времени январь-март месяцы 2019 года с мест накопления возле участка по <адрес> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московской областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.

Председательствующий С.С.Жукова