ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-154/17 от 28.02.2017 Кукморского районного суда (Республика Татарстан)

дело №2-154/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2017 года пгт. Кукмор

Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,

при секретаре Ваккасовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском районах Республики Татарстан, действующего в интересах ФИО5, к ОСП Кукморской почтамт УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» о взыскании уплаченной суммы, неустойки штрафа и компенсации морального вреда,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском районах Республики Татарстан обратился в суд в интересах ФИО5 к ОСП Кукморской почтамт УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» о взыскании уплаченной суммы, неустойки штрафа и компенсации морального вреда.

В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя поступило заявление ФИО5 с просьбой оказать юридическую помощь в связи с тем, что она ДД.ММ.ГГГГ отправила посылку – <данные изъяты>, стоимостью 25000 рублей, как ценный груз со штампом «Хрупкое осторожно» по адресу: <адрес>. Сотрудник почты, принимавший посылку, сказала, что можно отправить <данные изъяты> в коробке, одетую в белый мешок, для этого подойдет и фабричная коробка, так как там все детали были аккуратно сложены в слой пенопласта. Посылка на почте с мужем ФИО5 - ФИО6 вместе с сотрудником почты была взвешена и упаковывана в белый мешок, заранее сшитый на заказ. Отправка посылки подтверждена кассовым чеком EMS . Во время пересылки посылка согнута, мелкие пластиковые детали сломаны, сама фактура согнута. Из <адрес>ФИО1 сделала возврат посылки. Посылка пришла <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 15 минут был составлен акт №1 о вскрытии дефектного почтового отправления. В этот же день ФИО5 была написана претензия-заявление на выплату возмещения в УФПС г. Москвы-филиал ФГУП «Почта России». В выплате возмещения ей было отказано, в связи с чем заявитель просит взыскать с ответчика в пользу ФИО5 средства за пересылку в размере 3926 рублей 40 копеек, стоимость посылки в размере 25000 рублей, неустойку в размере 36500 рублей, штраф, компенсацию морального вреда 2000 рублей.

В судебном заседании представители Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском районах Республики Татарстан ФИО2, ФИО3 и ФИО5 заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 иск не признал.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу части 5 статьи 14 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользователи услуг почтовой связи самостоятельно определяют сумму оценки вложения почтового отправления с объявленной ценностью и выбирают упаковку в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.

Согласно пунктам 19 и 20 Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» почтовые отправления принимаются в упакованном виде. Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи.

Упаковка различных видов и категорий почтовых отправлений в зависимости от характера их вложения определяется операторами почтовой связи.

Почтовые отправления принимаются в открытом виде, в том числе и при их пересылке с описью вложения.

В силу статьи 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ отправила ФИО1 посылку – <данные изъяты>, стоимостью 25000 рублей, с объявленной ценностью 28 640 руб. без описи вложения с указанием на упаковке «Хрупкое осторожно» по адресу: <адрес>. ФИО5 оплачен тариф в размере 3926 рублей 40 копеек. Данная посылка возвращена отправителю по истечении срока хранения.

Из акта №1 от ДД.ММ.ГГГГ о вскрытии дефектного почтового отправления, составленного в ОСП Кукмор-2, усматривается, что при наружном осмотре установлено, что мешок дополнительно оклеен скотчем несколько рядов с логотипом «Почта России» Москва-Домодедово. Вложение было упаковано в фабричную коробку, в середине коробки имеются вмятины. При проверке вложения оказалось, что при визуальном осмотре повреждены детали, пластмассовые детали имеют трещины, нижняя фактура погнута.

В силу статьей 175 и 178 «Почтовых правил» (принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 посылки должны упаковываться отправителями в посылочные ящики: картонные, деревянные, фанерные и полимерные, а также в мягкую оболочку (ткань). Посылки могут приниматься в многооборотной таре, изготавливаемой из синтетических материалов, порядок приема, обработки, пересылки и выдачи таких посылок определяется отдельной инструкцией.

Упаковка посылок выбирается самими отправителями с учетом того, что она должна соответствовать характеру вложения, продолжительности пути, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при перевозке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других почтовых отправлений и причинения какого-либо вреда работникам предприятий связи.

Хрупкие и бьющиеся предметы упаковываются в твердую тару и пересыпаются опилками или обкладываются стружками, ватой и т.п.

За повреждение хрупких предметов, вложенных отправителями в посылки в мягкой упаковке, органы связи ответственности не несут.

Согласно п.1.1.5 Порядка приема, обработки, перевозки и вручения внутренних отправлений EMS, утвержденного приказом Предприятия от 03.07.2014 № 196-п, упаковка отправлений EMS производится отправителями согласно требованиям Прав оказания услуг почтовой связи.

Согласно п.2.1.1 указанного Порядка, в объекте почтовой связи на видно и доступном доя пользователей месте находится необходимый информационный материал в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, в частности о порядке упаковки внутренних отправленийEMS, их размере и предельном весе.

Как установлено судом, ФИО5 самостоятельно произведен выбор упаковки отправления – фабричная коробка, при этом меры, обеспечивающие сохранность вложения, не соблюдены. Доказательств того, что выбранная отправителем упаковка соответствует характеру вложения, суду не представлено.

Пересылка осуществлялась без описи вложения, и соответственно без проверки вложения оператором, осуществляющим упаковку и прием почтового оправления. Графа «описание вложения» в банке формы «Е 1-в» не является описью вложения. Информация о порядке отправлений имеется в общедоступном для пользователей услуг месте. Доказательств обратного суду не представлено.

Как пояснила ФИО5 в судебном заседании, <данные изъяты> была в употреблении 5 лет, что влечет невозможность установить ее состояние в момент отправления. Представленные суду фотографии не могут подтвердить состояние вложения на момент его отправления, поскольку невозможно определить дату их создания.

Оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что ФГУП «Почта России» в лице ОСП Кукморской почтамт УФПС «Татарстан почтасы» надлежащим образом выполнило свои обязанности по оказанию услуг почтовой связи при отправке отправления. Факт причинения ответчиком ФИО5 убытков при оказании услуг связи не доказан.

При изложенных обстоятельствах требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском районах Республики Татарстан, действующего в интересах ФИО5, не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

В удовлетворении заявления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском районах Республики Татарстан, действующего в интересах ФИО5 к ОСП Кукморской почтамт УФПС «Татарстан почтасы» - филиал ФГУП «Почта России» о взыскании уплаченной суммы, неустойки штрафа и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 03.03.2017

Председательствующий