ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-154/18 от 21.11.2018 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

...

Решение

Именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Милошенко Н.В.,

при секретаре Тимашковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ФИО1 ... о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

03.03.2017 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направил в Балаклавский районный суд города Севастополя исковое заявление с требованиями к ответчику ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного в ..., кадастровый номер ...

В ходе рассмотрения дела ввиду смерти ответчика ФИО2 произведена замена ответчика на ФИО3, о чем судом 12.10.2018 вынесено соответствующее определение.

В обоснование иска указано, что на основании решения Инкерманского городского Совета № 20/527 от 10.08.2012 «О даче согласия гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 12,0 га, расположенных в районе ..., для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» дано согласие ОК ЖСТИЗ «Ястреб» на разработку комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 12,0 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенные в районе Симферопольское шоссе.

07 марта 2014 года решением Инкерманского городского Совета Балаклавского района город Севастополя № 36/852 от 07 марта 2014 года «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по ...» утвержден проект землеустройства по отводу земельных участков граждан - членам ОК ЖСТИЗ «Ястреб» общей площадью 6,4 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по Симферопольскому шоссе в г. Инкерман Балаклавского района города Севастополя, переданы в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» земельные участки общей площадью 6,4 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по ...

На основании указанного решения ФИО2 был передан вышеуказанный земельный участок. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным 22.02.2017 Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, Решение Инкерманского городского Совета № 36/852 от 07.03.2014 «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» по ... является незаконным, заявления членов Обслуживающего кооператива «ЖСТИЗ «Ястреб» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали, проект землеустройства от граждан-членов кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался органами государственной власти. По представленному кооперативом проекту отвода земельного участка согласования с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и с Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской государственной администрации отсутствуют. Указанное свидетельствует о том, что земельный участок, находящийся в собственности ответчика незаконно был поставлен на кадастровый учет, то есть он выбыл из государственной собственности в нарушение норм действующего законодательства, действующего на момент возникновения правоотношений.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В ходе рассмотрения дела

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке.

Представитель ответчика ФИО3 – ФИО4 в судебном заседание также не явилась, с материалами дела ознакомлена, возражений по существу заявленных требований не представила.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, спорные правоотношения, в том числе в сфере использования и выделения земель, возникшие на территории города Севастополя до его вхождения в состав Российской Федерации (21.03.2014 года), регулировались законодательством Украины.

Согласно статье 116 Земельного Кодекса Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Из статьи 9 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения, следовало, что к полномочиям Инкерманского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее на территории города Севастополя законодательством, является решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.

Судом установлено, что 10.08.2012 Инкерманским городским Советом за № 20/527 вынесено решение «О даче согласия гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 12,0 га, расположенных в районе ..., для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки).

Согласно ч. 4 ст. 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.

Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не образован, - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения облгосадминистрации по вопросам градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 ЗК Украины).

Согласно ч. 4 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, разработчик представляет на согласование в орган, определенный в части первой этой статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, - заверенные им копии проекта.

Согласно протоколу № 3 заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулировании земельных и водных отношений от 05 марта 2014 года было принято решение отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка 6,4 га и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» (согласно приложению), земельных участков площадью по 01,га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) расположенных в районе Симферопольского шоссе. Из протокола следует, что был представлен проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 6,4 га. с приложением заявлений 64граждан-членов ОК без информации о нереализации ими права бесплатной приватизации и без приложения паспортов граждан Украины и ИНН, что является нарушением ст. 116, 118 ЗКУ. Заключения по проекту отвода главного управления Госкомзема в г. Севастополе и УГ и А СГГА отсутствуют, что является нарушением ст. 186-1 ЗКУ. Адресная схема расположения 64 участков ОК не согласована в УГ и А СГГА, хотя г. Инкерман входит в территорию г. Севастополя – ст. 186-1 ЗКУ, при изменениях в План Зонирования г. Севастополя материалы должны согласовываться. Кроме того, согласно Генплану г. Севастополя земельные участки расположены в зоне зеленых насаждений общего пользования, частично в зоне дачно-садоводческой, частично в промышленной зоне – нарушение ст. 39, 118 ЗКУ, ст. 17 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», ст. 1 ЗУ «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктов». Не предоставлены оформленные в установленном порядке кадастровые планы, акты приема-передачи межевых знаков каждого передаваемого участка с указанием кадастровых номеров, что является нарушением п.1 ст. 34 ЗУ «О государственном земельном кадастре», ЗУ «О землеустройстве». Отсутствует информация о проверке проекта в Госземкадастре, отсутствует информация о формировании земельных участков, не указаны на кадастровых планах кадастровые номера земельных участков, что является нарушением п.1 ст. 34 ЗУ «О государственном земельном кадастре». Не проведена государственная землеустроительная экспертиза проекта, что является нарушением ЗУ «О государственной экспертизе землеустроительной документации». Проект содержит технические неточности и недоработки, неверно указан код целевого использования земель, не выполнена подеревная съемка с учетом нахождения зеленых насаждений на отводимой территории.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований проект землеустройства по отводу спорного земельного участка ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» в установленном порядке не согласован, доказательств обратному суду не представлено. При этом, в графе альтернативное решение указано: утвердить проект, передать в собственность граждан (рукописный текст).

Вместе с тем, 07.03.2014 Инкерманским городским Советом вынесено решение № 36/852 от 07.03.2014 «Об утверждении землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенные в районе .... В приложении к решению 36/852 от 07.03.2014 в списке граждан-членов ОК «ЖСТИЗ «Ястреб» указан ФИО2

Согласно ч.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии с ч. ч. 1 и 3 ст. 8 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014, сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствие с п. 5 ст. 4 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что вышеуказанное распоряжение Инкерманского городского совета № 36/852 от 07.03.2014 вынесено с нарушением действующего на тот период законодательства.

Так, в собственность ответчика без соблюдения процедуры по обращению заинтересованных лиц в уполномоченный орган, в отсутствие проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласованного с заинтересованными организациями, передан спорный земельный участок.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности всех последующих действий, произведенных в том числе по постановке на кадастровый учет данного земельного участка.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014 (далее – Закон № 46-ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).

В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС, Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения, основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.

Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Вышеустановленные факты свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Кроме того, согласно п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.

Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Севастополя от 07.08.2014 № 202, к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014 акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо его воли собственника, функциональным правопреемником которого является Правительство Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 1).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним наряду со сделками, актами органов государственной власти и органов местного самоуправления являются также и вступившие в законную силу судебные акты.

С учетом удовлетворения требований истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения собственника, основания для удовлетворения иных заявленных требований судом не установлено, суд находит их излишне заявленными, в связи с чем, в их удовлетворении считает необходимым отказать.

Решение суда служит основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: ... и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости, кадастровый номер ....

С учетом незаконной постановки земельного участка, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: ... на кадастровый учет, данный объект подлежит снятию с указанного учета, с аннулированием записи о государственном кадастре недвижимости Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

При указанных обстоятельствах, исковые требования законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя 18.03.2014 действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо воли собственника, функциональным правопреемником которого является Правительство Севастополя, в лице уполномоченного органа – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.

Истребование имущества из чужого незаконного владения ответчика является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок.

С учетом удовлетворения требований истца об истребовании имущества из чужого незаконного владения собственника, основания для удовлетворения иных заявленных требований судом не установлено, суд находит их излишне заявленными, в связи с чем, в их удовлетворении считает необходимым отказать.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения ФИО1 ... земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер ... в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1 ... в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суда изготовлен 22.11.2018.