К делу № 2-154/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «10» октября 2019 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Митько Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Ространсмодернизация», действующему в интересах Российской Федерации к ФИО1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Ространсмодернизация», действующая в интересах Российской Федерации обратилось в Крымский районный суд с исковым заявлением к ФИО1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации.
Свои требования мотивирует тем, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации ог 05.12.2001 года № Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» выполняет работы по проектированию и строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла <адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги». Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-128-р «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена документация по планировке территории объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги». Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ «Ространсмодернизация». Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ «Ространсмодернизация», утверждённого распоряжением Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-55-р, учреждение является органом текущего управления реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ- 05/318 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в <адрес>, в том числе: - жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, разъезд 9 км., <адрес>. Пунктом 2 указанного распоряжения истцу поручено выполнить комплекс работ по заключению соглашения об изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации. Жилое помещение - квартира, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, разъезд 9 км., <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации 23-23-28/044/2005-590. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Согласно п. 4 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляются: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В связи со вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вместо кадастрового паспорта, документом, содержащим сведения Единого государственного реестра недвижимости, является выписка. Согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Согласно п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Размер возмещения за объекта недвижимости с кадастровым номером № определен в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, разъезд 9 км., <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, <адрес>, тел. (факс<***>, 274-76-36, e-mail: info@geoii.ru, генеральный директор ФИО2). Размер возмещения за изымаемый объект недвижимости составляет 481 415 рублей 00 копеек, исходя из следующего: - рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером № составляет 444 668 рублей 00 копеек; - убытки, причиняемые правообладателю изъятием объекта недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, составляют 36 747 рублей 00 копеек. В соответствии с п. 6 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Согласно положительному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, данному Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, отчет об оценке №-О от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ». ДД.ММ.ГГГГ посредствам почтовой связи (квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ, опись вложения в ценное письмо от ДД.ММ.ГГГГ) истцом отправлено ответчику: - соглашение об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером №, вместе с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ – в 5-ти экз.; - отчет от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, разъезд 9 км., <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации». Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://www.russianpost.ni/ в разделе отслеживание почтовых отправлений ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором № получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может бьггь подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Учитывая то, что ответчик соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд объектов недвижимости до настоящего времени не подписал, надлежаще оформленных возражений, предложений относительно проекта соглашения не заявил, девяносто дней со дня получения ответчиком проекта соглашения истекли ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец был вынужден обратиться с настоящим исковым заявлением в суд с целью принудительного изъятия земельного участка. Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ «Ространсмодернизация» пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно указанному пункту Земельного кодекса РФ организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. На основании п. 1 Положения «О Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» (Росжелдор), - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Согласно п. 1.3. Устава ФКУ «Ространсмодернизация», утвержденного распоряжением Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-55-р, учреждение является органом текущего управления реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимости – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, так как препятствует проведению мероприятий по размещению объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3. Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги» и влечет срыв сроков исполнения федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие объекта недвижимости препятствует ФКУ «Ространсмодернизация» в выполнении задач, возложенных на неё вышеуказанной федеральной целевой программой. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В Российской Федерации отсутствуют иные органы или организации наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги». При этом, согласно абз. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Движение по железной дороге разрешено для неограниченного круга лиц, соответственно у ФКУ «Ространсмодернизация» отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий. Таким образом, ФКУ «Ространсмодернизация», реализуя свое право на обращение в Крымский районный суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Земельного кодекса РФ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, просит суд изъять у ФИО1:
- объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: жилое помещение, вид жилого помещения: квартира, площадью 27,8 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение: 1, расположенный по адресу: Краснодарский край, Крымский район, Южное сельское поселение, <адрес>, с выплатой ему равноценного возмещения в размере 481 415 рублей 00 копеек;
- взыскать с ФИО1 государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в размере 6 000 рублей в пользу федерального бюджета.
Представитель истца Федерального казённого учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя истца ФКУ «Ространсмодернизация» – ФИО3, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поступило письменное заявление, в котором он просит суд рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объёме. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя истца ФКУ «Ространсмодернизация».
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебное заседание не явились. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства были своевременно надлежащим образом уведомлены. От представителя ответчика ФИО1 – ФИО4, действующего по доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, поступило письменное заявление, в котором он просит суд рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, на доводах, изложенных в письменных возражениях настаивает. В материалах дела имеются письменные возражения ФИО1 на исковое заявление, в котором он просит суд отказать в удовлетворении искового заявления в части предложенного размера возмещения за принадлежащее ФИО1 на праве собственности жилое помещение, а именно, квартиру, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, учесть в её составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, с учётом рыночной стоимости принадлежащей ФИО1 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Доводы возражений обосновывает тем, что одним из принципов земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (ст. 1 Земельного кодекса РФ). В соответствии со ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Однако, истец заявляет только об изъятии жилого помещения без земельного участка, расположенного под ним, что является нарушением земельного законодательства. На основании п.п. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. С учётом изложенного у него, как у собственника помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено указанное помещение, возникает в силу прямого указания закона. В соответствии со ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения. Учитывая положения ст. 42 Закона № 218-ФЗ, ст. 16 Закона № 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие Жилищного кодекса РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах. Однако, на основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ-05/318 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-p принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, без расположенного под ним земельного участка. Кроме того, согласно п. 8 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ установлено, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии. В соответствии со ст. 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества. В соответствии с Обзором судебной практики Президиума Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 ГК РФ). В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об изымаемом земельном участке, для целей изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе для проведения оценки рыночной стоимости изымаемого земельного участка, видом его разрешенного использования признается вид разрешенного использования, соответствующий цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, либо в случае отсутствия данного документа вид разрешенного использования, соответствующий назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (пункт 10 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ). Также вышеуказанным обзором судебной практики установлено, что выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, рзд 9-й км., <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» земельный участок, на котором размещено указанное жилое помещение оценен не был, соответственно размер возмещения за изымаемый объект недвижимости в сумме 481 415 рублей является необоснованно заниженным. Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого истцом определена выкупная стоимость, не отвечает критерию достоверности. ФИО5 при оценке не учтены действительные характеристики объекта оценки, для сравнения приняты некорректные аналоги. При установлении выкупной стоимости не правильно рассчитан размер убытков собственника, обусловленных изъятием его жилого помещения, стоимость доли в праве собственности на общее имущество в доме. Считает, что оценка рыночной стоимости жилого помещения произведена необъективно. В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Однако ему, как собственнику отчуждаемого недвижимого имущество, не было предложено равноценное возмещение за изымаемое недвижимое имущество. До ДД.ММ.ГГГГ при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С ДД.ММ.ГГГГ необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 Гражданского кодекса РФ, пункты 1, 2 статьи 56,4, пункт 13 статьи 56,10 Земельного кодекса РФ). Согласно п. 6 ст. 279 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае принудительного изъятия земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие определяются судом. При этом выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости на момент рассмотрения спора. Указанная позиция также отражена в обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта. Кроме того, в соответствии п.п. «ж» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ должен быть привлечен прокурор. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчика ФИО1 и его представителя ФИО4.
Представитель третьего лица – ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства был своевременно надлежащим образом уведомлен. О причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности данных причин суду не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд принял решение рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица ОАО «Российские железные дороги».
Крымский межрайонный прокурор <адрес> в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства был своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности данных причин не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд принял решение рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие Крымского межрайонного прокурора <адрес>.
Исследовав письменные материалы дела, всесторонне оценив обстоятельства дела, суд считает, что заявленные исковые требования ФКУ «Ространсмодернизация», действующего в интересах Российской Федерации подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством, а именно, в силу п.п. 11-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.
В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подп. 2 п. 10 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФКУ «Ространсмодернизация») выполняет работы по проектированию и строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе 9 км. Северо-Кавказской железной дороги».
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-128-р «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена документация по планировке территории объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км. Северо-Кавказской железной дороги».
На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ-05/318 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в <адрес>, в том числе:
- жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Пунктом 2 указанного распоряжения истцу поручено выполнить комплекс работ по заключению соглашения об изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации.
Жилое помещение - квартира, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации 23-23-28/044/2005-590.
Размер возмещения за объект недвижимости с кадастровым номером № определен в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером 23:15:0000000:930, расположенного по адресу: <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, <адрес>, тел. (факс<***>, 274-76-36, e-mail: info@geoii.ru, генеральный директор ФИО2).
Размер возмещения за изымаемый объект недвижимости составляет 481 415 рублей 00 копеек, исходя из следующего:
- рыночная стоимость квартиры с кадастровым номером № составляет 444 668 рублей 00 копеек;
- убытки, причиняемые правообладателю изъятием объекта недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, составляют 36 747 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ посредствам почтовой связи (квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ, опись вложения в ценное письмо от ДД.ММ.ГГГГ) истцом отправлено ответчику:
- соглашение об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд в отношении квартиры с кадастровым номером №, вместе с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ – в 5-ти экз.;
- отчет от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации».
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://www.russianpost.ni/ в разделе отслеживание почтовых отправлений ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором № получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из протоколов судебных заседаний от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО1 и его представитель ФИО8 не противились самому изъятию для государственных нужд Российской Федерации объекта недвижимости (жилого помещения - квартиры), не согласились с выплатой возмещения за его изъятие в размере 444 668 рублей, посчитав его неравноценным возмещением, а потому просили взыскать возмещение, в соответствии с рыночной стоимостью изымаемого объекта недвижимости, на основании выводов, изложенных в судебной экспертизе.
Согласно части 1 статьи 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, о на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, о на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку стороны не договорились о размере возмещения, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «СтройЭкспертИндустрия», ФИО5 предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно выводов судебного ФИО5 ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО9, изложенных в заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, при расчёте стоимости затрат ФИО5 были проанализированы рыночные данные о стоимости услуг компаний <адрес>, осуществляющих перевозку грузов. В результате телефонного интервьюирования со специалистами компании «+ПЕРЕЕЗД+», ФИО5 пришел к выводу, что для осуществления переезда потребуется работа 2 грузчиков в течении 5 часов, а также аренда транспортного средства грузоподъёмностью 5 тонн в течение 5,5 часов Стоимость работы 1 грузчика составляет 300 рублей/час, стоимость аренды транспортного средства 650 рублей/час (https://pereezd-plus.com/krymsk.html) Учитывая, что перевозка имущества будет производится сначала в арендуемое помещение, затем во вновь купленное, то стоимость затрат, связанных с переездом составит: (2*300*5+1*5,5*650)*2= 13 150 рублей. Таким образом, размер затрат, связанных с переездом правообладателя изымаемой недвижимости (перевозка имущества) с учетом округления составит 13 000 (тринадцать тысяч) рублей.
Рыночная стоимость жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж:1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> составляет 702 000 рублей (ответ на первый вопрос).
Размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, принадлежащей правообладателю, изымаемого объекта недвижимости составляет 0,2205. Стоимость указанной доли составляет 123 000 рублей (ответ на второй вопрос).
При осмотре объекта исследования не было обнаружено строений и сооружений, расположенных на части земельного участка, находящегося в исключительном пользовании правообладателя изымаемого объекта недвижимости для государственных нужд, при существующем определенном между собственниками многоквартирного дома порядке пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в удовлетворительном состоянии, которые могли бы иметь рыночную стоимость (ответ на третий вопрос).
Размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риэлтерских агентств, оплата государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на обьекты недвижимости, составляет 27 000 рублей (ответ на четвертый вопрос).
Размер затрат на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимого имущества взамен изымаемого (временное проживание и хранение имущества) составляет 49 000 рублей (ответ на пятый вопрос).
Размер затрат, связанных с переездом правообладателя изымаемой недвижимости (перевозка имущества) составляет 13 000 рублей (ответ на шестой вопрос).
По ходатайству истца, Крымский районный суд направил в экспертное учреждение ходатайство для дачи ФИО5 объяснений по проведённой экспертизе, а именно, чем руководствовался ФИО5 при выборе в качестве объектов – аналогов для оценки рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, разряд 9-й км., <адрес>, объектов, распложенных в центре <адрес>, Российской Федерации (первый вопрос), а также ответить на вопрос - не является ли это следствием незнания основ оценочной деятельности, либо следствием умышленного введения суд и участников судебного процесса в заблуждение (второй вопрос).
ФИО5ФИО9 даны ответы, что в период проведения экспертизы, ФИО5 не удалось найти достаточного количества актуальных предложений (аналогов) в пригороде <адрес> края. В связи с этим, ФИО5 принял в качестве аналогов для объекта исследования - один аналог в <адрес>, и два аналога в городе <адрес> с понижающей корректировкой на местоположение в размере 18%, так как объект исследования имеет менее привлекательное месторасположение (см. стр. 19 заключения ФИО5). Таким образом - при выборе объектов-аналогов, ФИО5 руководствовался принципами объективности, всесторонности и полноты исследований (ответ на первый вопрос).
Отвечая на вопрос – «Не является ли это следствием незнания основ оценочной деятельности, либо следствием умышленного введения суд и участников судебного процесса в заблуждение?», ФИО5 пришел к выводу, что не является, что вытекает из ответа на вопрос выше (ответ на второй вопрос).
Давая оценку позициям сторон относительно заключения судебного ФИО5 ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО9 суд принимает вышеуказанное заключение ФИО5 за допустимое доказательство по делу, соглашаясь с данной оценкой, поскольку оно соответствует требованиям закона; экспертиза проведена компетентным ФИО5; в заключении не содержится каких-либо противоречий, а сделанные выводы мотивированы. Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза назначена судом, ФИО5 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Данная позиция суда основана, в том числе, и на Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, где в пункте 7 указано, что при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято ДД.ММ.ГГГГ, а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от ДД.ММ.ГГГГ Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 57 Земельного кодекса РФ, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, то есть на ДД.ММ.ГГГГ. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Земельного кодекса РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4).
Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действующим законодательством не установлено иное.
Таким образом, суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> является стоимость в размере 702 000 рублей.
Определяя объём изымаемых у ФИО1 объектов недвижимости, суд исходит из основ земельного законодательства Российской Федерации, одним из принципов которых, является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Между тем, ФКУ «Ространсмодернизация», выступая в интересах РФ, заявляет только об изъятии жилого помещения без возмещения размера доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, принадлежащей правообладателю, изымаемого объекта недвижимости, что является нарушением действующего земельного законодательства РФ.
На основании п.п. 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
С учётом изложенного, у ФИО1, как у собственника помещения в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено указанное помещение, возникает в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 42 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.
Учитывая положения ст. 42 Закона № 218-ФЗ, ст. 16 Закона № 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие Жилищного кодекса РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Однако на основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ-05/318 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-p принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, без расположенного под ним земельного участка.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, установлено, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
В соответствии со ст. 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества.
В соответствии с Обзором судебной практики Президиума Верховного Суда РФ 10 декабря 2015 года по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 Гражданского кодекса РФ).
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об изымаемом земельном участке, для целей изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе для проведения оценки рыночной стоимости изымаемого земельного участка, видом его разрешенного использования признается вид разрешенного использования, соответствующий цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, либо в случае отсутствия данного документа вид разрешенного использования, соответствующий назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (п. 10 ст. 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
Также вышеуказанным обзором судебной практики установлено, что выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» земельный участок, на котором размещено указанное жилое помещение оценен не был, соответственно, размер возмещения за изымаемый объект недвижимости в сумме 481 415 рублей является необоснованно заниженным.
Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого истцом определена выкупная стоимость, не отвечает критерию достоверности. ФИО5 при оценке не учтены действительные характеристики объекта оценки, для сравнения приняты некорректные аналоги. При установлении выкупной стоимости не правильно рассчитан размер убытков собственника, обусловленных изъятием его жилого помещения, стоимость доли в праве собственности на общее имущество в доме.
Таким образом, равноценным возмещением рыночной стоимости размера доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, принадлежащей правообладателю, изымаемого объекта недвижимости является стоимость в размере 123 000 рублей.
Поскольку требования ФИО1 по возмещению размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риэлтерских агентств, оплаты государственных пошлин за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, размера затрат на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимого имущества взамен изымаемого (временное проживание и хранение имущества), а также размера затрат, связанных с переездом правообладателя изымаемой недвижимости (перевозка имущества), являются законными и обоснованными, по поводу заявленных убытков представителем ФКУ «Ространсмодернизация» ФИО6 каких-либо возражений не поступало, суд полагает, что объективной компенсацией будет установленные ФИО5ФИО9, суммы, изложенные в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
ФКУ «Ространсмодернизация», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерации на основании Земельного кодекса российской Федерации, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.
Исходя из тяжелого материального положения ФИО1, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Ространсмодернизация», действующему в интересах Российской Федерации к ФИО1 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации – удовлетворить частично.
Изъять у ФИО1 для государственных нужд объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: жилое помещение, вид жилого помещения: квартира, площадью 27,8 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение: 1, расположенный по адресу: <адрес>, с выплатой ему равноценного возмещения, определив выкупную цену изымаемых объектов недвижимости:
- жилого помещения - квартиры, площадью 27,8 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> размере 702 000 рублей;
- размера доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, принадлежащей правообладателю, изымаемого объекта недвижимости, в размере 123 000 рублей.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО1 затраты на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой в размере 27 000 рублей.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО1 затраты на аренду недвижимого имущества, на период поиска недвижимого имущества, в размере 49 000 рублей.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО1 затраты, связанные с переездом правообладателя изымаемой недвижимости, в размере 13 000 рублей.
А всего определить размер возмещения за изымаемый у ФИО1 для государственных нужд объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: жилое помещение, вид жилого помещения: квартира, площадью 27,8 кв.м., номер этажа, на котором расположено помещение: 1, расположенный по адресу: <адрес>, подлежащий к взысканию с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО1, равный сумме 914 000 рублей.
В остальной части, в удовлетворении исковых требований – отказать.
Освободить стороны от оплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд.
Судья: подпись.