Дело № 2-154/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 августа 2020 года гор. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Гаряджиевой Г.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, и о восстановлении трудовых прав.
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, мотивируя следующим.
Распоряжением Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. истец освобожден от замещаемой должности, уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия, прекращен срочный служебный контракт в связи с утратой доверия, статья 59.2 часть 1 пункт 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказом №245-лс от 17.10.2019 г. Минприроды РК с истцом расторгнут срочный служебный контракт от 31.12.2015 г. Увольнение в связи с утратой доверия считает незаконным, так как произведено при отсутствии оснований; с нарушением установленного порядка увольнения; неуполномоченным представителем нанимателя. Копии актов об увольнении (применении взыскания) не содержат указаний на коррупционное правонарушение; нормативных актов, положения которых нарушены истцом. Незаконным увольнением, нарушением трудовых прав истцу причинены нравственные страдания. Ссылаясь на изложенное, истец просит восстановить его на работе в ранее занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 руб.
Также ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении трудовых прав, мотивируя следующим.
Истцом в адрес Главы Республики Калмыкия были поданы заявления об освобождении от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего (собственному желанию) со следующими исходящими данными: Заявление от 8.07.19 (исх СИЗО 9/4/3-2279 от 8.07.19); Заявление от 8.07.19 (исх СИЗО 9/4/3-2274 от 8.07.19); Заявление от 11.07.19 об увольнении с 11.07.19 (исх СИЗО 9/4/3-2339 от 12.07.19); Заявление от 6.08.19 (исх СИЗО 9/4/3-2642 от 6.08.19); Заявление от 18.09.19 (исх СИЗО 9/4/3-3122 от 18.09.19); Заявление от 25.09.19 (исх СИЗО 9/4/3-3198 от 25.09.19); Заявление от 27.09.19 (с приложением 4-х заявлений от 26.09.19 об увольнении) (исх СИЗО 9/4/3-3228 от 27.09.19); Заявление от 30.09.19 (исх СИЗО 9/4/3-3270 от 1.10.19); Заявление от 7.10.19 (исх СИЗО 9/4/3-3410 от 8.10.19); Заявление от 16.10.19 (исх СИЗО 9/4/3-3525 от 16.10.19).
Указанные заявления (обращения) поданы в порядке, в установленном законодательством о государственной гражданской службы.
Глава Республики Калмыкия как представитель наймодателя (Республики Калмыкия), наделен исключительным правом рассматривать и разрешать поданные на его имя обращения.
Обращения истца не были рассмотрены и не были разрешены Главой РК.
Бездействие Главы РК по не разрешению заявлений истца нарушают охраняемые законом права и интересы истца, в том числе, право на труд (свободу труда), положения ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 4,14,23,36,73 Закона РФ «О государственной гражданской службе РФ».
Просит признать незаконными действия (бездействия) Главы РК по не рассмотрению и разрешению обращений с заявлением об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия (от 8.07.19; 11.07.19; 6.08.19; 18.09.19; 25.09.19; 30.09; 7.10.19; 16.10.19).
31.12.2019 г. ФИО1 уточнил заявленные требования (предмет иска), просил признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (ФИО1, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации») 7 августа 2019 года в соответствии с заявлением ФИО1 № 667 от 11.07.19 (вх № 001/1167-ог от 23.07.19).
Определением Элистинского городского суда РК от 29.01.2020 г. указанные дела соединены в одно производство.
10 марта 2020 года и 03 июня 2020 года ФИО1 уточнил заявленные требования (предмет иска), просил не учитывать заявление об уточнении предмета исковых требований от 31 декабря 2019 года (ранее находившегося в производстве судьи Элистинского городского суда РК Буджаевой С.А.) и рассмотреть иск о восстановлении трудовых прав в первоначальной редакции иска и предмета иска. Просит дело по иску о восстановлении трудовых прав выделить из дела о восстановлении на работе, и рассмотреть эти дела отдельно, как не связанные между собой.
30 июня 2020 года в судебном заседании истец ФИО1 просил признать незаконными действия (бездействия) Главы РК по не рассмотрению и разрешению обращений с заявлением об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия (от 8.07.19; 11.07.19 (кроме заявления №667 от 11 июля 2019 г.); 6.08.19; 18.09.19; 25.09.19; 26 и 27.09.19г.; 30.09.19; 7.10.19; 16.10.19); также просил признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (ФИО1, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего по заявлению от 26.09.2019г. без указания даты увольнения, начиная с даты поступления заявления представителю работодателя; признать распоряжение Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. о прекращении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия, статья 59.2 часть 1 пункт 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и приказ Минприроды РК №245-лс от 17.10.2019 г. о расторжении срочного служебного контракта от 31.12.2015 г. – незаконными; восстановить его на работе в ранее занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 руб.
В настоящем судебном заседании истец ФИО1 просил признать незаконными действия (бездействия) Главы РК по не рассмотрению и разрешению обращений с заявлением об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия (от 8.07.19; 11.07.19 (кроме заявления № 667 от 11 июля 2019 г.); 6.08.19; 18.09.19; 25.09.19; 26.09.19 и 27.09.19г.; 30.09.19; 7.10.19; 16.10.19); признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (ФИО1, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего по заявлению от 26.09.2019г. без указания даты увольнения, начиная с даты поступления заявления представителю работодателя, то есть с 16 октября 2019г.; признать незаконными распоряжение Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. о прекращении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия, статья 59.2 часть 1 пункт 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и приказ Минприроды РК №245-лс от 17.10.2019 г. о расторжении срочного служебного контракта от 31.12.2015 г.; восстановить его на работе в ранее занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 1 руб., также просил изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию с 20.02.2020 г., сослался на доводы, приведенные в исковом и уточненном исковом заявлениях.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что срочный служебный контракт с истцом ФИО1 расторгнут на законных основаниях.
Представитель ответчика Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО3 исковые требования не признал, пояснил, что истец ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия на законных основаниях по результатам проверки, процедура увольнения не нарушена. Представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему выводу.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, действие которых на государственных и муниципальных служащих распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (части 1 и 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Разрешая заявленные ФИО1 требования о допущенном Главой Республики Калмыкия бездействии, выразившемся в не рассмотрении и не разрешении его обращений об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что распоряжением Главы Республики Калмыкия ФИО4 от 21 декабря ФИО1 назначен заместителем министра ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия в лице министра ФИО5 со ФИО1 заключен срочный служебный контракт от 31 декабря 2015 года за №285 о прохождении государственной гражданской службы Республики Калмыкия и замещении должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Приказом министра природных ресурсов охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО6 от 5 декабря 2018 года №366-лс срок действия указанного выше контракта продлен по 12 января 2022 года.
17 мая 2020 года руководителем второго следственного отделения отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Калмыкия в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по п. «в» ч.5 ст.290 УК РФ, 18 мая 2019 г. он взят под стражу.
17 октября 2019 года Распоряжением Главы Республики Калмыкия №222-рг ФИО7 срочный служебный контракт, заключенный со ФИО1, заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, прекращен. ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия по п.2 ч.1 ст.59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
12.07.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило 2 заявления истца ФИО1 от 08.07.2019г. об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№627, № 629, исх. СИЗО 9/4/3-2279 от 8.07.19г.).
Указанные заявления зарегистрированы в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 12.07.2019г. за вх. №001/1092-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 07.08.2019г. за исх. №003-06-109291. истец уведомлен о том, что в соответствии с ч.2 ст.12 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ срок его обращений продлен до 30 суток, по результатам рассмотрения будет направлен ответ. Письмом Администрации Главы РК от 06.09.2019г. за исх. №003-06-116791 истец уведомлен о том, что заявления не могут быть рассмотрены по существу в связи с истечением срока предупреждения работника об увольнении по собственному желанию (ст.80 ТК РФ).
23.07.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 11.07.2019г. об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№668, исх. СИЗО 9/4/3-2339 от 12.07.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 23.07.2019г. за вх. №001/1167-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 07.08.2019г. за исх. №003-06-109291. истец уведомлен о том, что в соответствии с ч.2 ст.12 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ срок его обращений продлен до 30 суток, по результатам рассмотрения будет направлен ответ. Письмом Администрации Главы РК от 06.09.2019г. за исх. №003-06-116791 истец уведомлен о том, что заявления не могут быть рассмотрены по существу в связи с истечением срока предупреждения работника об увольнении по собственному желанию (ст.80 ТК РФ).
16.08.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 06.08.2019г., в котором просит уведомить о результатах рассмотрения его заявлений от 08.11.2019г. и от 11.07.2019г. об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№769, исх. СИЗО 9/4/3-2642 от 06.08.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 16.08.2019г. за вх. №001/1373-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 29.08.2019г. за исх. №003-06-137391 истец уведомлен о результатах рассмотрения его обращений от 08.07.20119г. и от 11.07.2019г.
20.09.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 18.09.2019г. об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№967, исх. СИЗО 9/4/3-3122 от 18.09.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 20.09.2019г. за вх. №001/1675-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 25.09.2019г. за исх. №003-16-167571 истец уведомлен о том, что его обращение об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия было направлено в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения.
01.10.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 25.09.2019г. об отмене распоряжения Руководителя Администрации Главы РК о проведении проверки в отношении истца, об освобождении от должности и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№991, исх. СИЗО 9/4/3-3198 от 25.09.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 20.09.2019г. за вх. №001/1675-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 10.10.2019г. за исх. №003-16-175591 истец уведомлен о том, что его письменные обращения от 08 июля, 11 июля, 18 сентября 2019 года об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия было направлено в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения. Также истцу было сообщено о том, что служебная проверка о достоверности предоставленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2019 годы проведена отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия на основании Распоряжения Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года за №404-р в связи с поступившим письмом следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года.
01.10.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступили 4 заявления истца от 26.09.2019г. (№№1,2,3,4) и от 27.09.2019г. (№4) об увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (исх. СИЗО 9/4/3-3238 от 27.09.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 01.10.2019г. за вх. №001/1736-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 07.10.2019г. за исх. №003-16-173671 истец уведомлен о том, что его письменные обращения от 26 сентября, 27 сентября 2019 года об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия было направлено в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения.
01.10.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 24.09.2019г. об увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию, прекращении проверки достоверности сведений о доходах за 2015-2018 г.г., (№988, исх. СИЗО 9/4/3-3222 от 27.09.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 01.10.2019г. за вх. №001/1737-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 10.10.2019г. за исх. №003-16-173791 истец уведомлен о том, что его письменное обращение об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия было направлено в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения.
Также истцу было сообщено о том, что служебная проверка о достоверности предоставленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2019 годы проведена отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия на основании Распоряжения Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 23 сентября 2019 года за №404-р в связи с поступившим письмом следственного управления СК России по Республике Калмыкия.
По вопросу предоставления копии письма Следственного управления СК РФ по РК от 17.05.2019г. разъяснено обратиться с соответствующим заявлением в следственное управление СК России по Республике Калмыкия.
Также истец уведомлен о том, что его письменные обращения, зарегистрированные 01.10.2019г. за №001/1735-ОГ, 01.10.2019г. №003/1737-ОГ об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия были направлены в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения.
03.10.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 30.09.2019г. о предоставлении информации о дате получения ранее направленных заявлений от 08 июля, 11 июля, 18 сентября, 24, 25 и 27 сентября 2019 г. в адрес Администрации Главы РК об увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№13, исх. СИЗО 9/4/3-3274 от 01.10.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 03.10.2019г. за вх. №001/1756-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 31.10.2019г. за исх. №003-16-175691 истец уведомлен о результатах его обращений от 08 июля, 11 июля, 06 августа, 18 сентября, 24 сентября, 25 сентября, 26 сентября, 27 сентября 2019 г., и что его обращения об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия были направлены в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения.
10.10.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 07.10.2019г. о предоставлении информации о принятых решениях по ранее направленным обращениям об увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию (№32, исх. СИЗО 9/4/3-3410 от 08.10.2019г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 10.10.2019г. за вх. №001/1810-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 15.10.2019г. за исх. №003-06-181071 истец уведомлен о том, что его письменное обращение об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия было направлено в Правительство Республики Калмыкия для принятия решения.
21.10.2019г. в Администрацию Главы Республики Калмыкия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Калмыкия поступило заявление истца от 16.10.2019г. об освобождении от занимаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия собственному желанию (№72, исх. СИЗО 9/4/3-3525 от 16.10.2019г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 21.10.2019г. за вх. №001/1868-ОГ.
Письмом Администрации Главы РК от 31.10.2019г. за исх. №003-06-186891 истец уведомлен, что распоряжением Главы РК от 17.10.2019г. № 222-рг он освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) образует законодательную основу регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании части 3 статьи 5 Закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Согласно п.п. 1.3, 1.5 раздела I Временного порядка рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в адрес Главы Республики Калмыкия, утвержденного распоряжением Главы Республики Калмыкия от 8 апреля 2019г. №72-рг, рассмотрение обращений производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, иными законами Республики Калмыкия. Ответственность за обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений возлагается на Руководителя администрации Главы РК.
Согласно п.п. 3.1, 3.5 раздела III обращения, поступившие в адрес Главы РК, подлежат обязательному рассмотрению Руководителем администрации Главы РК. Ответ на обращение, адресованное Главе РК, подписывается Руководителем Администрации Главы РК, в случае его отсутствия – уполномоченным лицом.
Указом Главы РК от 02.06.2006 г. № 93 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия» утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в соответствии с разделом V в министерствах учреждена должность заместителя Министра.
Указом Главы Республики Калмыкия от 03.04.2009 г. № 42 утверждено Положение о порядке внесения представления, назначения на должности и освобождения от должностей лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, назначение и освобождение которых осуществляется Главой Республики Калмыкия, а также руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Калмыкия, которым урегулирован порядок назначения и освобождения от должностей гражданских служащих, назначаемых Главой Республики Калмыкия. Согласно п.4.4. указанного Положения представителями нанимателя для государственных гражданских служащих Республики Калмыкия, замещающих должности гражданской службы в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, являются руководители соответствующих органов исполнительной власти. Пунктом 6.1 указанного Положения установлено, что представления к освобождению руководителей органов исполнительной власти Республики Калмыкия либо их заместителей, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Республики Калмыкия, подписываются Председателем Правительства Республики Калмыкия либо уполномоченным им лицом с указанием даты подписания и заверяются печатью Правительства Республики Калмыкия.
Таким образом, исходя из содержания приведенных норм, для заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия представителем нанимателя является Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Соответственно, заявление об увольнении по собственной инициативе истцом ФИО1, замещавшим должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, должно было быть подано представителю нанимателя - Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Поскольку ФИО1 заявления об увольнении с гражданской службы были поданы с нарушением установленного порядка, то есть лицу, не являющемуся для него представителем нанимателя (Главе РК), то его обращения были зарегистрированы и в дальнейшем рассмотрены как обращения гражданина в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы РК. В этой связи, довод истца о том, что он обратился к Главе Республики Калмыкия в рамках трудовых правоотношений, который является для него (заместителя министра) представителем нанимателя, не может быть принят во внимание, так как основан на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, указанные выше заявления истца, поступившие на рассмотрение в Администрацию Главы РК, были рассмотрены в пределах предоставленной органу публичной власти компетенции, в установленном порядке и сроки, о чем заявителю были даны письменные ответы. Обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы; несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий (бездействии) ответчика при рассмотрении обращения.
По изложенным основаниям исковые требования ФИО1 об оспаривании бездействия Главы Республики Калмыкия, выразившемся в не рассмотрении и не разрешении его обращений, удовлетворению не подлежат.
Истец также просит признать состоявшимся расторжение служебного контракта, заключенного с истцом (ФИО1, заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия), освобождение истца от должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, увольнение истца с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по инициативе гражданского служащего по заявлению от 26.09.2019г. без указания даты увольнения, начиная с даты поступления заявления представителю работодателя, то есть с 16 октября 2019 года. Разрешая данные требования суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.
Статьей 33 указанного ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ закреплены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, среди которых предусмотрено расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Согласно п. 1.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрена обязанность гражданского служащего в случае увольнения по собственной инициативе подать заявление представителю нанимателя. Среди оснований прекращения служебных отношений с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя предусмотрено отдельное основание – увольнение в связи с утратой доверия.
Распоряжением Главы Республики Калмыкия от 21 декабря 2015 года №281-р истец ФИО1 принят на гражданскую государственную службу Республики Калмыкия и назначен на должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. 25 декабря 2015 года министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия с истцом заключен служебный контракт.
26 сентября 2019 г. ФИО1 обратился к Главе РК с заявлением (№4) об увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия по собственному желанию без указания даты увольнения (исх. СИЗО 9/4/3-3238 от 27.09.19г.).
Указанное заявление зарегистрировано в секторе по рассмотрению обращений граждан и организаций Администрации Главы Республики Калмыкия 01.10.2019г. за вх. №001/1736-ОГ.
Распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 года №222-рг ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК от 17.10.2019г. №245-лс с истцом расторгнут срочный служебный контракт от 31.12.2015 г.
Согласно ст.1 Закона Республики Калмыкия от 07.02.2005 г. №181-III-З «О государственной гражданской службе Республики Калмыкия» представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Республики Калмыкия.
Ст.5 данного Закона установлено, что реестр должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия утверждается указом Главы Республики Калмыкия с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», настоящего закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия.
Указом Главы Республики Калмыкия от 03.11.2010г. №335 утверждена структура органов исполнительной власти Республики Калмыкия, в соответствии с разделом IV которой Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия отнесено к органам исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Республики Калмыкия.
Указом Главы РК от 02.06.2006 г. № 93 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия» утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в соответствии с разделом V в министерствах учреждена должность заместителя Министра.
Указом Главы Республики Калмыкия от 03.04.2009 г. № 42 утверждено Положение о порядке внесения представления, назначения на должности и освобождения от должностей лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, назначение и освобождение которых осуществляется Главой Республики Калмыкия, а также руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Калмыкия, которым урегулирован порядок назначения и освобождения от должностей гражданских служащих, назначаемых Главой Республики Калмыкия. По смыслу п.4.4. указанного Положения представителями нанимателя для государственных гражданских служащих Республики Калмыкия, замещающих должности гражданской службы в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, являются руководители соответствующих органов исполнительной власти. Пунктом 6.1 указанного Положения установлено, что представления к освобождению руководителей органов исполнительной власти Республики Калмыкия либо их заместителей, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Республики Калмыкия, подписываются Председателем Правительства Республики Калмыкия либо уполномоченным им лицом с указанием даты подписания и заверяются печатью Правительства Республики Калмыкия.
Таким образом, исходя из системного толкования содержания приведенных норм, для заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия представителем нанимателя является Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Соответственно, заявление об увольнении по собственной инициативе истцом ФИО1, замещавшим должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия должно было быть подано Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия.
Вместе с тем, ФИО1 заявление об увольнении с гражданской службы было подано с нарушением установленного порядка, то есть лицу, не являющемуся для него представителем нанимателя.
При таких обстоятельствах, требование истца о признании состоявшимся расторжение служебного контракта и освобождение от замещаемой должности по инициативе гражданского служащего удовлетворению не подлежит.
При этом суд учитывает, что указанное заявление об увольнении было подано истцом во время проведения в отношении него служебной проверки, выявившей нарушения действующего законодательства, и в ситуации, когда работодатель имеет право прекратить трудовые отношения с работником по нескольким основаниям, право выбора конкретного основания увольнения принадлежит работодателю. Тот факт, что истцом до увольнения в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было подано заявление об увольнении по собственному желанию, не может свидетельствовать о нарушении прав истца.
По указанным выше основаниям довод истца о том, что двухнедельный срок предупреждения истек 16.10.2019г., то есть до увольнения его по утрате доверия, судом отклоняется, так как правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
По этим же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца об изменении формулировки его увольнения на увольнение по собственному желанию с 20.02.2020 г.
Обсуждая заявленные ФИО1 исковые требования о признании распоряжения Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. о прекращении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия, и приказа Минприроды РК №245-лс от 17.10.2019 г. о расторжении срочного служебного контракта от 31.12.2015 г. незаконными, суд приходит к следующему.
В силу требований пунктов 11, 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В соответствии с положениям статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункты 1, 5 части 1).
Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подпункты "м", "н", "о" пункта 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года N 885).
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия
В том числе в случае представления гражданским служащим заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Распоряжением Главы Республики Калмыкия от 21 декабря 2015 года №281-р истец ФИО1 назначен на должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. Со ФИО1 заключен служебный контракт от 21.12.2015 г. № 285.
В соответствии с Должностным регламентом государственного гражданского служащего РК, замещающего должность государственной гражданской службы РК «заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 05.07.2016г. №205-лс (с изменениями, внесенными приказами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 04.04.2017г. №131/1-лс, от 19.07.2017г. №221-лс, от 18.12.2017г. №396-лс, от 03.07.2018г. №198/1-лс), истец обязан в том числе, соблюдать федеральные законы, иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты Республики Калмыкия и обеспечивать их исполнение, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (пп. 1, 2 п. 3.1.1), представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (пп.9 п.3.1.1), соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами (пп11 п.3.1.1), не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) т иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих (пп5 и 6 п.3.1.3). Истец со своим должностным регламентом и изменениями к нему ознакомлен.
17 мая 2019 года в Администрацию Главы Республики Калмыкия поступило письмо следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия за исх.№16-19/000020 от 17.05.2019г., в котором сообщалось о возбуждении в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части 5 статьи 290 УК РФ (получение взятки), с предложением организовать проведение в отношении ФИО1 служебной проверки в связи с предоставлением последним ложных сведений о месте своего проживания и лицах, предоставивших ему жилое помещение, за период с 2015 по 2019 годы.
Письмом Администрации Главы Республики Калмыкия за исх.№003/ЧБ-05-06-381 от 21 мая 2019 года указанное обращение следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года было переадресовано в адрес Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО8 с целью проведения проверки в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1
На основании вышеуказанного обращения следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года за исх.№16-19/000020 об организации проведения проверки в отношении заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1, поручения Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО8 от 21 мая 2019 года №003/ЧБ-05-06-381 Отделом по вопросам государственной службы и кадровой работы Аппарата Правительства Республики Калмыкия в период с 21 мая 2019 года по 12 сентября 2019 года была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2019 годы, представленных заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1
Согласно выводам проведенной в отношении истца проверки кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия факт предоставления заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не установлен.
Результаты проведенной кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия проверки оформлены докладом на имя Врио Главы Республики Калмыкия ФИО7, направленным в адрес Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО9 сопроводительным письмом от 12 сентября 2019 года за исх.№0021/ГБ-13-08-1531.
По итогам рассмотрения материалов проверки, проведенной кадровой службой Аппарата Правительства Республики Калмыкия, начальником отдела по вопросам противодействия коррупции ФИО10 на имя руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО9 подготовлена докладная, содержащая выводы о допущенных кадровой службой в ходе проверки нарушений требований Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и гражданскими служащими Республики Калмыкия, замещающими должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, и соблюдения указанными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 7 сентября 2010 года №236.
По результатам рассмотрения указанной докладной, подготовленной начальником отдела по вопросам противодействия коррупции, руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия ФИО9 в соответствии с пунктами 3, 4 Положения об отделе по противодействию коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия о проверке достоверности и полноты сведений на основании обращения следственного управления Следственного комитета России по Республике Калмыкия от 17 мая 2019 года за исх.№16-19/000020 Отделу по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия (ФИО10) поручено провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 за период 2015-2018 гг.
В ходе проверки, проведенной отделом Отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия установлен факт несоблюдения ФИО1 своих должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, в представленных ФИО1 сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016-2019г.г., в подразделе 6.1 раздела 6 (объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании) указана квартира, расположена по адресу: <адрес>, площадью 147,7 кв.м., которая на безвозмездной основе предоставлена его дочерью ФИО11 Однако, согласно справке АО «Город шахмат», собственником данной квартиры является ООО «АвтоСпецСервис». Вместе с тем, установлено, что коттедж №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в доверительном управлении АО «Город шахмат» по договору доверительного управления №ДУ-05/1 от 04.02.2019г.. Данный коттедж предоставлялся в аренду ООО «Торгсервис» по договорам аренды: №ДА-02/16 о 01.08.2016г., №ДА-17/17 от 01.04.2017г., №ДА-01/03/18 от 01.03.2018г., №ДА-01/19 от 11.01.2019г., размер арендной платы на момент заключения договора составлял 50 000 рублей в месяц (в том числе НДС). В то же время из справки АО «Город шахмат» следует, что по вышеуказанному адресу в период с 2015 по 2019 год проживал ФИО1
Результаты проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия в отношении ФИО1 проверки оформлены докладом, содержащим вывод о том, что заместителем Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 систематически представлялись заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что влечет нарушение антикоррупционного законодательства. Главе Республики Калмыкия ФИО7 рекомендовано применить к заместителю Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 меры юридической ответственности за неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством.
Указанный доклад по итогам проверки, проведенной Отделом по вопросам противодействия коррупции, представлен Главе Республики Калмыкия ФИО7 и и.о.Председателя Правительства Республики Калмыкия ФИО8 03.10.2019 года.
В последующем распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 года №222-рг ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о чем он был уведомлен письмом заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия - Руководителя Аппарата Правительства Республики Калмыкия Г. ФИО12 от 01 ноября 2019 года за исх.№002-06-1737-С01.
Приказом №245-лс от 17.10.2019 г. Минприроды РК с истцом расторгнут срочный служебный контракт от 31.12.2015 г.
Суд, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, установил, что заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия ФИО1 систематически представлял заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. ФИО1 не сообщил представителю работодателя о конфликте интересов либо возможности его возникновения; данные действия ФИО1, допустившего конфликтную ситуацию, способную нанести ущерб его репутации, как государственного служащего, и авторитету государственного органа, были предметом проверки, материалы которой явились основанием для увольнения истца с гражданской службы на основании п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой доверия; о результатах проверки он был осведомлен, и пришел к выводу о том, что ФИО1 допущено нарушение должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Заключая контракт о прохождении государственной гражданской службы, ФИО1 тем самым согласился и с тем, что в случае несоблюдения им ограничений и запретов, непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, его служба будет прекращена в связи с утратой к нему доверия.
Такие же обязанности, ограничения и запреты возложены на ФИО1 и Должностным регламентом государственного гражданского служащего РК, замещающего должность государственной гражданской службы РК «заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 05.07.2016г. №205-лс (с изм. и доп.), с которым он был ознакомлен под роспись, что подтверждается листком ознакомления.
Таким образом, оценив представленные суду представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности доводов ответчика о том, что ФИО1 допущено нарушение служебных обязанностей допущено нарушение должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, выразившегося в предоставлении заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, потому у ответчика имелись законные основания для расторжения с ним служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Организационные основы противодействия коррупции установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного федерального закона Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Частью 4 этой же статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано создать органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В целях реализации данного Указа Президента РФ Указом Главы Республики Калмыкия от 24 октября 2016 года №129 «Об уполномоченном органе Республики Калмыкия по профилактике коррупционных и иных правонарушений» на Администрацию Главы Республики Калмыкия возложено выполнение основных задач и функций в области противодействия коррупции как на уполномоченный орган Республики Калмыкия по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Основания и порядок проведения проверки сведений о доходах установлены Положением о проверке достоверности и полноты сведений, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 7 сентября 2010 года №236.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Положением устанавливается порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими Республики Калмыкия, замещающими должности государственной гражданской службы.
Пунктом 4.1 Положения установлено, что по решению Главы Республики Калмыкия, Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия отдел по вопросам противодействия коррупции может осуществлять проверку: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение любых должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также достоверности и полноты иных сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» указанного пункта.
Согласно подпункту «а» пункта 7 Положения закреплено, что основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 указанного Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии с Положением об отделе по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия, утвержденным распоряжением Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия от 14 октября 2015 года №393-р, отдел по вопросам противодействия коррупции является структурным подразделением Администрации Главы Республики Калмыкия и выполняет функции органа Республики Калмыкия по профилактике коррупционных и иных правонарушений. По решению Главы Республики Калмыкия, Руководителя Администрации Главы Республики Калмыкия отдел по вопросам противодействия коррупции может в установленном порядке осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими любые должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия.
С учетом вышеприведенных положений суд приходит к выводу о том, что Администрация Главы Республики Калмыкия в лице своего структурного подразделения – отдела по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия по осуществлению функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе, по проведению достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими любые должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, в том числе и проверку сведений о доходах и расходах заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. В связи с чем, довод истца ФИО1 об отсутствии полномочий у отдела по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия по проведению проверки в отношении истца судом отклоняется как необоснованный.
Кроме того, Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» какого-либо ограничения, а также прямого запрета привлечения в проверку других служб, помимо отдела кадров (кадровой службы), не содержится.
Не может быть принята во внимание и ссылка истца на незаконность проведения проверки его доходов по причине того, что на момент назначения проверки он не являлся гражданским служащим. Как следует из материалов дела, на момент назначения проверки 23 сентября 2019 года истец ФИО1 являлся гражданским служащим, замещал должность заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия. От указанной должности ФИО1 был освобожден распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 октября 2019 года №222-рг.
Обращения истца к Главе Республики Калмыкия с заявлением об освобождении от должности, в том числе от 26 сентября 2019 года, не свидетельствуют о прекращении им трудовых отношений именно с указанного времени, поскольку в случае, когда работодатель имеет право прекратить трудовые отношения с работником по нескольким основаниям, право выбора конкретного основания увольнения принадлежит работодателю.
Довод истца о том, что доклад, подготовленный Отделом по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия, не датирован и не подписан, в связи с чем является недопустимым доказательством, судом отклоняется, так как в судебном заседании установлено, что данный доклад по результатам проверки отделом по противодействию коррупции Администрации Главы Республики Калмыкия (возглавляемым ФИО10) подготовлен в начале октября 2019 года, сведения и подпись лица, составившего данный доклад, отсутствуют. Вместе с тем, действующим законодательством, форма доклада о результатах проверки не предусмотрена.
Довод о том, что справка АО «Город Шахмат» от 24.09.2019г. без номера, также является недопустимым доказательством, так как генеральный директор АО «Город Шахмат» ФИО13 с истцом не знаком, справку не подписывал, судом также отклоняется, так как указанное не свидетельствует о недостоверности содержащихся в данной справке сведений о том, что собственником кот. №, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО «АвтоСпецСервис», и что ФИО1 с 01.08.2016г. по май 2019г. проживал в кот. №, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном АО «Город Шахмат» в аренду ООО «Торгсервис».
Само по себе несогласие истца с содержанием данных доклада и справки не является основанием для их признания недопустимыми доказательствами.
Также истец указал, что до применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодатель не затребовал от истца письменное объяснение, истец с докладом о результатах проверок не ознакомлен.
Данный довод отклоняется, так как ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» такой обязательной процедуры на ответчика не возлагает. Вместе с тем, истец, будучи осведомленным о проведении проверки, своим правом не воспользовался, письменные пояснения с обоснованием своей позиции не представил, с заявлением об ознакомлении с докладом и другими материалами по результатам проверки не обратился. Данных о невозможности дать такие объяснения в силу объективных причин, в том числе содержания под стражей, истцом не представлены. Истец обратился в суд с настоящим иском, ознакомился с докладом и материалами проверки, тем самым реализовал свое право на защиту своих трудовых прав. При этом результаты проведения служебной проверки ФИО1 не оспорены.
Как следует из распоряжения Главы РК от 17.10.2019г. № 222-рг со ФИО1 прекращен срочный служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РК и уволен с государственной гражданской службы Республики Калмыкия именно в связи с утратой доверия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Учитывая изложенное, не усматривается существенных нарушений при изложении представителем нанимателя в оспариваемом приказе Минприроды РК от 17.10.2019 г. № 245-лс формулировки о расторжении срочного служебного контракта с истцом.
Довод о том, что наказание в виде увольнения несоразмерно тяжести проступка, не были учтены характеризующие личность истца сведения (наличие поощрений и наград), не свидетельствуют о незаконности принятого ответчиком решения об увольнении в связи с утратой доверия, так как пунктом 10 части 1 статьи 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О противодействии коррупции», и в соответствии со ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Поскольку из положений ч. 1 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» следует, что право применить к гражданскому служащему меры юридической ответственности на основании доклада или направить данный доклад в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов принадлежит должностному лицу, уполномоченному принимать решение об увольнении гражданского служащего, ссылки истца о не направлении представителем нанимателя доклада о результатах служебной проверки в комиссию по урегулированию конфликта интересов, суд находит не состоятельными.
Таким образом, имеющиеся, по мнению истца, процессуальные нарушения не свидетельствуют о незаконности увольнения последнего в связи с утратой доверия.
Дисциплинарный проступок, в совершении которого ФИО1 признан виновным, был обнаружен руководителем и подтвержден материалами проверки 03.10.2019г., а решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности принято 17.10.2019г., то установленный ч.4 ст.58 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» месячный срок применения дисциплинарного взыскания не пропущен.
Таким образом, порядок расторжения служебного контракта и увольнения ФИО1 не нарушен, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдены, в связи с чем суд считает, что увольнение истца произведено на законных основаниях.
С учетом изложенного, оценив представленные суду представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности доводов ответчиков о том, что ФИО1 допущено нарушение должностных обязанностей и требований законодательства по противодействию коррупции, потому у ответчика имелись законные основания для расторжения с ним служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Кроме того, действия истца не находятся в зависимости от наличия (отсутствия) в его действиях состава уголовно-наказуемого деяния, и основанием для увольнения истца послужило не возбужденное в отношении него уголовное дело, а результаты проведенной в отношении него служебной проверки.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании распоряжения Главы Республики Калмыкия № 222-рг от 17.10.2019 г. о прекращении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности, увольнении с государственной гражданской службы Республики Калмыкия в связи с утратой доверия, и приказа Минприроды РК №245-лс от 17.10.2019 г. о расторжении срочного служебного контракта от 31.12.2015 г. незаконными. Соответственно, требования о восстановлении истца на работе в ранее занимаемой должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда, а также изменении формулировки увольнения на увольнение по собственному желанию с 20.02.2020 г., удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, Главе Республики Калмыкия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, и о восстановлении трудовых прав, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Эминов