Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2018 года г. Владивосток Советский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Самусенко О.А., при секретаре Сисёлкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, ФИО к администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением и возложении обязанности заключить договор социального найма, УСТАНОВИЛ: ФИО обратился в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес>, в обоснование указав, что он проходил службу в ОВД Приморского края в период с 1998 по <дата>. В период прохождения службы ФИО было распределено жилое помещение, расположенное по адресу г.Владивосток, <адрес> где проживает по настоящее время с супругой ФИО В связи с инвентаризацией вышеуказанные квартиры №<номер>,<номер>, которые были предоставлены истцу, объединены в одну с присвоением <номер>. Иных помещений на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Истец своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Истец обращался в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес> с заявлением о заключении с ним договора социального найма, но <дата> получил отказ от заключения договора социального найма на основании ст. 47 ЖК РСФСР и ст. 63 ЖК РФ- отсутствия решения о предоставлении истцу указанного жилого помещения. С данным отказом не согласен, считает его неправомерным. ФИО просит суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу г.Владивосток, <адрес> на условиях социального найма, обязать заключить договор социального найма на состав семьи 2 человека. На основании определения Советского районного суда г. Владивостока от <дата> в качестве соистца была привлечена ФИО, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Приморскому краю. На основании определения Советского районного суда г. Владивостока от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Территориальное управление Росимущества по Приморскому краю. В судебном заседании истцы ФИО, ФИО поддержали исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивали на удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что факт длительного проживания истца в спорном жилом помещении не влечет возникновения у него права на заключение с ним договора социального найма. То обстоятельство, что истец несет бремя содержания указанного жилого помещения, не имеет правового значения, поскольку обязанность оплаты за пользование жилым помещением предусмотрена ст. 100 ЖК РФ. Представитель третьего лица УМВД России по Приморскому краю по доверенности ФИО суду пояснила, что нуждающимися в улучшении жилищных условий до <дата> сотрудников полка ДПС ГИБДД при УВД Приморского края за 2003 и сотрудников аппарата УВД по Приморскому краю за 2003-2010, ФИО не значился. Протоколы заседания жилищно-бытовой комиссии полка ДПС ГИБДД УВД по Приморскому краю в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Приморскому краю не передавались. На заседаниях жилищно-бытовой комиссии УВД Приморского края в 2004 вопрос о предоставлении сотрудникам жилых помещений, расположенных по адресу: г. Владивосток, <адрес>, не рассматривался. Протокол заседания жилищной комиссии полка ДПС ГИБДД УВД по Приморскому краю от <дата> о предоставлении квартиры ФИО и разрешение на вселение или иные документы, являющиеся основанием для вселения в смежные комнаты № <номер> в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Приморскому краю отсутствуют. Полагает, что УВМД России по Приморскому краю не является третьем лицом по делу, поскольку не может повлиять на права и обязанности заинтересованных сторон(л.д.86). В судебном заседании представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Приморском крае по доверенности ФИО, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку спорная квартира в Реестре федерального имущества не числится, право собственности Российской Федерации на нее не зарегистрировано. Допрошенная <дата> в судебном заседании свидетель ФИО, пояснила, что проживает по адресу: г. Владивосток, <адрес> с 1989 года. ФИО знает с 2004, с этого момента он проживает в этом доме со своей женой. Когда именно изменилась нумерация квартир, не помнит. Допрошенный <дата> в судебном заседании свидетель ФИО, пояснил, что проживает по адресу: г. Владивосток, <адрес> с 1988-1989 года. Ранее его квартира была под № 40, затем произошла смена нумерации квартир в 2008 году. ФИО знает с 2004, он проживает в этом же доме в квартире со своей женой. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Положениями ст. 5 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В судебном заседании установлено и не оспорено участниками процесса, что ФИО проходил службу в ОВД Приморского края в период с <дата> по <дата>. Распоряжением Территориального Управления Росимущества по Приморскому краю от <дата> № 189-р за УВД Приморского края закреплено на праве оперативного управления являющееся собственностью Российской Федерации жилое здание, общей площадью 821,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> <дата> жилищной комиссией полка ДПС ГИБДД УВД по Приморскому краю ФИО было предоставлено для проживания служебное помещение, расположенное по адресу: г. Владивосток, <адрес> (л.д. 6). В связи с проведением процедуры инвентаризации, согласно техническому паспорту здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, от <дата> произошла смена нумерации квартир дома. Предоставленное ФИО жилое помещение, расположенное по адресу: г. Владивосток, <адрес> В 2007 УВД по Приморскому краю обратилось в Территориальное управление Росимущества с просьбой изъять из оперативного управления УВД по Приморскому краю указанное жилое здание. Данное жилое здание общей площадью 821,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> было передано в муниципальную собственность Владивостокского городского округа на основании распоряжения № 565-р от <дата> Федерального агентства по управлению государственным имуществом. По настоящее время ФИО, ФИО проживают в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги. Однако, истцы не имеют регистрации по указанному жилому помещению, ФИО зарегистрирован по адресу: г. <адрес> что подтверждается выпиской из формы № 10; ФИО зарегистрирована по адресу: <...>, что подтверждается копией паспорта (л.д. 13, 24). Указанные жилые помещения находятся в собственности иных лиц. В 2017 году ФИО обратился в Управление по учету и распределению жилой площади по вопросу заключения с ним договора социального найма, на состав семьи 2 человека – ФИО, ФИО Ответом Управления по учету и распределению жилой площади от <дата> было отказано в заключении договора социального найма на основании ст.47 ЖК РСФСР, ст. 63 ЖК РФ (л.д. 4). Суд приходит к выводу о том, что отказ в заключении договора социального найма является неправомерным. Согласно ст.101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления ФИО спорной квартиры, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях. В ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 15). При этом включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом общих и специальных требований, предъявляемых к специализированным жилым помещениям в зависимости от их вида (п. 12 Правил). В соответствии с пунктом 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата>. N 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 названного Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28). В силу статьи 4 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и приведенному Федеральному закону. Пункт 28 Типового положения, утвержденный в период действия Жилищного кодекса РСФСР, не противоречил его статье 108, предусматривавшей невозможность выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших жилое помещение, не менее 10 лет. В силу статьи 7 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат. Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Как установлено судом первой инстанции, спорное жилое помещение было предоставлено на законном основании – жилищной комиссии полка ДПС ГИБДД УВД по Приморскому краю (л.д. 6), истец вселился в квартиру до того, как данный объект недвижимости был передан в муниципальную собственность. На момент передачи дома в муниципальную собственность в 2013 году истец проживал в спорной квартире, отсутствие ордера не свидетельствует о самовольном вселении истца в спорную квартиру, поскольку данное жилое помещение было распределено ФИО в установленном порядке. Отсутствие правоустанавливающих документов на квартиру не может являться препятствием к осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Между администрацией <адрес> и ФИО сложились отношения, которые регулируются нормами жилищного законодательства о договоре социального найма жилого помещения, в силу положений статьи 7 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Доказательств, свидетельствующих о том, что после передачи спорной квартиры в муниципальную собственность она была включена в специализированный жилищный фонд со статусом "служебной", ответчиком не представлено. Иных доказательств, подтверждающих служебный статус жилого помещения, ответчиком не предоставлено. В соответствии со ст.63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. По правилам статьи 10 ЖК РФ к числу оснований возникновения жилищных прав и обязанностей отнесены, в том числе и действия участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Истец был вселен и проживает в спорном жилом помещении совместно с супругой ФИО по настоящее время, законность проживания их в занимаемом жилом помещении никем не оспаривалась, требований о выселении из спорного жилого помещения после передачи жилого фонда в муниципальную собственность ответчиком не было заявлено. О правомерности проживания истцов также свидетельствует их постоянное проживание в вышеуказанном помещении и осуществление обязанностей нанимателей по оплате коммунальных услуг, ремонта жилья. На сегодняшний день задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствует. Другого жилого помещения истцы не имеют. Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Принимая во внимание, что квартира находится в муниципальной собственности, на ответчике лежит обязанность по заключению с истцами договора социального найма в отношении спорной квартиры для реализации прав и обязанностей сторон по договору. В силу ч. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ФИО, ФИО к администрации <адрес> удовлетворить. Признать право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> площадью 46,8 кв.м., на условиях социального найма за ФИО, ФИО. Обязать администрацию г. Владивостока заключить с ФИО, ФИО договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> площадью 46,8 кв.м, на состав семьи 2 человека. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, исчисляя срок с <дата>. Судья Самусенко О.А. |