ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-154/2021 от 21.01.2021 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

КОПИЯ 66RS0008-01-2020-003030-57

Дело №2-154/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2021 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сорокиной Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ежовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева В.И. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКУ» о признании незаконным бездействие ответчика, обязании в предоставлении документов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев В.И. обратился в суд с иском к ООО УК «ЖКУ», в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном и формальном ответе; обязать ответчика предоставить: лицензию на предоставление жилищных и коммунальных платных услуг, документы в отношении директора (диплом, соответствующий занимаемой должности, декларацию о доходах, справки от врачей - психиатра, нарколога, терапевта), протокол собственников жилья многоквартирного дома с результатами итогов голосования за ООО УК «ЖКУ»; обязать предоставить акты выполненных работ за период с октября 2017 года по октябрь 2020 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что истец является собственником <Адрес> в г. Нижний Тагил. Многоквартирный дом управляется ответчиком, который является исполнителем жилищных и коммунальных услуг, предоставляет счета-квитанции на оплату и принимает за ним плату. Считает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении обращения истца и предоставлении недостоверной информации, носящий признак отписки; ненаправлении в адрес истца ответа по существу заданных вопросов. 25.12.2018 истец обратился письменно с заявлением по поводу предоставления достоверной информации с целью выяснения законности действий ответчика в доме и на территории, которая принадлежит собственникам жилья. Полагает, что информация, размещенная на сайте носит информационный характер, не может подтвердить законность того или другого документа. Ежегодный отчет управляющей компании перед собственниками является обязательным элементом их деятельности.

Определением суда от 11 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом; направил ходатайство об отложении судебного разбирательства, указав, что его представитель находится в служебной командировке; приложив копию электронного билета авиаперевозчика «Уральские авиалинии», выданного на имя Ш., согласно которому пассажиром совершается перелет по маршруту Москва-Екатеринбург 20 января 2021 с прибытием в аэропорт назначения – Кольцово в 14:15 минут. Представленный документ не подтверждает невозможность явки представителя истца в судебное заседание, назначенное на иной, следующий день – 21 января 2021 года; не подтверждает нахождение представителя истца в служебной командировке. Сведений об уважительности причин неявки стороны истца суду не представлено.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв по иску, в котором исковые требования не признал. При этом указано, что Согласно абзацу 3 пункта 6 Стандарта управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях. Управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе. Ковалев В.И., проживающий в <Адрес>, отправлял в ООО УК «ЖКУ» запросы о предоставлении информации - 25.12.2018г. (вх. №№185а; 185) и 15.01.2019г. (вх. №№8; 9; 10). На обращения Ковалева В.И. ответчик направил почтовым отправлением ответы в адрес истца - 09.01.2019г. (исх. №№185а; 185) и 22.01.2019г. (исх. №№8; 9; 10), о чем имеются копии квитанций. В своих ответах управляющая организация сообщала, что информация в полном объеме размещена в сети интернет на официальных сайтах с указанием адресов, а также на доске объявлений в офисе компании. Кроме того, по Стандарту раскрытия информации собственники не могут требовать предоставления им оригиналов и заверенных копий документов управляющей организации, если иное не предусмотрено в договоре управления. При поступлении в управляющую организацию такого запроса от Ковалева В.И. ему разъяснялось, что с документами можно ознакомиться в офисе УК. Стандартом раскрытия информации не предусмотрена обязательная выдача копий документов о финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, заверенных надлежащим образом. Более того, истец не уполномочен был общим собранием для проверки стоимости выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на материалы, указанные в актах (ст.748 ГК РФ, ПП РФ №491). В актах приёмки выполненных работ, как и в формах раскрытия информации (Приказ Минстроя №882/пр) указывается не себестоимость работ, а фактическая их стоимость. В связи с чем запрашиваемая Ковалевым В.И. информация не подлежала раскрытию согласно требованиям действующего законодательства. Следовательно, такая информация собственнику представлена быть не может. Всю информацию по формам Минстроя собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УК, портале Реформа ЖКХ и в ГИС ЖХ, что и было указано в письменных ответах на запросы. В печатном виде сведения хранятся на информационных досках в офисе ООО УК «ЖКУ» и на досках объявлений в подъездах МКД. Собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, а только в рамках Стандарта раскрытия информации. Также ни действующее законодательство, ни договор управления не позволяет собственникам снимать с оригиналов документов копии любым способом. При этом, согласно требованиям ст.19 ФЗ №152 «О персональных данных» ООО УК «ЖКУ» имеет право принимать меры для защиты персональных данных своих сотрудников, в том числе, директора, когда личная информация о человеке может быть обработана только при наличие его согласия на такие действия. Директор ООО УК «ЖКУ» О. не давала согласия на обработку своих персональных данных запрашиваемых Ковалевым В.И.. Таким образом, требуемая информация не может быть предоставлена истцу. Кроме того, юридически Стандарт раскрытия информации утратил свою силу с 1 января 2021 года. Стандарт был утверждён во исполнение конкретной нормы закона - ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, которая утратила свою силу с 1 июля 2019 года. И, соответственно, постановление Правительства РФ №731 по факту перестало действовать. Считают, что доказательств несения физических и нравственных страданий истцом не представлено, а значит, требование о возмещении морального вреда также не подлежит удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, представитель Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Огласив иск, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Частями 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Судом установлено, что ООО УК «ЖКУ» оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <Адрес> в г. Нижнем Тагиле, что подтверждается представленными документами.

Истец является собственником жилого помещения – <Адрес> в городе Нижний Тагил, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, не оспорено стороной ответчика, в связи с чем вправе предъявить иск к ответчику о защите прав потребителей.

Истцом указано, что 25.12.2018 истец обратился письменно с заявлением по поводу предоставления достоверной информации с целью выяснения законности действий ответчика в доме и на территории, которая принадлежит собственникам жилья.

Согласно ч. 11 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) был утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт), который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (п. 1).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).

К информации, которую управляющая организация обязана раскрывать, перечисленной в п. 3 Стандарта, в том числе относится: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.

Согласно п. 4 Стандарта, отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.

Пунктом 5 Стандарта установлены способы раскрытий информации управляющей организацией о своей деятельности по управлению многоквартирным домом, согласно подп. "г" которого информация предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Согласно п. 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.

На основании п. 17 Стандарта, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

В своем обращении 25.12.2018 (л.д.8,9) истец просил в ООО УК «ЖКУ» предоставить ему различную информацию, в том числе ЕГРЮЛ, копию договора об оказании услуг, документы на природные ресурсы, используемые трубы, справку о размере дотаций, устав, реестр членов ТСЖ, УК, бухгалтерскую отчетность, сметы доходов и расходов, заключение ревизионной комиссии, документы в отношении общего имущества дома, отражаемые на балансе, учредительные документы, документы, подтверждающие итоги голосования за выбор управления домом, в том числе бюллетени для голосования, доверенности, акты передачи имущества МКД, технический паспорт, земельную карту придомового участка или кадастровую карту, акт выполненных работ и смету по приемке работ по МКД, схему теплоснабжения и электроснабжения, приказы по холодной воде и водоотведению, а также справки в отношении служащих, являющихся исполнителями услуг, наличие высшего образования, декларацию о доходах, справки от врачей об отсутствии учета у психиатра, нарколога, терапевта, отсутствию судимости. Полагает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении обращения истца и предоставлении недостоверной информации, носящий признак отписки; ненаправлении в адрес истца ответа по существу заданных вопросов. Полагает, что информация, размещенная на сайте носит информационный характер, не может подтвердить законность того или другого документа.

В своем иске Ковалев В.И. считает не полной информацию, которая ему была предоставлена, в связи с чем просит возложить обязанность на ответчика предоставить документы, в том числе: лицензию на предоставление жилищных и коммунальных платных услуг, документы в отношении директора общества (диплом, соответствующий занимаемой должности, декларацию о доходах, справки от врачей об отсутствии учета у психиатра, нарколога, терапевта), протокол собственников жилья многоквартирного дома с результатами итогов голосования за ООО УК «ЖКУ»; обязать предоставить акты выполненных работ за период с октября 2017 года по октябрь 2020 года;

Как следует из представленных документов ответчиком ООО УК «ЖКУ» на обращение Ковалева В.И., истцу направлен был почтовым отправлением ответ в адрес истца - 09.01.2019 (исх. №185а), о чем представлены тексты данных документов, копии квитанции об отправлении, что фактически не оспорено истцом, которым указано, что само содержание ответа является формальным.

В своем ответе управляющая организация сообщала, что управление домом осуществляет на основании действующей лицензии № 124 от 27.04.2015 с 01.10.2010 (ИНН 6623071956, ОГРН 1106623005411). Также сообщила, что предусмотренная законом, в том числе в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731, информация в полном объеме размещена в сети интернет на официальном сайте с указанием конкретного адреса – www.zhku-vagonka.ru и в ГИС ЖКХ.

Руководствуясь нормами пункта 5(1), 6 Стандарта раскрытия информации, а также, учитывая приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016, Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014, действовавшими в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что ознакомление ответчиком истца с информацией, содержание которой должно быть раскрыто, должно производиться путем ее размещения на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Как установлено судом, на обращение истца о предоставлении информации на основании Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 управляющей организацией в соответствии с п. п. 17 и 21 Стандарта дан ответ, а именно - сообщен официальный адрес сайта, где размещена информация о деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом. На момент обращения истца к ответчику вся предусмотренная Стандартом информация на сайте имелась. Кроме того, стороной ответчика изложено, что вся необходимая информация размещена на доске объявлений в офисе компании, о чем представлены подтверждающие документы. При этом согласно Стандарту раскрытия информации собственники не могут требовать предоставления им оригиналов и заверенных копий документов управляющей организации, если иное не предусмотрено в договоре управления. Стандартом раскрытия информации не предусмотрена обязательная выдача копий документов о финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, заверенных надлежащим образом.

Частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен порядок, состав, сроки раскрытия и в установленных законом случаях предоставления потребителям информации, касающейся деятельности ответчика, как управляющей организации.

Суд приходит к выводу, что ответ на обращение истца дан, в том числе по существу поставленных в обращении вопросов, которые подлежали разрешению, в установленный законом срок и какие-либо права истца не нарушает. При этом данное обращение содержало в себе также требование о предоставлении иной информации, в том числе личного характера, касающегося персональных данных руководителя общества, что и истребует истец также в настоящем иске.

В судебном заседании нашел подтверждение довод ответчика о том, что истец не уполномочен был общим собранием для проверки стоимости выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на материалы, указанные в актах (ст.748 ГК РФ, ПП РФ №491); в актах приёмки выполненных работ, как и в формах раскрытия информации (Приказ Минстроя №882/пр) указывается фактическая их стоимость. Кроме того, в силу ст.19 ФЗ №152 «О персональных данных» ООО УК «ЖКУ» не имеет право в целях защиты персональных данных предоставлять сведения, в том числе личного характера в отношении своих сотрудников, в том числе, директора ООО УК «ЖКУ», которая не давала согласия на обработку своих персональных данных, запрашиваемых Ковалевым В.И.. Таким образом, остальная истребуемая в обращении от 25.12.2018 (№185а) информация не может быть предоставлена истцу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истребуемая Ковалевым В.И. информация, за исключением подлежащей раскрытию на основании вышеуказанных Стандартов, не подлежала раскрытию согласно требованиям действующего законодательства.

При этом в письменном отзыве ответчика изложено, что Ковалев В.И. отправлял в ООО УК «ЖКУ» также иные запросы о предоставлении информации от 25.12.2018 (№ 185), 15.01.2019г. (вх. №№8; 9; 10) и 22.01.2019г. (исх. №№8; 9; 10), на что ему даны ответы. Указанные действия предметом спора не являются.

Суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Положениями ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантируется защита жилищных прав, при этом защита жилищных прав может осуществляться, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, и данный способ защиты подлежит применению только в случае, когда имеет место реальное нарушение законных прав и интересов лица, требующего их защиты.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исходя из смысла вышеприведенных норм, бремя доказывания нарушения своих прав и свобод действиями (бездействием) ответчика, лежит на истце.

Истцом в материалы дела не представлено доказательств того, что его право на получение указанной в исковом заявлении информации нарушено со стороны ответчика, а также повлекло нарушение его прав, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о предоставлении информации надлежит отказать.

В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В силу п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Учитывая, что факт нарушения прав истца как потребителя судом не установлен, то не имеется оснований и для удовлетворения данного требования.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ковалева В.И. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖКУ» о признании незаконным бездействие ответчика, обязании в предоставлении документов, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия.

Судья: подпись Е.Ю. Сорокина

Мотивированное решение изготовлено 28 января 2021 года.

Судья: подпись Е.Ю. Сорокина

Копия верна: Судья- Е.Ю. Сорокина