ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-154/2022УИД от 14.03.2022 Боровичского районного суда (Новгородская область)

дело № 2-154/2022 УИД: 53RS0002-01-2021-003105-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 14 марта 2022 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Петровой М.Е.,

с участием прокурора Сизовой А.Э.,

представителя третьего лица МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Боровичского муниципального района» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к Министерству строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области об обязании обеспечить надлежащее состояние защитного учреждения гражданской обороны,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству строительства, архитектуры и имущественных отношений <адрес>, закрытому акционерному обществу «Знамя», в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при учете, содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны - защитного сооружения гражданской обороны (убежище) инвентарный № 71У-54, расположенного по адресу: <...>, находящегося в собственности Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области. Указанный объект является защитным сооружением гражданской обороны, проектной вместимостью 100 человек, относящемуся к убежищу А - III (Далее - Убежище). Межрайонной прокуратурой 17.05.2021 с привлечением специалиста надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новгородской области проведена проверка фактического состояния убежища с выходом на место - <...>. Исследованием указанного убежища выявлены следующие нарушения: не проведена проверка ЗС ГО на герметичность (п. 4.1.3 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» далее - Правила эксплуатации ЗС ГО); отсутствует документация ЗС ГО в соответствии с перечнем, установленным п. 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО; при осмотре отсутствуют средства пожаротушения в защитном сооружении (п. 4.1.2 Правила эксплуатации ЗС ГО); не исправны система электроснабжения, связи, автоматики защитного сооружения (п. 4.1.2 Правила эксплуатации ЗС ГО); пути движения, вход в убежище и выход из него, воздухоприёмные подголовки заросли древесной порослью и травой (п. 3.2.3 Правил эксплуатации ЗС ГО); потолки и стены убежища влажные (с конденсатом) (п. 3.2.7 Правил эксплуатации ЗС ГО); отделка внутренних помещений местами разрушена и осыпается (п. 3.2.8 Правил эксплуатации ЗС ГО); отсутствует тягонапоромер для измерения подпора воздуха в убежище (п.4.3.10 Правил эксплуатации ЗС ГО); не создано звено по обслуживанию ЗС ГО в мирное время (п. 1.4 Правил эксплуатации ЗС ГО); двери, механизмы их задраивания частично (большей частью внизу) покрыты коррозией (ржавчиной), разгружающие подставки имеются частично, но не нагружены дверьми. Двери и механизмы их задраивания усилием одного человека не закрываются (п. 3.2.5, п. 4.2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО); фильтровентиляционное оборудование, воздуховоды, задвижки, клапаны частично покрыты ржавчиной. Фильтры ФП ржавые, срок их годности истёк (3.3.2, п. 3.4.4 Правил эксплуатации ЗС ГО). Таким образом, требования законодательства по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитного сооружения гражданской обороны; содержания его в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, не соблюдаются. На момент проверки убежище находится в ненадлежащем состоянии и не готово к приему укрываемых.

В настоящее время в реестре имущества Новгородской области учитывается объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны площадью 107,8 кв.м по адресу: <...>. Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области 08 сентября 1993 года был заключен договор №40 на право полного хозяйственного ведения государственным имуществом, предназначенным для гражданской обороны. До настоящего времени комиссия для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны не создана, вопрос о снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны не решен.

Ссылаясь на нормы Федерального закона РФ «О гражданской обороне», Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, прокурор просил обязать Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, Закрытое акционерное общество «Знамя» обеспечить надлежащее состояние защитного учреждения гражданской обороны, относящегося к убежищу класса А - III, инв. № 71У-54, расположенного по адресу: <...>.

Определением суда от 20 января 2022 года производство по делу по иску прокурора в части возложения на закрытое акционерное обществе «Знамя» обязанности по обеспечению надлежащего состояния защитного учреждения гражданской обороны, относящемуся к убежищу класса А – III, инв. №71У-54, расположенному по адресу: <...> – прекращено в связи с отказом от иска.

08 февраля 2022 года определением суда (протокольная форма) принято заявление прокурора об изменении исковых требований, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что указанное в заявлении ЗСГО переведено на эксплуатацию в качестве укрытия в соответствии с пп. 2.15 Правил № 583, к убежищам, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные Правилами № 583 для укрытий.

С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обязать Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны, относящегося к убежищу класса А - III и эксплуатируемого в качестве укрытия, инв. № 71У-54, расположенного по адресу: <...>, а именно: обеспечить наличие документации ЗСГО в соответствии с перечнем, установленным п. 3.6 Правил № 583; обеспечить наличие средств пожаротушения в ЗСГО (п. 4.1.2 Правил № 583); привести в исправное состояние системы электроснабжения, связи, водоснабжения и канализации ЗСГО (п. 4.1.2 Правил № 583); произвести очистку путей движения в ЗСГО, вход и аварийный выход из него (п.п. 3.2.3, 4.1.2 Правил № 583); обеспечить нахождение потолков и стен в сухом состоянии (п. 3.2.7 Правил № 583); устранить разрушение и осыпание отделки внутренних помещений ЗСГО (п. 3.2.8 Правил № 583); обеспечить создание звена по обслуживанию ЗСГО в мирное время (п. 1.4 Правил № 583); обеспечить защиту входа и аварийного выхода от атмосферных осадков и поверхностных вод (п. 3.2.6 Правил № 583); обеспечить очистку от снега воздухозаборных и вытяжных каналов ЗСГО (п. 3.2.14 Правил № 583); обеспечить нормативное состояние дверей, механизмов их задраивания, разгружающих подставок под дверьми (п.п. 3.2.5, 4.2.4 Правил № 583).

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Боровичского муниципального района» и закрытое акционерное общество «Знамя».

В судебном заседании прокурор Сизова А.Э. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить, поскольку проведенной прокуратурой проверкой установлены нарушения условий содержания защитного сооружения, в связи с чем прокурор был вынужден подать иск об обязании ответчика привести защитное сооружение в надлежащее состояние. Считают Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области надлежащим ответчиком, поскольку до настоящего времени договор с ЗАО «Знамя» не заключен. Просят установить срок устранения выявленных нарушений в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживает ранее представленный отзыв, согласно которому полномочия Министерства определены Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 № 332 и Областным законом от 30.04.2009 № 519-03 «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Новгородской области». На территории области Министерство обеспечивает исполнение установленных федеральным и областным законодательством полномочий по учету имущества, находящегося в собственности Новгородской области и осуществляет ведение реестра имущества Новгородской области. В соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 06.11.2018 № 526 Министерство ведет учет защитных сооружений гражданской обороны и иных объектов гражданской обороны, находящихся в областной собственности, в реестре имущества Новгородской области. В реестре имущества Новгородской области учитывается объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны площадью 107,8 кв.м, расположенный по адресу: <...>, в отношении данного объекта комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области и государственным предприятием АООТ «Знамя» 08 сентября 1993 года был заключен договор № 40 на право полного хозяйственного ведения государственным имуществом, предназначенным для гражданской обороны. В соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №2284 от 24.12.1993, запрещена приватизация защитных сооружений гражданской обороны. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994 года № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Таким образом, ЗАО «Знамя», являясь правопреемником приватизированного государственного предприятия АООТ «Знамя», на основании п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, п. 3 договора № 40 от 08.09.1993 года обязано обеспечивать сохранность объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. В адрес ЗАО «Знамя» направлен проект договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны на спорное защитное сооружение гражданской обороны и акты приема - передачи объектов и имущества гражданской обороны, для подписания. Действующим законодательством не предусмотрена возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения с ним договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны. Следовательно, до подписания договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, действует договор на право полного хозяйственного ведения государственным имуществом, предназначенным для гражданской обороны № 40 от 08.09.1993 года. Кроме того, в связи с неудовлетворительным состоянием данного защитного сооружения гражданской обороны и нецелесообразностью его восстановления министерством ведется работы по подготовке соответствующего пакета документов и направления его в адрес министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в целях снятия с учета и списания. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Администрации Боровичского муниципального района по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, уведомлены надлежаще, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения требований в соответствии с действующим законодательством РФ не возражают.

Представитель третьего МКУ «Управление по делам Гражданской обороны и ЧС Боровичского муниципального района» ФИО1 в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержал, полагал их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях при рассмотрении дела представитель Управления поддерживал заявленные прокурором требования.

Представитель третьего лица ЗАО «Знамя» ФИО4 в судебное заседание не судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда, сообщив, что в настоящее время деятельность ЗАО «Знамя» приостановлена, территория ЗАО «Знамя» ограничена сервитутом по проходу и проезде к убежищу.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предметом прокурорского надзора, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Из положений пункта 1.2 Правил следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Из материалов дела следует, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства при учете, содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (убежища) третьего (А-III) класса, инвентарный № 71У-54, расположенного по адресу: <...>.

Обследованием убежища, проведенным помощником Боровичского межрайонного прокурора с участием сотрудника ОНД и ПР по Боровичскому, Любытинскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Новгородской области выявлены многочисленные нарушения приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583, в нарушение утвержденных Правил: п. 3.6 - отсутствует документация ЗСГО в соответствии с перечнем, установленным; п. 4.1.2 - отсутствуют средства пожаротушения, неисправны системы электроснабжения, связи, водоснабжения и канализации ЗСГО; п.п. 3.2.3 - пути движения в ЗСГО, вход и аварийный выход из него не свободны, воздухоприёмные оголовки заросли травой; п. 3.2.7 - потолки и стены убежища влажные (с конденсатом); п. 3.2.8 - отделка внутренних помещений местами разрушена и осыпается; п. 1.4 Правил не создано звено по обслуживанию ЗСГО в мирное время; п. 3.2.6 Правил вход и аварийный выход не защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод; п. 3.2.14 - воздухозаборные и вытяжные каналы ЗСГО не очищены от снега; п.п. 3.2.5, 4.2.4 - двери имеют повреждения, механизмы их задраивания частично (большей частью внизу) покрыты коррозией (ржавчиной), разгружающие подставки имеются частично, но не нагружены дверьми. Двери и механизмы их задраивания усилием одного человека не закрываются.

Таким образом, в ходе неоднократных обследований ЗСГО установлено, что спорное защитное сооружение находится в ненадлежащем состоянии, и не готово к приему укрываемых.

Доказательств, опровергающих представленные прокурором материалы, как и того факта, что организацией, эксплуатирующей спорное ЗСГО является ЗАО «Знамя», ответчиком не представлено.

Вышеуказанное защитное сооружение учтено в реестре имущества Новгородской области как защитное сооружение гражданской обороны, что подтверждается представленной в материалы дела Выпиской об объектах из реестра имущества Новгородской области.

В направленной 30 апреля 2021 года в Боровичскую межрайонную прокуратуру информации Министерство ссылается на обязанность ЗАО «Знамя» как правопреемника приватизированного государственного предприятия по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны и принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Как следует из представленных ответчиком документов, 29.06.1993 Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области принято решение №912 о передаче в полное хозяйственное ведение АООТ «Знамя» государственного имущества, предназначенного для гражданской обороны – двух углубленных складов ИТМ, введенных в эксплуатацию в 1985 году.

08.09.1993 комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области и акционерным обществом «Знамя» заключен договор №40 о закреплении за Обществом на правах полного хозяйственного ведения государственного имущества – двух углубленных складов ИТМ. Пунктом 10 указанного договора предусмотрено преимущественное право правопреемника Общества на перезаключение договора.

06.05.2010 Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области ЗАО «Знамя» направлено предложение представить в комитет обращение (с технической документацией на объект ГО) для последующего оформления договора о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий гражданской обороны.

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования убежища инв. №71У-54 по адресу: <...> (территория ЗАО «Знамя») убежище на баланс организации не передано (не находится), сведения о заключении договора о передаче убежища в пользование (аренду) отсутствуют, убежище не используется, не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне, к приему укрываемых не готово. Комиссией сделан вывод эксплуатировать в качестве укрытия в соответствии с письмом ГУ МЧС России по Новгородской области от 23.01.2018 №343-9-2-1. С указанным актом ответчик был знаком, располагал его копией.

Распоряжением от 29.02.2008 №247-рг Администрации Боровичского муниципального района ЗАО «Знамя» предоставлен в собственность для ведения производственной деятельности земельный участок с кадастровым номером площадью 7 119 кв.метров, расположенный по адресу: <...>, в том числе ограничение в пользовании 234 кв. метра – право прохода и проезда через земельный участок.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, материалов землеустроительного дела в отношении указанного участка, при межевании земельного участка, переданного в последующем в собственность ЗАО «Знамя» земельный участок, на котором расположено спорное ЗСГО не включен в границы земельного участка с кадастровым номером 53:22:021222:0014, в утвержденном начальником ТО №3 Управления Роснедвижимости 13.12.2007 плане границ значится как зем. участок Управление гражданской обороны г. Боровичи. Земельный участок, переданный ЗАО «Знамя» обременен правами сторонних лиц для проезда, прохода к убежищу.

В журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО) на территории Боровичского муниципального района, который ведется МКУ «Управление ГОЧС Боровичского муниципального района» Администрации Боровичского муниципального района, спорное сооружение учтено в разделе 1 «Убежища» с отметкой в графе примечания об эксплуатации в качестве укрытия.

Согласно сведениям Главного управления МЧС России по Новгородской области от 31.01.2022 года № ИВ-183-222 вышеуказанное сооружение гражданской обороны переведено на эксплуатацию в качестве укрытия в соответствии с п.п. 2.15 приказа МЧС России от 15.12.2022 года № 583 и методическими рекомендациями МЧС России от 30.11.2016 года № 2-4-71-69-11.

В настоящее время сведения о спорном объекте как о защитном сооружении содержатся в Перечне защитных сооружений гражданской обороны, предлагаемых использовать в качестве ПРУ (укрытий), находящихся на территории Новгородской области, согласованном заместителем директора Департамента гражданской обороны и защиты населения 16 января 2018 года (порядковый номер 12855, номер в реестре МЧС России 12038).

Из паспорта убежища № 71-54 следует, что по адресу: <...> расположен объект гражданской обороны - убежище, площадью 78 кв.м, вместимостью 100 человек, класс защиты А-III, данный объект был принят в эксплуатацию 24.12.1985 года, изначально принадлежал заводу «Эмальпосуда», назначение убежища в мирное время - склад инвентаря и оборудования.

Комитетом по управлению государственным имуществом области направлялся запрос 12.05.2010 года № 4179 на имя Главы администрации Боровичского муниципального района о предоставлении сведений об объектах ГО, в котором указано, что на территории Боровичского муниципального района находятся в собственности Новгородской области объекты гражданской обороны, в числе которых убежище по адресу: <...>. Договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, расположенных на территории Боровичского муниципального района, заключенных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 года № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», в комитете отсутствуют, в адрес ЗАО «Знамя» направлено уведомление о необходимости заключения такого договора.

Как следует из представленных ответчиком материалов, 23 ноября 2021 года Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области направило в адрес ЗАО «Знамя» проект договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении коллективного (защитного сооружения) общей площадью 107,8 кв.м, расположенного по адресу: <...> (инв. № 71У-54) и акты приема-передачи объектов и имущества гражданской обороны с требованием их подписания.

Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 24.11.2021 года № 2.10-21/23510 налоговая отчетность ЗАО «Знамя» за период с 2019 года по 2021 год не предоставлена, в Единый государственный реестр юридических лиц 18.08.2021 года внесена запись о недостоверности сведений о руководителе ФИО5 в связи со смертью 29 мая 2021 года, уведомление о начале процедуры ликвидации от ЗАО «Знамя» не поступало. Процедуры приостановления деятельности коммерческой организации действующим законодательством не предусмотрено.

В настоящее время в ЕГРЮЛ внесены актуальные сведения о руководителе ФИО4.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение и ответчиком не опровергнуто, что спорное ЗСГО – расположенное по адресу: <...>, убежище № 71-54, в отношении которого принято решение о его эксплуатации в качестве укрытия, не соответствует требованиям, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, а также требованиям инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне.

До настоящего времени решения о снятии с учета защитного сооружения не принято, спорное ЗСГО значится в реестре имущества Новгородской области.

По действующему Порядку создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 функции по осуществлению контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию отнесены как к компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, так и к компетенции федеральных органов исполнительной власти (п. п. 8, 9 указанного Порядка).

На протяжении длительного времени уполномоченными на управление и распоряжение имуществом Новгородской области органами при наличии информации об отсутствии договора о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с правопреемником реорганизованного общества, о ненадлежащем состоянии ЗСГО, не принимались меры к заключению такого договора, к приведению убежища в надлежащее состояние либо к его снятию с учета, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для возложения на Министерство обязанности по приведению ЗСГО в надлежащее состояние суд находит несостоятельными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению с установлением срока для устранения выявленных нарушений в шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить надлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны, относящемуся к убежищу класса А - III и эксплуатируемому в качестве укрытия, инв. № 71У-54, расположенному по адресу: <...>, в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, а именно:

обеспечить наличие документации ЗСГО в соответствии с перечнем, установленным п. 3.6 Правил; обеспечить наличие средств пожаротушения в ЗСГО, привести в исправное состояние системы электроснабжения, связи, водоснабжения и канализации ЗСГО (п. 4.1.2); произвести очистку путей движения в ЗСГО, вход и аварийный выход из него (п.п. 3.2.3, 4.1.2); обеспечить нахождение потолков и стен в сухом состоянии (п. 3.2.7); устранить разрушение и осыпание отделки внутренних помещений ЗСГО (п. 3.2.8); обеспечить создание звена по обслуживанию ЗСГО в мирное время (п. 1.4); обеспечить защиту входа и аварийного выхода от атмосферных осадков и поверхностных вод (п. 3.2.6); обеспечить очистку от снега воздухозаборных и вытяжных каналов ЗСГО (п. 3.2.14); обеспечить нормативное состояние дверей, механизмов их задраивания, разгружающих подставок под дверьми (п.п. 3.2.5, 4.2.4).

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 30 марта 2022 года.

Судья С.А. Иванова