ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-154/2024 от 17.01.2024 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Копия

Дело № 2-154/2024 (№2-6594/2023)

УИД 63RS0045-01-2023-006607-98

Решение

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Кутуевой Д.Р.,

с участием представителя ответчика АО «ФПК» Казеева А.Н.,

при помощнике судьи, ведущем протокол, Крейцберг Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-154/2024(№2-6594/2023) по иску Мухаметдинова Михаила Рамилевича к АО «Федеральная пассажирская компания» о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мухаметдинов М.Р. обратился в суд с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК») о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он сел в поезд на станции <адрес>, билет был полностью оплачен от станции <адрес>. Однако на станции <адрес> начальником поезда была предпринята попытка высадить его из поезда при помощи сотрудников транспортной полиции. В результате долгих препирательств с ней и с полицией его оставили в поезде, но отправление поезда задержалось, создавая угрозу транспортной безопасности. Он плохо себя чувствовал ввиду пищевого отравления и предшествующей бессонной ночи, получил стресс и моральную травму в результате наглой и бесцеремонной попытки высадить его из поезда и лишить предоставления услуги, которая была им полностью оплачена. Его доводы признаны обоснованными транспортной полицией. АО «ФПК» не согласилось компенсировать причинённый ему моральный вред путём начисления бонусных балов на его счёт, на которые он мог бы приобрести железнодорожные билеты в будущем, полагая, что требования работников поездной бригады по внесению изменений в его (истца) персональные данные, указанные в проездном документе (билете), в части указания отчества являются правомерными. Ответчик нанес ему моральный вред в результате нарушения его прав следующим образом. Начальник поезда попыталась отказать ему в полностью оплаченной услуге и высадить егоиз поезда при помощи полиции на основании того, что в его билете не было указано отчество.Из ответа АО «ФПК» следует, что указание отчества является обязательным, а билет без указания отчества является недействительным. Ответственность за соблюдение всех правил АО «ФПК» лежит на пассажире. Однако на момент приобретения им билета на сайте АО «ФПК» только имя и фамилия были отмечены, как данные, обязательные к заполнению, а отчество таковым отмечено не было. Полагает, что АО «ФПК» ввело его в заблуждение относительно правил приобретения услуги при её реализации, чем нарушило статью 14.7. КоАП РФ (обман потребителей).Начальник поезда домогалась его, что подтверждено результатами проверки транспортной полиции, требуя оплаты услуги, о которой истец её не просил и в которой истец не нуждался. Согласно прилагаемому документу, услуга называется «изменение персональных данных», и она состояла в том, что в список пассажиров начальник поезда ввела слово «<данные изъяты>», которое не является частью его персональных данных ни в одном документе, выданном ему Российской Федерацией, включая внутренний и заграничный паспорта. Пункт 40 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, на который ссылается АО «ФПК», не требует никаких транслитераций данных между латиницей и кириллицей. Из ответа «АО ФПК» следует, что при выявлении несоответствий проводник пассажирского вагона приглашает начальника пассажирского поезда для изменения персональных данных в проездном документе (билете) при согласии пассажира. За внесение изменений в персональныеданные, указанные в проездном документе (билете), взимается сбор в размере <данные изъяты>. Однако он не соглашался ни на внесение изменений в свои персональные данные, ни на оплату этой услуги. Начальник поезда пыталась взять оплату этой услуги в двойном размере, с него и проводника, но в конечном счёте оплатил эту услугу начальнику поезда старший лейтенант транспортной полиции, вернув средства проводнику. Кроме того, из ответа АО «ФПК» следует, что согласно пункту 1 Оферты «Дальнее следование» за правильность указания реквизитов поездки и персональных данных каждого пассажира полную ответственность несет пользователь, оформляющий заказ. Его билет был оформлен в строгом соответствии с данными его загранпаспорта.Проводник его вагона высказывала истцу недовольство и стыдила его, потому что начальник поезда заставила её оплатить штраф, который, по её мнению, должен был оплатить он (истец). Он травмировался её упрёками и наблюдениями над её бесправием и тем, как её унижала начальник поезда из-за того, что проводник якобы не должна была допустить его (истца) к поездке на стации <адрес>У истца не было еды. Он хотел купить какой-нибудь еды на станции <адрес> поздним утром, но в результате разбирательств с полицией по указанию начальника поездаон не смог купить еды, и остался голодным до раннего вечера до следующей длинной стоянки в Волгограде. Он опасался, что в <адрес> начальник поезда предпримет ещё одну попытку высадить его из поезда при помощи волгоградской полиции, поскольку попытка в Сальске у неё не удалась. Потом он боялся попытки высадки в Саратове. Он является представителем коренного народа России, в чьи традиции не входило использование отчества. Использование отчества - традиция русского народа, которая навязана после завоевания. Полагает, что если бы его отчество не навязали, и его не было в его паспорте, то согласно правилам АО «ФПК» он бы не подвергся домогательствам со стороны начальника поезда, и она не попыталась бы высадить его из поезда. АО «ФПК» дискриминируют людей с отчествами в отношении тех, у кого отчество не имеется. Такая дискриминация незаконна и также требует компенсации морального вреда (статья 136 УК РФ). На основании изложенного истец просит суд взыскать с АО «ФПК» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> за нарушение его прав потребителя, за введение в заблуждение его как потребителя и за подтверждённый транспортной полицией факт домогательств ко нему со стороны работника АО «ФПК», начальника поезда, при исполнении своих служебных обязанностей, и за подтверждённую неправомерную попытку высадить его из поезда.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ОАО «РЖД» в лице филиала Куйбышевской железной дороги, СальскийЛО МВД России на транспорте.

В ходе рассмотрения дела истец Мухаметдинов М.Р.неоднократно уточнял заявленные исковые требования и в окончательной редакции просил судвзыскать с АО «ФПК» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублейза нарушение его прав потребителя, за введение в заблуждение его как потребителя и за подтверждённый транспортной полицией факт домогательств к нему со стороны работника АО «ФПК», начальника поезда, при исполнении своих служебных обязанностей, за подтверждённую неправомерную попытку высадить его из поезда, за вымогательство, принуждение к сделке путём оказания услуги против его воли и навязывание дополнительной услуги.

В судебное заседание истец Мухаметдинов М.Р. не явился, направил в адрес суда заявление об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью участия в судебном заседании в связи с нахождением в туристической поездке в <адрес>, что подтверждается приложенными проездными билетами.

Согласно статье 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).

Поскольку истец заблаговременно (ДД.ММ.ГГГГ) был извещен о дате и времени судебного заседания, которые были с ним согласованы, однако, несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ он приобрел билеты для поездки в <адрес>, правом привлечь для участия в деле представителя не воспользовался, принимая во внимание, что отложение судебного заседания в такой ситуации приведет к нарушению права другой стороны на разумный срок судебного разбирательства, учитывая продолжительность его рассмотрения по настоящему делу, суд на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по представленным доказательствам.

В судебном заседании представитель ответчика АО «ФПК» Казеев А.Н. исковые требования Мухаметдинова М.Р. не признал по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве, просил в их удовлетворении отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «РЖД» в лице филиала Куйбышевской железной дороги не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял, представил суду письменный отзыв, согласно которому просил отказать в удовлетворении заявленных Мухаметдиновым М.Р. исковых требований по изложенным в отзывеоснованиям.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СальскогоЛО МВД России на транспорте не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля ФИО6 показала, что работаетначальником поезда пассажирского вагонного ДЭПО Самара, с истцом Мухаметдиновым М.Р. лично незнакома, неприязненных отношений к нему не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ. истец ехал по маршруту <адрес>, обратный маршрут . ДД.ММ.ГГГГ. к ней обратилась проводница поезда, которая сообщила, что у истца в проездном билете не указано отчество при наличии его в паспорте, и что при повторной проверке проездных документов он отказался оплачивать <данные изъяты>. за изменение персональных данных непосредственно в поезде. Пассажир требовал начальника поезда. Она (ФИО11.)проследовала к Мухаметдинову М.Р. в вагон, разъяснила ему требования правил пассажирских перевозок и Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности», в котором содержатся требования указывать в проездных документахперсональные данныесогласно паспорту. Мухаметдинов М.Р. ей не поверил, и она вызвала сотрудников полиции на станцию «Сальск» для разъяснения пассажирунеобходимости внесения изменений в персональные данные и оплаты данной услуги, то есть для разъяснения законности ее действий. Пассажир с неверными персональными данными к проезду не допускается,и является безбилетным лицом. Она внесла необходимые изменения и оформила кассовый сбор <данные изъяты>, который оплатила поездная бригада. На станции «<данные изъяты>» к штабному вагону подошли сотрудники полиции. Она объяснила, по какому поводу они были вызваны, указала на пассажира, стоявшего на платформе, и занялась своими рабочими обязанностями. Более пассажира Мухаметдинова М.Р. она не видела, тотехал в купе с закрытыми дверями.Сотрудники полиции прибыли на станцию для беседы с пассажиром. Никаких письменных заявлений она в полицию не писала, сотрудники полиции ее не опрашивали, беседовали только с истцом, никакие процессуальные документы ими не оформлялись.Полицейский, который проводил беседу, компенсировал проводнику <данные изъяты>., так как пассажир отказался оплачивать сбор.

Заслушав пояснения представитель ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ч.1 ст.422 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ч. 1 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей").

Таким образом, потребитель, располагающий на стадии заключения договора полной информацией о предложенной ему услуге, добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением, принимает на себя все права и обязанности, определенные договором либо отказывается от его заключения.

Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1); заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией; формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами (пункт 2).

Согласно п.1 ст.793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

Пунктом 10 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 810,(далее - Правил оказания услуг по перевозкамна железнодорожном транспорте) установлено, что для проезда в поезде дальнего следования пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.

В соответствии п. 6 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Правила перевозок пассажиров) заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами).

Пунктом 7 Правил перевозок пассажиров установлено, что оформление проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования и в вагоны беспересадочного сообщения, маршруты следования которых отличаются от маршрута следования поезда, с которым они начали следование, производится через каналы продажи: в билетной кассе, через терминал самообслуживания, через веб-ресурс с резервированием мест с помощью автоматизированной системы (далее - автоматизированный способ). При перевозке пассажиров ввагонах беспересадочного сообщения применяются нормы, предусмотренные для перевозок пассажиров в вагонах поездов дальнего следования с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

Оформление проездных документов (билетов) может осуществляться по ручной технологии.

Оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.

При оформлении проездного документа (билета) пассажир указывает номер мобильного телефона или иной способ связи для его информирования.

В соответствии с п. 8 Правил перевозок пассажиров при оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в проездном документе (билете) указывается наименование перевозчика, номер поезда и тип или класс вагона, класс обслуживания, номер места, станции отправления и назначения маршрута следования пассажира, фамилия, гражданство и иные персональные данные пассажира, наименование и номер документа, удостоверяющего личность пассажира, дата (день, месяц, год) и время отправления поезда, общая стоимость проезда с выделением в тарифе стоимости билета (инфраструктурная, локомотивная и вокзальная составляющие тарифа) и стоимости плацкарты (вагонная, моторвагонная составляющая тарифа), сборы и иные платежи.

Перечень документов, удостоверяющих личность, на основании которых осуществляется оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования, определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указание в нем фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, гражданства, пола пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным.

Согласно п.16 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 810, оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.

Перечень документов, удостоверяющих личность, на основании которых осуществляется оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования, определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указание в нем фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, гражданства, пола пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным.

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования с использованием мобильного приложения и (или) официального сайта владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) в сети "Интернет", мобильного приложения и (или) официального сайта перевозчика в сети "Интернет" для идентификации и аутентификации пассажира используются федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и иные способы идентификации и аутентификации, определенные владельцем инфраструктуры или перевозчиком.

В соответствии с п.28 Правил оказания услуг по перевозкамна железнодорожном транспорте контроль за наличием у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах перед посадкой в поезд дальнего следования, при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.

Пассажир при посадке в поезд дальнего следования, а также в пути следования поезда обязан предъявить работникам перевозчика, на которых возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов (билетов), надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность, на основании сведений о котором приобретен проездной документ (билет) (для детей в возрасте до 14 лет допускается предъявление нотариально заверенной копии свидетельства о рождении, для детей в возрасте до одного месяца допускается предъявление медицинского свидетельства о рождении, на основании сведений о котором приобретен проездной документ (билет), при наличии права бесплатного проезда или права оплаты стоимости проезда со скидкой - также и документ, подтверждающий указанное право.

При несоответствии фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, гражданства, пола пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, фамилии, имени, отчеству (при наличии), дате рождения, гражданству, полу или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) указанных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа. Возврат средств по таким проездным документам (билетам) производится в порядке и случаях, которые определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

В соответствии с требованиями пункта 2.6 распоряжения АО «ФПК» от 12.07.2022г. № 615р «Об утверждении Порядка внесения изменений в персональные данные, указанные в проездных документах (билетах) пассажиров поездов дальнего следования АО «ФПК» установлено, что в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 810 при посадке пассажира в поезд проводник пассажирского вагона проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, гражданства, пола пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, указанных в предъявляемом пассажиром документе, удостоверяющем личность. При выявлении несоответствий более одной буквы в фамилии, или имени, или отчестве, и несоответствий более одной цифры в номере документа, удостоверяющего личность, дате рождения, гражданстве проводник вагона информирует пассажира о недопуске к посадке в соответствии с пунктом 28 Правил оказания услуг и о возможности внесения изменений в персональные данные и оплаты сбора. В случае согласия пассажир допускается к посадке в поезд.

Согласно пункту 3.1 вышеуказанного распоряжения АО «ФПК» от 12.07.2022г. № 615р внесение изменений в персональные данные пассажира, указанные в проездном документе (билете), начальник поезда должен осуществить до отправления поезда со станции отправления пассажира, указанной в проездном документе (билете).

В силу части 5 статьи 11 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.

Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее - АЦБПДП), а также предоставления содержащихся в них данных утвержден приказом Минтранса России от 19.07.2012 N 243.

В силу статьи 7 Порядка перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные:при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов);при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами;при формировании персонала (экипажей) транспортных средств.

Статьей 8 Порядка предусмотрено, что передаваемые в АЦБПДП персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ включают: фамилию, имя, отчество; дату рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дату поездки; пол; гражданство.

Статьей 40 Порядка предусмотрено, что передача сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств осуществляется на русском языке с использованием кириллицы и (или) с использованием латиницы на языке, на котором составлен документ, удостоверяющий личность и предъявляемый при оформлении, бронировании проездного документа (билета), формировании списка пассажиров, формировании персонала (экипажа) транспортного средства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец Мухаметдинов М.Р. приобрел дистанционным способом на официальном сайте ОАО «РЖД» https://www.rzd.ruэлектронный проездной билет на совершение поездки ДД.ММ.ГГГГ. поездом сообщением «<данные изъяты>», с отправлением со станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты>.

В электронном билете фамилия, имя пассажира указаны на латинице <данные изъяты>, отчество пассажира отсутствует.

Персональные данные истца в электронном билете указаны на основании сведений, содержащихся в заграничном паспорте гражданина Российской Федерации, который содержит сведения о фамилии и имени с использованием кириллицы и латиницы, а также сведения об отчестве на кириллице.

Из протокола совещания у начальника пассажирского вагонного ДЭПО Самара Куйбышевского филиала АО «ФПК» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ/пр. следует, что ДД.ММ.ГГГГ во время посадки пассажиров на станции <адрес> в момент осуществления проверки проездных документов и документов, удостоверяющих личность пассажира, проводником пассажирского вагона ФИО8 было выявлено отсутствие отчества в проездном документе у заявителя Мухаметдинова М.Р. (в паспорте отчество было указано на русском языке). Проводник ФИО8 допустила к посадке в вагон Мухаметдинова М.Р. без осуществления внесения изменений в персональные данные проездного документа. После отправления поезда со станции Тихорецкая она проинформировала Мухаметдинова М.Р. о том, что наличие отчества в билете является обязательным условием, и для дальнейшего проезда в поезде ему необходимо произвести изменение персональных данных с оплатой сбора в размере <данные изъяты>. Однако Мухаметдинов М.Р. отказывался оплачивать сбор за оформление нового проездного документа, утверждая, что данные в проездном документе указаны верно. По данной причине незамедлительно была приглашена начальник поезда ФИО6

За нарушение требований требования пунктов 2.6, 3.1 Порядка внесения изменений в персональные данные, указанные в проездных документах (билетах) пассажиров поездов дальнего следования АО «ФПК», утвержденного распоряжением АО «ФПК» от ДД.ММ.ГГГГ. , в части допуска к посадке пассажира, у которого в проездном документе имеются несоответствия с персональными данными, указанными в документе, удостоверяющего личность, а также в части не осуществления информирования начальника пассажирского поезда о выявлении несоответствий в персональных данных до отправления со станции Тихорецкая для своевременного внесения изменений в персональные данные, начальником ДЭПО сделан вывод о том, что проводник пассажирского вагона ФИО8заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, однако в виду малого стажа принято решение предупредить о недопущении вышеуказанных нарушений в будущем, ограничиться разбором. В случае повторения вышеуказанных нарушений привлечь к дисциплинарной ответственности.

Начальником поезда ФИО6 был осуществлен выход к пассажиру Мухаметдинову М.Р. с целью внесения изменений персональных данных, содержащихся в проездном документе.

Истец отказался вносить изменения персональных данных в проездной документ, пояснив, что все данные в проездном документе верные, что подтверждается видеозаписью с регистратора начальника поезда.

Распоряжением АО «ФПК» от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден сбор за оформление проездного документа (билета) и провоза ручной клади в пути следования поездов формирования АО «ФПК» (далее - Сбор) в размере <данные изъяты> (в том числе НДС).Сбор взимается за каждый оформленный в пути следования проездной или перевозочный документпри оформлении проездного документа для оформления проездапассажиров в поезде дальнего следования формы ЛУ-10д - с указанием размераСбора в строке «Сбор за оформление», а также при оформлении электронного проездного или перевозочногодокумента (билета), провоза ручной клади (багажа) по багажной квитанцииформы <данные изъяты> - с оформлением квитанции разных сборов за услугиподсобно-вспомогательной деятельности формы <данные изъяты> и указанием кодаплатежа АСУ «<данные изъяты>-<данные изъяты> «Прочие услуги пассажирам на вокзалах,пассажирских станциях, в поездах».

Судом установлено, что поскольку приоформлении проездного документа Мухаметдиновым М.Р. не было указаноотчество в проездном документе, начальником пассажирскогопоезда ФИО6произведена операция внесения изменений в персональные данные свзысканием сбора за переоформление проездного документа в <данные изъяты>, который оплатила поездная бригада.

Для разъяснения пассажиру необходимости внесения изменений в персональные данные и оплаты данной услугиначальникомпоезда ФИО6на станцию «<данные изъяты>»были вызваны сотрудники полиции.

Прибывшие к вагону сотрудники СальскогоЛО МВД России на транспорте провели с Мухаметдиновым М.Р. беседу. От уплаты сбора Мухаметдинов М.Р. отказался. При этом <данные изъяты> старшим лейтенантом полиции ФИО9 в целях недопущения усугубления возникшей между Мухаметдиновым М.Р. и начальником поезда ФИО6 конфликтной ситуации был уплачен сбор за МухаметдиноваМ.Р. в размере <данные изъяты>. По данному поводу руководством Сальского ЛО МВД России на транспорте сотруднику полиции ФИО12 была объявлена публичная благодарность.

Из письмаСальского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Мухаметдиновым М.Р.было нарушено правило регистрации проездного документа в части не заполнения отчества, которое фактически имеется в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, а в проездном документе отсутствует. Также из указанного письма следует, что признаков дискриминации в отношении Мухаметдинова М.Р. со стороны ОАО «РЖД» при оформлении проездного документа не установлено.

Судом обозревался официальный сайт ОАО «РЖД» https://www.rzd.ru.

При заполнении данных профиля на официальном сайте ОАО «РЖД» в разделе «Документы» пассажир вводит следующие сведения для заграничного паспорта гражданина Российской Федерации: тип документа, номер документа, дата окончания срока действия, фамилия, имя, отчество на кириллице, фамилия, имя на латинице (отчество, введенное на кириллице, автоматически транслитерируется в латиницу). Если у пассажира отсутствует отчество проставляется отметка «Отчество на кириллице и латинице вдокументе отсутствует». В данном разделе указание отчества является обязательным.

Согласно пункту 1 Оферты «Дальнее следование», размещенной на официальном сайтеОАО «РЖД» https://www.rzd.ru, за правильность указания реквизитов поездки и персональных данных каждого пассажира полную ответственность несет пользователь, оформляющий заказ.

При оформлении заказа пользователь проставляет отметку: «Подтверждаю, что с правилами и особенностями оформления заказа, его оплаты, оформления и переоформления проездного документа, возврата неиспользованного проездного документа (билета), заказанного через Интернет, изложенными в оферте (возможен переход по гиперссылке), ознакомлен». Без проставления указанной отметки, пользователь к оплате заказа не допускается.

Поскольку проездной документ приобретался на сайте ОАО «РЖД» (https://www.rzd.ru), то в процессе оформления и дальнейшего приобретения проездного документа, пассажир должен в обязательном порядке подтвердить, что с условиями договора оферты, в котором указаны Правила оформления, переоформления проездных документов и возврата неиспользованных проездных документов, ознакомлен, и только после подтверждения может приступить к оплате электронного билета.

Таким образом, истец в процессе оформления и дальнейшего приобретения проездного документа подтвердил, что ознакомился с договором оферты и Правилами оформления, переоформления проездных документов и возврата неиспользованных проездных документов, действовавших на дату приобретения билетов, и согласился с ними.

Принимая во внимание, что проездной документ оформлялся Мухаметдиновым М.Р. по его заграничному паспорту, в котором указано его отчество «ФИО2», при оформлении проездного документав графе отчество следовало указать отчество на кириллице «ФИО2», которое программой автоматически транслитерируетсяв латиницу.Отчество не указывается лишь в том случае, когда оно у потребителя отсутствует, а оно у истца имеется.

Доводы истца о том, что в результате разбирательств с полицией по указанию начальника поезда он не смог купить еды, и остался голодным, судом признаются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание, поскольку из представленных стороной ответчика документовследует, что поезд сообщением «<адрес>» оборудован вагоном-рестораном, в котором можно было воспользоваться услугами общественного питания. Кроме того, по пути следования были другие длительные остановки, на которых истец мог выйти из вагона и приобрести себе продукты питания.

Заявляя требования о взыскании с АО «ФПК» компенсации морального вреда, истец ссылается на нарушение ответчиком его прав потребителя, за введение в заблуждение его как потребителя и за подтверждённый транспортной полицией факт домогательств к нему со стороны работника АО «ФПК», начальника поезда, при исполнении своих служебных обязанностей, за подтверждённую неправомерную попытку высадить его из поезда, за вымогательство, принуждение к сделке путём оказания услуги против его воли и навязывание дополнительной услуги.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих причинение истцу физических или нравственных страданий действиями сотрудников Куйбышевского филиала АО «ФПК», а также нарушение его прав как потребителя Мухаметдиновым М.Р. не представлено. Начальник пассажирского поезда ФИО6 действовала в пределах своих должностных обязанностей, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности",Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 N 810,и другими нормативными актами, регламентирующими правила железнодорожных перевозок и порядок оформления проездных документов.К внесению недостоверных сведений при покупке проездного билета привели действия самого истца.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МухаметдиноваМ.Р. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мухаметдинова Михаила Рамилевича к АО «Федеральная пассажирская компания» о компенсации морального вредаотказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд путемподачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 24.01.2024г.

Председательствующий: подпись Д.Р.Кутуева

Копия верна.

Судья Д.Р.Кутуева

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела () УИД 63RS0-98Промышленного районного суда <адрес>.