ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1550 от 08.09.2010 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

                                                                                    Промышленный районный суд г.Оренбурга                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Промышленный районный суд г.Оренбурга — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-1550/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2010 года г.Оренбург

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательством судьи Масловой Л.А.,

с участием прокурора Горнике Н.В.

представителя ОАО ... Михалевой Т.И., действующей на основании доверенности,

при секретаре Исангужиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Открытому акционерному обществу ... в лице филиала ... - филиала ОАО ... о признании незаконной эксплуатацию локомотива, о запрете эксплуатации локомотива,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации ив интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО ... в лице филиала ... - филиала ОАО ... о признании незаконной эксплуатации локомотива, о запрете эксплуатации локомотива Номер обезличен секция А. Поданному исковому заявлению возбуждено гражданское дело №Номер обезличен.

Оренбургский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации ив интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО ... в лице филиала ... - филиала ОАО ... о признании незаконной эксплуатации локомотива, о запрете эксплуатации локомотива Номер обезличен секция А. По данному исковому заявлению возбуждено гражданское дело №Номер обезличен.

Определением Промышленного районного суда г.Оренбурга от 03.08.2010 года указанные дела соединены в одно производство.

В обоснование требований прокурор ссылается на то, что Уральской транспортной прокуратурой совместно с Оренбургской транспортной прокуратурой в период с 17.02.2010 по 19.02.2010 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Эксплутационном локомотивном депо ст. Оренбург (далее - Локомотивное депо).

В ходе проверки установлено, что названным предприятием допускается эксплуатация локомотивов с истекшим сроком службы.

Срок службы тепловозов Номер обезличен секция А и Номер обезличен секция Б установлен 26 лет со дня зачисления в парк, согласно письма Департамента локомотивного хозяйства ОАО ....

Следовательно, срок службы тепловоза Номер обезличен секция А дата постройки 27.08.1981 года, истек 27.08.2007 года. Срок службы тепловоза Номер обезличен секция Б дата постройки дата постройки 27.08.1981 года, истек 27.08.2007г.

В соответствии с п. 4.10 ГОСТ Номер обезличен в случае истечения назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Вопреки указанным требованиям, названный локомотив эксплуатируется по настоящее время, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Эксплуатация локомотива, не отвечающего требованиям безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья работников локомотивных бригад, которым поручено управлять указанным локомотивом, создает предпосылки к причинению ущерба лицам пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.

В судебном заседании прокурор Горнике Н.В. поддержал требования по мотивам, изложенным выше.

Представитель ОАО ... Михалева Т.И., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что истец не представил доказательства того, что тепловозы эксплуатируются с какими-либо неисправностями, угрожающими безопасности движения и создающими угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц. Также истцом не указаны нормативное акты, устанавливающие обязанность ответчика прекратить эксплуатацию локомотива по истечению срока его службы, а сделана ссылка на ГОСТ ..., которым установлена возможность эксплуатации технических объектов по истечении срока службы. Нормативные акты, устанавливающие обязанность ОАО ... прекратить эксплуатацию локомотива по истечению его срока службы истцом не указаны. В п. 4.10 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике, основные понятия. Термины и определения. ГОСТ Номер обезличен, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89г. № Номер обезличен (далее - ГОСТ Номер обезличен) определено понятие назначенного срока службы, как это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. Но в Приложении к указанному выше документу «Пояснения к терминам, приведенным в стандарте» разъяснено, что данный термин является технико-экономической характеристикой и не относится к показателям надежности (показателям долговечности). При достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) в зависимости от  назначения объекта, особенности эксплуатации, технического состояния и других факторов объект может быть списан, направлен в средний и капитальный ремонт, передан для применения не по назначению, переконсервирован или может быть принято решение о продолжении срока эксплуатации.

Истец также не привел доказательства несоответствия указанного локомотива требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, правил, а также Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Кроме того, письмо Департамента локомотивного хозяйства ОАО ..., на которое ссылается истец, не является нормативным актом, а является внутренним документом юридического лицо ОАО ... Указанный локомотив своевременно проходит планово-предупредительный ремонт, техническое обслуживание и содержится в исправном состоянии, позволяющем в случае его эксплуатации обеспечить бесперебойную работу, безопасность движения и выполнение требований по охране труда. Средний ремонт локомотиву №Номер обезличен секции А и Б был произведен в январе 2007 года. Основания для признания незаконной эксплуатации локомотива и запрете его эксплуатации отсутствуют. Кроме того, данные локомотивы на момент предъявления иска не эксплуатируются.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд проходи к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г., №17-ФЗ (ред. от 28.04.2009г.) «О железнодорожном транспорте в РФ» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта» является безопасность.

Как установлено в судебном заседании Уральской транспортной прокуратурой совместно с Оренбургской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте в Эксплуатационном локомотивном депо ст. Оренбург. В ходе проверки установлено, что названным предприятием допускается эксплуатация локомотивов Номер обезличен секция А и Номер обезличен секция Б с истекшим сроком службы.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Согласно ст. 2 Федерального закона обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 20 Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу п. 4.10 Межгосударственного стандарта: Надежность в технике Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ Номер обезличен, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.11.89 № Номер обезличен (далее - ГОСТ Номер обезличен) срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. В п.1.3 Приложения к ГОСТ Номер обезличен указано, что объект может перейти в предельное состояние, оставаясь рабоспособным, если например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности и эффективности.

В соответствии с пунктами 2.5, 2.6 ГОСТ Номер обезличен (действующего в части технического регулирования) переход объекта в предельное состояние влечет за собой временное или окончательное прекращение эксплуатации объекта. При достижении предельного состояния объект должен быть снят с эксплуатации, направлен на средний или капитальный ремонт, списан, уничтожен или передан для применения его не по назначению. Если критерий предельного состояния установлен из соображений безопасности хранения и (или) транспортирования объекта, то при наступлении предельного состояния хранение и (или) транспортирование объекта должно быть прекращено. В других случаях при наступлении предельного состояния должно быть прекращено применение объекта по назначению. Для неремонтируемых объектов имеет место предельное состояние двух видов. Первый вид совпадает с неработоспособным состоянием. Второй вид предельного состояния обусловлен тем обстоятельством, что начиная с некоторого момента времени дальнейшая эксплуатация еще работоспособного объекта оказывается недопустимой в связи с опасностью или вредностью эксплуатации. Переход неремонтируемого объекта в предельное состояние второго вида происходит до потери объектом работоспособности.

Для ремонтируемых объектов выделяют два или более предельных состояний. Например, для двух предельных состояний требуется отправка объекта в средний или капитальный ремонт, т.е. временное прекращение применения объекта по назначению. Третий вид предельного состояния предполагает окончательное прекращение применения объекта по назначению. Критерии предельного состояния каждого вида устанавливаются нормативно–технической и (или) конструкторской (проектной) и (или) эксплуатационной документацией.

В силу п.5.3. ГОСТ Номер обезличен перевод объекта из предельного состояния в работоспособное состояние осуществляется при помощи ремонта, при котором происходит восстановление ресурса объекта в целом. В ремонт могут входит разборка, дефектовка, деталей и сборочных единиц, сборка и т.д.

Согласно техническому паспорту тепловоза Номер обезличен секция А дата постройки на тепловозостроительном заводе 27.08.1981 года.

Согласно техническому паспорту тепловоза Номер обезличен секция В дата постройки на тепловозостроительном заводе 27.08.1981 года.

Из лицевых счетов локомотивов Номер обезличен секция А и Номер обезличен секция В следует, что они в настоящее время эксплуатируются.

Срок службы тепловоза Номер обезличен секция Б установлен 26 лет со дня зачисления в парк, согласно приложения к письму Департамента локомотивного хозяйства ОАО .... Однако истцом суду не представлены технические условия ТУ24.4.491-79.

Из сообщения начальника эксплуатационного Локомотивного депо Оренбург от 08.09.2010 года следует, что локомотиву ... секциям А и Б, место приписки: ТЧ Оренбург, был произведен капитальный ремонт 07.01.1999г., средний ремонт 07.01.2007 года, ремонт ТР-3 29.03.2009г., ТР-1 18.04.2010г. Данный локомотив на основании телеграммы Пястолова Н.Р. №Номер обезличен от 09.04.2010г. отставлен от эксплуатации в долгосрочный резерв управления дороги 18.04.2010г. ТО -5А произведено 16.04.2010 года в 6.00ч. Локомотив в настоящее время не эксплуатируется, что подтверждено справкой лицевого счета, актом о постановке локомотива в резерв управления дороги. В связи с невыработанным ресурсом от текущего ремонта ТР-3, капитальный ремонт с продлением срока службы данному локомотиву будет запланирован в апреле 2012 года.

Из раздела 2 инструктивного указания ИУ.15.03.10 «Тепловозы. Перечень и порядок проведения работ для продления срока службы», утвержденного начальником дирекции ОАО ... ФИО8, начальником дирекции по ремонту тягового подвижного состава ОАО ... ФИО9, заместителя главного директора ОАО ... ФИО10 10.03.2010 года следует, что определение остаточного ресурса конструкций докомотивов основано на принципе «безопасной эксплуатации по техническому состоянию». Обследование технического состояния тепловозов проводят с целью выявления повреждений, определения фактического состояния основных элементов кузова, его рамы, соединений, несменяемых деталей тележки, степени их коррозии, выявления трещин, недопустимых остаточных деформаций и износов.

Согласно «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» тепловозы отнесены к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования 15-20 лет (код ОКОФ Номер обезличен).

В соответствии с ч.1 ст.258 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения увеличился срок его полезного использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Из приведенных норм следует, что истец должен обосновать неизбежность причинения вреда от эксплуатации локомотивов, запрета которой он добивается.

Из ч.1 ст.56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что доказательства несоответствия спорных локомотивов требованиям соответствующих стандартов, норм, правил, а также Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, как это предусмотрено в ст. 17 ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте», истцом не предоставлены. Таким образом, истцом не представлены доказательства того, что локомотивы Номер обезличен секции А и Б, создают реальную опасность причинения вреда. Кроме того, локомотивы Номер обезличен секции А и Б с 18 апреля 2010 года не эксплуатируются.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу в удовлетворении иска отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Оренбургского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Открытому акционерному обществу ... в лице филиала ... - филиала ОАО ... о признании незаконной эксплуатацию локомотивов Номер обезличен секция А и Номер обезличен секция В; о запрете Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» эксплуатации локомотивов Номер обезличен секция А и Номер обезличен секция В - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней с момента вынесения решения в мотивированном виде.

Судья: Л.А.Маслова

Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2010 года.

Судья: Л.А.Маслова