ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1550/2015 от 14.01.2016 Кабанского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2- 29/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 14 января 2016 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Зориной В.Н.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район» о признании незаконным бездействия, сносе аварийных многоквартирных домов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район» о признании незаконным бездействия, об обязании снести аварийные многоквартирные дома, расположенные в <адрес> и <адрес>, в течение <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу, в связи с чем было возбуждено гражданское дело.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрацию МО СП «Каменское».

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что заказчиком и разработчиком муниципальной программы являлась Администрация МО «Кабанский район», которая и должна произвести снос домов. Нецелевого использования бюджетных средств не будет, т.к. финансирование будет произведено в рамках программы. Собственник части квартир Администрация МО ГП «Каменское» приняла меры по реализации программы, принято решение о передаче квартир Администрации района, не против сноса домов, не чинит препятствий этому. Район может претендовать на средства Фонда содействия реформе ЖКХ.

Представитель ответчика Администрации МО «Кабанский район» по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что мнение о наличии у них вытекающей из муниципальной программы обязанности по сносу ошибочно, т.к. в этой части программа противоречит федеральному законодательству, в ней есть противоречие, т.к. не указано поселение. Поскольку если опираться на федеральное законодательство, МО ГП «Каменское» участвует в реализации программы, не учтено, что только собственник вправе совершить действия в отношении своего имущества и он несет бремя его содержания. Часть квартир принадлежит МО ГП «Каменское», поэтому вывод об обязанности района снести дома противоречит ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ст. 50 131-ФЗ. Иначе будут понесены расходы на имущество, не находящееся в их собственности. В собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления полномочий, согласно ст. 14 131-ФЗ это полномочия поселения. Принятие поселением решения о передаче квартир району не влечет их обязанности принять квартиры, это не их полномочия, напротив это поселение должно принять находящиеся у района в собственности квартиры. Пробел в муниципальной программе не влечет правовой неопределенности, т.к. этот вопрос м.б. регламентирован гражданским и жилищным законодательством. Истец должен определиться, должны ли они нести обязанность по сносу в долевой или ином порядке с поселением, администрация района не может их нести в полном объеме. Вариант только один, передать квартиры от одного к другому. В республиканской программе снос не предусмотрен, ошибочно предусмотрен только в муниципальной, денежные средства выделялись из республиканской программы, потребуются изменения в республиканский бюджет. Денежные средства не предусмотрены на снос домов, только на приобретение.

Представитель третьего лица Администрации МО ГП «Каменское» по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала, суду пояснила, что снос должен произвести район, это предусмотрено в программе, они ее утверждали, принимали, все видели ее положения в этой части. Такая спорная ситуация возникла впервые, раньше поселения фактически участвовали в этой части программы, у них нет соглашения об этом с районом. Соглашение было между районом и республикой, они в программе не участвовали, у них таких средств на снос домов нет. У района была большая экономия по программе.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Кабанского района проверки по обращению МО ГП «Каменское» и ООО «Н д» проведена проверка исполнения законодательства о нарушениях законодательства при сносе многоквартирных ветхих домов в п. Каменск, по результатам которой установлены нарушения в данной сфере правоотношений.

На основании части 1 статьи 20.6 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее-закон), предусматривающей принятие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства, Постановлением Правительства РБ от 27.06.2013г., принята республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом потребности малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия на 2013-2015годы» (далее- Республиканская программа).

В реализации Республиканской программы участвуют 16 муниципальных образований, которые соответствуют требованиям закона по выполнению показателей по условиям, определенным пунктами 9.3 - 9.5, 9.8 и 9.10 и 12 части 1 статьи 14 закона и вправе претендовать на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по годам, в том числе в <данные изъяты> гг. Соисполнителями программы являются органы местного самоуправления.

Во исполнение требований ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ответчиком МО Кабанский район утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства МО Кабанский район в <данные изъяты>.» (далее - программа). Разработчиком и заказчиком программы является МО Кабанский район.

Программа предусматривает план действий органов местного самоуправления, порядок переселения граждан, обоснование объема средств местного бюджета на цели переселения граждан с указанием способов переселения, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий, перечень многоквартирных домов и жилых помещений аварийного жилищного фонда, сведения о строительной готовности территорий муниципальных образований, планируемые показатели выполнения программ, осуществление контроля за исполнением.

Основными целями и задачами программы являются в том числе: ликвидация ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда путем переселения граждан в жилые помещения, снос многоквартирных домов, признанных аварийными в соответствии с действующим законодательством.

Соисполнители программы - органы местного самоуправления муниципальных образований в порядке и сроки, ежегодно устанавливаемые решением Правления Фонда содействия реформированию ЖКХ, обязаны направлять в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отчеты о ходе реализации настоящей Программы и выполнении предусмотренных статьей 14 закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Муниципальная программа предусматривает комплекс мероприятий, который должен быть исполнен в течение <данные изъяты>., в том числе установление очередности сноса муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.

В рамках программы в п<данные изъяты> из аварийного жилищного фонда в <данные изъяты> года переселены в построенные многоквартирные дома жители следующих многоквартирных домов, подлежащих сносу: <данные изъяты>. Вместе с тем снос данных аварийных домов, что предусмотрено условиями муниципальной программы, не произведен. Из данных домов часть квартир принадлежит МО «Кабанский район» (<данные изъяты> квартиры №<данные изъяты> часть – МО ГП «Каменское» (<данные изъяты>).

Бездействием ответчика нарушаются требования муниципальной программы и требования ч. 1 ст. 37 ФЗ от 30.12.2009г. №384 -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При прекращении эксплуатации здания администрацией района не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный дом, а также осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора.

Доводы представителя ответчика об отсутствии законных оснований для сноса лишь им аварийных домов, т.к. там имеются и квартиры, принадлежащие МО ГП «Каменское», являются несостоятельными, поскольку МО ГП «Каменское» не являлось участником муниципальной программы по переселению, следовательно какие - либо обязательства в связи с ее исполнением у него не возникли. При этом МО ГП «Каменское» в лице его Администрации как собственник не возражает против сноса аварийных домов, где находятся его квартиры. Доводы ответчика об отсутствии средств не могут служить основанием для освобождения его от исполнения обязанности, вытекающей из закона. При этом ответчик, при наличии к тому законных оснований, не лишен права в дальнейшем требовать возмещения понесенных затрат от сноса жилых домов в части не принадлежащих ответчику квартир от того лица, которое обязано их возместить, если эта обязанность предусмотрена законом.

С учетом изложенного исковое заявление подлежит удовлетворению.

Госпошлина взысканию с Администрации МО «Кабанский район» как с органа местного самоуправления не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к МО «Кабанский район» в лице Администрации МО «Кабанский район» о признании незаконным бездействия, сносе аварийных многоквартирных домов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрацию МО «Кабанский район» в непринятии мер по сносу аварийных многоквартирных домов расположенных в <данные изъяты>.

Обязать Администрацию МО «Кабанский район» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу снести аварийные многоквартирные дома, расположенные в <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Максимов