ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1551/19 от 26.06.2019 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-1551/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года г. Владивосток

Первомайский районный суд г. Владивостока в составе:

Председательствующего судьи Корочкиной А.В.

При секретаре Петровой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя совета дома ФИО1 к ООО «ДВКС» об истребовании документов

Установил:

ФИО1, являющаяся председателем совета дома №<адрес> в г. Владивостоке, обратилась в суд с иском, указав, что дом находится в управлении управляющей организации «Дальневосточные коммунальные системы». В представленном в интернете отчете о результатах работы за прошедший год указываются общими фразами перечень работ, услуг и их стоимость. Из отчетов не понятно, какой конкретно объем работ был выполнен, какая была необходимость в выполнении этих работ, каким собранием собственников помещений принималось решение о проведении этих работ. На имя руководителя Управляющей организации неоднократно направлялись письменные запросы с просьбой предоставить документы, подтверждающие необходимость производства и выполнения указанных в отчетах работ, оплату за них. Просит истребовать у ответчика документы, которые подтверждают необходимость и обоснованность производства работ, оказания услуг, подтверждают факт выполнения работ, оказания услуг, произведенную за них оплату, в том числе:

По отчету за 2015г.: п.4 – обязательные отчисления на сумму 54 953 руб.; п.5 – замена створки лифта на сумму 13 880 руб.

По отчету за 2016г.: р. 25.1 – сантехнические работы по наряд-заданиям на сумму 92 149 руб.; п. 25.4 – электроработы. Замена светильников на сумму 12 971 руб.; п. 26.1 – услуги управляющей организации на сумму 109 980 руб.; п. 26.3 – обязательные платежи на сумму 13 748 руб.

По отчету за 2017г. : п. 2.2.4 – электромонтажные работы на сумму 46 582 руб.; п. 2.2.5 – ремонтные работы инженерных систем на сумму 35 268 руб.; п. 2.2.6 – ремонтные работы по лифтам на сумму 10 000 руб.; п. 2.2.7 – реализация действующего РКУ на сумму 21 603 руб.; п. 2.3.1 – услуги управляющей организации на сумму 111 504 руб.; п. 2.3.2 – услуги МУП «РКЦ» на сумму 55 752 руб.; п. 2.3.3 – налог УСН 1% в размере 15 446 руб.; п. 2.4 – услуги содержания ОДИ на сумму 199 610 руб.

В ходе судебного заседания истец требования уточнила. Просит также истребовать у ответчика документы, которые подтверждают необходимость и обоснованность производства работ, оказания услуг, подтверждают факт выполнения работ, оказания услуг, произведенную за них оплату, в том числе:

По отчету за 2018г.: п. 2.2.3 – электромонтажные работы на сумму 21 515 руб.; п. 2.2.4 – ремонтные работы инженерных систем на сумму 37 978 руб.; п.2.3.1 – услуги управляющей организации на сумму 113 755 руб.; п.2.3.2 – услуги РКЦ на сумму 56 878 руб.; п. 2.3.3 – налог УСН 1% на сумму 181 326 руб.; п. 2.4 – КР на СОИ на сумму 181 326 руб.; п.2.5 – страхование лифтов на сумму 10 000 руб.; п. 2.6 – обслуживание прибора учета Т/Э на сумму 19 200 руб.; п. 2.7 – экспертиза сметной стоимости работ (услуг) на 2018г. на сумму 4 800 руб.

В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и дополнению к нему.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованием не согласился. Суду пояснил, что управляющая организация не обязана отчитываться по затратам. Нет оснований для истребования первичной финансовой документации.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные документы в совокупности, приходит к следующему.

ФИО1 является сособственником квартиры и председателем совета дома по <адрес>, в котором способом управления общим имуществом является управление управляющей организацией (ООО «ДВКС»). Ответчик осуществляет данную деятельность на основании договора управления многоквартирным домом с 2008 года.

Согласно части 11 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с частями 10, 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных этим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В период возникновения спорных правоотношений и в течение заявленного истцами периоду управления общим имуществом спорного многоквартирного дома (2015 - 2018 годы) действовал Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731, который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.

Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. К информации, которую управляющая организация обязана раскрывать, перечисленной в пункте 3 Стандарта, в том числе относится: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления за год.

Согласно пункту 4 Стандарта, отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

Пунктом 5 Стандарта установлены способы раскрытия информации управляющей организацией о своей деятельности по управлению многоквартирным домом. При этом в силу подпункта "г" этого пункта, информация может предоставляться на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

На основании пункта 17 Стандарта, в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить лицу, направившему письменный запрос адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Из пояснений представителя ответчика следует, что вся необходимая и актуальная информация в соответствии с вышеназванным Стандартом в целом размещена управляющей организацией в открытом доступе.

Согласно положений федерального законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено) вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 ГК РФ, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права. В этом проявляется принцип комплексной судебной защиты нарушенного права.

Принцип комплексной судебной защиты в силу правил статьи 11 ГК РФ состоит в защите и восстановлении действительных нарушенных (оспариваемых) прав, лица, обратившегося в суд. Несуществующие права и несоответствующие публичным интересам частые интересы (иллюзия права и интересов) судебной защите не подлежат. Случаи, когда лицо вправе обратится в суд в защиту чужих интересов, ограничены законом как исключения из вышеупомянутого права защиты нарушенных (оспариваемых) прав, лица, обратившегося в суд.

Между тем, вышеприведенные документы, включая первичные документы (акты о выполненных работах), позволяют осуществить анализ хозяйственной деятельности управляющей организации для целей эффективного контроля собственников.

Применительно, к требованиям о предоставлении актов выполненных работ, суд исходит из того, что истец как сторона договора управления многоквартирным домом, вправе получать сведения об исполнении указанного договора ответчиком, включая акты выполненных работ, подписанных как ответчиком, так и привлеченным им уполномоченным лицом. В силу пункта 3.4.4 договора управления многоквартирным домом от 16.09.2008г., собственник имеет право контролировать выполнение ООО «ДВКС» его обязательств по Договору управления в соответствии с законодательством РФ. В связи с чем, каждый из собственников вправе требовать предоставления ему таких актов. Кроме того, суд полагает представитель ответчика косвенно признал право истцов на получение копий таких актов, представив в судебное заседание акт приемки выполненных работ, указанных в п. 25.4 отчета за 2016г. – электроработы. Замена светильников на сумму 12 971 руб.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Между тем, в силу вышеприведенного принципа комплексной судебной защиты нарушенного права, предполагаемое нарушенное право истец, требуя предоставления информации о необходимости и обоснованности производства работ, оказания услуг, не представил суду доказательств нарушения его прав, путем выполнения управляющей организацией работ или оказанием услуг за период с 2015-2018гг., в связи с чем данное требование не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования председателя совета дома ФИО1 к ООО «ДВКС» об истребовании документов – удовлетворить в части.

Обязать ООО «ДВКС» предоставить ФИО1 заверенные подписью руководителя и подписью организации копии актов выполненных работ, оказанным услугам в период с 2015г. по 2018гг., подписанные ООО «ДВКС», а именно:

По отчету за 2015г.: п.4 – обязательные отчисления на сумму 54 953 руб.; п.5 – замена створки лифта на сумму 13 880 руб.

По отчету за 2016г.: р. 25.1 – сантехнические работы по наряд-заданиям на сумму 92 149 руб.; п. 26.1 – услуги управляющей организации на сумму 109 980 руб.; п. 26.3 – обязательные платежи на сумму 13 748 руб.

По отчету за 2017г. : п. 2.2.4 – электромонтажные работы на сумму 46 582 руб.; п. 2.2.5 – ремонтные работы инженерных систем на сумму 35 268 руб.; п. 2.2.6 – ремонтные работы по лифтам на сумму 10 000 руб.; п. 2.2.7 – реализация действующего РКУ на сумму 21 603 руб.; п. 2.3.1 – услуги управляющей организации на сумму 111 504 руб.; п. 2.3.2 – услуги МУП «РКЦ» на сумму 55 752 руб.; п. 2.3.3 – налог УСН 1% в размере 15 446 руб.; п. 2.4 – услуги содержания ОДИ на сумму 199 610 руб.

В ходе судебного заседания истец требования уточнила. Просит также истребовать у ответчика документы, которые подтверждают необходимость и обоснованность производства работ, оказания услуг, подтверждают факт выполнения работ, оказания услуг, произведенную за них оплату, в том числе:

По отчету за 2018г.: п. 2.2.3 – электромонтажные работы на сумму 21 515 руб.; п. 2.2.4 – ремонтные работы инженерных систем на сумму 37 978 руб.; п.2.3.1 – услуги управляющей организации на сумму 113 755 руб.; п.2.3.2 – услуги РКЦ на сумму 56 878 руб.; п. 2.3.3 – налог УСН 1% на сумму 181 326 руб.; п. 2.4 – КР на СОИ на сумму 181 326 руб.; п.2.5 – страхование лифтов на сумму 10 000 руб.; п. 2.6 – обслуживание прибора учета Т/Э на сумму 19 200 руб.; п. 2.7 – экспертиза сметной стоимости работ (услуг) на 2018г. на сумму 4 800 руб.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в месячный срок.

Судья: А.В. Корочкина