копия
Дело № 2-1551/2015
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 01 августа 2015 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи – Фисюк О.И. при секретаре – Федотовой С.В. с участием представителя истца – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Севастополя к ФИО5, третьи лица – ФИО2, ФИО3 о сносе самовольной постройки и освобождении самовольно занятого участка,
У С Т А Н О В И Л:
07.06.2016 истец обратился в суд с иском к ответчику, уточнив требования, просит признать самовольной постройкой капитальный объект незавершенный строительством, расположенный на земельном участке площадью 219,0 кв.м по <адрес>А в <адрес>, принадлежащий на праве долевой собственности ФИО3, ФИО2, и ФИО4; обязать ответчика за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки, расположенной на указанном земельном участке, в том числе на самовольно занятом земельном участке площадью 58,51 кв.м; установить ответчику срок сноса самовольной постройки и освобождения самовольно занятого земельного участка; предоставить истцу право осуществления действий по сносу самовольной постройки и освобождению самовольно занятого земельного участка со взысканием с ответчика необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока.
Иск обоснован тем, что истцом было проведено обследование указанного земельного участка, в ходе проверки было установлено, что земельный участок площадью 219,0 кв.м находится в долевой собственности ответчика и третьих лиц, целевое назначение земельного участка - для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. На земельном участке площадью 219,0 кв.м и земельном участке площадью 58,51 кв.м, являющимся собственностью города Севастополя, расположен объект незавершенный строительством в уровне третьего этажа. Таким образом, земельный участок площадью 58,51 кв.м согласно план-схеме, составленной Севреестром по результатам проведенной проверки, находится за пределами землеотвода и свободен от прав третьих лиц, а, следовательно, является самовольно занятым ответчиком. Кроме того, в ходе проверки установлено, что у ответчика отсутствует разрешительная документация на строительство.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила, заявлений о рассмотрении дела без ее участия суду не подавала, письменных возражений на иск не представила, в связи с чем суд, принимая во внимание согласие представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 9, 36 Конституции Российской Федерации регламентировано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены основные принципы земельного законодательства, одним из которых является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Согласно п. 2 ст. 31 Закона города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС «Устав города Севастополя» Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
В соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 34 Закона города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС «Устав города Севастополя» управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя.
Статьей 1 Закона города Севастополя 24.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно ст. 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием.
В соответствии со ст. 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками и принимает решения о прекращении прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в связи с их неиспользованием по целевому назначению или ввиду ненадлежащего использования земельных участков либо в иных случаях определенных законодательством.
Пунктом 3 ст. 23 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Во исполнение положений Закона города Севастополя от 26.02.2015 № 119-ЗС «О земельном контроле <адрес>» и на основании п. 3.2.3. Административного регламента исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функции по осуществлению земельного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП, Управлением земельного контроля <адрес> (далее – Севземконтроль) было проведено обследование земельного участка площадью 219,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>А, о чем составлен отчет №/ОТ/16 от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6-12).
Из отчета №/ОТ/16 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-12) усматривается, что согласно государственному акту на право долевой собственности серии III-КМ № земельный участок площадью 219 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>А, находится в долевой собственности у ФИО3, ФИО2, ФИО4 по 1/3 доли у каждого. Целевое назначение земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.
На земельном участке площадью 219,0 кв.м, который расположен по адресу: <адрес>А, <адрес>, частично огражденном капитальным забором по периметру, расположен объект незавершенный строительством в уровне третьего этажа. На момент осмотра осуществлялись строительные работы объекта в уровне четвертого этажа.
Согласно письму Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя ранее Севреестром была проведена внеплановая проверка земельного участка, расположенного по <адрес>А в <адрес>, в результате которой установлено, что часть дома и приямок, обозначенные на план-схеме земельного участка, площадью 19,0 кв.м, а также земельный участок со стороны <адрес> по фундаменту площадью 39,0 кв.м и земельный участок под железобетонными колоннами площадью 0,51 кв.м находятся за пределами землеотвода.
Земельный участок площадью 58,51 кв.м согласно план-схеме, составленной Севреестром по результатам проведенной проверки (л.д.11), находится за пределами землеотвода и свободен от прав третьих лиц, следовательно, в соответствии со ст. 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», является собственностью города Севастополя.
08.10.2015 заместителем главного государственного инспектора города Севастополя по использованию и охране земель Севреестра вынесено постановление о привлечении ФИО5 к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка площадью 58,51 кв.м по ст. 7.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 руб. (л.д.13-14).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о самовольном занятии гр. ФИО5 земельного участка площадью 58,51 кв.м, не предоставленного ей в установленном законом порядке для возведения на нем строений.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 9 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
В соответствии с информацией, предоставленной Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (далее – Севгосстройнадзор) на запрос Севземконтроля (л.д.7), сведения о выданных или зарегистрированных документах, дающих право на выполнение строительных работ, а также документы, подтверждающие готовность законченного строительством объекта, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, к эксплуатации в Севгорстройнадзоре отсутствуют.
Как следует из отчета №/ОТ/16 от 01.02.2-16 г., согласно учетным данным архива ГУПС «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>А в <адрес> размещен одноэтажный дом с полуподвалом жилой площадью 10,4 кв.м, общей площадью 137,7 кв.м, на который зарегистрировано право собственности за ФИО3, ФИО2 и ФИО7по 1/3 доле за каждым. Между тем, при осмотре объекта инспектором Севземконтроля было установлено, что на его месте расположен объект незавершенный строительством в уровне третьего этажа, а на момент осмотра осуществлялись строительные работы объекта в уровне четвертого этажа.
Во время проведения проверок гр. ФИО5 не предоставила документов, дающих право на выполнение строительных работ, что свидетельствует об их отсутствии.
Следует также отметить, что самовольная постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поскольку проверка и обследование земельного участка проводились на основании заявления жильцов многоквартирного <адрес>, которые в своем заявлении указывали на захват муниципальных территорий, прилегающих к дому №А по <адрес>, придомовой территории <адрес>, а также проезжей части и тротуара (л.д.12).
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно с п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
На основании п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для их использования состояние при их самовольном занятии; снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно - сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, и освобождению земельного участка.
Пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации №ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ судебные издержки подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от их оплаты.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 196, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Правительства Севастополя к ФИО5, третьи лица – ФИО2, ФИО3 о сносе самовольной постройки и освобождении самовольно занятого участка удовлетворить.
Признать самовольной постройкой капитальный объект незавершенный строительством, расположенный на земельном участке площадью 219,0 кв.м по ул. Ломоносова, 3А в г. Севастополе, принадлежащем на праве долевой собственности ФИО3, ФИО2, ФИО4
Обязать ФИО5 за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки, расположенной на земельном участке площадью 219,0 кв.м, в том числе на самовольно занятом земельном участке площадью 58,51 кв.м, по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Установить ФИО5 срок сноса самовольной постройки и освобождения самовольно занятого земельного участка площадью 58,51 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Предоставить истцу право осуществления действий по сносу самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>, а именно: самовольной постройки, находящейся на земельном участке площадью 291,0 кв.м, а также освобождение самовольно занятого земельного участка площадью 58,51 кв.м со взысканием с ответчика необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока.
Взыскать с ФИО5 в доход бюджета Ленинского района г. Севастополя государственную пошлину в сумме 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2016 года.
Судья – подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя О.И. Фисюк