ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1552/16 от 29.08.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ахтубинск 29 августа 2016 года

Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

Председательствующий судья Проскурин А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Якушкиной Ю.А.,

с участием представителя заявителя заместителя военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона О.Р.и.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор 37 военной прокуратуры гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «заведующий лабораторией» поликлиники, предусмотренного штатом войсковой части 15650. В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой 37 военной прокуратуры гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 15650 законодательства о трудовых правах граждан. Проведенной проверкой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части 15650 на основании трудового договора, является командир войсковой части 15650. При этом командиром войсковой части 15650, в нарушении ст.37 Конституции РФ, Федерального закона «О специальной оценке условий труда», ст.212 Трудового кодекса РФ, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «заведующий лабораторией» поликлиники, предусмотренного штатом войсковой части 15650 по условиям труда не выполнены. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего места нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасность условий труда. Просит обязать войсковую часть 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда рабочего места «заведующий лабораторией» поликлиники, предусмотренного штатом войсковой части 15650.

Представитель истца – заместитель Военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона О.Р.м. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика войсковой части 15650 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представителем по доверенности Т.В. представлен отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части 15650, указав, что с заявленными требованиями не согласна по тем основаниям, что у войсковой части 15650 отсутствует возможность самостоятельно организовать проведение специальной оценки условий труда рабочих мест в соответствие с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в связи с отсутствием лимитов бюджетных средств, заявки на которые направлялись начальнику Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области, командующему войсками Южного военного округа, главнокомандующему Воздушно-космическими силами, заместителю Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе, поскольку войсковая часть 15650 не обладает правом на открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства, не располагает денежными средствами и не является получателем бюджетных средств. Финансовое экономическое обеспечение войсковой части 15650 осуществляет территориальный финансовый орган - Филиал № 1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области». Однако, информация о выделении лимитов бюджетных обязательств или о заключении государственного контракта в интересах войсковой части 15650 отсутствует. Кроме того, проведение проверок соблюдения и защиты трудовых прав граждан в соответствие со статьями 355 и 356 Трудового кодекса Российской Федерации является прерогативой федеральной инспекции труда. Между тем, военный прокурор 37 военной прокуратуры, выступая в защиту неопределенного круга лиц, как в исковом заявлении, так и в приложенных к нему документах, не указал, права каких работников нарушены.

Представители ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации и в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствие с отзывом, представленным представителем ответчиков по доверенности К.Т.В в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что войсковая часть 15650 находится в подчинении командующего Воздушно- космическими силами, а командующий войсками Южного военного округа не является для войсковой части 15650 работодателем, финансирование мероприятий по организации проведения специальной оценки условий труда осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, задачей ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа» является получение денежных средств, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, и проведение конкурсов и торгов. Также, исковые требования просила оставить без удовлетворения в связи с нарушением процессуальных норм, выразившихся в подаче военным прокурором 37 военной прокуратуры искового заявления в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц. Указала, что согласно требованиям Трудового кодекса Российской Федерации органы прокуратуры не уполномочены осуществлять проверки соблюдения трудового законодательства без участия органов государственной трудовой инспекции; круг лиц (работников), в интересах которых обращается военный прокурор 37 военной прокуратуры, определен и известен.

Выслушав представителя истца о.р.и. исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 209 этого же Кодекса определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Как следует из абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Судом установлено, что 37 военной прокуратурой гарнизона в рамках осуществлении надзора за соблюдением органами военного управления прав и социальных гарантий работников воинских частей проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 15650 требований законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда в указанной войсковой части частично не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников, что следует из заключения заместителя военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона О.Р.И.. от ДД.ММ.ГГГГ

Так, в частности, не проведены мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «заведующий лабораторией» поликлиники. Указанная должность содержится в Списке должностей из штата войсковой части 15650.

Из представленных материалов дела следует, что во исполнение приведенных норм закона, заместителем начальника штаба войсковой части 15650 в ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» 13 января 2014 года за исх. № 63, 27 июня 2013 года за исх. № 50/53/1973 направлены запросы о выделении денежных средств в размере 66000 рублей для проведения обучения гражданского персонала по охране труда и 150065 рублей на проведение аттестации по условиям труда.

ДД.ММ.ГГГГ командующим войсками Южного военного округа Г.а.. начальникам родов войск в целях организации размещения государственного заказа на проведение специальной оценки условий труда в соответствие с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета и проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению» направлено указание от 11 апреля 2014 года №1/5559 об организации сбора сведений о наличии должностей, подлежащих специальной оценке условий труда, и проведению мероприятий по определению потребностей в лимитах бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда; предоставлению указанных сведений в адрес вышестоящего органа военного управления для дальнейшего направления их в адрес ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» для истребования денежных средств в довольствующем финансовом органе.

Во исполнение указаний командующего войсками Южного военного округа врио командира войсковой части 15650 20 сентября 2014 года, 10 февраля 2015 года командиром войсковой части 15650 в адрес командующего ФКУ ОСК ЮВО и в ноябре 2014 года в адрес ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», командиром войсковой части 15650 направлены перечень профессий и должностей, подлежащих специальной оценке по условиям труда в войсковой части 15650, коммерческие предложения от организаций, сведения о средней стоимости проведения специальной оценки и общей сумме затрат.

Поскольку войсковая часть 15650 находится на финансовом обеспечении Филиала № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области врио командира войсковой части 15650 29 сентября 2014 года в адрес руководителя Филиала также направлены указанные выше сведения.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (часть 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в <адрес> выдано предписание -ПП/2014-3/157/000213/11 в адрес ФКУ «Войсковая часть 15650» об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе, в части обеспечения проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных документов следует, что войсковой частью 15650 в ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» были направлены все необходимые документы и запрос о планировании выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест и мероприятий по проведению специальной оценки и общей сумме затрат.

Из письма начальника Управления финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что все поступившие заявки по определению потребностей в лимитах бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда от начальников родов войск, управлений, служб, отделов военного округа в части получены, направлены в адрес Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации по соответствующей статье сметы расходов; информация о поступлении лимитов бюджетных обязательств будет доведена до должностных лиц управления Южного военного округа для проведения конкурсных процедур.

Между тем, при проведении 37 военной прокуратурой гарнизона проверки исполнения должностными лицами войсковой части 15650 исполнения законодательства, регламентирующего организацию и проведение специальной оценки условий труда, установлено, что мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда, не выполнены, в адрес заместителя военного прокурора 37 военной прокуратуры руководителем Филиала Управления финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в бюджетной смете Управления финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по <адрес> на 2016 год лимитов бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда не предусмотрено.

Исходя из Перечня профессий и должностей, подлежащих специальной оценке условий труда в 2016 года, представленной заместителем штаба войсковой части 15650 на ДД.ММ.ГГГГ, по должности «заведующий лабораторией» поликлиники специальная оценка условий труда рабочего места не проведена. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками.

Из объяснений, данных ДД.ММ.ГГГГ инженером по охране труда и техники безопасности войсковой части 15650 Б.Н..и заместителю военного прокурора 37 военной прокуратуры усматривается, что в войсковой части 15650 требуется проведение специальной оценки по условиям труда 2661 рабочих мест гражданского персонала, поскольку в 2012 году проведена аттестация 18 рабочих мест (аттестация действует до 2017 года), специальная оценка условий труда рабочих мест не проведения из-за отсутствия финансирования и не выделения лимитов на проведение данных мероприятий ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».

Между тем, представитель ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации в возражениях на исковое заявление указал, что заказчиком получения услуг специальной оценки условий труда рабочих является войсковая часть 15650; ни ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», ни Министерства обороны Российской Федерации не является организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в связи с чем, для проведения данных мероприятий необходимо направлением командованием войсковой части 15650 в адрес вышестоящего органа военного управления в порядке подчиненности с просьбой выделения лимитов бюджетных средств на данную статью расходов. В свою очередь, через ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа» осуществляется лишь финансирование мероприятий по специальной оценке условий труда и рабочих мест.

Однако, данные возражения противоречат указаниям командующего войсками Южного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, отданным в адрес начальников родов войск, управлений, служб, отделов и отделений военного округа, командующим отделениями, командирам соединений и воинских частей, в том числе в адрес войсковой части 15650, согласно которым контроль за работой по организации сбора и обобщения сведений о наличии должностей, подлежащих специальной оценке условий труда, проведению мероприятий по определению потребностей в лимитах бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда, и предоставлению указанных сведений в адрес вышестоящего органа военного управления для дальнейшего направления их в адрес ФКУ «УФО Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» для истребования денежных средств в довольствующем финансовом органе возложен на начальника первого заместителя командующего войсками Южного военного округа. Таким образом, исходя из материалов дела, фактически именно командующий войсками Южного военного округа (руководитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа») являлся ответственным за организацию мероприятий, направленных на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест в войсковой части 15650.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», утвержденным Министром обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской ФИО2 и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 29).

Таким образом, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части войсковой части 15650 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 15650 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».

Доводы представителя ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации о том, что военный прокурор не вправе обращаться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку круг работников определен и известен - заведующий лабораторией поликлиники, а выявленные нарушения не затрагивают законные права и интересы в сфере трудового законодательства прочих работников войсковой части, суд также признает несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Как усматривается из представленных материалов, исковое заявление Военного прокурора 37 военной прокуратуры, предъявленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, по форме и содержанию отвечает требованиям статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе требованиям, указанным в части 3 названной статьи. Исковое заявление предъявлено Военным прокурором 37 военной прокуратуры в пределах предоставленных ему статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочий к командиру войсковой части 415650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации в целях устранения бездействия последних и понуждения их как работодателя к выполнению возложенной на них статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочего места - заведующий лабораторией поликлиники, невыполнение которой нарушает право работника, занимающего указанную должность и неопределенного круга граждан, которые вправе вступить в трудовые отношения с войсковой частью по указанной должности, на безопасные условия труда.

Принимая во внимание, что в войсковой части 15650 специальная оценка условий труда рабочего места - заведующий лабораторией поликлиники не проведена, а отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда, суд полагает заявленные исковые требования удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, к войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать войсковую часть 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерство обороны Российской Федерации, провести в войсковой части 15650 специальную оценку условий труда рабочего места «заведующий лабораторией» поликлиники, предусмотренного штатом войсковой части 15650.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

Судья: А.Ф.Проскурин