ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1552/2013 от 27.11.2013 Ярославского районного суда (Ярославская область)

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

 Дело № 2-1552/2013

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

     Ярославский районный суд Ярославской области в составе

 председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

 при секретаре Сергеевой К.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

 27 ноября 2013 года

 гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО4 к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании решения незаконным, предоставлении земельного участка в собственность,

 у с т а н о в и л:

 Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 обратились в суд с исковым заявлением к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Земельному комитету Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок.

 В обоснование указали, что на основании решения Ярославского районного суда от 15.98.2011 г. являются долевыми собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, - по <данные изъяты> доле каждый. Право собственности истцов на домовладение зарегистрировано в Управлении Росреестра Ярославской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

 Домовладение расположено на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>

 Истцы обратились в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в долевую собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для обслуживания и эксплуатации жилого дома № в <адрес>

 Решением комиссии по земельным и имущественным отношениями Ярославского муниципального района в предоставлении земельного участка было отказано, т.к. испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне на территории Карабихского сельского поселения. С указанным решением не согласны, поскольку оно незаконно и нарушает права истцов.

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района, Администрация Ярославского муниципального района в качестве соответчиков (л.д. №).

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в качестве третьего лица (л.д. №).

 В суде истцы ФИО1 и ФИО5 требования поддержали.   

 Истцы ФИО2 и ФИО6 в суд не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Ответчики – КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области - в суд своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще.

 В судебном заседании 19.09.2013 г. представитель КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ФИО7 иск не признала, пояснила, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне на территории Карабихского сельского поселения. Истцы просят предоставить участок для обслуживания и эксплуатации жилого дома. Земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий в соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ. Использование земель рекреационного назначения для обслуживания и эксплуатации жилого дома без проведения процедуры перевода спорного земельного участка из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в иную категорию не представляется возможным. В предоставлении в собственность земельного участка рекреационного значения для обслуживания и эксплуатации жилого дома отказано правомерно. Кроме того, земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

 Представитель ответчика Администрации Карабихского сельского поселения ФИО8 оставила решение на усмотрение суда, против удовлетворения иска не возражала. Пояснила, что спорный земельный участок расположен не в границах населенного пункта, однако данное обстоятельство не является препятствием для включения земельного участка в границы населенного пункта. Согласно ч. 25 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» допускается включение в границы населенного пункта земельных участков, непосредственно не примыкающих к границам этого населенного пункта.

     Третьи лица - Управление Росреестра по Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области – в суд своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще.

 Заместитель директора Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ФИО9 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, вопрос об удовлетворении иска оставляет на усмотрение суда.

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Из материалов дела усматривается, что на основании решения Ярославского районного суда от 15.08.2011 г. истцы являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, - по <данные изъяты> доле каждый. Их право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. №).

 Жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>

 04.02.2013 года истцы обратились в Администрацию ЯМР с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты> для обслуживания и эксплуатации жилого дома.

 15.02.2013 г. данное заявление было рассмотрено на заседании комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР. Комиссия определила, что для принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка необходим выезд на место.

 11.04.2013 г. состоялось обследование испрашиваемого земельного участка, о чем составлен соответствующий акт. При обследовании участка установлено, что земельный участок не огорожен, в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки испрашиваемый участок расположен в рекреационной зоне на территории Карабихского с/п. В связи с чем, истцам было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

 Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 11.09.2012 г. земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом по адресу: <адрес>, находится на территории рекреационной зоны, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 05.09.2006 г.

 В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Ярославской области № 22-з от 27.04.2007 года «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если на земельных участках расположены жилые, дачные или садовые дома, приобретенные гражданами в результате наследования либо по иным предусмотренным законом основаниям, и эти земельные участки наследодатель или иной прежний собственник жилого, дачного или садового дома имел право приобрести в собственность бесплатно, но данное право не реализовал.

 В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.

 Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

 Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

 Согласно ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

 Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

 Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

 В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.

 Согласно п. п. 2, 4, 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

 Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

 Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

 Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

 Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

 В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

 Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

 Согласно п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

 Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ.

 Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.

 В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

 Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:

 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

 2) природоохранного назначения;

 3) рекреационного назначения;

 4) историко-культурного назначения;

 5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.

 Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

 Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).

 В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98).

 На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).

 Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

 В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

 Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.

 Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

 Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.

 Вместе с тем, ранее на спорном земельном участке располагалась туристическая база отдыха, в настоящее время – жилой дом, земельный участок территориально находится в <адрес>, т.е. фактически относится к землям населенных пунктов, и используется для обслуживания индивидуального жилого дома. Согласно ч. 25 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» допускается включение в границы населенного пункта земельных участков, непосредственно не примыкающих к границам этого населенного пункта.

 Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется. Ввиду изменения функционального назначения базы отдыха на жилой дом сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.

 Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.

 С учетом изложенного, спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Следовательно, отсутствуют правовые основания к отказу в передаче истцам в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка.

 Вместе с тем, на момент обращения истцов в Администрацию ЯМР с заявлением о предоставлении земельного участка отсутствовала правовая норма, разрешающая включение в границы населенного пункта земельных участков, непосредственно не примыкающих к границам этого населенного пункта, поэтому отказ Администрации ЯМР в предоставлении истцам спорного земельного участка не может быть признан незаконным.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

 р е ш и л:

 Исковые требования удовлетворить частично.

 Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3,, ФИО4 право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для размещения и обслуживания нежилого здания.

 В удовлетворении остальных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.

 Судья А.Ш. Сайфулина