61RS0017-01-2023-002281-60
№ 2-18/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2024 г. г.Зверево Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи М.Л. Самойленко,
при секретаре Иньковой Н.С.,
с участием истца зам. прокурора г. Зверево Шикиной Е.С.
представителя ответчика ОИЗО администрации г. Зверево Алентьева М.И.,
представителя третьего лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г.Новошахтинске - Кочегура С.А..,
третьего лица Ануфриенко М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Зверево, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Отделу имущественных и земельных отношений администрации г. Зверево, третьи лица: Филиал ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г.Новошахтинске, ИП Ануфриенко Максим Юрьевич об обязании принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта газоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Зверево, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к Отделу имущественных и земельных отношений администрации г. Зверево об обязании принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта газоснабжения, в котором указал, что прокуратурой г. Зверево, в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст.6,24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г.Зверево требований законодательства направленного на обеспечение безопасности бесхозяйных и заброшенных зданий, строений и сооружений.
В ходе данной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ЖК РФ, Федерального закона №69-ФЗ от 31.01.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации». Проведенной проверкой установлено, что на территории МО «Город Зверево» имеется объект газоснабжения (здание бани), расположенное в г.Зверево ул.Обухова, 8, собственник которого неустановлен. В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности. В целях реализации полномочий органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты и разрабатывают соответствующие целевые программы по газификации, в рамках которых обеспечивается газификация населенных пунктов, строительство внутрипоселковых распределительных газовых сетей и обустройство внутридомовых газовых сетей. По результатам проведенной проверки 20.03.2023 прокуратурой г. Зверево главе администрации г. Зверево внесено представление об устранении требований действующего законодательства о муниципальной собственности, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и антитеррористической защищенности, однако, до настоящего времени полномочия администрацией не реализованы, объект газоснабжения на учет в качестве бесхозяйного не поставлен. Непринятие в собственность объектов газоснабжения органом местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, получение коммунальных услуг надлежащего качества, поскольку отсутствие собственника газоснабжения (газораспределительных сетей низкого давления) не позволяет осуществлять их надлежащее содержание и эксплуатацию обеспечить антитеррористическую защищенность, что создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций и ставит под угрозу бесперебойное и безопасное газоснабжение потребителей.
В соответствии с требованиями закона «О государственной регистрации недвижимости» №21ФЗ от 13.07.2015 органами местного самоуправления должно осуществляться целенаправленная работа по признанию таких объектов аварийными или оформлению данных объектов в муниципальную собственность для последующей реализации либо передачи в аренду. Решением Зверевской городской Думы от 31.03. 2016 №34 утверждено Положение об Отделе имущественных и земельных отношений администрации г. Зверево. Согласно п.2.3.3 Положения, ОИЗО администрации г. Зверево в соответствии с основными задачами осуществляет функции (услуги) в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе по обеспечению проведения организационных мероприятий по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.
В нарушение требований законодательства ОИЗО администрации г.Зверево не приняло необходимых мер для обеспечения соблюдения требований по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные объекты. Прокурор просит обязать ОИЗО администрации г. Зверево устранить нарушения требований действующего законодательства РФ, а именно осуществить мероприятия по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекта газоснабжения (здание бани), расположенное в г. Зверево по ул. Обухова, 8 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Филиал ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г.Новошахтинске, ИП Ануфриенко Максим Юрьевич.
Представитель истца – заместитель прокурора г. Зверево Ростовской области Шикина Е.С. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОИЗО администрации г. Зверево Алентьев М.И.., действующий на основании доверенности, в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме, о чем представил письменное заявление, приобщенное к делу.
Представитель третьего лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г.Новошахтинске - Кочегура С.А., действующая на основании доверенности и третье лицо Ануфриенко М.Ю. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Требованиями ст. 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, организация охраны общественного порядка, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Как следует из положений п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований относится организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) определено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Процедура постановки на учет бесхозяйного имущества регламентируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Порядок).
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Для недопущения вышеуказанных требований закона, а также п.6 ст.1 федерального закона от 13.07.2015 № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органами местного самоуправления должна осуществляться целенаправленная работа по признанию таких объектов аварийными или оформлению данных объектов в муниципальную собственность для последующей реализации либо передачи в аренду.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что на территории МО «Город Зверево» имеется объект газоснабжения (здание бани), расположенное в г. Зверево по ул. Обухова, 8, собственник которого не установлен.
Решением Зверевской городской Думы от 31.03.2016 № 34 утверждено Положение об Отделе имущественных и земельных отношений администрации города Зверево (далее – Положение).
В силу положений п. 2.1 Положения, основными задачами ОИЗО г. Зверево являются управление и распоряжение объектами муниципальной собственности в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Зверево, обеспечение проведения единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью; осуществление межотраслевого руководства управлением и распоряжением муниципальной собственностью в целях повышения эффективности ее использования для реализации социально-экономических программ развития города.
Согласно п. 2.3.3 Положения, ОИЗО г. Зверево в соответствии с основными задачами осуществляет функции (услуги) в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе по обеспечению проведения организационных мероприятий по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.
Таким образом, ОИЗО администрации города Зверево, как уполномоченный орган администрации города Зверево наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, ОИЗО г. Зверево должен инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела данные обстоятельства свидетельствуют о непринятии ОИЗО необходимых мер для обеспечения соблюдения требований по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные объекты.
Анализируя пояснения сторон и представленные по делу материалы, суд считает возможным принять признание иска представителя ответчика ОИЗО администрации г. Зверево Алентьева М.И., поскольку его волеизъявление не противоречит закону, не затрагивает интересы других лиц в порядке ст.39 ч.2 ГПК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 173 ГПК РФ сторонам разъяснены последствия признания иска, что также занесено в протокол судебного заседания.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, судом установлены обстоятельства, позволяющие удовлетворить исковые требования прокурора г. Зверево.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173 и 198 ГПК РФ, суд,
Руководствуясь ст. 194-199, 173, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Зверево удовлетворить.
Обязать Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Зверево в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно осуществить мероприятия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества объекта газоснабжения, пролегающего от фасада здания магазина «Магнит» по ул. Обухова 8 в г. Зверево до распределительного газопровода среднего давления по ул. Макаренко в г. Зверево и состоящего из подземного полиэтиленового газопровода среднего давления протяженностью 308м, газорегуляторного пункта шкафного ГРПШ (ШРП № 21) и последующего его оформления в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Постоянное судебное присутствие в г.Зверево Красносулинского районного суда путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16.01.2024.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья М.Л. Самойленко