ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1552/22 от 04.04.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0002-02-2022-000458-95

дело №2-1552/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 г. г. Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего – Биджиевой Э.А., при секретаре – Кумиковой А.А., с участием:

истца – помощника Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры – Маргушева Э.Х., действующего по доверенности от 03.03.2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ООО «Аэрокомплекс» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить выявленные нарушения действующего законодательства,

установил:

Нальчикский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ООО «Аэрокомплекс» о признании незаконным бездействия ООО «Аэрокомплекс» по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, а также о защите прав пассажиров при оказании транспортных услуг в аэропорту г. Нальчик, возложении обязанности на ООО «Аэрокомплекс» принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о защите прав инвалидов при оказании транспортных услуг в аэропорту г. Нальчик, расположенного по адресу: КБР, <адрес>, а именно:

- оснастить аэропорт г.Нальчик специальным подъемным устройством (амбулифтом), необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности в достаточном объеме;

- обустроить в здании аэровокзала Нальчик помещение для личного (индивидуального) досмотра, площадью не менее 4 кв. м.

- огородить пункт досмотра внутренних воздушных линий аэровокзального комплекса со стороны выхода дверью, оборудованной замком.

В обоснование доводов иска прокурор указал, что Нальчикской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации перевозок пассажиров воздушным транспортом, защиты прав пассажиров при оказании транспортных услуг в аэропорту г. Нальчик, а также о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства, допущенные ООО «Аэрокомплекс».

В ходе проверки установлено, что вопреки подп. 3, 5 п. 13 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, аэропорт Нальчик не обеспечен специальным подъемным устройством (амбулифтом), необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к посадке (высадке) в воздушное судно, с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Кроме того, установлено, что в нарушение требований законодательства площадь имеющегося в аэропорту Нальчик помещения для личного (индивидуального) досмотра составляет 4 кв.м. (2,5 кв.м.), пункт досмотра внутренних воздушных линий аэровокзального комплекса не огорожен со стороны входа дверью, оборудованной замком.

В целях устранения выявленных нарушений закона руководству ООО «Аэрокомплекс» Нальчикским транспортным прокурором 05.10.2020 года внесено представление №23/1-3-2020/Прдп 56-20.

Согласно ответа ООО «Аэрокомплекс» на вынесенное представление, устранение вышеуказанных нарушений напрямую связано со значительными финансовыми затратами, общество не обладает необходимыми возможностями, так как находится в процедуре банкротства.

В то же время, процедура конкурсного производства завершена без ликвидации ООО «Аэрокомплекс», определением Арбитражного суда КБР от 19.02.2021 года утверждено мировое соглашение, производство по делу о банкротстве прекращено.

Вместе с тем, отсутствие в аэропорту г. Нальчик специальных приспособлений и устройств для маломобильных граждан в настоящее время влечет за собой нарушение прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры МАргушев Э.Х. поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить его в полном объеме.

Ответчик - ООО «Аэрокомплекс», извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, а также письменные отзыв, приобщенный к материалам дела.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ решил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и обсудив доводы письменного возражения, суд приходит к следующему.

01.10.2020 года и.о. транспортного прокурора вынесено требование о проведении проверки в отношении ООО «Аэрокомплекс».

05.10.2020 года Нальчикской транспортной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере организации перевозок пассажиров, защиты прав потребителей транспортных услуг, причин и условий им способствующих.

В ходе проверки установлено, что аэропорт Нальчик не обеспечен специальным подъемным устройством (амбулифтом) необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности в достаточном объеме, площадь имеющегося в аэропорту Нальчик помещения для личного (индивидуального) досмотра составляет менее 4 кв.м., пункт досмотра внутренних воздушных линий аэровокзального комплекса не огорожен со стороны выхода дверью, оборудованной замком.

Согласно ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и к предоставляемым в них услугам.

При этом, целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, включая конституционное право на социальное обеспечение в случае инвалидности (статья 39 Конституции РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 7 ст. 106.1 ВК РФ пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, без взимания дополнительной платы обеспечивается посадка на воздушное судно и высадка из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Согласно ч. 13 ст. 106.1 ВК РФ порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.02.2016 г. № 24 утвержден Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах (далее - Порядок), которым определяется порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов на объектах воздушной транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в том числе сопровождение и помощь при посадке (высадке) на борт воздушного судна с использованием амбулифтов для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно.

Вопреки подп. 3, 5 п. 13 Порядка аэропорт Нальчик не обеспечен специальным подъемным устройством (амбулифтом), необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к посадке (высадке) в воздушное судно, с учетом ограничений их жизнедеятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 48, п. 4 ст. 84 ВК РФ приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 28.11.2005г. №142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее - ФАП № 142).

В соответствии с п. 38 ФАП № 142 в аэровокзалах аэропортов предусматриваются зоны контроля пассажиров - помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 кв. метров для предполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствами досмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 кв. метров для проведения личного (индивидуального) досмотра.

Согласно пп. 39 и 40 ФАП № 142 входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в службе авиационной безопасности аэропорта. Пункты досмотра должны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Ответчиком в настоящее время указанные нарушения закона добровольно не устранены.

Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и изменения правоотношения.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Изложенные выше обстоятельства способны привести к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, включая конституционное право на жизнь, пользующихся услугами аэропорта Нальчик, провожающих лиц, а также работников авиапредприятия. Таким образом, поскольку определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, не представляется возможным, настоящее заявление подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованно.

Учитывая изложенное, требования Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ООО «Аэрокомплекс», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Аэрокомплекс» по выполнению требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, а также о защите прав пассажиров при оказании транспортных услуг в аэропорту г.Нальчик.

Возложить обязанность на ООО «Аэрокомплекс» по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о защите прав инвалидов при оказании транспортных услуг в аэропорту <адрес>, расположенного по адресу: КБР, <адрес>, а именно:

- оснастить аэропорт г.Нальчик специальным подъемным устройством (амбулифтом), необходимым для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности в достаточном объеме;

- обустроить в здании аэровокзала Нальчик помещение для личного (индивидуального) досмотра, площадью не менее 4 кв. м.

- огородить пункт досмотра внутренних воздушных линий аэровокзального комплекса со стороны выхода дверью, оборудованной замком.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда КБР в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд.

Судья Биджиева Э.А.

Копия верна: