Дело № 2-1554/2019 29RS0024-01-2019-001767-27
29 октября 2019 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Демина А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Оксовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку по выплате заработной плате, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ или Учреждение) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку по выплате заработной плате, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что на основании трудового договора с 1 марта 2018 года работает в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ( <данные изъяты>) вахтовым методом на производственном участке в Белушья Губа, Жилищно-коммунальная служба № отдел № (<данные изъяты>) в должности начальника смены электростанции. Местом работы является <данные изъяты>, <адрес>. 30 апреля 2019 года между работниками ЖКС № и работодателем был заключен коллективный договор, зарегистрированный Министерством труда занятости и социального развития Архангельской области под № от 3 июня 2019 года. Договор подписан от работников председателем профсоюза, а от работодателя начальником ЖСК № на основании доверенности от 1 февраля 2019 года №. Коллективный договор, разработан в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы от 16 марта 2017 года. Ответчик уклоняется от выполнения условий коллективного договора. На основании п. 2.3 Коллективного договора минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности устанавливаются согласно приложению № к договору, размере которой составляет в 2019 году 10 303 рубля. Оплата труда производится в соответствии с тарифной сеткой для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты руда в организации на 2019-2020 годы (п. 2.4 Коллективного договора и приложение №). В соответствии с п.3253 приложения № к ППО/74/П начальнику электростанции устанавливается 10 тарифный разряд. В соответствии с Приложением № к коллективному договору для квалификационного уровня 10 применяется тарифный коэффициент 3,50. Соответственно размер месячной тарифной ставки должен составлять 36 060 рублей 75 копеек (10303 х 3,50). Однако в нарушении условий коллективного договора установлен должностной оклад в размере 7 291 рубль. Согласно п. 2.8 Коллективного договора применяются доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и компенсационного характера, связанные с режимом работы. Пункт 2.8.2 Коллективного договора указывает, что применяются выплаты компенсационного характера за работу вне места постоянного жительства или в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 2.8.6 Коллективного договора также применяются ежемесячные вознаграждения за выслугу лет и поскольку истец отработал 1 год 5 месяцев ему полагается надбавка в размере 5%. Просит взыскать с ответчика задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с мая 2019 года по июль 2019 года в размере 359 294 рубля 32 копейки, компенсации за задержку по выплате заработной плате в размере 5 538 рублей 06 копеек за период с 11 июня 2019года по 19 августа 2019 года, компенсацию морального вреда 5 000 рублей 00 копеек.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика и третьего лица Министерство обороны РФ в судебное заседание не явились, о дате месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании судом установлено, что истец с 1 марта 2018 года работал в ФИО2 «ФИО2» МО РФ ( <данные изъяты>) вахтовым методом в <адрес>, Жилищно-коммунальная служба № отдел № (<данные изъяты>) в должности электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 1 июня 2019 года истец работает у ответчика в должности начальника смены электростанции.
Заключенным с истцом трудовым договором ему установлен должностной оклад 7 291 рубль, районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100 %, а также предусмотрено предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.
В качестве основания для взыскания с ответчика задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате истцом указывается на условия Коллективного договора от 30 апреля 2019 года, которые ответчиком не соблюдаются.
Истцом в подтверждении своих доводов представлен Коллективный договор от 30 апреля 2019 года подписанный от работодателя начальником ЖСК № (<данные изъяты>) филиала ФИО2 «ФИО2» МО РФ (по 12 ГУ МО) ФИО5 и от работников председателем первичной профсоюзной организации ЖКС № (<данные изъяты>) филиала ФИО2 «ФИО2» МО РФ (<данные изъяты>) ФИО6
Указанный коллективный договор зарегистрирован в министерстве труда, занятости и социального развития Архангельской области 3 июня 2019 года №.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (часть 4 статьи 40 ТК РФ).
В силу п. 5 ст. 40 ТК РФ для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
В силу абз. 1 ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Таким образом норма ч. 1 ст. 33 ТК РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.
В соответствии со ст. 34 ТК РФ представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Из коллективного договора усматривается, что он подписан от работодателя начальником ЖСК № (<данные изъяты>) филиала ФИО2 «ФИО2» МО РФ (<данные изъяты>) ФИО5 на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ выданной начальником филиала ФИО2 «ФИО2» МО РФ <данные изъяты>) ФИО7
Согласно устава, учредителем ФИО2 «ФИО2» МО РФ является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении ФИО2 «ФИО2» МО РФ осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом ФИО2 «ФИО2» МО РФ является подведомственной организацией Министерства обороны Российской Федерации и соответственно является учреждением, получателем бюджетных средств, и финансируется из средств выделяемых Министерством обороны РФ.
Из материалов дела следует, что коллективный договор со стороны работодателя был заключен без участия Министерства обороны Российской Федерации (учредителя учреждения).
ФИО2 «ФИО2» МО РФ является бюджетной организацией и финансируется из средств Министерства обороны РФ и соответственно оплата труда регулируется в соответствии с утвержденными локальными и ведомственными нормативно-правовыми актами и не может произвольно изменяться.
В соответствии с п. 3 Устава ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России определено, что учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом. 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Право на утверждение, изменение штата Учреждения предоставлено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ утверждено штатное расписание ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России, в том числе и филиала (по 12 ГУ МО) на 2019 год.
Трудовым договором с учетом дополнительного соглашения истцу установлен должностной оклад в размере 7 291 рубль в месяц и выплата заработной платы осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала в ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России (п. 4.1 трудового договора), о чем свидетельствуют его подписи в трудовом договоре и дополнительном соглашении.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения оклада истцу путем заключения коллективного договора без согласия с Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации у представителя филиала ФИО2 «ФИО2» МО РФ (по 12 ГУ МО) ФИО5 также не имелось.
Кроме того п. 21.1 доверенности № от 1 февраля 2019 года предусматривает, что ФИО5 имеет право на участие в коллективных переговорах по вопросам подготовки и заключения коллективного договора с профессиональным союзом гражданского персонала Учреждения в целях обеспечения социально-трудовых прав лиц гражданского персонала Учреждения с правом подписания коллективного договора с обязательным согласованием с Учреждением в установленном порядке в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Таким образом доверенность предусматривает право подписания коллективного договора с профессиональным союзом гражданского персонала Учреждения а именно ФИО2 «ФИО2» МО РФ, в то время как коллективный договор подписан ФИО5 с первичной профсоюзной организацией ЖСК № (архипелаг Новая Земля) филиала ФИО2 «ФИО2» МО РФ (по 12 ГУ МО), и соответственно у последнего не было полномочий на подписание вышеуказанного коллективного договора.
Также материалы дела не содержат сведений о согласовании ФИО5 коллективного договора непосредственно с Учреждением - ФИО2 «ФИО2» МО РФ и (или) Министерством обороны Российской Федерации являющегося учредителем ФИО2 «ФИО2» МО РФ.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате на основании коллективного договора не имеется, поскольку договор не является заключенным ввиду его подписания со стороны работодателя неуполномоченным лицом и с нарушением норм трудового законодательства.
На основании вышеизложенного, требования истца о взыскании задолженности по заработной плате на основании коллективного договора и компенсации за задержку по выплате заработной плате, компенсация морального вреда как производные от основного требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку по выплате заработной плате, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2019 года
Судья А.Ю. Демин