ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1554/2022 от 03.03.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-1554/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 03 марта 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Цыкуновой В.П., при секретаре Саввиновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брильковой Лены Викторовны к Региональному оператору ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Брилькова Л.В. обратилась в суд с иском к Региональному оператору ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителя, указывая на то, что ответчик ежемесячно производит начисления взносов за вывоз твердых коммунальных отходов, на 01.08.2021 года начислено 11 532.03руб., что подтверждается платежным документом за июль. Между тем, региональным оператором услуга не была оказана с января 2019 года по март 2021 года, о чем ответчик был извещен коллективным письмом 19.08.2020 года, также составлен акт о не предоставлении услуг от 21.08.2020 года, подписанный собственниками жилых домов. С 24.04.2021 года начали вывозить мешковой мусор, данный факт зафиксирован актом согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. 16.08.2021 года истцом получен ответ с Управления государственного строительного и жилищного надзора по РС(Я), что основанием для перерасчета оплаты за вывоз ТКО являются акты о нарушении качества не предоставления услуг, определяющие начало и конец периода. 31.08.2021 г. истица обратилась с заявлением региональному оператору «Якутскэкосети» для перерасчета начислений. 02.09.2021 года получен отказ в перерасчете. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обязать ответчика произвести перерасчет за жилищно-коммунальные услуги за период с января 2019 г. по март 2021 г., взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., указав, что на территории земельных участков по ул.Курнатовского контейнерные площадки отсутствовали, сбор ТКО не производился, собственники самостоятельно вывозили мусор, не пользовались услугами ООО «Якутскэкосети».

В судебном заседании представитель ответчика Иванов А.А. с иском не согласился, поддержал доводы письменного отзыва на исковое заявление, согласно которым, в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности. Согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016, официальное предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было опубликовано в газете «Якутия» выпуск №51 от 28.12.2018 г., а также на сайте yaecoseti.ru. Транспортирование ТКО с жилых домов, расположенных по адресу: ____, осуществляется с общественного места накопления, расположенного по адресу: ____». Также с апреля 2021 г. для удобства потребителей, проживающих в частном секторе, производится бестарный способ сбора ТКО по адресу: ____, что подтверждается самими жильцами частного сектора. Места накопления ТКО, Окружной администрацией г.Якутска были оборудованы с учетом обеспечения подъездных путей к местам накопления для специализированной техники, а также с учетом охвата всего населения, проживающих в частном секторе. Все вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для начисления платы за услугу по обращению с ТКО по указанному адресу. Региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО всем без исключения образователям таких отходов в зоне своей ответственности. Также указал, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на администрации муниципального района.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Якутск, ул.Курнатовского, д. 68А. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях ГО «город Якутск» с мая 2018 г. является ООО «Якутскэкосети».

19.08.2020 г. собственники земельных участков расположенных на переулке Курнатовского обратились в ООО «Якутскэкосети» с коллективным письмом с просьбой определить методы сбора бытовых отходов, указывая на то, что на указанной территории никогда не было санитарных точек для сбора бытовых отходов и мусора, не оборудованы контейнеры и другие емкости, собственники земельных участков самостоятельно и за свой счет вывозят мусор и не пользуются услугами ООО «Якутскэкосети». 21.08.2021 г. собственники земельных участков расположенных на переулке ____ подписали акт, что ООО «Якутскэкосети» за период с января 2019 г. по 21.08.2020 г. не оказывали услуги по вывозу твердых коммунальных отходов с частного сектора ____

31.08.2021 г. Брилькова Л.В. обратилась в ООО «Якутскэкосети» с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги в связи с тем, что ООО «Якутскэкосети» за период с января 2019 г. по март 2021 г. не оказывали услуги по вывозу твердых коммунальных отходов с частных домов находящихся на территории СНТ «Искра».

Письмом ООО «Якутскэкосети» от 02.09.2021 г. в удовлетворении заявления о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Брильковой Л.В. отказано, с чем выражено несогласие в предъявленном исковом заявлении.

Из ответа ООО «Якутскэкосети» от 02.09.2021 г. следует, что для жителей частного сектора, органом местного самоуправления, на ул.Солнечаня 1/1 оборудовано место накопления ТКО, вывоз ТКО с данной площадки осуществляется по графику, согласно требованиями СанПин 2.1.3684-21, так же складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором. Дополнительно, региональным оператором в декабре 2020 г. был запущен пилотный проект «Бестарный сбор».

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам, также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Из смысла указанных норм следует, что собственник жилого дома обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.

Отсутствие заключенного в письменной форме договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не исключает обязанность собственника твердых бытовых отходов производить оплату коммунальных услуг, что следует из положений пунктов 4, 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 (17) раздела I(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил N 354).

Согласно статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

При этом, исходит из того, что между собственником и региональным оператором ООО «Якутскэкосети» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО, в соответствии с которым ООО Якутскэкосети» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для собственников жилых домов по ул.Курнатовского. Указанное общество осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов из мест, определенных органом местного самоуправления на территории ГО «город Якутск», и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО. Несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома истца. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Суд принял во внимание письменные объяснения о том, что для жителей частного сектора, органом местного самоуправления, на ул.Солнечаня 1/1 оборудовано место накопления ТКО. С апреля 2021 г. в частном секторе производится бестарный способ сбора ТКО по адресу: Курнатовскогго. Указанные места накопления ТКО, Окружной администрацией города Якутска были оборудованы с учетом обеспечения подъездных путей к местам накопления для специализированной техники, а также с учетом охвата всего населения, проживающих в частном секторе.

Допустимых же и достоверных доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых коммунальных отходов способом, не нарушающим санитарного законодательства, истцом не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых Брильковой Лены Викторовны к Региональному оператору ООО «Якутскэкосети» о защите прав потребителя – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.П. Цыкунова

Решение изготовлено 03 марта 2022 г.