ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1555/19 от 05.02.2019 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1555/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2019 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.

при секретаре Мамедовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Багратионовского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о возложении обязанности оформить паспорт памятника природы регионального значения парка, оформить охранное обязательство по обеспечению сохранности и использованию памятника природы регионального значения, принятии мер к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования памятника природы регионального значения и постановке на государственный кадастровый учет,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Багратионовского района Калининградской области в интересах РФ и неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой Багратионовского района Калининградской области проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных объектов природы регионального значения, в результате которой установлено следующее. В соответствии с решением Калининградского облисполкома от 22.05.1985 № 112 «О государственных памятниках природы местного значения на территории области» статус памятника природы присвоен парку «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, площадь 12,0 га (кадастровый номер 035). Однако, паспорт памятника природы до настоящего времени не разработан, границы земель памятника природы и его охранная зона не установлены, на государственный кадастровый учёт не поставлены, сведения в сведений государственный реестр недвижимости не внесены. Между тем, сохранение и охрана ООПТ осуществляется в целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, установленных ст. 42 Конституции РФ. Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится создание и обеспечение охраны ООПТ регионального значения. Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области в соответствии с Положением о Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, утверждённым постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642, осуществляет функционирование и охрану ООПТ регионального значения. Между тем, в результате проверки выявлено, что паспорт памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, отсутствует. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Федеральным законом. При этом, границы земель памятника – парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, и его охранная зона не установлены, на государственный кадастровый учёт не поставлены, сведения в единый государственный реестр недвижимости не внесены. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действующего законодательства об ООПТ, могут повлечь нецелевое использование земель памятника природы регионального значения - парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, и привести к утрате памятника природы, что недопустимо и требует немедленного устранения. На основании изложенного, просит обязать министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области оформить паспорт памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области оформить охранное обязательство по обеспечению сохранности и использованию памятника природы регионального значения - парка «Первомайское», расположенного по адресу: < адрес >, принять меры к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, и постановке на государственный кадастровый учёт границ зоны с особыми условиями использования памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, в срок двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Багратионовского района Калининградской области - Округ Л.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в иске, на их удовлетворении настаивала.

Ответчик Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Багратионовского района Калининградской области проведена проверка соблюдения законодательства об особо охраняемых природных объектов природы регионального значения, в результате которой установлено следующее.

В соответствии с Калининградского облисполкома от 22.05.1985 № 112 «О государственных памятниках природы местного значения на территории области» статус памятника природы присвоен парку «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >

Паспорт памятника природы до настоящего времени не разработан, границы земель памятника природы и его охранная зона не установлены, на государственный кадастровый учёт не поставлены, сведения в государственный реестр недвижимости не внесены. Между тем, сохранение и охрана ООПТ осуществляется в целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, установленных ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под собой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются ООПТ.

Согласно п. «д» ч. 2 ст. 2, ст. ст. 25 - 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учётом особенностей режима ООПТ различаются определённые законом категории указанных территорий, в т.ч. памятники природы, которыми являются природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы федерального или регионального значения.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чьё ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ, относится создание и обеспечение охраны ООПТ регионального значения.

В соответствии с Законом Калининградской области от 03.11.2000 № 277 «Об особо охраняемых природных территориях» (утратил силу) с учётом целей образования, особенностей режима охраны использования ООПТ памятники природы отнесены к категории ООПТ регионального значения (ст. 3).

Аналогичная норма предусмотрена действующим в настоящее время Законом Калининградской области от 01.03.2016 № 513 «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 3).

Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона Калининградской области, ООПТ регионального значения находятся в ведении органов исполнительной власти Калининградской области, а также в случаях, предусмотренных ст.28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Согласно положениям ст. ст. 2, 8, 10 Закона Калининградской области от 01.03.2016 № 513 «Об особо охраняемых природных территориях», исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляет оформление паспорта памятника природы регионального значения. При этом, паспорт памятника природы регионального значения – документ, удостоверяющий категорию ООПТ регионального значения, наименование, площадь, границы, режим особой охраны и иные характеристики памятника природы регионального значения.

В целях утверждения порядка оформления паспорта памятника природы издано постановление Правительства Калининградской области от 31.07.2017 № 400 «Об оформлении паспорта памятника природы регионального значения и охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию памятника природы регионального значения».

Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утверждённым постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642, осуществляет функционирование и охрану ООПТ регионального значения. Между тем, в результате проверки выявлено, что паспорт памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенному по адресу: < адрес >, отсутствует.

Кроме того, в соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешённого использования и описания его границ являются сведения единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии со ст. ст. 68, 69 Земельного кодекса РФ, землеустройство включает в себя мероприятия помимо прочих, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сам по себе государственной кадастровый учёт и государственная регистрация прав носит не правоустанавливающий, а лишь учётный (регистрационный) характер, осуществляется на основании документов, направленных заинтересованным лицом.

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы – исполнители с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Федеральным законом. При этом границы земель памятника – парка «Первомайское», расположенного по адресу: < адрес >, и его охранная зона не установлены, на государственный кадастровый учёт не поставлены, сведения в единый государственный реестр недвижимости не внесены, что свидетельствуют о нарушении действующего законодательства об ООПТ, могут повлечь нецелевое использование земель памятника природы, и привести к утрате памятника природы, что недопустимо и требует немедленного устранения.

В связи с тем, что паспорт памятника природы регионального значения – парка «Первомайское» не оформлен, не приняты меры к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования памятника природы регионального значения, и постановке на кадастровый учёт границ зоны с особыми условиями использования указанного памятника природы регионального значения, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора Багратионовского района Калининградской области в полном объёме.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из обстоятельств дела, с учетом доводов прокурора о разумном сроке исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области обязанностей двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Багратионовского района Калининградской области удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области оформить паспорт памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенного по адресу: < адрес >, в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области оформить охранное обязательство по обеспечению сохранности и использованию памятника природы регионального значения - парка «Первомайское», расположенного по адресу: < адрес >, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области принять меры к проведению кадастровых работ по определению границ зоны с особыми условиями использования памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенного по адресу: < адрес >, и постановке на государственный кадастровый учёт границ зоны с особыми условиями использования памятника природы регионального значения – парка «Первомайское», расположенного по адресу: < адрес >, в срок двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2019 года.

Судья Д.В. Стома