ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1555/2021 от 08.07.2021 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-1555/2021

УИД 33RS0011-01-2020-002174-90

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 08 июля 2021 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ким И.Г.,

при секретаре Гадаловой К.Е.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к главе поселка Мелехово Ковровского района ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, неустойки,

у с т а н о в и л:

26.05.2020 ФИО1 обратилась в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила обязать главу п. Мелехово Ковровского района ФИО2 дать обоснованный ответ на вопросы в обращении от 27.03.2020 № 306-05-06 (№ 235605 от 18.03.2020, ОГ-09-2571 от 19.03.2020, Д-36/137 от 20.03.2020), с каким кодом должно было быть зарегистрировано на официальном сайте администрации Президента РФ обращение СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района 12.08.2019; соответствует ли код, зарегистрированный на официальном сайте администрации Президента РФ по обращению СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района 12.08.2019 существу обращения СНМ, взыскании судебных расходов.

06.10.2020 в Ковровский городской суд поступило уточненное административное исковое заявление ФИО1, в котором помимо ранее заявленных административных требований содержалось требование о возложении на главу п. Мелехово Ковровского района ФИО2 обязанности разъяснить, что означает, по сути, обращение СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района 12.08.2019. Кроме этого, административный иск дополнен исковыми требованиями о взыскании с главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2 компенсации морального вреда в размере 50000 руб., неустойки за каждый день просрочки непредоставления сведений до 10.10.2020 в размере 500 руб.

В обоснование иска указано, что ФИО1 с 1991 года по настоящее время проживает на основании договора социального найма по адресу: <адрес>.

15.04.2020 она получила почтовое отправление с ответом Совета народных депутатов п. Мелехово Ковровского района от 31.03.2020 исх. № 318-05-06 на ее обращение Президенту РФ от 27.03.2020 № 306-05-06, суть которого связана с присвоением кода обращению СНМ от 12.08.2019 при личном обращении в администрацию п. Мелехово Ковровского района. Полагает, что, присвоив указанному обращению СНМ код 0001.0002.0027.0125, администрация п. Мелехово Ковровского района умышленно исказила суть обращения СНМ, введя в заблуждение администрацию Президента РФ. В связи с тем, что ответ Совета народных депутатов п. Мелехово Ковровского района от 31.03.2020 исх. № 318-05-06, по мнению истца, не содержит информацию о соответствии кода регистрации обращения СНМ от 12.08.2019 на официальном сайте администрации Президента РФ, ФИО1 просила суд обязать главу п. Мелехово Ковровского района ФИО2 дать обоснованный ответ на вопросы, содержащиеся в обращении от 27.03.2020 № 306-05-06, а именно: с каким кодом должно быть зарегистрировано на официальном сайте администрации Президента РФ обращение СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019; соответствует ли код, зарегистрированный на официальном сайте администрации Президента РФ по обращению СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019, существу обращения СНМ; а также разъяснить, что означает по сути обращение СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района Владимирской области.

Определением суда от 06.10.2020 ФИО1 отказано в принятии части исковых требований - о взыскании с главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2 компенсации морального вреда, неустойки для рассмотрения в порядке административного судопроизводства совместно с административными исковыми требованиями в административном деле № 2а-2200/2020.

Вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда от 21.10.2020 по административному делу № 2а-2200/2020 административные исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на главу поселка Мелехово Ковровского района Владимирской области ФИО2 дать разъяснения и обоснованный ответ на обращение ФИО1 от 27.03.2020 № 306-05-06 (№ 235605 от 18.03.2020, ОГ-09-2571 от 19.03.2020, Д-36/137 от 20.03.2020) оставлены без удовлетворения.

Кассационным определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2021 определение Ковровского городского суда от 06.10.2020, апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 08.12.2020 об отказе в принятии искового заявления ФИО1 к главе поселка Мелехово Ковровского района Владимирской области ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, неустойки отменено, материал направлен для рассмотрения в суд первой инстанции на новое рассмотрение со стадии принятия искового заявления к производству.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 18.03.2020 в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ФИО1, в форме электронного документа, зарегистрированное за № 235605, по вопросу «0001.0001.0015.0042 деятельность исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и его руководителей» (сообщение гражданина о недостатках в работе органов местного самоуправления (332), которое было направлено для рассмотрения в администрацию Владимирской области для принятия мер, откуда направлено для рассмотрения в администрацию Ковровского района, а затем в Совет народных депутатов п. Мелехово Ковровского района (л.д. 37, об.).

Совет народных депутатов п. Мелехово Ковровского района 31.03.2020 за исх. № 316-05-06 предоставил ответ на обращение ФИО1 от 27.03.2020 № 306-05-06 (л.д. 11-12), который получен заявителем 15.04.2020 (л.д. 22).

26.05.2020 в Ковровский городской суд поступил административный иск ФИО1 (уточненный в ходе рассмотрения дела), в котором она просила обязать главу п. Мелехово Ковровского района ФИО2 дать обоснованный ответ на ее обращение от 27.03.2020, с каким кодом должно быть зарегистрировано на официальном сайте администрации Президента РФ обращение СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019; соответствует ли код, зарегистрированный на официальном сайте администрации Президента РФ, по обращению СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019, существу обращения СНМ; а также разъяснить, что означает по сути обращение СНМ при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района Владимирской области.

22.06.2020 ФИО1 получила сообщение за подписью главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2, содержащее разъяснение о том, с каким кодом на официальном сайте администрации Президента РФ зарегистрировано обращение СНМ от 12.08.2019 (0001.0002.0027.0125 – результаты рассмотрения обращения) (л.д. 55).

Кроме этого, в отзыве главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2 от 23.06.2020, приобщенном к материалам административного дела в ходе судебного заседания 23.06.2020, содержится информация о порядке и основаниях присвоения кодов обращениям граждан, которые осуществляются в соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан и организаций» и «Тематическим классификатором обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций», утвержденным распоряжением Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 30.11.2017 № 104 (л.д. 60-61).

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям, полагала, что ответчиком до настоящего времени не предоставлен исчерпывающий ответ на ее обращение.

Ответчик глава поселка Мелехово Ковровского района ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил отзыв на исковые требования ФИО1, в соответствии с которым в удовлетворении иска просил отказать, поскольку требования о взыскании морального вреда и неустойки не обоснованы. Отметил, что им приняты все меры надлежащего исполнения обязательства, ответ на обращение направлен в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, кроме того, дополнительный ответ заявителю направлен до вынесения решения суда.

Представители третьих лиц администрации поселка Мелехово Ковровского района и Совета народных депутатов поселка Мелехово в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили отзыв на исковые требования с изложением позиции по делу, аналогичной доводам ответчика.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, изучив материалы дела и позицию ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Положениями статей 29, 33 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В силу п.3,4.1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации).

В силу положений статьи 32 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст.2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.

Как предусмотрено частями 1-3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу положений части 3 статьи 32 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Названная норма закона, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права.

Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 № 27-О-О, и от 29.09.2016 № 1750-О, статья 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 ГК Российской Федерации).

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с положениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Пунктом 3 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10, суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При принятии решения по административному делу № 2а-2200/2020, которое в силу указанных положений закона имеет преюдициальное значение для рассматриваемого спора, суд установил незаконность бездействия главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок исчерпывающего ответа по всем вопросам, содержащимся в обращении ФИО1 от 18.03.2020.

С учетом требований ст. 16 Федерального закона № 59-ФЗ, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон, гарантирующей компенсацию морального вреда суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 требований о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, учитывая положения ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание установленные обстоятельства его причинения, период нарушения права истца, перенесенные в связи с этим истцом нравственные страдания, их характер, необходимость защиты нарушенного права в судебном порядке, учитывая требования разумности и справедливости полагает заявленный истцом размер компенсации в сумме 50000 рублей явно завышенным, в связи с чем, к возмещению подлежит сумма 1000 рублей. Компенсация морального вреда в указанном размере отвечает критериям разумности и справедливости и определена в соответствии с критериями, указанными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Исходя из того, что Федеральным законом № 59-ФЗ (ч. 1 ст. 16) предусмотрено право гражданина на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда, учитывая, что неустойка по своей сути является санкцией за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Статьей 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя их положений пункта 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

При подаче административного иска о возложении на главу поселка Мелехово Ковровского района Владимирской области обязанности дать обоснованный ответ на ее обращение, возместить судебные расходы, ФИО1 была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (дело № 2а-2200/2020). Вопрос о возмещении данных судебных расходов ФИО1 разрешен при вынесении решения суда по административному делу № 2а-2200/2020. При предъявлении требований о взыскании компенсации морального вреда, неустойки истцом ФИО1 государственная пошлина не уплачивалась.

В этой связи оснований для возмещения расходов по уплате государственной пошлины за счет ответчика не имеется.

На основании положений ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд.

Расходы, понесенные истцом ФИО1 в связи с оплатой проезда пригородным транспортом (автобус по маршруту «128») в размере 50 рублей, подтверждаются билетом № 0112 от 08.07.2021 на указанную сумму.

Данные расходы понесены истцом для целей защиты своих прав в судебном порядке (личное участие в судебном заседании 08.07.2021 по настоящему гражданскому делу), подлежат взысканию с ответчика главы п. Мелехово Ковровского района за счет средств местного бюджета в пользу истца в заявленном им размере - 50 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 к главе поселка Мелехово Ковровского района ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, неустойки удовлетворить частично.

Взыскать с главы п. Мелехово Ковровского района за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в счет компенсации морального вреда 1000 рублей.

Взыскать с главы п. Мелехово Ковровского района за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, судебные расходы в размере 50 руб.

В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.Г. Ким

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2021.