ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1555/2022 от 12.05.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1555/2022

49RS0001-01-2022-002022-29 12 мая 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Доброходовой С.В.,

при секретаре Львовой Е.А.,

с участием представителя истца К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 12 мая 2022 года гражданское дело по исковому заявлению мэрии города Магадана к С. о возложении обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Мэрия г.Магадана обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование исковых требований указано, что в адрес Государственной жилищной инспекции Магаданской области поступило обращение ФИО1 по вопросу незаконной установки вентиляционной системы по фасаду и торцевой стене дома, расположенного по адресу: <адрес>.

По фактам, указанным в обращении Государственной жилищной инспекцией Магаданской области проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в отношении С., которая является собственником нежилого помещения , расположенного по адресу: <адрес> вынесено предписание о необходимости демонтажа вентиляции на торцевой стене многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок, по заявлению ответчика, продлялся до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением требований предписания, Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов переустройства и перепланировки помещений, перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения в многоквартирных домах на территории муниципального образования «Город Магадан» (далее –Межведомственная комиссия), принято решение (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) обязать ответчика привести торцевую стену и фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в прежнее состояние посредством демонтажа системы вентиляции в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением.

В целях проверки исполнения требований решения Межведомственной комиссии, издано распоряжение Государственной жилищной инспекцией Магаданской области о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт неисполнения требований решения Межведомственной комиссии.

Ссылаясь на положения ч. 1, 3 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, уточнив исковые требования, просил суд обязать С. привести нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> прежнее состояние, а именно произвести демонтаж системы вентиляции на торцевой стене и фасаде многоквартирного, в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи от 13 апреля 2022 года в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены: Государственная жилищная инспекция Магаданской области, Департамент САТЭК мэрии города Магадана.

Ответчик, представители Департамента САТЭК мэрии г. Магадана, Государственной жилищной инспекцией Магаданской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Представитель Государственной жилищной инспекцией Магаданской области в своем отзыве исковые требования мэрии города Магадана поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и законных интересов иных лиц.

Гражданским законодательством не установлены последствия самовольного переустройства и перепланировки нежилого помещения.

Учитывая, что законом для нежилого помещения особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки не предусмотрен, в силу ст. 6 ГК РФ, ст. 7 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Часть 4 ст. 17 ЖК РФ устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).

В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил для собственника, в том числе нежилого помещения, необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.

Как указано в ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ). Аналогичные положения содержатся в ст. 36 ЖК РФ.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Таким образом, предусмотренное в п. 2 ст. 36 ЖК РФ право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может осуществляться без соответствующего на то решения общего собрания собственников помещений в доме

Как установлено в судебном заседании, ответчик С. является собственником нежилого помещения , расположенного на 1 этаже многоквартирного дома, по адресу: <адрес>.

Государственной жилищной инспекцией Магаданской области на основании обращений, проведена внеплановая выездная с целью оценки соответствия обязательным требованиям ст. 17, 25-29 ЖК РФ переустройства нежилого помещения по адресу: <адрес>

Актом от ДД.ММ.ГГГГ осмотрено нежилое помещение (<данные изъяты>), расположенное на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. По фасаду и торцевой стене дома из <данные изъяты> выходит вентиляция.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ со стороны С. установлены нарушения ч. 4 ст. 30, ч.2 ст. 36 ЖК РФ, пп. «г», «е» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, ч. 1 ст.247 Гражданского кодекса РФ, что выразилось в самовольной установке системы вентиляции на торцевой стене дома <адрес>.

Как следует из материалов дела, ранее Департаментом САТЭУК мэрии г. Магадана отказано в согласовании устройства по фасаду здания вентиляционной трубы <данные изъяты>

В результате выявленных нарушений Государственной жилищной инспекцией Магаданской области вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости демонтажа вентиляции на торцевой стене многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок, по заявлению ответчика, продлялся до ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки исполнения предписания, Государственной жилищной инспекцией Магаданской области составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому допущенные нарушения С. не устранены.

Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено обращение руководителя Государственной жилищной инспекцией Магаданской области и принято решение (протокол ) о возложении на ответчика обязанности привести торцевую стену и фасад многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в прежнее состояние посредством демонтажа системы вентиляции в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГС. уведомлена о принятом Межведомственной комиссией решении.

Вышеуказанное решение ответчиком не обжаловалось.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> собственником С. в прежнее состояние не приведено, акт о подтверждении приведения в прежнее состояние ответчиком не представлен.

В силу п.3 ст. 29 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии с п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила) переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке, перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также перепланировка, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Поскольку в судебном заседании установлено, что в срок, указанный в протоколе Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ допущенные ответчиком нарушения не устранены, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований мэрии города Магадана к С. о возложении обязанности привести нежилое помещение в прежнее состояние.

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, характер и длительность допущенного нарушения, комплекс мероприятий, необходимых для приведения жилого помещения в прежнее состояние.

Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к определенному мэрией г. Магадана сроку, материалы дела не содержат.

Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения: в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу, как о том просит истец, который по мнению суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования мэрии города Магадана к С. о возложении обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние, удовлетворить.

Обязать С. привести нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> прежнее состояние, а именно произвести демонтаж системы вентиляции на торцевой стене и фасаде многоквартирного, в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать со С. в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок принятия решения суда в окончательной форме – 19 мая 2022 года.

Судья С.В. Доборохова