Дело № 2- 1556 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«07» ноября 2018 года г.Юрга Кемеровской области
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
Председательствующего судьи Каминской О.В.
при секретаре Цариковой Н.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Юргинского муниципального района о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Юргинского муниципального района о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, что он является ребенком-сиротой, т.к. его мать Ш.Т.А. умерла 19 декабря 2002 года, отец В.В.В. – 05 апреля 2007 года. После смерти его несовершеннолетние младшие братья и сестры были определены в детский дом и поставлены на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. На момент смерти отца ему было полных 17 лет, однако в нарушение действующего законодательства попечительство в отношении него установлено не было, на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, он поставлен не был. После поступления в ГОУ НПО ПУ *** ему рекомендовали обратиться в Администрацию Юргинского муниципального района для решения вопроса о постановке на учет и включении в списки детей-сирот для получения жилья по договору специализированного найма, однако в Администрации района ему было отказано в постановке на учет нуждающихся, т.к. нужно он не имел статуса выпускника детского дома. После беседы с директором и мастером училища он вновь обратился в Администрацию района, предоставив имевшиеся у него документы, однако ему пояснили, что у него имеются несоответствия в его фамилии в свидетельстве о рождении, которые необходимо устранить в судебном порядке. После получения дубликата свидетельства о рождении с измененной фамилией, его заявление в Администрации района принимать отказались, т.к. ему на момент обращения исполнилось 18 лет. Считает, что государство в лице муниципального органа должно было проконтролировать факт отсутствия попечения родителей или родственников в отношении него, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, внести в электронном или бумажном виде всю имеющуюся информацию, а также установить имеются ли у него в собственности жилье и оказать содействие в его получении. Однако Администрация Юргинского муниципального района, на территории которой он проживал и был зарегистрирован, на учет по улучшению жилищных условий его не поставила, а также своевременно не включила его в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений. Таким образом, государство в лице своих представительных органов – органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права детей, свои обязанности не выполнила и права ребенка-сироты не защитила. Полагает, что он не должен нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки, учитывая, что на момент возникновения у него права на обеспечение жилым помещением, он являлся несовершеннолетним и его вины в нарушении его прав на получение жилья не имеется. Он своевременно до 23-летнего возраста обращался с просьбой о постановке на учет его как ребенка-сироты, нуждающегося в предоставлении жилого помещения к должностным лицам, в чьи обязанности входило ведение и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья. На основании ст. 121, 123 Семейного кодекса РФ, ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит признать за ним право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 2-6).
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали исковые требования в полном объеме, пояснив, что ФИО1 не обращался в Администрацию Юргинского муниципального района после достижения им 18 лет до 23 лет с письменным заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по списку детей-сирот и необходимым пакетом документов из-за правовой неграмотности.
Представитель ответчика Администрации Юргинского муниципального района ФИО3, действующая на основании доверенности от 20 марта 2018 года сроком до 31 декабря 2018 года (л.д. 28), возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме, пояснив, что истец без каких-либо уважительных причин после достижения им возраста 18 лет до 23 лет не обращался в Администрацию Юргинского муниципального района. Такие обращения носят заявительный характер с обязательным приложением пакета необходимых документов, подтверждающих юридически значимые обстоятельства. Просит в иске отказать в полном объеме.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространялись на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, законодателем закреплен обязательный заявительный письменный характер обращения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилого помещения и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом 20 ноября 2013 года), до достижения возраста 23 лет лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечение их жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал и не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав пояснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Как установлено в судебном заседании, родителями ФИО1, *** года рождения, являются В.В.В. и Ш.Т.А. (л.д. 8).
Ш.Т.А. умерла 19 декабря 2002 года (л.д. 9), В.В.В. умер 05 апреля 2007 года (л.д. 10).
Таким образом, ФИО1, *** года рождения, после 05 апреля 2007 года имел статус ребенка-сироты.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2007 года внесены изменения в произведенную органом ЗАГСа Юргинского района Кемеровской области 16 ноября 1989 года за *** актовую запись о рождении ФИО1, *** года рождения, в д. ***, указав в графе «фамилия» - «Воинов» (л.д. 35-36).
Согласно справке Администрации Лебяжье-Асановского сельского поселения от 25 мая 2018 года, ФИО1, *** года рождения, зарегистрирован по адресу: *** (л.д. 11).
Из договора социального найма жилого помещения от 16 января 2018 года видно, что муниципальное жилое помещение, общей площадью 47.7 кв.м. – *** в д. *** предоставлена для проживания нанимателя ФИО4 и членов его семьи брата Ш.Е.В., *** года рождения, брата ФИО1, *** года рождения, брата В.И.В., *** года рождения, сестры В.С.В., *** года рождения (л.д. 31-33, 49).
Факт окончания учебных заведений ФИО1 подтверждается представленными в материалы дела копиями дипломов от 28 июня 2010 года, 14 июня 2012 года, 29 июня 2013 года (л.д. 37-39).
Согласно ответу Управления образованием Администрации Юргинского муниципального района от 22 октября 2018 года, с заявлением и документами о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Юргинского муниципального района в период с 2007 года по 2018 год ФИО1, *** года рождения, не обращался (л.д. 48).
Таким образом, судом не установлено наличие обстоятельств того, что ФИО1 до достижения возраста 23 лет предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не был поставлен на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Доказательств наличия у ФИО1 до достижения им 10 ноября 2012 года 23-летнего возраста объективных препятствий для обращения за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также доказательств наличия уважительных причин пропуска им срока своевременной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом и его представителем суду не предоставлено.
Ответ Администрации Юргинского муниципального района от 29 мая 2018 года на поступившее из Юргинской межрайонной прокуратуры обращение ФИО1 по вопросу истребования сведений о регистрации в журнале первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не связан с предоставлением документов и подачей ФИО1 заявления о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 30).
Суд не соглашается с доводом истца и его представителя о ненадлежащим выполнении обязанностей по защите прав ФИО1 в период, когда тот был несовершеннолетним, т.е. до 10 ноября 2007 года, его попечителем – образовательным учреждением, где истец проходил обучение до достижения им совершеннолетия, поскольку из представленного истцом решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2007 года (л.д. 35-36) именно ГОУ НПО ПУ ***, в котором обучался истец, обращалось в суд в интересах ФИО1 с заявлением о внесении изменений в актовую запись о рождении с целью последующего оформления документов на социальные выплаты после смерти обоих родителей ФИО1
Ссылка истца и его представителя о том, что он обращался в Юргинский городской суд с заявлением о внесении изменений в актовую запись о рождении для последующей постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, несостоятельна и опровергается решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2007 года, в котором указано, что ФИО1 в судебном заседании пояснял, что из-за имеющихся несоответствий в его фамилии и фамилии отца он не может оформить документы на социальные выплаты после смерти своих родителей (л.д. 35-36).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1, *** года рождения, являясь лицом из числа детей-сирот, до достижения им 23-летнего возраста (т.е. до 10 ноября 2012 года) без уважительных причин, не имея объективных препятствий, не встал на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с чем утратил указанное право.
На основании изложенного в удовлетворении иска ФИО1 отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к Администрации Юргинского муниципального района о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: О.В. Каминская
Решение изготовлено в окончательной форме «12» ноября 2018 года.