ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1556/2017 от 20.03.2018 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Соль-Илецк 20 марта 2018 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сидоренко Ю.А.,

при секретаре Кондратовой Д.В.,

с участием представителя истца Буслаевой Л.Н., представителя ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Кудряшовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района к администрации МО Соль-Илецкий городской округ, Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области об обязании ликвидировать несанкционированные свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Соль-Илецкого района обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной прокуратурой с привлечением инженера эколога ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» проверки установлено, что в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <данные изъяты>, в <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 согласно Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5м, общей площадью 50 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Данная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) -(код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 2 м х 4 м, общей площадью 8 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 2м х 5м, общей площадью 10 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 4 м х 4 м, общей площадью 16 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5 м, общей площадью 50 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 4 м, общей площадью 24 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 6 м, общей площадью 36 кв.м. В пригороде <адрес>, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 8 м, общей площадью 48 кв.м. Просил суд обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в течении месяца после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки расположенные: в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5м, общей площадью 50 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, на земельном участке без твердого покрытия размерами 2м х 5м, общей площадью 10 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 4 м х 4 м, общей площадью 16 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5 м, общей площадью 50 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 6 м, общей площадью 36 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 8 м, общей площадью 48 кв.м.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования, предъявленные к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.

Определением суда от 29.01.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.

Представитель ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ исковые требования не признала и пояснила, что земельный участок на котором расположены несанкционированные свалки, относится к землям лесного фонда, на указанные земельный участок зарегистрировано право федеральной собственности. Таким образом, земельный участок не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, либо к муниципальным землям, которыми распоряжаются органы местного самоуправления. Ст. 42 ЗК установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию в том числе они обязаны не допускать загрязнение, захламление земельных участков. Ст. 84 ЛК РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления только в отношении лесных участков, которые находятся в муниципальной собственности. В данном случае, земельный участок лесного фонда, на котором расположены несанкционированные свалки не относится к муниципальной собственности. Согласно п. 10 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области к полномочиям министерства относится организация использования лесов их охраны и защиты. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 г. № 26-П в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и не относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти. В Постановлении также указано, что установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Просила отказать в удовлетворении иска к администрации.

Определением суда от 01.03.2018 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГКУ «Соль-Илецкое лесничество» надлежащим Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.

Представитель ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление от 14.02.2018 г. и дополнение к отзыву от 19.03.2018 г. из которых следует, что возложенные на Министерство функции по организации работ по очистке лесов, находящихся в федеральной собственности, не включают в себя мероприятия по очистке от несанкционированных свалок отходов, в рамках выполнения обязанностей по охране и защите лесов, находящихся на территории Оренбургской области. Полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе и на территории лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарнооздаровительным мероприятиям. Поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием РФ в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов. Полагает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу.

Определением суда от 12.01.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Представитель Министерства строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление от 29.01.2018 г. согласно которому ликвидация свалки на территории земельного участка лесного фонда- это мероприятие, направленное на охрану леса от загрязнения. Полномочиями по охране лесов от загрязнения Министерство не обладает. В соответствии с Положением о министерстве лесного и охотничьего хозяйства в Оренбургской области, указанные полномочия возложены на министерство лесного и охотничьего хозяйства в Оренбургской области, к тому же указанное министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета и субвенций из федерального бюджета на реализацию полномочий в сфере лесных отношений. Полагает, что Министерство строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, из представленного отзыва на заявление от 29.01.2018 г. следует, что территориальное управление не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Определением суда от 15.02.2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства РФ.

Представитель Федеральное агентство лесного хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, по правилам гл. 10 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

В соответствии со статьей 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, в том числе сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Статьей 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с частью 1 статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Частью 1 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Частью 3 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Мероприятия по охране лесов от загрязнения направлены на предотвращение загрязнения и иного негативного воздействия на леса.

Частью 1 статьи 60.2 ЛК РФ установлено, что защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

В соответствии с частью 1 статьи 60.3 ЛК РФ, пунктом 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. N 607, меры санитарной безопасности в лесах, включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Согласно части 2 статьи 60.3 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности в лесах, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Мероприятия по защите лесов направлены на выполнение, в том числе, мер санитарной безопасности в лесах.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области является исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, осуществляющим реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (п. 1 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 г. №16-ук).

Абзацем 11 пункта 10 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области установлено, что министерство организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда;

В соответствии с абзацем 10 п. 9 указанного Положения о министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области основными задачами министерства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Таким образом, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области осуществляет на территории Оренбургской области все названные в пункте 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты (пункта 10 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 04.09.2017 г. прокуратурой Соль-Илецкого района совместно с инженером- экологом ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» проведена проверка соблюдений требований природоохранного законодательства РФ на территории Соль-Илецкого городского округа. В ходе проверки установлено, что в пригороде г. Соль-Илецка, на территории лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 согласно Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5м, общей площадью 50 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Данная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) -(код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 2 м х 4 м, общей площадью 8 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 2м х 5м, общей площадью 10 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 4 м х 4 м, общей площадью 16 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5 м, общей площадью 50 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 4 м, общей площадью 24 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 6 м, общей площадью 36 кв.м. В пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, состоящая из ТКО. Несанкционированная свалка представлена следующими видами отходов: отходы коммунальные твердые (код 7 31 000 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ (код 7 31 100 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ при совместном сборе (код 7 31 110 00 00 0 по ФККО); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 7 31 110 01 72 4 по ФККО – 4 класс опасности отхода). Свалка расположена на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 8 м, общей площадью 48 кв.м.

Территория, на которой располагается несанкционированная свалка, находятся на землях лесного фонда, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.

Указанный участок относится к землям лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2012 г.

Оценив представленные доказательства в совокупности, анализируя требования земельного и лесного законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках мер санитарной безопасности в лесах, проведение которых на территории Оренбургской области отнесено к полномочиям Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Оренбургской области.

В связи с чем, доводы ответчика о том, что ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, не состоятельны.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора, предъявленные к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Помимо прочего, на основании статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Во исполнение части 5 статьи 83 ЛК Постановлением Правительства от 29 декабря 2006 года № 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия), в том числе на организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Проведение санитарно- оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы ответчика об обратном безосновательны.

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из положений статьи 84 ЛК РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, в связи с чем довод Министерства лесного и охотничьего хозяйства о том, что полномочия по сбору и вывозу твердых и бытовых отходов на территории лесного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления, является несостоятельным.

Правовых оснований для удовлетворении требований к администрации МО Соль-Илецкий городской округ, Федеральному агентству лесного хозяйства РФ, Министерству строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области не имеется т.к. проведение санитарно- оздоровительных мероприятий по очистке лесов, находящихся в федеральной собственности не входит в их полномочия, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований к указанным ответчикам.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Соль-Илецкого района удовлетворить частично.

Обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в течении месяца после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5м, общей площадью 50 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами 51 <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов, на земельном участке без твердого покрытия размерами 2м х 5м, общей площадью 10 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 4 м х 4 м, общей площадью 16 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> на земельном участке без твердого покрытия размерами 10 м х 5 м, общей площадью 50 кв.м.; в пригороде <адрес>, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес> размерами 6 м х 4 м, общей площадью 24 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 6 м, общей площадью 36 кв.м.; в пригороде г. Соль-Илецка, на территории земель лесного фонда, на участке с координатами <адрес>, на земельном участке без твердого покрытия размерами 6 м х 8 м, общей площадью 48 кв.м., в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения.

Судья:

Решение в окончательном виде изготовлено 26.03.2018 г.

Судья: