ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1556/2018 от 23.05.2018 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-1556/2018

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» мая 2018 г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Рыбаковой Т.Г.

при секретаре Тимофеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства Новосибирской области к АМ о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства Новосибирской области обратились в суд с иском к АМ о взыскании денежных средств.

В обоснование своих требований указали, что в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О государственной поддержке застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области» ДД.ММ.ГГГГ на расчетный счет ответчика была перечислена целевая субсидия из областного бюджета Новосибирской области в размере 150 000 руб. на строительство индивидуального жилого дома на участке, расположенном по адресу: <адрес>..

Также, после предоставления кадастрового паспорта объекта завершенного строительства ДД.ММ.ГГГГАМ была предоставлена субсидия на компенсацию расходов по строительству жилого дома в размере 150 000 руб.

В ходе проводимой проверки за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателям было установлено, что в предоставленных АМ документах отсутствует разрешение на строительство, наличие которого в соответствии с п. 7 Положения является обязательным условием для получения субсидии.

В соответствии с п. 23 Положения при выявлении фактов, являющихся основанием для отказа в предоставлении субсидии, нарушения сроков строительства индивидуального жилого дома, установленного разрешением на строительство, а также в случае неподтверждения целевого использования средств областного бюджета Новосибирской области, сумма полученных средств застройщиком подлежит возврату.

Истцом ответчику направлялось требование о возврате полученных средств (субсидии) в размере 300 000 руб., однако до настоящего времени субсидия не возвращена, в связи с чем были вынуждены обратиться в суд с иском.

Просят взыскать с ответчика в пользу истца 300 000 руб. – размер нецелевого использования предоставленной субсидии.

Представитель истца Министерства строительства Новосибирской области ТМ в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно суду пояснила, что администрация Новосибирского района Новосибирской области предоставила в министерство строительства НСО списки застройщиков –граждан, которые имеют право на получение субсидии. Министерство строительства НСО произвело перечисление денежных средств согласно представленным спискам. На момент перечисления денежных средств земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, оформление документов произошло в декларативном порядке. В последствие, ответчиком разрешение на строительство не было представлено, кроме того, в данном случае наличие нецелевого использования денежных средств, так как на данном земельном участке невозможно строительство индивидуального жилого дома в рамках данной программы. Кроме того, согласно сведениям Боровского сельсовета, в чьи полномочия входила выдача разрешений на строительство, таковое ответчику не выдавалось, в связи с чем у нее отсутствовали основания для получения субсидии.

Ответчик АМ исковые требования не признала, дополнительно на вопросы суда пояснила, что денежные средства потрачены по назначению. В договоре о пользовании и распределении земельного участка прописано, что категория земель будет изменена на земли населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Представитель третьего лица администрации Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица администрации Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 01.04.2010 № 102 «О государственной поддержке застройщиков, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области», застройщики – физические лица, осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах имеют право на получение за счет средств областного бюджета Новосибирской области субсидии на строительство индивидуальных жилых домов.

Судом установлено, что на основании заявления АМ администрацией Новосибирского района Новосибирской области АМ была включена реестр застройщиков – физических лиц.

На основании сведений администрации Новосибирского района Новосибирской области АМ была утверждена в реестре застройщиков - физических лиц, имеющих право на получение субсидии на строительство индивидуальных жилых домов.

В соответствии с заявлением и приложенными к нему документами, застройщик просил предоставить субсидию на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На строительство вышеуказанного жилого дома истцом ответчику платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№... на расчетный счет 42№... в счет субсидии была перечислена денежная сумма в размере 300 000 руб.

Между тем, в обоснование своих требований истец указал, что в результате проведенной проверки было установлено отсутствие в предоставленных документах разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Согласно п.7 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, утв. Постановлением №..., застройщики имеют право на получение субсидий при соблюдении следующих условий:

1) наличие действующего разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного застройщику после ДД.ММ.ГГГГ;

2) строительство индивидуальных жилых домов осуществляется на территории муниципальных районов Новосибирской области;

3) на строительство индивидуального жилого дома на одном земельном участке предоставляются субсидии только одному застройщику;

4) каждый застройщик имеет право на получение субсидий на строительство только одного индивидуального жилого дома;

5) соблюдение в проекте индивидуального жилого дома условий, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, где осуществляется строительство индивидуального жилого дома;

6) субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома предоставляется при условии завершения строительства индивидуального жилого дома, подтвержденного кадастровым паспортом на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства, в течение 2 лет с даты перечисления целевой субсидии, для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в течение 3 лет с даты перечисления целевой субсидии;

7) общая площадь индивидуального жилого дома - не более 150 кв. м. При составе семьи заявителя более 8 человек предельная площадь строящегося индивидуального жилого дома рассчитывается исходя из 18 квадратных метров на члена семьи;

8) строительство индивидуального жилого дома осуществляется на земельном участке, относящемся к землям поселений с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с п. 23 Положения при выявлении фактов, являющихся основаниями для отказа в предоставлении субсидии, в соответствии с настоящим Порядком, нарушения срока строительства индивидуального жилого дома, установленного разрешением на строительство, а также в случае неподтверждения целевого использования средств областного бюджета Новосибирской области, сумма полученных средств застройщиком подлежит возврату.

Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 14 Положения, в частности, таковыми являются непредоставление или предоставление не всех документов, предусмотренных п. 11, 11.1 Положения, недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах.

В п. 11 Положения помимо прочего поименовано и разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

Таким образом, одним из документов, являющихся обязательным для предоставления субсидии на строительство индивидуального жилого дома является разрешение на строительство.

Согласно приобщенным в материалы дела администрацией Новосибирского района Новосибирской области документам, являвшимся основанием для включения ответчика в реестр застройщиков, имеющих право на субсидию, АМ было предоставлено разрешение на строительство № №... от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Между тем, как следует из ответа администрации Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№... вышеуказанного разрешения на строительство на имя АМ как и иных разрешений на строительство на ее имя администрацией не выдавалось.

Оснований сомневаться в предоставленных администрацией Боровского сельсовета сведений у суда не имеется, так как указанные обстоятельства по существу не оспаривались ни самим ответчиком ни ее представителем. Доказательств обратного по правилам ст. 56 ГПК РФ суду также не представлено.

Кроме того, в соответствии с пп.1 п.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Как следует из представленного истцом в материалы дела договора №... от ДД.ММ.ГГГГИВ был выделен ДНТ «Боровская радуга» спорный земельный участок, для индивидуального дачного строительства. Указанный земельный участок впоследствии был отчужден ИВ по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГАМ

Вид разрешенного использования спорного земельного участка истцом в судебном заседании не оспаривалось

Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что разрешение на строительство администрацией Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области АМ не выдавалось, а потому в предоставленных в администрацию Новосибирского района Новосибирской области документах, послуживших основанием для включения в реестр застройщиков, имеются недостоверные сведения, что в соответствии с ранее указанным п. 14 Положения является основанием для возврата денежных средств за перечисленную субсидию.

Возражая против удовлетворения требований, ответчик указала, что в договоре о пользовании и распределении земельного участка прописано, что категория земель будет изменена на земли населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Между тем, указанные доводы не могут приняты судом во внимание в ввиду того, что сам факт отсутствия действующего разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного застройщику после ДД.ММ.ГГГГ является основанием для предоставления субсидии.

При таких обстоятельствах, установив, что денежные средства в сумме 300 000 руб., были перечислены на расчетный счет ответчика в отсутствие на то законных оснований, при этом добровольно истцу не были возвращены, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца 300 000 руб. – размера нецелевого использования субсидии.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 6200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства строительства по Новосибирской области к АМ - удовлетворить.

Взыскать с АМ в пользу Министерства строительства по Новосибирской области денежные средства в сумме 300 000 руб.

Взыскать с АМ государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в доход местного бюджета в сумме 6 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.

Председательствующий: Рыбакова Т.Г.