ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1556/20193И от 03.07.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1556/2019 3 июля 2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Сидорович Е.В.,

при секретаре Висельской Я.Ф.,

с участием истцов ИП ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика Общественной организации Профсоюз работников связи России ФИО3,

представителя ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело по иску ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области, общественной организации Профсоюз работников связи России, председателю ликвидационной комиссии ФИО6 о признании незаконной ликвидации Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5, ИП ФИО1, ФИО2 обратились в Магаданский городской суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области, общественной организации Профсоюз работников связи России, председателю ликвидационной комиссии ФИО6 о признании незаконной ликвидации общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указали, что ФИО5 и ФИО1 являются кредиторами Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, в отношении которых имеется кредиторская задолженность. Истец ФИО2 является членом Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, у которой ежемесячно удерживаются членские профсоюзные взносы.

В настоящее время Общественная организация Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России находится в стадии ликвидации, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ направлены в УФНС по Магаданской области начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 27.12.2018 г., к которому приложены копия распоряжения о ликвидации, копия уведомления о ликвидации, выписки из протокола от 08.11.2018, выписки из Постановления Президиума Профсоюза работников связи России от 08.11.2018.

Полагают, что постановление Президиума общественной организации Профсоюз работников связи России от 08.11.2018 № 11/37 «О Магаданской областной организации» является незаконным, так как принятие решений о ликвидации территориальной организации Профсоюза относится к компетенции конференции территориальной организации Профсоюза, а не Президиума вышестоящей организации, что подтверждается п.4.9 ст.35 Устава Общественной организации Профсоюз работников связи России, которая корреспондирует со ст.40 Устава. При этом ссылка Президиума на п.1.8, 1.18 ст.54 Устава является несостоятельной, так как Президиум самостоятельно не может принять решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных и межрегиональных организаций Профсоюза. В силу ст.181.5 ГК РФ постановление Президиума Общественной организации Профсоюз работников связи России от 08.11.2018 является ничтожным.

Ссылаясь на п.5.1 Общего положения о территориальной организации Общероссийского Профсоюза работников связи РФ, утвержденный постановлением Президиума ЦК от 25.09.1996, указывают, что прекращение деятельности территориальной организации Профсоюза возможно только при принятии конференцией соответствующего решения или в других случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, обратили внимание на то, что Магаданская областная организация профсоюза работников связи России является самостоятельным юридическим лицом, входит в организационную структуру Профсоюза, но не является структурным подразделением Профсоюза, которое Профсоюз может ликвидировать по своему усмотрению. Ликвидация ОО МОО Профсоюза работников связи России, как юридического лица, происходит в соответствии с требованиями Федеральных законов «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с Уставом Профсоюза к поступившим в Управление юстиции документам о ликвидации должно быть приложено решение Конференции ОО МОО Профсоюза работников связи России. Такого документа приложено не было. Тем не менее, Управление юстиции приняло распоряжение о ликвидации юридического лица Общественная организация Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России. По данному факту прокуратурой Магаданской области подготовлено руководителю Управления юстиции по Магаданской области и Чукотскому автономному округу представление об устранении нарушений законодательства о профессиональных союзах от 11.02.2019. Однако Управление юстиции не согласилось с выводами прокуратуры и считает свои действия правильными, с которыми истцы не согласны.

По мнению истцов, принять решение о принудительной ликвидации юридического лица имеет право только суд в установленном законом порядке.

Решение о ликвидации территориальной организации нарушает права участников организации – членов Профсоюза работников связи России, к которым относится истец ФИО2 Незаконная ликвидация нарушила права ФИО5 и ФИО1 на своевременное получение заработной платы и вознаграждения.

Назначение председателем ликвидационной комиссии ФИО6 решением Президиума от 08.11.2018 произведено с целью не проведения должной работы по взысканию дебиторской задолженности, он является заинтересованным лицом в невозвращении средств заявителям.

В связи с изложенным, просили:

- признать ликвидацию Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюз работников связи России на основании постановления президиума Общественной организации Профсоюз работников связи от 08.11.2018 № 11/37 «О Магаданской областной организации» незаконной;

- обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу отозвать из Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области пакет документов, включающий копию распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 27.12.2018 № 234-Р, уведомление о ликвидации по форме Р15001, выписку из протокола от 19.11.2018 № 8/625-2, выписку из постановления от 19.11.2018 № 8/625-3 и направить в Общественную организацию Профсоюз работников связи России отказ в принятии документов о ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России;

- обязать Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области исключить запись из ЕГРЮЛ ГРН 21949000300081 от 17.01.2019 о ликвидации юридического лица Общественная организация Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/490901001) и восстановить предыдущую запись; исключить из раздела «лица» данные о руководителе ликвидационной комиссии ФИО6 и восстановить предыдущую запись;

- взыскать с Общественной организации Профсоюз работников связи России, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу расходы по уплате государственной пошлины.

В судебное заседание не явились истец ФИО5, представитель ответчика УФНС по Магаданской области, ответчик – руководитель ликвидационной комиссии ФИО6, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В представленных до рассмотрения дела письменных возражениях руководитель ликвидационной комиссии ФИО6 просил отказать в удовлетворении исковых требованиях.

УФНС России по Магаданской области в представленном отзыве полагало, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца ФИО5, ответчиков.

Истцы ИП ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и письменных дополнениях, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика – Общественной организации Профсоюз работников связи России ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу ФИО4 исковые требования также не признала, полагая их неправомерными и необоснованными, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь в обоснование позиции Управления на представленные в дело письменные возражения.

Выслушав пояснения истцов и представителей ответчиков, исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее - профсоюзы) регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее – Федеральный закон № 10-ФЗ)

Законодатель в пункте 1 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 10-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Как установлено в судебном заседании, Общественная организация Профсоюз работников связи России создана и зарегистрирована 26 июня 1991 г.

На территории Магаданской области действует Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, которая является территориальной организацией Общественной организации Профсоюз работников связи России (далее – ОО МОО Профсоюза работников связи России).

Из искового заявления и документов, представленных к иску, следует, что истец ФИО2 является членом Общественной организации Профсоюз работников связи России с августа 2015 г.

Истец ФИО5 работала в ОО МОО Профсоюза работников связи России в должности Председателя МОО с 12 мая 1994 г. по 3 декабря 2018 г. По состоянию на 3 декабря 2018 г. сумма задолженности по заработной плате перед ней составляет 183309 рублей 59 копеек.

Решением Магаданского городского суда от 7 марта 2019 г. с ОО МОО Профсоюза работников связи России в пользу ФИО5 взыскана задолженность по заработной плате в сумме 159 201 рубль 59 копеек, компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере 16 611 рублей 28 копеек, всего 175 812 рублей 87 копеек.

Согласно представленному истцами акту сверки расчетов между ИП ФИО1 и ОО МОО Профсоюза работников связи России за 2018 г. по состоянию на 31.12.2018 задолженность по выплате денежных средств у ОО МОО Профсоюза работников связи России перед ИП ФИО1 составляет 132650 рублей 46 копеек.

Постановлением Президиума Профсоюза работников связи России от 8 ноября 2018 г. на основании п.1.8, 1.18 ст.54 Устава Профсоюза принято решение о ликвидации структурной организации Профсоюза работников связи России – Общественной организации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России; постановлено представить в Управление Минюста России по Магаданской области документы, необходимые для ликвидации юридического лица; создать ликвидационную комиссию в составе, в том числе, члена Комитета Магаданской областной организации Профсоюза – ФИО6

Истцы, полагая, что указанной ликвидацией ОО МОО Профсоюза работников связи России, нарушаются их права как члена и кредиторов указанной организации на получение причитающихся заработной платы, вознаграждения, на полноценную и эффективную защиту их интересов, обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, разрешая которые суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный
закон № 82-ФЗ) профессиональные союзы являются отдельным видом
общественных объединений, особенности создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации которых регулируются специальным
Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности».

Согласно статье 52 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона должны пройти государственную регистрацию.

В связи с этим, как следует из материалов дела, Центральный комитет Профсоюза работников связи Российской Федерации уведомил Управление юстиции Магаданской области о наличии территориальной организации Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации на территории Магаданской области (уведомление от 01.03.1996 №2-100), действующей на основании единого устава Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации (далее - Профсоюз), утвержденного I съездом Профсоюза 29.09.1990 (далее - Устав).

В указанном уведомлении содержатся сведения о местонахождении руководящего органа территориальной организации Профсоюза Магаданской областной организации Профсоюза.

5 сентября 1996 г. в Управление юстиции по Магаданской области поступило заявление Магаданского обкома профсоюза работников связи от 03.09.1996 № 153 о регистрации Магаданской областной организации
Профсоюза в качестве юридического лица.

К данному заявлению были приложены уведомление Профсоюза, Устав Профсоюза, свидетельство о регистрации общественного объединения от 12.02.1996 №167 и другие документы.

Приказом Управления юстиции Магаданской области от 16.09.1996 № 96 «О государственной регистрации общественного объединения» произведена государственная регистрация Магаданской областной организации Профсоюза в качестве юридического лица и выдано свидетельство о регистрации общественного объединения от 12.02.1996 №3/43-96.

Согласно свидетельствам о регистрации общественных объединений, выданных Министерством юстиции Российской Федерации и Управлением юстиции Магаданской области, Профсоюз и Магаданская областная организация Профсоюза созданы 29.09.1996.

В соответствии с пунктами 7.6, 7.7 Устава Профсоюза в редакции от 29.09.1990 территориальные профсоюзные организации, созданные до вступления в силу Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, подтверждают свое вхождение в Профсоюз на конференциях и сообщают об этом в ЦК Профсоюза и действуют на основании Устава Профсоюза.

Решение о вхождении Магаданской областной организации Профсоюза в Профсоюз подтверждено II Пленумом Магаданского областного комитета профсоюза работников связи (постановление II Пленума от 19.04.1995), то есть до регистрации организации в качестве юридического лица и X Магаданской областной профсоюзной отчетно-выборной конференцией работников связи (протокол конференции от 09.02.2005).

Таким образом, Магаданская областная организация Профсоюза с момента своего создания 29.09.1990 и государственной регистрации в качестве юридического лица 16.09.1996 являлась и является территориальной организацией Профсоюза и входит в его структуру.

Кроме того, в регистрационном деле Магаданской областной организации Профсоюза отсутствуют документы, подтверждающие её выход из состава Профсоюза.

Истцы факт вхождения Магаданской областной организации Профсоюза в Общественную организацию Профсоюз работников связи России не оспаривали.

При таких обстоятельствах доводы истцов о том, что Магаданская областная организация Профсоюза, являясь самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру Профсоюза, но не является структурным подразделением Профсоюза, необоснованны и не соответствуют действительности.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 10-ФЗ профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образовывают профсоюзные органы, организовывают свою деятельность.

Магаданская областная организация Профсоюза и структурные организации (подразделения) Профсоюза действуют на основании единого Устава Профсоюза (Устав Профсоюза утвержден I съездом Профсоюза 29.09.1990 с изменениями и дополнениями, внесенными VI (внеочередным) съездом Профсоюза 16.10.2014).

Статьей 18 Устава определена структура Профсоюза.

Законодательно Профсоюз не ограничивается в определении и формировании самостоятельно своей внутренней структуры для реализации целей и задач Профсоюза.

Профсоюз самостоятельно определяет свою организационную структуру, определяя органы Профсоюза, полномочные принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации своих структурных организаций.Уставом Профсоюза регламентирован порядок принятия решений о ликвидации структурных организаций Профсоюза как по инициативе самой структурной организации Профсоюза, так и по инициативе самого Профсоюза. Уставом Профсоюза определены профсоюзные органы, которые полномочны принимать такие решения.

Согласно статье 40 Устава принятие самостоятельного решения структурной организацией Профсоюза о ликвидации (по инициативе самой организации) отнесено к компетенции Конференции структурной организации Профсоюза, но не относится к исключительной компетенции данного органа, такое решение принимается с последующим подтверждением вышестоящего органа Профсоюза.

Устав Профсоюза регламентирует порядок принятия решения о ликвидации структурных организаций Профсоюза по инициативе Профсоюза, принятие такого решения отнесено к полномочиям Президиума Профсоюза - вышестоящего органа Профсоюза по отношению к структурным организациям Профсоюза и не требует дополнительных или иных решений выборных органов структурных организаций (подразделений) Профсоюза (п. 1.18 ст.54 Устава Профсоюза).

Положения Устава Профсоюза обязательны для исполнения всеми членами профсоюза, структурными организациями (подразделениями) Профсоюза и профсоюзными представителями (п. 10 ст.1 Устава Профсоюза).

Как уже было указано, Магаданская областная организация Профсоюза является территориальной структурной организацией (подразделением) Профсоюза, действует на основании Устава Профсоюза.

В соответствии с п.1 ст.33 Устава Профсоюза территориальная структурная организация (подразделение) Профсоюза обязана выполнять Устав Профсоюза и решения выборных органов Профсоюза.

8 ноября 2018 г. Президиум Профсоюза принял решение о ликвидации Общественной организации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России (Постановление Президиума Профсоюза от 08.11.2018 протокол № 11/37).

Решение о ликвидации принято на основании п. 1.18 ст.54 Устава Профсоюза. Согласно данной норме Устава Профсоюза Президиум Профсоюза является полномочным органом для принятия решений о создании территориальных структурных организаций (подразделений) Профсоюза, а также решений о реорганизации, ликвидации территориальных структурных организаций (подразделений) Профсоюза. Данная норма Устава Профсоюза является императивной, регулирует порядок принятия решения о ликвидации структурных организаций (подразделений) Профсоюза по инициативе вышестоящих профсоюзных органов, не требует дополнительных или иных решений выборных органов ликвидируемой структурной организации (подразделения) Профсоюза. Данное решение о ликвидации Общественной организации Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России принято в соответствии с Уставом Профсоюза, полномочным вышестоящим выборным коллегиальным органом Профсоюза, обязательно для исполнения и не требует иного подтверждения.

При таких обстоятельствах доводы истцов о незаконности вышеуказанного постановления Президиума от 8 ноября 2018 г., а также о том, что решение о ликвидации территориальной организации Профсоюза принимает исключительно Конференция территориальной организации, не могут быть признаны состоятельными, поскольку решение о ликвидации ОО МОО Профсоюза работников связи России принято уполномоченным органом Профсоюза и в соответствии с Уставом Профсоюза.

При этом ссылка истцов на п.5.1 Общего положения о территориальной организации общероссийского Профсоюза работников связи Российской Федерации, утвержденного постановлением Президиума общероссийского Профсоюза работников связи от 25.09.1996 г., не может быть принята судом во внимание, поскольку, как пояснила представитель ответчика Управления Минюста РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, указанное положение не представлено в регистрационное дело Магаданской областной организации Профсоюза и в Управлении отсутствует.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ) сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Минюста России от 03.03.2014 №26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» уполномоченным органом по принятию решений о государственной регистрации общественных объединений является Министерство юстиции и его территориальные органы.

Из материалов дела следует, что 26 декабря 2018 г. в Управление Министерства юстиции по Магаданской области и Чукотскому автономному округу поступило уведомление председателя ликвидационной комиссии ФИО6 о ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза.

К данному уведомлению были приложены выписки из протокола заседания и постановления Президиума Профсоюза работников связи России от 08.11.2018, согласно которым Президиумом принято решение о ликвидации ОО МОО Профсоюза работников связи России.

Пакет документов о нахождении ОО МОО Профсоюза работников связи России в процессе ликвидации, представленный в Управление соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ.

В связи с этим Управлением принято решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале процедуры ликвидации юридического лица и назначении председателя ликвидационной комиссии Магаданской областной организации Профсоюза работников связи России, что подтверждается распоряжением Управления от 27.12.2018 № 234-р.

Данные документы были направлены в Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, поскольку на основании Приказа Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации указанных в пункте 2 настоящего Порядка организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений о них осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации или по согласованию с ФНС России инспекциями ФНС России, находящимися в подчинении управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

Внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено настоящим Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (п.4 Порядка).

17.01.2019 в ЕГРЮЛ в отношении Магаданской областной организации Профсоюза внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (запись в ЕГРЮЛ ГРН 21949000300081).

Таким образом, распоряжение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры ликвидации Магаданской областной организации Профсоюза вынесено Управлением в пределах полномочий, возложенных на территориальные органы Минюста России по государственной регистрации некоммерческих организаций с соблюдением специального порядка государственной регистрации профсоюзов, установленного Федеральными законами №10-ФЗ и 129-ФЗ, равно как и запись ГРН 21949000300081 о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии в отношении юридического лица внесена УФНС России по Магаданской области в ЕГРЮЛ в соответствии с нормами действующего законодательства.

При этом не основаны на законе доводы истцов в той части, что Управление Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обязано было проверить соответствие представленных документов действующему законодательству и Уставу Профсоюза, и после этого издать распоряжение о передаче документов в Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Так, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 10-ФЗ государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации осуществляется в уведомительном порядке.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №10-ФЗ федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.

Помимо этого, согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона №10-ФЗ отказ в государственной регистрации или уклонение от неё могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

Таким образом, в силу прямого указания Федерального закона № 10-ФЗ территориальные органы Минюста России не вправе отказывать профсоюзам в государственной регистрации, в противном случае заявителем такой отказ может быть обжалован в суд. В суд может быть обжалован не только отказ, но и уклонение от государственной регистрации.

Исходя из требований абзаца 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона №10-ФЗ территориальный орган Минюста России при получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза в связи с его ликвидацией, обязан направить в налоговый орган сведения и документы, необходимые для осуществления налоговым органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, на территориальные органы Минюста России возложен ряд полномочий, перечень которых является исчерпывающим.

При этом территориальные органы Минюста России не наделены полномочиями по толкованию федерального законодательства, Уставов профессиональных союзов, оценке порядка проведения конференций, общих собраний профсоюзов и т.д.

Более того, территориальные органы Минюста России не имеют права вмешиваться в деятельность профсоюзов.

Кроме того, согласно пункту 3 Устава Профсоюз в своей деятельности независим от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетен и не подконтролен.

Следовательно, Министерства юстиции Российской Федерации и его управления, вопреки доводам истцов, не наделены властными полномочиями в отношении Профсоюзов и их объединений и не вправе проверять соответствие представленных Профсоюзом документов действующему законодательству, Уставу Профсоюза.

На основании изложенного, суд находит требования истцов не основанными на законе, кроме того соглашается с возражениями ответчиков о том, что доводы истцов о нарушении их прав и законных интересов решением о ликвидации ОО МОО Профсоюза работников связи России и принятием ненормативного акта, на основании которого внесена запись в ЕГРЮЛ об уведомлении о ликвидации ОО МОО Профсоюза работников связи России и сама запись в ЕГРЮЛ, не нашли своего подтверждения.

Кроме того, по утверждению представителей ответчиков, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ) в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не поступали.

Запись о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ регистрирующим органом не вносилась – процедура ликвидации ОО МОО Профсоюза работников связи России не завершена.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области, общественной организации Профсоюз работников связи России, председателю ликвидационной комиссии ФИО6 о признании незаконной ликвидации Общественной организации Магаданская областная организация Профсоюза работников связи России, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок изготовления мотивированного решения – 9 июля 2019 г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>